Предельно допустимые концентрации вредных и горючих веществ в воздухе производственных помещений
Наименование вредных
| Величина
| Наименование
| Пределы концен-
| веществ
| ПДК мг/м3
| горючих веществ
| трации по объему, %
| Окислы азота
| 5,0
| Бензин
| 0,7
| Акролеин
| 0,2
| Керосин
| 1,4
| Свинец и его соеди-
| 0,01
| Ацетилен
| 2,2
| нения
|
|
|
| Тетраэтил свинец
| 0,005
| Водород
| 3,3
| Едкие щелочи
| 0,5
| Пропан
| 2,2
| Серная кислота, сер-
| 1,0
| Бутан
| 1,5
| ный ангидрид
|
|
|
| Соляная кислота
| 5,0
|
|
| Пыль талька
| 4,0
|
|
| вытяжка воздуха из верхней зоны над тупиковыми постами и торцами поточных линий; приток воздуха в рабочую зону и осмотро-вые канавы.
В помещениях и постах, предназначенных для проверки и регулирования работы автомобиля при работающем двигателе, должна быть установлена местная вентиляция для удаления отработавших газов.
Рабочие места в зоне технического обслуживания и ремонта газобаллонных автомобилей должны оборудоваться приточно-вы-тяжной вентиляцией и местной вентиляцией с нижним отсосом, исключающим возможность образования взрывоопасной концентрации газа. Электродвигатели и вентиляторы должны быть во взрывоопасном исполнении.
Помещение для ремонта топливных систем оборудуют общеобменной и местной вытяжной вентиляцией. Промывку карбюраторов растворителем производят в вытяжном шкафу с верхним и нижним отсосами. На рабочих местах по разборке и проверке карбюраторов, приготовлению контрольных смесей и определению октановых чисел бензина должны устанавливаться вытяжные зонты или укрытия.
Помещение аккумуляторного цеха должно быть оборудовано автономной, не связанной с вытяжными системами других помещений, приточно-вытяжной и местной вентиляцией. Местные отсосы должны быть предусмотрены около мест плавки свинца, приготовления и слива электролита, ванн для выщелачивания и окисления сепараторов, верстаков для разборки и сборки аккумуляторных батарей, печей для разогрева мастики. Зарядка аккумуляторных батарей производится в специальном помещении — зарядной на ступенчатых стеллажах с местными щелевыми отсосами, где предусматривается также естественная вытяжка из верхней зоны шахты площадью 0,12...0,15 м2. Приточную вентиляцию в помещении зарядной рекомендуется предусматривать с подачей воздуха в нижнюю зону. Зарядка аккумуляторных батарей в общем помещении допустима только в исключительных случаях при отсутствии зарядного помещения. При этом необходимо предусмотреть стеллажи закрытого типа, заключенные в вытяжные шкафы.
Шиноремонтный цех оборудуют общеобменной приточно-вы-тяжной вентиляцией и местными отсосами. Местные отсосы должны быть предусмотрены около шероховальных станков, верстаков для намазки клеем изделий, шкафов для сушки материалов, промазанных клеем. Вытяжные вентиляторы должны быть во взры-вобезопасном исполнении. Приточная вентиляция должна обес-печивать подачу воздуха в верхнюю зону помещения в объеме, компенсирующем вытяжку.
Сварочные посты должны быть оборудованы местными отсосами. В случае размещения сварочных постов в общем помещении и
при сварке деталей размером до 1 м столы для сварки следует помещать в кабинах.
Кузнечно-рессорный цех оборудуют общеобменной приточно-вы-тяжной и местной вытяжной вентиляцией. Местные отсосы предусматриваются около печей для закалки, отжига и цементации деталей и рессор, нагревательных печей, кузнечных горнов. Общеобменную вентиляцию следует рассчитывать на удаление избытков теплоты. Вытяжка должна осуществляться через верхнюю зону помещения в размере трехкратного объема помещения в час.
