Сделай Сам Свою Работу на 5

Предельно допустимые концентрации вредных и горючих веществ в воздухе производственных помещений





 

Наименование вредных Величина Наименование Пределы концен-
веществ ПДК мг/м3 горючих веществ трации по объему, %
Окислы азота 5,0 Бензин 0,7
Акролеин 0,2 Керосин 1,4
Свинец и его соеди- 0,01 Ацетилен 2,2
нения      
Тетраэтил свинец 0,005 Водород 3,3
Едкие щелочи 0,5 Пропан 2,2
Серная кислота, сер- 1,0 Бутан 1,5
ный ангидрид      
Соляная кислота 5,0    
Пыль талька 4,0    

вытяжка воздуха из верхней зоны над тупиковыми постами и тор­цами поточных линий; приток воздуха в рабочую зону и осмотро-вые канавы.

В помещениях и постах, предназначенных для проверки и ре­гулирования работы автомобиля при работающем двигателе, дол­жна быть установлена местная вентиляция для удаления отрабо­тавших газов.

Рабочие места в зоне технического обслуживания и ремонта газобаллонных автомобилей должны оборудоваться приточно-вы-тяжной вентиляцией и местной вентиляцией с нижним отсосом, исключающим возможность образования взрывоопасной концен­трации газа. Электродвигатели и вентиляторы должны быть во взры­воопасном исполнении.



Помещение для ремонта топливных систем оборудуют общеоб­менной и местной вытяжной вентиляцией. Промывку карбюрато­ров растворителем производят в вытяжном шкафу с верхним и нижним отсосами. На рабочих местах по разборке и проверке кар­бюраторов, приготовлению контрольных смесей и определению октановых чисел бензина должны устанавливаться вытяжные зонты или укрытия.

Помещение аккумуляторного цеха должно быть оборудовано ав­тономной, не связанной с вытяжными системами других помеще­ний, приточно-вытяжной и местной вентиляцией. Местные отсосы должны быть предусмотрены около мест плавки свинца, приготов­ления и слива электролита, ванн для выщелачивания и окисления сепараторов, верстаков для разборки и сборки аккумуляторных ба­тарей, печей для разогрева мастики. Зарядка аккумуляторных бата­рей производится в специальном помещении — зарядной на сту­пенчатых стеллажах с местными щелевыми отсосами, где предус­матривается также естественная вытяжка из верхней зоны шахты площадью 0,12...0,15 м2. Приточную вентиляцию в помещении за­рядной рекомендуется предусматривать с подачей воздуха в ниж­нюю зону. Зарядка аккумуляторных батарей в общем помещении допустима только в исключительных случаях при отсутствии заряд­ного помещения. При этом необходимо предусмотреть стеллажи за­крытого типа, заключенные в вытяжные шкафы.



Шиноремонтный цех оборудуют общеобменной приточно-вы-тяжной вентиляцией и местными отсосами. Местные отсосы дол­жны быть предусмотрены около шероховальных станков, верста­ков для намазки клеем изделий, шкафов для сушки материалов, промазанных клеем. Вытяжные вентиляторы должны быть во взры-вобезопасном исполнении. Приточная вентиляция должна обес-печивать подачу воздуха в верхнюю зону помещения в объеме, компенсирующем вытяжку.

Сварочные посты должны быть оборудованы местными отсоса­ми. В случае размещения сварочных постов в общем помещении и


 




при сварке деталей размером до 1 м столы для сварки следует помещать в кабинах.

Кузнечно-рессорный цех оборудуют общеобменной приточно-вы-тяжной и местной вытяжной вентиляцией. Местные отсосы пред­усматриваются около печей для закалки, отжига и цементации деталей и рессор, нагревательных печей, кузнечных горнов. Об­щеобменную вентиляцию следует рассчитывать на удаление из­бытков теплоты. Вытяжка должна осуществляться через верхнюю зону помещения в размере трехкратного объема помещения в час.



Медницкое отделение должно быть оборудовано вытяжным шка­фом. Очистка радиаторов от накипи и лужение должны произво­диться в вытяжном шкафу. От верстаков для ремонта радиаторов должны быть предусмотрены местные отсосы.

