|
Романский собор и его скульптура
Романское искусство получила название от понятно какого города, подражание Византии. Эпоха паломничества, крестовых походов, заимствования. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. До него говорится об искусстве варварских королевств, искусстве Империи (Каролингов, искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв). В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка. В основном интеллектуальная жизнь сосредотачивается в монастырях, строят в основном их. Как и у Янсона и Шуази романское искусство разделено по школам, я тоже так сделаю, возьму 5 основных. Время расцвета романского искусства приходится на XI – XII вв.
Юго-Западная Франция. Базилика Сен Сернен в Тулузе 1080 – по XII век. В плане представляет собой латинский крест, центром тяжести которого является западная часть. У нее протяженный неф и широкий трансепт потому, что это церковь паломническая. Все эти дороги сходились в одном месте – за Пиренеями, в монастыре под названием Сантьяго-де-Компостела. Но каждая из дорог была отмечена своим храмом, и базилика в Тулузе Сен-Сернен – один из них. Пятинефный храм имел планировку, которая была обусловлена именно этим непрерывным движением паломников, которые желали видеть реликвии и принимать участие в службах перед множеством алтарей, поэтому паломнические церкви нуждаются в том, чтобы в них были протяженные нефы и просторные трансепты. Собор с обходной галереей, ранее это было в соборах с криптой (собор Св. Михаила), но здесь она ведет только вокруг апсиды и к каппелам. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, центральный – полуциркульными. Строитили опасались применять крестовый над центральным нефом, где распор был более сильным. Неф состоит как бы из обособленный ячеек, что создает эффект упорядочности и строгости. В боковыхнефах распор принимают стены, укрепленные контрфорсами, в центральном – сами устои. Разноуровневая крыша выделяет от боковых нефоф центральны. Центральная башня, первоначально задуманная более низкой, достороена уже в эпоху готики.
Бургундия и Западная франция. Собор в Отёне. 1120-1132 гг. Бургундские архитекторы предложили более изящный вариант прекрытия центрального нефа. Во-первых, они заменяют галереиидекоративной аркадой (трифорий) и верхним рядом окон. Во-вторых, применяют стрельчатые арки свода, которая создает давление не поперек, а практически только сверху вниз. Для гармонии интерьера они применяютяи и в аркаде. Ее появление связано с влиянием исламской культуры, где стрельчатая арка имела широкое распространение. Кстати несмотря на эти нововведения стены центрального нефа раздвинуты под углом из-за распирающего их свода. Большой смелостью было поднять цилиндрические своды настолько, чтобы поместить оконные проемы между его пятами. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами. Все эти черты характерны для Бургундии.
Нормандия и Англия. Дерхемский (Даремский) собор. 1093-1130 гг.
Одно из самых больших церковных сооружений средневековой Европы. Главная особенность – применние стрельчатого крестового сводв на нервюрах для перекрытия трехярусного нефа. Это новшество по сравнению, например, с собором в Отене. Боковые нефы состоят из квадратных ячеек-травей также с крестовыми сводами. Нервюры центрального нефа делят каждый пролет на семь секторов, а не на четыре как раньше. Поперечные арки опираются на столбы аркады, а размеры и внешний вид столбов неодинаковы: нечетные, которые несут эти арки, имеют сложную составную форму «пучков» колонн и пилястр, примыкающие к квадратному устою, четные столбы представляют собой круглые колонны. Преимущество крестового свода состоит в том, что в верхней части стен освобождаются полукруглые участки для верхнего ряда окон, в этой части стена не выполняет существенной несущей функции и может именть проемы. Основой свода служили ребра-нервюры, составляющие его каркас. Промежутки между ними заполнялись камнями минимальной толщины, что облегчало вес свода и распор стен. Собор окружен венцом капелл. Среди них особенно выделяется Галилейская капелла, сооруженная в начале 1170-х годов. Ее расположение совершенно необычно: она пристроена к собору не с восточной стороны — со стороны хора, как обычно, а примыкает к западному фасаду и служит притвором, ведущим в собор.
