|
При выделке вещей существовало два приема: их или лепили сплошными, или же делали глиняные слепки с ранее приготовленной формы.
Статуэтка из Танагры.
|
Первый способ применялся только при производстве с. 625 небольших фигурок — животных или кукол, предназначавшихся для детских игр. Им пользовались также, когда хотели выкатать из теста длинные палочки, которые разрезались на части любой величины и служили для изготовления рук, ног и торсов, соединявшихся потом воедино. Второй способ употреблялся гораздо чаще; преимуществом его было то, что он давал возможность делать стенки сосуда небольшой толщины, благодаря чему глина мало подвергалась усыханию и случайностям при обжигании. Кроме того, вещи выходили полые внутри и очень легкие.
Самую форму делали из хорошо обожженной и приобретшей большую твердость глины. При производстве более или менее простых статуэток по этой форме вылеплялась целая фигура с головой и даже с подставкой. Рабочий брал кусок глиняного теста, клал его в форму и вдавливал пальцами во все углубления; этот первый слой бывал слишком тонким и не мог еще образовать достаточно прочной стенки; поэтому на него накладывались таким же способом несколько слоев, пока не получалась желательная толщина. Обмазанная глиной форма оставлялась на воздухе и подсыхала; усыхание сырой глины бывало довольно значительно, поэтому через некоторое время можно было вынуть готовый слепок из формы.
Но одной формы было недостаточно, если воспроизводимая фигура отличалась сложностью, если ее руки и ноги не были крепко прижаты к телу, если у нее были крылья или какие-нибудь принадлежности вроде шляпы, веера, древесного ствола и проч., а в особенности, если это была целая группа; в этом случае для каждой части надо было иметь особую форму и по изготовлении всех их приходилось прилаживать и прикреплять одну к другой. Тем не менее неправильно думать, что число форм, которыми пользовались в греческих керамических мастерских, было очень значительно; греки умели достигать большого разнообразия и при небольшом количестве приспособлений. Изучая статуэтки, сделанные в одной и с. 626 той же мастерской, замечаем, что одинаковые экземпляры встречаются в высшей степени редко. Между многими статуэтками можно отметить тесное родство; но почти всегда существует какая-нибудь разница в позе, в жесте, в повороте головы, в направлении руки, в перемещении принадлежности, в изменении совершенно незначительной подробности, а это создавало все же впечатление иного мотива. Можно было получить десять различных сюжетов вместо одного, если только, делая какую-нибудь фигурку, наклонить ей голову на плечо, приподнять или опустить руку, выставить вперед ногу, переместить ту или иную деталь. Предположив возможность комбинировать между собою различные формы, легко понять, что этим путем достигалось почти бесконечное разнообразие. Можно было, например, на женскую задрапированную одеянием фигуру поместить головку матроны в покрывале или кудрявую головку девушки, на эту голову — шляпу или венок из листьев, а в руки вложить веер или гирлянду, или мешочек с игральными костями, или птицу и т. д.Греческие мастера проявляли в этой отрасли своего ремесла богатую изобретательность и удивительное остроумие. Маленькая мастерская могла иметь лишь десяток форм различных типов и с этими ограниченными средствами без труда производить целый мир статуэток.
Когда все части какой-нибудь статуэтки были прилажены друг к другу, скреплены между собою небольшим количеством сырой глины, оставалось только подвергнуть вещицу обжиганию. Большинство статуэток переходило тогда из рук формовщика прямо в печь. Но когда вещь требовала тщательной обработки, обжиганию предшествовала важная операция: это была ретушевка; она заключалась в том, что мастер, с целью тщательной отделки всех подробностей, прикасался к глине чем-нибудь влажным и, размягчив ее таким образом, обрабатывал ее затем с помощью особого инструмента. В этом именно и заключалась артистическая сторона ремесла. В ретушевке проявлялось особое искусство и утонченное изящество танагрских мастеров. Только в с. 627 редких случаях вещи выпускались без такой отделки. Если этой работы не выполняли или делали ее небрежно, то сейчас же получались вещи низшего сорта.