Малярное отделение для производства малярных работ с при­менением пульверизаторов должно быть оборудовано обособлен­ными системами вытяжной вентиляции с вентиляторами во взры-вобезопасном исполнении с очисткой воздуха перед выбросом в атмосферу в гидрофилътрах. У рабочего места маляра и стола для приготовления красок должны быть установлены местные отсосы. Приток воздуха в малярное отделение следует предусматривать в верхнюю зону.

10.4. Системы водоснабжения

Предприятия автомобильного транспорта должны быть обору­дованы хозяйственно-питьевым, производственным и противо­пожарным водопроводами. Оптимальным вариантом с точки зре­ния экономической целесообразности, противопожарной безопас­ности, охраны здоровья персонала, охраны окружающей среды и прочего следует признать вариант, когда все указанные водопро­воды имеются и функционируют раздельно. Это возможно только в том случае, если раздельные водопроводы имеются на уровне района или города, что, к сожалению, не часто встречается в наших городах.

Хозяйственно-питьевой водопровод должен обеспечивать пред­приятие водой, отвечающей требованиям ГОСТ 2874—82 «Вода питьевая». Расход воды на хозяйственно-питьевые нужды включа­ет в себя расход на питьевые и бытовые нужды, которые прини­маются в АТП из расчета 15 л на одного водителя и 25 л на одного работающего в смену с коэффициентами часовой неравномерно­сти водопотребления соответственно 2,0 и 3,0; расход воды на душ составляет 40...60 л па одну процедуру; расход воды на поли­вку из шлангов покрытий тротуаров, площадок, проезлов прини­мается из расчета 0,4...0,5 л/сут па I м2; расход воды на мойку полов составляет 1,0... 1,5 л/сут на 1 м2; на поливку зеленых на-


саждений 3...6 л/сут на 1 м2; на умывальник в раздевалке или туалете 100 л за один час; на туалеты — 600 л/сут на один унитаз; на приготовление пищи в столовой или кафе 12 л/сут на одно блюдо при коэффициенте неравномерности 1,5. Расчетный секунд­ный расход воды на хозяйственно-питьевые нужды для определе­ния параметров водопровода (диаметров труб и т.д.) определяет­ся по числу устанавливаемых приборов и точек расходования по приведенным нормам расходования. При определении расчетного секундного расхода воды для объединенной сети водопровода рас­ход воды на мойку автомобилей и мытье полов производственных помещений не учитывается.

Для снабжения питьевой водой на предприятиях предусматри­ваются автоматы, фонтанчики и другие устройства, которые раз­мещаются в производственных помещениях, вестибюлях, комна­тах отдыха, площадках и других местах на территории АТП. Рас­стояние от рабочего места до ближайшего устройства для питья не должно превышать 75 м. Температура воды должна быть не ниже 8 °С и не выше 20 °С.

Производственный водопровод обеспечивает поставку на пред­приятие воды для технических нужд. Расход воды на технические нужды определяется в зависимости от производственных процес­сов и применяемого технологического оборудования. В АТП рас­ход технической воды, в основном, приходится на мойку автомо­билей.

Расход воды на мойку автомобиля зависит от способа мойки (ручная, механизированная), применяемого моечного оборудо­вания, типа автомобиля, условий эксплуатации и т.д. Средний расход воды на ручную мойку одного автомобиля составляет для легковых автомобилей — 500... 700 л; для грузовых — 700... 1 000 л; для автобусов — 1 500...2 000 л. Расход воды при механизирован­ной мойке составляет для легковых автомобилей — 1 000... 1 500 л; для грузовых автомобилей и автобусов — 1 500...2000 л.

Противопожарный водопровод (внутренний) на предприятиях автомобильного транспорта в обязательном порядке должен уста­навливаться:

• в производственных зданиях, за исключением тех производ­ственных зданий, в которых применение воды может вызвать взрыв, пожар или распространение огня, а также производствен­ных и вспомогательных зданий, не оборудованных хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом, для которых пред­усмотрено наружное тушение пожаров из водоемов;

• в административно-бытовых и вспомогательных зданиях вы­сотой шесть этажей и более;

• в закрытых помещениях для хранения автомобилей.
Системами автоматического пожаротушения (спринклерными

и дренчерными установками) оборудуются деревообрабатываю-


 




щие цеха объемом 2 000 м3 и более, окрасочные отделения (при применении горючих растворителей) объемом 500 м3 и более, здания без фонарей при ширине более 60 м, аккумуляторные и обойные цеха, склады топливно-смазочных и сгораемых материа­лов, помещения для обслуживания автомобилей и их хранения.