Медницкое отделение должно быть оборудовано вытяжным шкафом. Очистка радиаторов от накипи и лужение должны производиться в вытяжном шкафу. От верстаков для ремонта радиаторов должны быть предусмотрены местные отсосы.
Малярное отделение для производства малярных работ с применением пульверизаторов должно быть оборудовано обособленными системами вытяжной вентиляции с вентиляторами во взры-вобезопасном исполнении с очисткой воздуха перед выбросом в атмосферу в гидрофилътрах. У рабочего места маляра и стола для приготовления красок должны быть установлены местные отсосы. Приток воздуха в малярное отделение следует предусматривать в верхнюю зону.
10.4. Системы водоснабжения
Предприятия автомобильного транспорта должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым, производственным и противопожарным водопроводами. Оптимальным вариантом с точки зрения экономической целесообразности, противопожарной безопасности, охраны здоровья персонала, охраны окружающей среды и прочего следует признать вариант, когда все указанные водопроводы имеются и функционируют раздельно. Это возможно только в том случае, если раздельные водопроводы имеются на уровне района или города, что, к сожалению, не часто встречается в наших городах.
Хозяйственно-питьевой водопровод должен обеспечивать предприятие водой, отвечающей требованиям ГОСТ 2874—82 «Вода питьевая». Расход воды на хозяйственно-питьевые нужды включает в себя расход на питьевые и бытовые нужды, которые принимаются в АТП из расчета 15 л на одного водителя и 25 л на одного работающего в смену с коэффициентами часовой неравномерности водопотребления соответственно 2,0 и 3,0; расход воды на душ составляет 40...60 л па одну процедуру; расход воды на поливку из шлангов покрытий тротуаров, площадок, проезлов принимается из расчета 0,4...0,5 л/сут па I м2; расход воды на мойку полов составляет 1,0... 1,5 л/сут на 1 м2; на поливку зеленых на-
саждений 3...6 л/сут на 1 м2; на умывальник в раздевалке или туалете 100 л за один час; на туалеты — 600 л/сут на один унитаз; на приготовление пищи в столовой или кафе 12 л/сут на одно блюдо при коэффициенте неравномерности 1,5. Расчетный секундный расход воды на хозяйственно-питьевые нужды для определения параметров водопровода (диаметров труб и т.д.) определяется по числу устанавливаемых приборов и точек расходования по приведенным нормам расходования. При определении расчетного секундного расхода воды для объединенной сети водопровода расход воды на мойку автомобилей и мытье полов производственных помещений не учитывается.
Для снабжения питьевой водой на предприятиях предусматриваются автоматы, фонтанчики и другие устройства, которые размещаются в производственных помещениях, вестибюлях, комнатах отдыха, площадках и других местах на территории АТП. Расстояние от рабочего места до ближайшего устройства для питья не должно превышать 75 м. Температура воды должна быть не ниже 8 °С и не выше 20 °С.
Производственный водопровод обеспечивает поставку на предприятие воды для технических нужд. Расход воды на технические нужды определяется в зависимости от производственных процессов и применяемого технологического оборудования. В АТП расход технической воды, в основном, приходится на мойку автомобилей.
Расход воды на мойку автомобиля зависит от способа мойки (ручная, механизированная), применяемого моечного оборудования, типа автомобиля, условий эксплуатации и т.д. Средний расход воды на ручную мойку одного автомобиля составляет для легковых автомобилей — 500... 700 л; для грузовых — 700... 1 000 л; для автобусов — 1 500...2 000 л. Расход воды при механизированной мойке составляет для легковых автомобилей — 1 000... 1 500 л; для грузовых автомобилей и автобусов — 1 500...2000 л.
