Сделай Сам Свою Работу на 5

В сущности, в ахейском союзе грекам более всего удалось установление могущественной центральной власти, причем составлявшие этот союз города не подчинялись исключительному первенству одного из них.





<<< НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ ВПЕРЕД >>>
Стоимость сро в строительстве Обращение руководства, совет СРО sro-licence.ru
Аккумулятор для ноутбука hp Модельный ряд ноутбуков Asus, Dell, Toshiba, Fujitsu-Siemens и др morebattery.ru

Стр. III IV V VI VII VIII 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684



Для печати

A– A A+
ПЕРЕНОС
         
T0 T1 T2
T3 T4 T5

ПРИМЕЧАНИЯ

1Это самый древний документ европейской дипломатии (Egger). Точно неизвестно, к какому году он относится, но несомненно, что он принадлежит VI веку до Р. Х. (Прим.автора).

2Т. е. вступить в переговоры. (Прим. автора).

3Проксены — см. ниже стр. 545.

4Полибий — см. стр. 257, прим. 2.

5Клерухия — колония. Под клерухией в частности разумеется колония, при учреждении которой действовало право победителя, захватившего земли в свои руки.



 
             

На главную | Публикации | Античное искусство

Яндекс.Директ

Молитва для исполнения желанийПотрясающее открытие психологов: Технология исполнения желанийsuccess-psychology.ru   Конструкторы от 9 грнСравните цены интернет-магазинов. Экономьте ваше время и деньги!vcene.ua   Акция! Все книги по 10 грн!Уникальное предложение для новых клиентов. Любая книга за 10 грн + Подарок!bookclub.ua  
  Гиро П. ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГРЕКОВ.
<<< НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ ВПЕРЕД >>>

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Петроград. Издание т-ва О. Н. Поповой, 1915.
Перевод с последнего французского издания Н. И. Лихаревой
(постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам)

Используется греческий шрифт.

С. 555

Глава четырнадцатая.

Греческое искусство.

Содержание: 1. Археологические открытия в Греции. — 2. Одна из раскопок в Греции (на острове Делосе). — 3. Общий вид греческого храма. — 4. Парфенон. — 5. Архитектурная полихромия (многоцветность). — 6. Первобытная скульптура у греков. — 7. Раскрашенные статуи афинского акрополя. — 8. Фидий. — 9. Метоп олимпийского храма. — 10. Пергамские мраморы. — 11. Греческая живопись. — 12. Полигнот. — 13. Производство разрисованных ваз. — 14. Описание рисунка на вазе. — 15. Производство терракотовых изделий. — 16. Танагрские статуэтки. — 17. Золотых дел мастера в Микенах. — 18. Золотые вазы из Вафио. — 19. Ларец Кипсела. — 20. Драгоценные украшения из Босфора Киммерийского. — 21. Резчики монет. — 22. Гимн Аполлону.



Археологические открытия в Греции.

Лет 50 тому назад широкая публика и литература нередко относились к археологу, как к лицу комическому, забавляющему общество своим диким и нелепым вздором. Это было то время, когда Эдмунд Абу1 вывел в своем романе«Горный король» («Le roi des Montagnes») на сцену кроткого Меринэ, французского археолога, члена нескольких ученых обществ. Археолог останавливается перед«случайно стоящим у дороги небольшим памятником из раковистого известняка, вышиною в 35 сантиметров и толщиною в 22»; несчастный напрягает свой ум, разбирая никогда не изданную надпись, которая была превосходным образом начерчена с. 556 знаками эпохи расцвета. «Если мне удастся разъяснить эту надпись», говорит ученый молодой человек, «моя судьба будет решена. Я сделаюсь членом академии словесных наук и археологии Понтодемера2. Но решение задачи трудно и требует много времени. Древность ревниво охраняет свои тайны. Мне кажется, что я напал на памятник, относящийся к Элевсинским мистериям. В этом случае, может быть, придется искать два толкования: одно — простое, или демотическое, другое — священное, или иератическое. Мне хотелось, чтобы вы высказали свое мнение». — «Мое мнение», отвечал я, «мнение невежды. Мне кажется, что вы просто открыли пограничный камень, множество которых можно встретить вдоль дороги, и что надпись, причинившая вам столько огорчения, может быть переведена, без всяких затруднений, так: Стадий 22, 1851 года».