Противопожарная водопроводная сеть должна быть закольцо­вана и запитываться от двух источников водоснабжения. При од­ном источнике водоснабжения необходимо устанавливать резер­вуары (два и более) противопожарного запаса воды и насосную станцию для подачи воды во время пожара из резервуаров в сеть.

10.5. Системы канализации

Предприятия, имеющие системы водоснабжения и расходую­щие воду на производственные и хозяйственные нужды, должны иметь и систему водоотведения (канализации). На предприятиях автомобильного транспорта применяются следующие системы внутренней канализации: бытовая — для отведения сточных вод от сантехнических приборов (унитазов, умывальников, душей и др.); ливневая — для очистки ливневых и других стоков, посту­пающих с территории предприятия в общегородские или район­ные канализационные сети; производственная — для отведения производственных сточных вод (мойки автомобилей, мойки дета­лей и т.д.).

В исключительных случаях при работе в полевых условиях и отсутствии внутреннего хозяйственно-питьевого водопровода пред­приятию с численностью работающих не более 25 чел. в наиболее загруженную смену разрешается функционировать без внутрен­него водопровода и фекальной канализации. При этом обеспече-ние питьевой и хозяйственной водой и удаление сточных вод от душевых и умывальников осуществляется с учетом местных усло­вий, а туалеты устраиваются наружно с выгребами.

При отсутствии в районе предприятия канализационной сети очистка сточных вод предприятия, а также выбор места их спуска должны производиться с соблюдением правил охраны поверхно­стных вод от загрязнения их сточными водами.

Бытовая канализация предприятия вливается в прилегающую сеть муниципальной бытовой канализации. Требования к устрой­ству и эксплуатации бытовой канализации определяются соответ-ствующими муниципальными службами на основании норматив­ных документов.

Ливневая канализация должна быть предусмотрена на АТП, так как территории предприятий автомобильного транспорта (зоны обслуживания и ремонта, проезды, места стоянки) в процессе производственной деятельности загрязняются взвешенными ве-


ществами, нефтепродуктами, химикатами и другими вредными веществами. При работе подвижного состава на этилированном бензине и во время их хранения на территорию и в сточные воды попадают высокотоксичные вещества (например, тетраэтилсви-нец). В соответствии с действующими нормативами не допускает­ся сливать с территории предприятий в муниципальные канали­зационные сети ливневые и другие стоки, требующие очистки. Запрещается сбрасывать в канализацию жидкости, содержащие тетраэтилсвинец.

Для очистки ливневых сточных вод на предприятиях использу­ют несложные в изготовлении и простые в обслуживании очист­ные сооружения.

Основой ливневых очистных сооружений служат три железо­бетонные трубы с внутренним диаметром 2 500 мм и высотой 2 150 мм (рис. 10.1). Загрязненная вода по стокам поступает в гря­зеотстойники I и II. В грязеотстойниках частицы масла всплывают

Рис. 10.1. Схема очистных сооружений для ливневых сточных вод:

1 — основание очистных сооружений; 2 — внутренняя труба; 3 — наружная труба; 4 — фильтр; 5 — приемные трубы; 6 — перекрытие; 7 — колодец; 8 — маслосборный лоток; 9— маслосборная емкость; 10 — труба для выпуска отстоя воды; 11 труба выпуска очищенной воды и водосток; 12 — трубы откачки масла; 13 — насос; 14— трубы подвода косветлителю; I5 — труба перекачки

масла


 



 




План

на поверхность воды и собираются в маслосборный лоток, а затем перекачиваются в маслосборную емкость. Более тяжелые загряз­няющие вещества оседают на дно грязеотстойников. Отстоявшая­ся в грязеотстойниках вода проходит через фильтры и поступает в грязеотстойник III и затем выпускается в водосток муниципаль­ной ливневой канализации. Для изготовления фильтров использу­ется стружка деревьев лиственных пород, уложенная в несколько слоев с прокладками из мешковины. Набивка фильтров меняется летом и зимой один раз в месяц, а осенью и весной — два раза в месяц.