Италия. Комплекс собора в Пизе. 1053-1272 гг.(Ансамбль включал в себя беломраморный пятинефный собор, колокольню и баптистерий-крещальню).Наиболее развитой областью Италии была Тосканы, где архитекторы е ставили задачу воссоздать империю римлян, а использовали раннехристианские формы. Комплекс собора в Пизе имеет сходство с церковью Сен-Аполлинаре в Равенне, но выше и благодаря трансепту приеобрел форму латинского круста, а также над средокрестием имеет купол. Но: у него тоже ряды плоских аркад и характерная для ранних базилик отдельно стоящая колокольня (Пизанская башня).
Общие замечания. Кладка: Неправильной формы камни облицовываются каменными плитами. Истоки: Романское искусство было создано возрождающимся обществом, которое пользовалось источниками окружавших его древних культур. Скульптурные украшенияпомещались, в основном, на капителях колонн и на дверных тимпанах («Страшный суд» в Отёне). Большие фигуры в откосах дверей дополняют скульптурную декорацию. Моденатура: Большинство романских профилей вырезаны в самом камне в отличии от римских, которые сделаны из гипса. Орнаментальные украшения. Романская архитектура, как и вся Восточная, применяла расцветку на фасадах, потолках.
18.Готический собор и его декорация.
Готика зародилась на Французской земле. Это городская культура. 13 столетие - эпоха расцвета городских коммун, расцвета готики. Если романский храм - это место для богослужения и жилище Бога. Готический храм-это образ идеального города, персонифицирует рай - божественный Иерусалим. Готический собор сливается с небесным пространством, у него нет окончания. Начинает действовать новая система конструкций- скелетная, каркасная. Эта система даёт нам лёгкость и прозрачность. Понятие пространства - ведущее для готики. В готике появляется ощущения взлёта, порыва ввысь.
Франция.
Церковь аббатства Сен-Дени. 1140-1144гг. Рождение готики приходится на 1130-1144 годы, когда аббат Сугерий осуществил перестройку аббатства Сен-Дени. Капеллы, известные еще из романских соборов, объединены здесь в единое пространство - двойную галерею. Крестовый свод с нервюрами применен повсеместно, в отличии, опять же, от романских. Интерьер также отличается большей легкостью и обилием света. Площадь окон увеличена до такой степени, что их трудно назвать проемами. Они занимают почти всю стену, которая снаружи подпирается контрфорсами, оттого легко объяснить воздушность интерьера. Все элемента не были новшеством, но нигде в единстве их не встретишь до этого собора. Сугерий объединил в иль де Франсе опыт разных школ. Он также подчеркивает в своих рассказах о строительстве о важности геометрии и света. Сугерий не был архитектором, но заказчиком, интересовавшимся архитектурной эстетикой. Технические задачи здесь тесно связаны с вопросами о форме (красота, гармония, совершенство). Для этого и нужен был духовный авторитет. Сугерию и мастеру норманнской школы вместе удалось воплотить теологию в камне, итогом этого было создание готического стиля.
Нотр-Дам де Пари. 1163-1345. Со временем кафедральные собору во все более развивающихся городах стали сосредоточением творческих усилий в области искусства. Здесь двойнай галерея также продожена в боковые нефы, а длина трансепта почти не превышает ширины фасада. В инетерьере собора присутствуют элементы, свойственные норманнскомуварианту романского стиля, например стрельчатые арки (Дерхемский собор), только они применены везде. Как и в Сен-Дени огоромные окна создают замечательный эффект. Внутреннее пространство имеет вертикальное направление, все вертикали его акцентированы. Контрфорсы не видны изнутри. Над боковыми нефами эти контрфорсы преходят в аркбутаны, подгимающиеся к участкам стены между окнами верхнего ряда, на которых сконццентрирован боковой распор свода главного нефа. Внешний вид также напоминает Сен Дени: контрфорсы, членящие фасад на три части, наличие трех этажей. Но архитектурная форма здесь более дисциплинирована, кружевные аркады, огромные порталы, окна нарушают монотонность стены, так что достигается эффект легкой ажурной ширмы.