Обжигание требовало только внимательного отношения, но от него зависел успех дела. Если испарение воды через оставлявшиеся для этой цели в терракоте отверстия происходило плохо, если температура была доведена до слишком высокой степени, вещь или рассыпалась на куски, или растрескивалась, скрепленные части разъединялись, и все было потеряно; поэтому, для избежания подобных несчастных случаев, принимали много предосторожностей. Выжидали, чтобы вещь хорошо высохла на воздухе, что обусловливало медленное съеживание влажной глины. Стенки статуэток делались из самого тонкого и легкого слоя глины, с целью довести усыхание до возможно меньшей степени. Кроме того, с задней стороны статуэтки проделывалось большое овальное, треугольное или четырехугольное отверстие, называемое отдушиной; назначение его было — дать свободный выход парам, образовавшимся под действием жары в порах глины. В печи поддерживалась умеренная температура, так как не нужно было доводить глину до чересчур большой твердости; вообще замечено, что античные статуэтки обожжены очень слабо.
После обжигания статуэтки передавались в руки мастера-живописца. Краски накладывались уже тогда, когда статуэтка совершенно остывала, поэтому они приставали к глине плохо. Чтобы помочь раскрашиванию, статуэтку опускали в известковое молоко; это вещество проникало во все поры глины и образовывало на ней белый налет, к которому лучше приставали и на котором яснее выходили все другие краски. При раскрашивании применялись: красный цвет, начиная от алого оттенка до розового, синий, зеленый, желтый и черный. Красками покрывалось все: одежда, тело, лицо, волосы, ноги и даже пьедестал. Глина видна была разве только с нижней стороны статуэтки. При этом употреблялись только простые цвета, и разнообразие оттенков не было в ходу. Наиболее часто с. 628 встречающимися цветами были красный и синий. Зеленым пользовались гораздо реже. Желтый цвет нередко служил для того, чтобы лучше укрепить позолоту; им красили крылья, бахрому туники и все те части, которые надо было золотить. Волосы делали темно-рыжими; брови и глаза обозначались черными черточками; рот обводился красной чертой; обнаженные части тела и лица покрывались однотонной коричневато-красной или темно-желтой краской, подобно цвету тела; одежда красилась обыкновенно в розовый или синий цвет, иногда же она была белая с цветными полосами. При выборе окраски не всегда руководились желанием соблюсти правдоподобие; так, например, листья на деревьях делали синими, шерсть животных — зеленой. Все это признаки, что работа производилась иногда спешно и машинально.
Позолоту применяли только в исключительных случаях. В Танагре и в Микенах ее можно видеть на украшениях одежд, на покрывавших голову повязках и диадемах, на серьгах, браслетах и ожерельях, но на обнаженном теле никогда не встречается никаких следов ее. Одни только смирнские изделия нарушают это правило. На многих вещицах смирнского производства все тело целиком покрыто позолотой; впрочем, в этом случае мы имеем дело просто с подделкой под маленькие бронзовые позолоченные статуэтки, которые высоко ценились богатыми любителями, но благодаря своей дороговизне не могли приобретаться покупателями других классов общества.
В технике керамического производства поражает простота приемов. Тут ясно выказываются свойства греческого ума с его практическим смыслом и артистическим чувством, взаимно уравновешивающими друг друга. Целью, к которой инстинктивно стремились мастера, была красота, но они никогда не теряли из виду и интересов пользы. Они были своего рода мыслителями и творцами, когда воспроизводили в более удобной для распространения форме сюжеты современной им скульптуры; они проникались философскими понятиями, с. 629 лежащими в основе изображений религиозного и погребального характера. Мастера эти были признанными поставщиками святилищ и кладбищ, и не забывали, что покупатели будут искать у них символов, в которых в изящной форме передавались бы сложные чувства, вызываемые поклонением богам, надеждою на бессмертие, сожалением и любовью к почившим. Но у них так же, как и у их потребителей, философия была слишком неопределенна, а вера чересчур растяжима. Они довольствовались не очень многим, и побуждения ремесленника часто брали у них верх над мелькнувшим идеальным представлением. Их духовный уровень был ни слишком высок, ни слишком низок: это были чрезвычайно искусные мастера, которые бессознательно проникались возвышенными мыслями, распространенными в окружавшей их среде; но в то же время они были очень практичными ремесленниками и жаждали извлечь выгоду из всего, не брезгали подделкой, страстно стремились к барышам и желали достигнуть возможно большего с помощью самых дешевых приспособлений. С быстротой работы они соединяли внимательное отношение к вкусам публики и даже к ее временным увлечениям.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|