Производственная канализация обеспечивает отведение произ­водственных сточных вод. В процессе осуществления перевозок под­вижной состав автомобильного транспорта загрязняется вследствие налипания дорожной грязи, состоящей из частиц асфальта, гли­ны и песка, оседания частиц сажи и других химических соедине­ний, входящих в состав отработавших газов, попадания масла, бензина и других эксплуатационных материалов при техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации автомобилей.

Степень загрязнения подвижного состава зависит от условий эксплуатации, погодных условий, типа подвижного состава, вида перевозок и т.д. Масса загрязнений автомобиля за день работы на линии может быть в пределах 2...20 кг. Нетрудно подсчитать, что масса грязи, очищаемая за год в процессе выполнения уборочно-моечных работ в автотранспортном предприятии, эксплуатирую­щем 250 автомобилей-самосвалов КамАЗ, МАЗ, на дорогах с ще­беночным и гравийным покрытием может колебаться в пределах 400...800 т. Чтобы смыть такое количество грязи приходится из­расходовать 100... 150 тыс. м3 воды. Попадание такого количества неочищенных стоков со значительным содержанием вредных ве­ществ от предприятий в городскую канализацию может привести к экологической катастрофе.

В целях рационального использования водных ресурсов, охра­ны окружающей среды и сокращения материальных затрат на пред­приятиях автомобильного транспорта при мойке автомобилей ис­пользуется оборотное водоснабжение (исключением являются ав­томобили ассенизационные и перевозящие ядовитые и инфици­рующие вещества, для которых запрещено предусматривать обо­ротное водоснабжение). При оборотном водоснабжении вода пос­ле мойки автомобилей очищается и отстаивается в очистных со­оружениях предприятия, откуда насосами повторно подается на мойку. Оборотное водоснабжение позволяет сократить расход во­допроводной воды на 80...90%.

Очистка производственных сточных вод в зависимости от ком­понентов, входящих в состав загрязнений, и концентрации за­грязняющих веществ может производиться механическими, хи­мическими, химико-физическими и биологическими методами.


Рис. 10.2. Типовой проект очистных сооружений с оборотной водой: 1, 2 — пополнение оборотного водоснабжения; 3 — подача на гидроциклоны; 4 — приямок; 5 — подающая труба; 6 — маслосборный лоток; 7 — монтажная пло-щадка; 8 — насосная; 9 — отстойник; 10 — сборная камера; 11 — распредели­тельная камера; 12 — фильтры; 13 — водозаборная камера; 14 — скребковая тележка; 15 — погруженная стенка; 16 — насосы; 17 — вентиляционная камера; 18 — сливная стенка; 19 — приемный клапан

Наибольшее распространение для очистки производственных сто­ков после мойки автомобилей получил механический метод, как наиболее дешевый и эффективный. Используется также и хими­ко-физический (флотационный) метод.

Флотационный метод очистки основан на искусственном на­сыщении очищаемой воды пузырьками воздуха, которые, прили­пая к частицам масла, нефти и других загрязнений, способствуют их всплытию на поверхность вод. Для поднятия на поверхность мелкодисперсных частиц используется коагулянт (сернистый алю­миний или сернокислое железо). При очистке стоков методом


 




флотации на поверхности воды образуется пена, содержащая ча-стицы загрязнений, которая собирается и удаляется.

Механический метод очистки сточных вод заключается в отде­лении и удалении бензомасло содержащих частиц, отстое филь­трации воды. Очистные сооружения с механической очисткой предприятия могут построить своими силами, используя мест­ный материал или типовые строительные конструкции (рис. 10.2). Представленные на рисунке типовые очистные сооружения спро­ектированы подземными из сборных железобетонных конструк­ций. Отстойная часть и насосная станция очистных сооружений перекрыты железобетонными плитами, обеспечивающими про­езд по ним автомобилей.

Промышленностью выпускается компактная напольная уста­новка «Кристалл» (рис. 10.3) с механической очисткой вод, обес­печивающая достаточно высокий уровень очистки и позволяю­щая многократно использовать очищенную воду для технических нужд предприятия. Установка комплектуется из блоков произво­дительностью 30; 60; 90; 120 м3/ч.