Противопожарный водопровод (внутренний) на предприятиях автомобильного транспорта в обязательном порядке должен устанавливаться:
• в производственных зданиях, за исключением тех производственных зданий, в которых применение воды может вызвать взрыв, пожар или распространение огня, а также производственных и вспомогательных зданий, не оборудованных хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом, для которых предусмотрено наружное тушение пожаров из водоемов;
• в административно-бытовых и вспомогательных зданиях высотой шесть этажей и более;
• в закрытых помещениях для хранения автомобилей. Системами автоматического пожаротушения (спринклерными
и дренчерными установками) оборудуются деревообрабатываю-
щие цеха объемом 2 000 м3 и более, окрасочные отделения (при применении горючих растворителей) объемом 500 м3 и более, здания без фонарей при ширине более 60 м, аккумуляторные и обойные цеха, склады топливно-смазочных и сгораемых материалов, помещения для обслуживания автомобилей и их хранения.
Противопожарная водопроводная сеть должна быть закольцована и запитываться от двух источников водоснабжения. При одном источнике водоснабжения необходимо устанавливать резервуары (два и более) противопожарного запаса воды и насосную станцию для подачи воды во время пожара из резервуаров в сеть.
10.5. Системы канализации
Предприятия, имеющие системы водоснабжения и расходующие воду на производственные и хозяйственные нужды, должны иметь и систему водоотведения (канализации). На предприятиях автомобильного транспорта применяются следующие системы внутренней канализации: бытовая — для отведения сточных вод от сантехнических приборов (унитазов, умывальников, душей и др.); ливневая — для очистки ливневых и других стоков, поступающих с территории предприятия в общегородские или районные канализационные сети; производственная — для отведения производственных сточных вод (мойки автомобилей, мойки деталей и т.д.).
В исключительных случаях при работе в полевых условиях и отсутствии внутреннего хозяйственно-питьевого водопровода предприятию с численностью работающих не более 25 чел. в наиболее загруженную смену разрешается функционировать без внутреннего водопровода и фекальной канализации. При этом обеспече-ние питьевой и хозяйственной водой и удаление сточных вод от душевых и умывальников осуществляется с учетом местных условий, а туалеты устраиваются наружно с выгребами.
При отсутствии в районе предприятия канализационной сети очистка сточных вод предприятия, а также выбор места их спуска должны производиться с соблюдением правил охраны поверхностных вод от загрязнения их сточными водами.
Бытовая канализация предприятия вливается в прилегающую сеть муниципальной бытовой канализации. Требования к устройству и эксплуатации бытовой канализации определяются соответ-ствующими муниципальными службами на основании нормативных документов.
Ливневая канализация должна быть предусмотрена на АТП, так как территории предприятий автомобильного транспорта (зоны обслуживания и ремонта, проезды, места стоянки) в процессе производственной деятельности загрязняются взвешенными ве-
ществами, нефтепродуктами, химикатами и другими вредными веществами. При работе подвижного состава на этилированном бензине и во время их хранения на территорию и в сточные воды попадают высокотоксичные вещества (например, тетраэтилсви-нец). В соответствии с действующими нормативами не допускается сливать с территории предприятий в муниципальные канализационные сети ливневые и другие стоки, требующие очистки. Запрещается сбрасывать в канализацию жидкости, содержащие тетраэтилсвинец.
Для очистки ливневых сточных вод на предприятиях используют несложные в изготовлении и простые в обслуживании очистные сооружения.
Основой ливневых очистных сооружений служат три железобетонные трубы с внутренним диаметром 2 500 мм и высотой 2 150 мм (рис. 10.1). Загрязненная вода по стокам поступает в грязеотстойники I и II. В грязеотстойниках частицы масла всплывают
Рис. 10.1. Схема очистных сооружений для ливневых сточных вод:
1 — основание очистных сооружений; 2 — внутренняя труба; 3 — наружная труба; 4 — фильтр; 5 — приемные трубы; 6 — перекрытие; 7 — колодец; 8 — маслосборный лоток; 9— маслосборная емкость; 10 — труба для выпуска отстоя воды; 11 — труба выпуска очищенной воды и водосток; 12 — трубы откачки масла; 13 — насос; 14— трубы подвода косветлителю; I5 — труба перекачки
масла
на поверхность воды и собираются в маслосборный лоток, а затем перекачиваются в маслосборную емкость. Более тяжелые загрязняющие вещества оседают на дно грязеотстойников. Отстоявшаяся в грязеотстойниках вода проходит через фильтры и поступает в грязеотстойник III и затем выпускается в водосток муниципальной ливневой канализации. Для изготовления фильтров используется стружка деревьев лиственных пород, уложенная в несколько слоев с прокладками из мешковины. Набивка фильтров меняется летом и зимой один раз в месяц, а осенью и весной — два раза в месяц.