На театральных подмостках археолог изображался не более милостиво, чем в романах. В одной комедии Лабиша3 археология была выставлена в лице академика из города Этампа, который чуял римский дух на расстоянии ста шагов и был способен найти под обыкновенной грушей длинный щит, scutum, меч центуриона, gladium, — вещь чрезвычайно редкую, золотые салатники, помеченные буквамиF. C., — Fabius Cunctator, вплоть до слезницы эпохи упадка, которая слишком хорошо была известна, чтобы стоило на ней останавливаться. Можно привести много примеров того, как общество понимало тогда археологию. Для некоторых людей археология была главным образом словом, трудным для написания.

С тех пор многое изменилось. Нас перестали интересовать прежние длинные, хотя блестящие, но поверхностные обзоры, ораторские повествования, общие теории и отвлеченные соображения. Мы, в наш век великих научных открытий, приобрели мало-помалу вкус к с. 557 точным научным приемам и выработанным методам исследований; мы поняли, что изыскания, подвергавшиеся насмешкам, увеличивают исторические познания новыми сведениями; что науки этого рода нельзя считать мертвыми и бесполезными, так как они дают нам доступ к тому, что в мире является, может быть, самым живым, т. е. к сокровенным чувствам, к обычным формам мышления исчезнувших народов. Мы убедились, что археология не является исключительно наукой о разбитых черепках, но что это познание предметов и памятников древности позволяет нам ознакомиться с одним из проявлений характера целого народа, и, пожалуй, самым интересным, так как оно касается его мыслей и нравов.

Когда в 1830 году Отфрид Мюллер4 в первый раз точно перечислил все завоевания археологии, история древнего искусства представлялась еще очень туманной. Нет сомнений, что еще в конце XVIII века Винкельман5 положил начало методам археологических занятий в своей «Истории искусства у древних», вышедшей в свет в 1764 году. Конечно, целый ряд удивительных подлинных памятников дал уже возможность ознакомиться с представлением греков о красоте, как она понималась и воплощалась в Афинах. Мраморные группы Парфенона, уступленные в 1816 году Британскому музею лордом Эльджином, фигуры Эгинских фронтонов, послужившие в 1820 году основой Мюнхенского музея, фризы храма Аполлона в Фигалии, которыми также обогатился Британский музей, — все эти памятники уже посвятили ученых и художников во все чудеса до тех пор почти неизвестного искусства.

Но наряду с этими блестящими образчиками, бросающими внезапный свет на покрытый мраком неизвестности древний мир, сколько еще было темных углов,с. 558 куда взор едва проникал! Если музеи Неаполя, Флоренции и Рима были полны образцами древнего искусства, то эти произведения, разной ценности и часто изуродованные неудачной реставрацией, могли дать только приблизительное понятие о нем. Кроме того, многие из этих статуй являлись лишь посредственными копиями, которые выходили массами из греческих мастерских эпохи упадка для украшения и заполнения императорских дворцов и домов богатых римлян. Хотя мы тогда уже научились ценить стиль Фидия или Праксителя6, но все же первые шаги археологического искусства, медленный и трудный переход от условной принужденности первобытной скульптуры к великолепию и совершенству классиков — все это за неимением памятников оставалось мертвой буквой. Благодаря изучению храмов Пестума в Италии, Селинунта и Агригента в Сицилии и памятников афинского акрополя, основы греческой архитектуры более или менее были тогда уже установлены. Но кто подозревал о существовании древней живописи? Кому приходило в голову искать в украшенных фигурами глиняных вазах, которые так долго и упорно называли этрусскими вазами, более или менее свободное подражание древним картинам? Кто думал о том, чтобы уловить в этих рисунках, сохранившихся на вазах, хоть слабый, но живой отблеск искусства Полигнота и Апеллеса?7

Со времени Отфрида Мюллера прошло много лет, но и он сам счел бы теперь, что его труд приходится начинать сначала. Все европейские народы в порыве благородного и плодотворного соревнования оспаривают друг у друга честь извлечения на свет осколков древнего мира. Англия и Франция, Германия и Австрия, Греция и Италия, даже Америка пожертвовали значительные суммы для поддержания этой бескровной войны, где победа, как и везде, остается за самым настойчивым, самым счастливым, самым богатым.