На предприятиях, ежедневно обслуживающих более 50 авто­мобилей, очистка грязеотстойника должна быть механизирована и производиться ежедневно. Грязеотстойники и бензомаслоуло_ вители должны быть расположены вне здания. В исключительных случаях грязеотстойник, не объединенный с бензомаслоуловите-лем, допускается размещать в отдельно стоящем здании мойки.

Рис. 10.3. Промышленная очистная установка «Кристалл»:

1 — сток загрязненной воды; 2 — насос; 3 — виброфильтр; 4 — сборник осадка; 5 — камера грубой очистки; 6 — сборник чистой воды; 7 — камера вторичной очистки; 8 — сборник отходов нефти; 9 — кран отбора отходов нефти; 10 — кран отбора воды с осадком; 11 — насос подачи чистой воды для оборотного водо­снабжения


10.6. Система снабжения сжатым воздухом

Большой объем работ на предприятиях автомобильного транс­порта выполняется с использованием сжатого воздуха. Это в пер­вую очередь работы по наполнению шин воздухом, работы, вы­полняемые с использованием пневматических стендов и инстру­ментов (монтажно-демонтажные стенды, прессы, зажимы, тис­ки, гайковерты, дрели, отвертки и др.), малярные работы с ис­пользованием пульверизаторов, работы по очистке карбюраторов и продувке жиклеров, работы по очистке свечей зажигания на пескоструйных аппаратах и т.д.

Сжатый воздух для производственных цехов и участков выра­батывается воздушными компрессорами, которые устанавливаются в специальных помещениях — компрессорных. Размещать комп­рессорные следует в отдельных одноэтажных помещениях из ог­нестойкого материала. Площадь окон и дверей должна составлять не менее 0,05 м3 на каждый кубометр помещения компрессорной. Двери и окна должны открываться наружу. Помещение должно оборудоваться механической приточно-вытяжной вентиляцией.

Компрессорные установки и их воздуховоды работают под вы­соким давлением. При определенных условиях в сосудах и аппара­тах, находящихся под давлением, может произойти взрыв. При­чинами взрыва могут быть потеря прочности вследствие коррозии или механического повреждения; нарушение режима эксплуата­ции, увеличение давления, температуры; неисправности предох­ранительных клапанов и контрольно-измерительных приборов. Поэтому к эксплуатации и содержанию компрессорных устано­вок и оборудования предъявляются повышенные требования, ко­торые изложены в ГОСТ 12.2.016—81 и Правилах устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных устано-вок, воздуховодов и газопроводов.

Компрессорные установки должны иметь следующие конт­рольно-измерительные, сигнализирующие и предохранительные устройства: манометры и предохранительные клапаны; термомет­ры или термопары для указания температуры сжатого воздуха на каждой ступени компрессора; контактные приборы, тепловые реле для сигнализации и автоматического отключения компрессора при повышении давления и температуры сжатого воздуха сверх нор­мы, а также при прекращении поступления охлаждающей воды; манометры и термометры для измерения давления и температуры масла. Все контрольно-измерительные приборы должны пройти поверку и устанавливаться согласно инструкции по эксплуатации. Каждый предохранительный клапан компрессорной установки должен быть отрегулирован, опломбирован и снабжен приспо­соблением для его принудительного открытия во время работы. Вращающиеся части компрессорной установки должны быть сба-


 




лансированы во избежание вибрации, а движущиеся части и при­воды к ним закрыты ограждениями. Компрессоры и трубопрово­ды должны быть заземлены.

Забор воздуха (всасывание) компрессором должен производить­ся через воздухозаборник, расположенный снаружи помещения на высоте не менее 2...3 м от уровня земли. Для отдельных комп­рессоров производительностью до 6 м3/мин допускается произво­дить забор воздуха из помещения компрессорной. Устройство за­бора воздуха вблизи теплоизлучающих аппаратов и устройств за­прещается.