Производственная канализация обеспечивает отведение производственных сточных вод. В процессе осуществления перевозок подвижной состав автомобильного транспорта загрязняется вследствие налипания дорожной грязи, состоящей из частиц асфальта, глины и песка, оседания частиц сажи и других химических соединений, входящих в состав отработавших газов, попадания масла, бензина и других эксплуатационных материалов при техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации автомобилей.
Степень загрязнения подвижного состава зависит от условий эксплуатации, погодных условий, типа подвижного состава, вида перевозок и т.д. Масса загрязнений автомобиля за день работы на линии может быть в пределах 2...20 кг. Нетрудно подсчитать, что масса грязи, очищаемая за год в процессе выполнения уборочно-моечных работ в автотранспортном предприятии, эксплуатирующем 250 автомобилей-самосвалов КамАЗ, МАЗ, на дорогах с щебеночным и гравийным покрытием может колебаться в пределах 400...800 т. Чтобы смыть такое количество грязи приходится израсходовать 100... 150 тыс. м3 воды. Попадание такого количества неочищенных стоков со значительным содержанием вредных веществ от предприятий в городскую канализацию может привести к экологической катастрофе.
В целях рационального использования водных ресурсов, охраны окружающей среды и сокращения материальных затрат на предприятиях автомобильного транспорта при мойке автомобилей используется оборотное водоснабжение (исключением являются автомобили ассенизационные и перевозящие ядовитые и инфицирующие вещества, для которых запрещено предусматривать оборотное водоснабжение). При оборотном водоснабжении вода после мойки автомобилей очищается и отстаивается в очистных сооружениях предприятия, откуда насосами повторно подается на мойку. Оборотное водоснабжение позволяет сократить расход водопроводной воды на 80...90%.
Очистка производственных сточных вод в зависимости от компонентов, входящих в состав загрязнений, и концентрации загрязняющих веществ может производиться механическими, химическими, химико-физическими и биологическими методами.
Рис. 10.2. Типовой проект очистных сооружений с оборотной водой: 1, 2 — пополнение оборотного водоснабжения; 3 — подача на гидроциклоны; 4 — приямок; 5 — подающая труба; 6 — маслосборный лоток; 7 — монтажная пло-щадка; 8 — насосная; 9 — отстойник; 10 — сборная камера; 11 — распределительная камера; 12 — фильтры; 13 — водозаборная камера; 14 — скребковая тележка; 15 — погруженная стенка; 16 — насосы; 17 — вентиляционная камера; 18 — сливная стенка; 19 — приемный клапан
Наибольшее распространение для очистки производственных стоков после мойки автомобилей получил механический метод, как наиболее дешевый и эффективный. Используется также и химико-физический (флотационный) метод.
Флотационный метод очистки основан на искусственном насыщении очищаемой воды пузырьками воздуха, которые, прилипая к частицам масла, нефти и других загрязнений, способствуют их всплытию на поверхность вод. Для поднятия на поверхность мелкодисперсных частиц используется коагулянт (сернистый алюминий или сернокислое железо). При очистке стоков методом
флотации на поверхности воды образуется пена, содержащая ча-стицы загрязнений, которая собирается и удаляется.