Фасад собора разделен по вертикали на три яруса, в центральном ярусе которого находится окно-роза (1220–1225) диаметром 10 м. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). По ширине фасада проходит т.н. «галерея королей». Интерьер собора разделен цилиндрическими пятиметровыми столбами на пять нефов, вокруг трансепта проходит двойная галерея. Внутри собора трансепты пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. *Конечно, там много скульптур и внутри, и снаружи. Еще стоит орган с 1402ого года. Но если я об этом напишу будет слишком много.
Англия.
Быстрому развитию готики за пределами Франции способствовало три причины: мастерство франузских архитекторов, престиж интеллектуальной элиты и влияние цестерианцев (монашеский орден, основанный Св. Бернардом Клервоским), убедительность самого стиля. За 50 лет в Англии возник т.н. раннеанглийский стиль, лучшим образцом которого является собор в Солсбери 1220-1270гг, он может служить образцом первого типа сооружений английской соборной готики. Внешний вид его сильно отличается от франзузских соборов. Преобладание вертикалей исчезло, здание выглядит приземистым и растянутым. Башня над средокрестием служит акцентом всего здания была построена позже. Аркбутаны не выполняют особой конструктивной задачи,так каксобор не такой высокий и не нуждается в них. Стена западного фасада превратилась в ширму, более широкую, чем сама церковь, а четко выраженные горизантальные полосы,образуемые статуями и орнаментом, делят фасад на несколько уровней.
Особенностью собора в Солсбери, как и некоторых других английских храмов, является наличие двух трансептов, из которых главный, с сильно вытянутыми рукавами, пересекает продольный корпус как раз посредине, как это было принято в романское время. Из-за наличия двух трансептов и перенесения средокрестия на самую середину продольного корпуса, в плане английского собора, в отличие от французских построек, не выражена общая динамическая устремленность пространственных элементов от входа к восточной части храма. Характерным отличием английских готических соборов было также то, что, поскольку они возводились преимущественно монастырями, планы их, и без того сложные, дополнялись, как и в романских храмах, множеством пристроек. Так, к Солсберийскому собору примыкают клуатр, ризница и зал капитула — помещение, имеющее в плане форму правильного многогранника с опорным столбом посредине, перекрытое стрельчатым сводом. Ко многим другим соборам пристраивались дополнительные капеллы.
Башни отсутствуют, в центре слегка возвышается щипец среднего нефа; два невысоких пинакля венчают угловые части фасада. Скромные порталы ведут в три соборных нефа. В центре фасада вместо традиционной круглой оконной розы (не нашедшей в Англии широкого применения) помещено трехарочное окно с проемами ланцетовидных очертаний. Основное ударение сделано не на объемной, а на декоративной выразительности фасада, в четыре яруса покрытого статуями в узких стрельчатых обрамлениях. Из-за применения более тонких, сильно раздробленных лизенами устоев и сложной профилировки арок и стенных проемов ощущение напряженного взлета форм, которое дает многоярусная стена центрального нефа во французском храме, в английском соборе уступает место впечатлению ажурной легкости и декоративного богатства. Это впечатление усиливается благодаря характерной для английских построек сложной разработке сводов. Простой четырехраспалубковый свод в Англии встречался редко; преобладали многонервюрные своды более сложного рисунка, со временем становившиеся все более прихотливыми. Благодаря всем этим приемам интерьеры английских соборов производят более нарядное впечатление, чем интерьеры французских храмов.
Германия.
В Германии готика приживается медленнее, чем в Англии. Господствую романские традиции. С XIII века для нее становится характерна церковь с применением зальной системы. Памятником более зрелого стиля является церковь св. Елизаветы в Марбурге 14. August 1235 (один из самых ранних готических храмов зального типа). Целостность общего замысла осуществилась в этом здании с ясной последовательностью. По сравнению с французскими сооружениями формы марбургской церкви несколько тяжеловаты, но в них проявляется оригинальность, присущая, немецкой традиции, например сохранение обычных в более ранней немецкой архитектуре трех абсид вместо французского хора с венком капелл. Другой особенностью церкви св. Елизаветы было преобладание строгой вертикальности в конструкции фасада. Башни обозначены как; самостоятельный элемент от самого основания. В соответствии с общей вертикальной тенденцией готическая роза фасада заменена стрельчатым окном.