Большое значение для безопасной работы компрессоров имеет их правильная смазка. При высокой температуре масла разлагают­ся, в связи с чем на стенках цилиндров, клапанных устройств, трубопроводов появляются твердые отложения (нагар), которые нарушают работу механизмов компрессора. Кроме того, масло, испаряясь, в виде тумана проникает в цилиндры, образуя с воз­духом взрывоопасные смеси. Концентрация в воздухе 6... 10 % мас­ляных паров при температуре 200 0С и более может привести к взрыву. Поэтому для смазки компрессоров должны употребляться только масла, рекомендуемые заводом-изготовителем.

Во время заливки масло следует фильтровать, уровень масла должен соответствовать рекомендациям, изложенным в инструк­ции по эксплуатации. Масляные насосы компрессоров очищают­ся при замене масляных фильтров системы принудительной смаз­ки не реже одного раза в два месяца.

Приказом по предприятию назначается лицо, ответственное за правильную и безопасную эксплуатацию компрессорной уста­новки. К самостоятельному обслуживанию воздушных компрес­сорных установок допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право эксплуатации воздушного компрессора и получившие инструктаж по технике безопасности. Проверка зна­ний персонала, обслуживающего компрессорную установку, про­водится комиссией, назначаемой администрацией: для рабочих — не реже одного раза в год, а для инженерно-технического персо­нала — не реже одного раза в три года.

Перед пуском компрессорную установку необходимо осмот­реть и проверить системы охлаждения и смазки. Предохранитель­ные клапаны работающего компрессора, холодильников, возду­хозаборника проверяют ежесменно путем их открывания под дав­лением.

Компрессор должен быть немедленно остановлен, если темпе­ратура каких-либо частей компрессорной установки или сжатого воздуха превысила допустимую норму; один из манометров пока­зывает давление выше допустимого; прекратилась или уменьши­лась подача охлаждающей жидкости; слышны стуки в компрессо­ре или обнаружилась неисправность, способная привести к ава-


рии; электроприборы указывают на перегрузку электродвигателя; неисправны контрольно-измерительные приборы; отсутствует ос­вещение; возникла опасность пожара.

Очистка воздухосборников, масловодоотделителей, холодиль­ников и воздухопроводов от масляных отложений производится не реже одного раза в шесть месяцев. Периодические осмотры ком­прессорной установки производятся не реже одного раза в 10 дней, а плановые осмотры и ревизии — в соответствии с утвержденным руководством предприятия графиком.

Требования к устройству, изготовлению, монтажу, испытанию и эксплуатации воздухопроводов сжатого воздуха определяются Правилами устройства и безопасной эксплуатации воздушных компрессоров и воздухопроводов. В соответствии с этими Прави­лами монтаж воздухопроводов допускается как по стенам здания, так и в каналах.

Участки воздухопроводов, проходящие в стенах, необходимо заключать в предохранительные гильзы, а места возможного об­мерзания утеплять. При прокладке воздухопровода вблизи тепло­излучающих аппаратов или прогреваемых участков его следует за­щитить от повышения в нем температуры сжатого воздуха. Нали­чие глухих отводов и заглушённых штуцеров па воздухопроводах не допускается. В местах возможного скопления воды и масла не­обходимо устанавливать приспособления для автоматической или ручной их продувки. Расстояние воздухопроводов от кабелей, элек­тропроводок и электрооборудования должно быть не менее 0,5 м. Воздухопроводы должны крепиться на несгораемых и не имею­щих вибрации конструкциях.

10.7. Система газоснабжения

На предприятиях автомобильного транспорта газ может исполь­зоваться как топливо для котельной при автономной системе теп­лоснабжения; в столовой или кафе для приготовления и разогрева пищи; в горелках при пайке радиаторов и топливных баков; для нагрева металлических заготовок или деталей в кузнечно-рессор-ном отделении; в нагревательных и термальных печах; при стен­довых испытаниях отремонтированных двигателей; сушильных установках и т.д. Питание газом осуществляется по согласованию с соответствующими газоснабжающими организациями от при­легающих к предприятию городских или районных газовых сетей.