Механический метод очистки сточных вод заключается в отделении и удалении бензомасло содержащих частиц, отстое фильтрации воды. Очистные сооружения с механической очисткой предприятия могут построить своими силами, используя местный материал или типовые строительные конструкции (рис. 10.2). Представленные на рисунке типовые очистные сооружения спроектированы подземными из сборных железобетонных конструкций. Отстойная часть и насосная станция очистных сооружений перекрыты железобетонными плитами, обеспечивающими проезд по ним автомобилей.
Промышленностью выпускается компактная напольная установка «Кристалл» (рис. 10.3) с механической очисткой вод, обеспечивающая достаточно высокий уровень очистки и позволяющая многократно использовать очищенную воду для технических нужд предприятия. Установка комплектуется из блоков производительностью 30; 60; 90; 120 м3/ч.
На предприятиях, ежедневно обслуживающих более 50 автомобилей, очистка грязеотстойника должна быть механизирована и производиться ежедневно. Грязеотстойники и бензомаслоуло_ вители должны быть расположены вне здания. В исключительных случаях грязеотстойник, не объединенный с бензомаслоуловите-лем, допускается размещать в отдельно стоящем здании мойки.
Рис. 10.3. Промышленная очистная установка «Кристалл»:
1 — сток загрязненной воды; 2 — насос; 3 — виброфильтр; 4 — сборник осадка; 5 — камера грубой очистки; 6 — сборник чистой воды; 7 — камера вторичной очистки; 8 — сборник отходов нефти; 9 — кран отбора отходов нефти; 10 — кран отбора воды с осадком; 11 — насос подачи чистой воды для оборотного водоснабжения
10.6. Система снабжения сжатым воздухом
Большой объем работ на предприятиях автомобильного транспорта выполняется с использованием сжатого воздуха. Это в первую очередь работы по наполнению шин воздухом, работы, выполняемые с использованием пневматических стендов и инструментов (монтажно-демонтажные стенды, прессы, зажимы, тиски, гайковерты, дрели, отвертки и др.), малярные работы с использованием пульверизаторов, работы по очистке карбюраторов и продувке жиклеров, работы по очистке свечей зажигания на пескоструйных аппаратах и т.д.
Сжатый воздух для производственных цехов и участков вырабатывается воздушными компрессорами, которые устанавливаются в специальных помещениях — компрессорных. Размещать компрессорные следует в отдельных одноэтажных помещениях из огнестойкого материала. Площадь окон и дверей должна составлять не менее 0,05 м3 на каждый кубометр помещения компрессорной. Двери и окна должны открываться наружу. Помещение должно оборудоваться механической приточно-вытяжной вентиляцией.
Компрессорные установки и их воздуховоды работают под высоким давлением. При определенных условиях в сосудах и аппаратах, находящихся под давлением, может произойти взрыв. Причинами взрыва могут быть потеря прочности вследствие коррозии или механического повреждения; нарушение режима эксплуатации, увеличение давления, температуры; неисправности предохранительных клапанов и контрольно-измерительных приборов. Поэтому к эксплуатации и содержанию компрессорных установок и оборудования предъявляются повышенные требования, которые изложены в ГОСТ 12.2.016—81 и Правилах устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных устано-вок, воздуховодов и газопроводов.
Компрессорные установки должны иметь следующие контрольно-измерительные, сигнализирующие и предохранительные устройства: манометры и предохранительные клапаны; термометры или термопары для указания температуры сжатого воздуха на каждой ступени компрессора; контактные приборы, тепловые реле для сигнализации и автоматического отключения компрессора при повышении давления и температуры сжатого воздуха сверх нормы, а также при прекращении поступления охлаждающей воды; манометры и термометры для измерения давления и температуры масла. Все контрольно-измерительные приборы должны пройти поверку и устанавливаться согласно инструкции по эксплуатации. Каждый предохранительный клапан компрессорной установки должен быть отрегулирован, опломбирован и снабжен приспособлением для его принудительного открытия во время работы. Вращающиеся части компрессорной установки должны быть сба-
лансированы во избежание вибрации, а движущиеся части и приводы к ним закрыты ограждениями. Компрессоры и трубопроводы должны быть заземлены.