с. 559 С одной стороны, мы видим Шлимана8, которого страсть к Гомеру влечет на места, полные воспоминаний о Троянской войне; заступ смелого исследователя открывает нам сокровища микенского акрополя, с его полными золота и драгоценностей гробницами, в которых покоятся доблестные герои9. С другой стороны, Делос, священный остров Аполлона, одно из самых древних и самых чтимых святилищ Греции, дал нам после десятилетних изысканий более 1500 надписей и целый ряд образцов архаической скульптуры10. Раскопки Олимпии открывают перед нашими глазами фигуры, которыми скульпторы V века украшали фронтоны и метопы11 храма Зевса; главным образом, они дали нам прекрасную группу Гермеса и Диониса — подлинное произведение Праксителя, в котором во всем блеске проявляется удивительное искусство афинского художника12.

Древний тиринфский акрополь, исследованный Шлиманом, восстановил нам дворец древнейшей эпохи Греции. Из скалы афинского акрополя случай помог извлечь (в 1882 году) целый ряд статуй, погребенных в течение многих веков у подножья Парфенона и представших перед нами во всем блеске сохранившихся красок, в обаянии прелести первобытного творчества. Раскопки, которые французская школа производит в настоящее время в Дельфах, с каждым днем открывают множество с. 560 памятников, драгоценных для изучения эллинских архитектуры, скульптуры и даже музыки13.

Малая Азия также открывает перед нами свои сокровища. В то время, как раскопки могильных курганов Гиссарлыка возрождают перед нами развалины Трои, находки Ньютона в храме Аполлона Дидимийского (1858 г.) обнаруживают колоссальные статуи, которые украшали священные аллеи Бранхидов14. Благодаря милетским раскопкам (1871—73 гг.) Лувр получает части святилища Аполлона. Британский музей обогащается кусками статуй Артемиды Эфесской и Афродиты Книдской. Мавзолей, найденный Ньютоном в Гиссарлыке (1856 г.), дает нам возможность ознакомиться с аттическим стилем IV века и как бы проникнуть в один из тех небольших азиатских дворов, представлявших собой настоящие артистические колонии Греции, где пышным цветом расцвели искусства и цивилизация Эллады. Феллоус (Fellows) вывез из живописной Ликии для Британского музея любопытные памятники Акрополя в Ксанфе; приблизительно через полстолетия австрийская экспедиция произвела там новые раскопки, которые обогатили Венский музей фризом Гель-Баши (1882 г.). Наконец, немецкие раскопки в Пергамском акрополе15, можно сказать, совершенно обновили историю греческого искусства II века и извлекли на свет произведения всех скульпторов, которые составляли свиту Атталидов16 и которые придавали много блеска этому ученому, артистическому и просвещенному двору.

Но как будто бы для того, чтобы дать нам возможность, несмотря на столько открытий, еще более оценить свободное разнообразие в удивительном развитиис. 561 греческого искусства, из мрака некрополей Танагры и Мирины17 выходит новая Греция. Это уже не та несколько важная и суровая Греция, которая любила изображать своих героев и богов, а Греция, которая веселится и смеется и которая, снизойдя с высоких вершин идеала до простоты земной жизни, вместо величественного благородства героических произведений со свободной задушевностью занимается жанровыми сюжетами. Заступ рабочего пробудил от сна в могилах Малой Азии целый мирок изящных и кокетливых статуэток знатных и простых дам древности со вздернутыми носами, с вычурной и капризной прической; эти статуэтки по своей любезной непринужденности и совершенно современному виду напоминают скорее прелестные фантазии французов XVIII века, чем эллинские произведения IV века.

(Diehl. Excursions archéologiques en Grèce. Введение).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.