Городские и районные газопроводы бывают низкою давления (до 5 ∙ 103 Па); среднего давления (от 5 ∙ 103 до 3 ∙105 Па); высокого давления (свыше 3 ∙ 105 Па). Предприятия, как правило, обеспе­чиваются газом от сетей среднего и высокого давлений. При ис­пользовании газа более низкого давления на предприятии пред-


 




усматриваются газорегуляторные установки. При давлении газа до 6 ∙105 Па газорегуляторные установки разрешается монтировать непосредственно в помещении с газовым оборудованием при ус­ловии обеспечения в нем трехкратного и более воздухообмена в течение 1 ч.

Потребное количество газа по предприятию рассчитывается по характеристикам используемого газового оборудования и горелок. Фактический расход газа определяется по газовому счетчику, ус­танавливаемому в предприятии на входе газопровода.

Подключение к газовым сетям, прокладка газопроводов как внутри здания, так и вне здания и эксплуатация газопровода осу­ществляется в соответствии с требованиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Рос-технадзор) и газоснабжающих организаций.

10.8. Системы пожарной и охранной сигнализации. Слаботочные сети

Пожар возникает на предприятии, как правило, вследствие несоблюдения установленных правил пожарной безопасности и может привести к большому материальному ущербу и даже че­ловеческим жертвам. Особенно опасны пожары на предприятиях автомобильного транспорта вследствие того, что на них широко используются горючие вещества такие, как бензин, дизельное топливо, газовое топливо, керосин, ацетон, смазочные масла, ацетилен, лесоматериалы и другие пожароопасные вещества и материалы.

Основными причинами возникновения пожаров на предприя­тиях автомобильного транспорта являются нарушение правил по­жарной безопасности при сварочных и других огневых работах; нарушение правил эксплуатации электрических сетей, приборов, оборудования; неосторожное обращение с огнем; неисправность отопительных приборов и термических печей; грязь и беспорядок в помещениях и на территории, открытое хранение промаслен­ных обтирочных материалов и отходов топливно-смазочных мате­риалов; нарушения правил пожарной безопасности при аккуму­ляторных и окрасочных работах, подогреве автомобилей; стати­ческое и атмосферное электричество; эксплуатация автомобиля с неисправным электрооборудованием, негерметичной системой пи­тания, грязным, промасленным двигателем и т.д.

Правила пожарной безопасности для предприятий автомобиль­ного транспорта разработаны в соответствии с Правилами пожар­ной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01— 93) и ут­верждены Минтрансом РФ 29.12.1995 г. Правила распространяют­ся на все организации, учреждения и иные юридические лица,


имеющие автотранспорт, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.

Исключение причин возникновения пожаров и оперативное оповещение персонала и пожарных служб в случае их возникно-вения, являются одними из важнейших условий обеспечения по» жарной безопасности и эффективной борьбы с ними.

Для обнаружения начальной стадии пожара и оповещения пер­сонала предприятия и пожарных служб о возникновении пожара на предприятиях используются электрические пожарные сигна­лизации неавтоматического и автоматического действия, телефон­ная связь, радиосвязь.

Пожарные сигнализации неавтоматического действия выпол­няются в виде кнопочных извещателей, которые могут устанав­ливаться в помещениях, коридорах и на лестничных площадках предприятия. Срабатывание сигнализации неавтоматического дей­ствия происходит при нажатии на один из кнопочных извещате­лей.

В пожарной сигнализации автоматического действия в зависи­мости от применяемого импульса срабатывания могут использо­ваться тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые или ком­бинированные автоматические извещатели.

Тепловые извещатели в зависимости от конструкции работают на разрыв или замыкание электрической сигнальной сети при достижении определенной температуры окружающей среды или скорости ее нарастания. Во избежание подачи ложных сигналов тепловые извещатели нельзя устанавливать вблизи источников теплоты. Дымовые извещатели срабатывают при появлении в ок­ружающем воздухе продуктов сгорания. Работа световых извеща­телей основана на использовании ультрафиолетового излучения. Ультразвуковые извещатели реагируют на колебания пламени. Комбинированные извещатели совмещают функции дымовых и тепловых извещателей.

Наряду с пожарной сигнализацией для оперативного инфор­мирования охранных организаций или органов милиции о по­пытке проникновения в охраняемое помещение (объект) или со­вершении действия криминального характера на предприятиях используется охранная сигнализация, которая может быть неав­томатического и автоматического действия.