План, архитектурная конструкция и обработка деталей здесь также обнаруживают самобытные черты немецкого искусства. Церковь Елизаветы имеет три нефа одинаковой высоты при двойной ширине среднего нефа. Восточная, алтарная часть и рукава трансепта совершенно одинаковы и завершаются абсидами, как это было принято в Кельне и Трире. Э'га церковь, современная зрелой готике во Франции, сохраняет в главном нефе продолговатую четырехраспалубковую травею и расчлененные устои. Логика пространственного построения и хорошо найденные пропорции придают ей законченность и ясность. С внешней стороны две большие башни с высокими четырехгранными шатрами господствуют над западным фасадом; мощные приставленные к стенам контрфорсы без пинаклей создают строгий ритм, а пространство между ними целиком заполняют расположенные в два яруса окна. * Еще без системы аркбутанов, почти без резного каменного кружева.
Италия.
По отношению к архитектуре Иль де Франс итальянская готика стоит особняком, или ее вообще трудно назвать таковой. В ней сочетаюся готические элементы и средиземноморские традиции. Цистерианские церкви Северной и Центральной Италии, произвели на францисканцев, идеалами которых служили бедность, простота и смирение. Строгая простота была главной целью в архитектуре. Церковь Санта-Кроче во Флоренции (с 1295ого года) является одной из францисканских церквей. Архитектор - Арнольфо ди Камбио. Особенность: вместо сводчатого перкрытия здесь обычные деревянные потолки, что характерно для тоскансокй романики. Но сделаны они не только поэтому. Идея возврата к простоте раннехристиансокй базилики и соединение францисканского идеала бедности с традициями церкви первых веков христианства. Поскольку деревянные потолки не требуют аркбутанов, то их нет. С какой стати тогда мы их относим к готике? Не только из за стрельчатых арок и окон, но и освещению – роль света как в аббатстве Сен-Дени, а также «легкости» стен, свойственной северной готике.
Переодизация
1) Становление (сер. 2ая пол. 12 столетия.)
2) Расцвет (зрелая готика) 13 столетие
3) Поздняя готика, пламенеющая (13-14 столетия) - период особого утончения готических форм.
Дополнения
В орнаменте, украшающем капители готических соборов, мастера готики обращались к мотивам природы: листья дуба, бука. Украшающие алтарь живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы, или цветные рельефы отличались яркостью красок. Скульптурные композиции, статуи и украшения на порталах, карнизах и капителях обогащали художественный образ готического собора. Более реалистическое (чем в романском стиле) развитие сюжета. Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. Высокой готике присуще высокое мастерство при создании богатых архитектурных композиций с обилием скульптуры и витражей. Основные центры витражного искусства в 13 веке - Шартр и Париж.
Готическая скульптура.
С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Ей принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. Она усиливала эмоциональность и зрелищность готической архитектуры, в ней наиболее очевидно проявлялось стремление к чувственно-поэтическому, изобразительному воплощению не только религиозных представлений времени, но и наивно обоготворенной человеком природы и его самого как ее совершенного порождения. Особенно богато украшался готический собор, который Виктор Гюго образно сравнивал с гигантской книгой. Главное место в его внешнем и внутреннем декоративном убранстве принадлежало статуе и рельефу. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе. В храме, олицетворяющем, как и прежде, образ вселенной, теперь наиболее развернуто в зримых чувственных формах представлялась религиозная история человечества с ее возвышенными и низменными сторонами, с ее жизненной многосложностью.
Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых располагались вереницами, как бы встречая посетителей. Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях.