Охранная сигнализация неавтоматического действия представ­ляет собой кнопки тревожной сигнализации, которые устанавли­ваются в местах возможного появления правонарушителей. Нажа­тие кнопки приводит к замыканию сигнальной сети и появлению звукового или светового сигнала на пульте охранной организации. Автоматическая система охранной сигнализации срабатывает при попытке проникнуть в помещение, сейф и другие объекты, под­ключенные к системе сигнализации.


 




Системы пожарной и охранной сигнализации позволяют по­жарным и охранным службам оперативно реагировать на сигнал бедствия и избежать материального ущерба и человеческих жертв. Они получили широкое распространение на предприятиях авто­мобильного транспорта.

Слаботочные сети предприятия включают в себя городскую и внутреннюю телефонные сети, системы радиовещания и громкой связи, компьютерные сети.

Линия городской телефонной сети устанавливается, эксплу­атируется и ремонтируется на предприятии специализирован­ной организацией городской или районной телефонной сети. Для обеспечения стабильной работы установленных телефонов предприятию требуется только регулярно и в полном объеме оплачивать услуги телефонной сети. Изменение линии прокладки проводки, точек подключения телефонов и других параметров сети осуществляется по согласованию с обслуживающей орга­низацией.

Установка и эксплуатация внутренней телефонной линии мо­жет осуществляться специалистами предприятия. Подключение внутренней линии к городской телефонной сети и использование технических возможностей телефонной станции внутренней свя­зи в городской сети может осуществляться с разрешения обслу­живающей организации.

Система городской радиотрансляционной сети устанавливает­ся и эксплуатируется на договорной основе специализированным предприятием. Система громкого вещания, диспетчерской и се­лекторной связи может быть установлена специалистами пред­приятия.

Для периодического подключения системы громкого вешания и селекторной связи внутри предприятия может использоваться внутренняя радиотрансляционная линия при условии ее отклю­чения от внешней сети.

Компьютерные сети на предприятии могут быть локальными и глобальными. Локальные компьютерные сети используются для получения и передачи оперативной информации, аналитической оценки показателей работы и принятия управленческих решений на уровне руководителей предприятия. В крупных автотранспорт­ных предприятиях к локальной компьютерной сети подключают­ся отдел эксплуатации, плановый отдел, технический отдел, центр управления производством, центральная диспетчерская пассажир­ских (грузовых) перевозок. Глобальные компьютерные сети Ин­тернет широко распространены по всему миру и используются предприятием для получения новейшей информации научного, технического или экономического характера, налаживания дело­вых контактов, решения производственных и коммерческих воп­росов.


10.9. Нормирование расхода электроэнергии, теплоты, воды, сжатого воздуха

Нормирование расхода энергоресурсов необходимо для плани­рования и сравнительной оценки эффективности проектных ре­шений при разработке внутрипроизводственных коммуникаций.

Нормы расхода энергоресурсов используются также в процессе проектирования и строительства предприятия для определения по­требности в электроэнергии, тепловой энергии, воде, канализаци­онных стоках, на основании которых заключаются договора с ком­мунальными службами города, района на их поставку. Нормы рас­хода энергоресурсов (табл. 10.6) для предприятий автомобильного транспорта устанавливаются на основании показателей наиболее эффективных типовых проектов и статистических данных успешно действующих предприятий при определенных условиях работы.

Для АТП нормы расхода определены для следующих условий:

• легковые автомобили — среднего класса;

• автобусы — большого класса;

• грузовые автомобили — большой грузоподъемности, без при­цепов;

• хранение легковых автомобилей и автобусов — в закрытой стоянке;

• хранение грузовых автомобилей — на открытой стоянке с воздухоподогревом;

• температура наружного воздуха при получении теплоты — -30 0С.

Материалы по СТОА грузовых автомобилей приведены исходя

из статистических данных по предприятиям, обслуживающим 500 — 700 грузовых автомобилей. Для СТОА легковых автомобилей нор­мы определены по данным предприятий мощностью от 5 до 10 рабочих постов и числе обслуживаемых автомобилей 500 — 700 ед.

Для АТП и СТОА, работающих в условиях, отличающихся от приведенных ранее, нормы расхода энергоресурсов корректиру­ются с помощью коэффициентов приведения (табл. 10.7, 10.8).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.