Франция
Западные порталы Шартрского собора. 1145—1170 гг. Возможно, это старейший образец вполне сложившегося стиля ранней готики в области скульптуры. Фигуры на перемычках, архивольтах и тимпанах не связаны друг с другом, каждая из них выступает как отдельное самодостаточное произведение. Особенно впечатляет в этом отношении новая трактовка косяков с рядами колонн, украшенных высокими статуями. Они выполнены не как рельефы, утопленные в каменную поверхность или выступающие относительно нее; фигуры на косяках шартрскихпорталов являются статуями в полном смысле этого слова, каждая из которых имеет собственную ось; их можно — по крайней мере теоретически — отделить от поддерживающих колонн. Таким образом, мы имеем дело с событием, значение которого поистине революционно, — со времен античности это первый настоящий шаг к возобновлению искусства объемной монументальной скульптуры. Уже сама полноценная объемность придает им большую выразительность по сравнению с какой-либо романской скульптурой.
В дальнейшем французская скульптура шла по пути все большей свободы в постановке фигур, повороты, жесты, движения становились отчетливыми и разнообразными. Среди реймских статуй особой силой пластического выражения отмечены мощные фигуры двух женщин — Марии и Елизаветы 1225-1245 г. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни. Ее голова наиболее пластически сложна. Ниспадающее с вьющихся волос покрывало то затеняет, то открывает лицо и позволяет с разных точек зрения уловить тонкие оттенки настроений, проскальзывающих в чертах: то спокойствия, то грусти, то просветленности, которая доминирует в профиле. Духовное волнение выражено не только в классически прекрасных чертах, но в движении корпуса, в трепетной вибрации драпировок одежд, гибких извилистых линиях контуров Марии с ее духовным подъемом, с ее величавой грацией противопоставлен образ пожилой Елизаветы.
Среди скульптур реймского собора можно выделить группы работ, принадлежащие разным стилям. В группе Благовещениярядом со скульптурами Марии и Елизаветы статуя Девы Марии выполнена в простой суровой манере, со строго вертикальным расположением фигуры, цилиндрической формы складками. Фигура архангела, наоборот, грациозна: сильный S-образный изгиб тела, искусно проработанная ткань одежды. Последний стиль станет эталонным для скульптуры высокой готики.
Германия
Развитие готического стиля в скульптуре за пределами Франции началось лишь к началу XIII в.— стиль порталов Шартрского собора едва ли нашел существенный отклик за границей — но как только он стал распространяться, этот процесс пошел с удивительной быстротой. В Германии развитие готической скульптуры можно проследить с большей легкостью. Начиная с 20-х годов XIII в., немецкие мастера, получившие подготовку во французских мастерских, где создавалась скульптура для строящихся огромных соборов, перенесли новый стиль на свою родину, хотя германская архитектура того времени была по-прежнему преимущественно романской. И все-таки даже после середины XIII в. в Германии не было таких больших скульптурных циклов, как во Франции. Вследствие этого немецкая готическая скульптура отличалась тенденцией к тому, чтобы не иметь столь тесную связь с архитектурным окружением (наилучшие работы зачастую предназначались для интерьеров, а не для фасадов церквей), а это в свою очередь позволяло достигать большей индивидуальности и свободы в поиске выразительных средств по сравнению с французскими образцами.
Наумбургский мастер.Все эти качества в полной мере проявились в стиле неизвестного наумбургского мастера, поистине гениального художника, наиболее известной работой которого является замечательная серия статуй и рельефов, созданных им примерно в 1240—1250 гг. для Наумбургского собора. «Распятие» служит центральным элементом перегородки, отделяющей хоры от общедоступной части здания. Справа и слева мы видим статуи Богородицы и Иоанна Крестителя. Размещенные в глубине увенчанного островерхим щипцом портика, эти три фигуры обрамляют проход, соединяющий главный неф со святилищем хора. Размещая данную скульптурную группу на перегородке, скульптор как бы опустил их на землю — в физическом и эмоциональном отношении. Страдания Христа теперь принадлежат реальному человеку вследствие выразительно переданных веса и объемности его тела. Богородица и Иоанн Креститель как бы молятся вместе с пришедшими в собор людьми, и горе их более красноречиво, чем когда-либо прежде. Пафос этих фигур носит характер героики и драмы, разительно отличаясь реймской сцены встречи Марии и Елизаветы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|