Забор воздуха (всасывание) компрессором должен производиться через воздухозаборник, расположенный снаружи помещения на высоте не менее 2...3 м от уровня земли. Для отдельных компрессоров производительностью до 6 м3/мин допускается производить забор воздуха из помещения компрессорной. Устройство забора воздуха вблизи теплоизлучающих аппаратов и устройств запрещается.
Большое значение для безопасной работы компрессоров имеет их правильная смазка. При высокой температуре масла разлагаются, в связи с чем на стенках цилиндров, клапанных устройств, трубопроводов появляются твердые отложения (нагар), которые нарушают работу механизмов компрессора. Кроме того, масло, испаряясь, в виде тумана проникает в цилиндры, образуя с воздухом взрывоопасные смеси. Концентрация в воздухе 6... 10 % масляных паров при температуре 200 0С и более может привести к взрыву. Поэтому для смазки компрессоров должны употребляться только масла, рекомендуемые заводом-изготовителем.
Во время заливки масло следует фильтровать, уровень масла должен соответствовать рекомендациям, изложенным в инструкции по эксплуатации. Масляные насосы компрессоров очищаются при замене масляных фильтров системы принудительной смазки не реже одного раза в два месяца.
Приказом по предприятию назначается лицо, ответственное за правильную и безопасную эксплуатацию компрессорной установки. К самостоятельному обслуживанию воздушных компрессорных установок допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право эксплуатации воздушного компрессора и получившие инструктаж по технике безопасности. Проверка знаний персонала, обслуживающего компрессорную установку, проводится комиссией, назначаемой администрацией: для рабочих — не реже одного раза в год, а для инженерно-технического персонала — не реже одного раза в три года.
Перед пуском компрессорную установку необходимо осмотреть и проверить системы охлаждения и смазки. Предохранительные клапаны работающего компрессора, холодильников, воздухозаборника проверяют ежесменно путем их открывания под давлением.
Компрессор должен быть немедленно остановлен, если температура каких-либо частей компрессорной установки или сжатого воздуха превысила допустимую норму; один из манометров показывает давление выше допустимого; прекратилась или уменьшилась подача охлаждающей жидкости; слышны стуки в компрессоре или обнаружилась неисправность, способная привести к ава-
рии; электроприборы указывают на перегрузку электродвигателя; неисправны контрольно-измерительные приборы; отсутствует освещение; возникла опасность пожара.
Очистка воздухосборников, масловодоотделителей, холодильников и воздухопроводов от масляных отложений производится не реже одного раза в шесть месяцев. Периодические осмотры компрессорной установки производятся не реже одного раза в 10 дней, а плановые осмотры и ревизии — в соответствии с утвержденным руководством предприятия графиком.
Требования к устройству, изготовлению, монтажу, испытанию и эксплуатации воздухопроводов сжатого воздуха определяются Правилами устройства и безопасной эксплуатации воздушных компрессоров и воздухопроводов. В соответствии с этими Правилами монтаж воздухопроводов допускается как по стенам здания, так и в каналах.
Участки воздухопроводов, проходящие в стенах, необходимо заключать в предохранительные гильзы, а места возможного обмерзания утеплять. При прокладке воздухопровода вблизи теплоизлучающих аппаратов или прогреваемых участков его следует защитить от повышения в нем температуры сжатого воздуха. Наличие глухих отводов и заглушённых штуцеров па воздухопроводах не допускается. В местах возможного скопления воды и масла необходимо устанавливать приспособления для автоматической или ручной их продувки. Расстояние воздухопроводов от кабелей, электропроводок и электрооборудования должно быть не менее 0,5 м. Воздухопроводы должны крепиться на несгораемых и не имеющих вибрации конструкциях.
10.7. Система газоснабжения
На предприятиях автомобильного транспорта газ может использоваться как топливо для котельной при автономной системе теплоснабжения; в столовой или кафе для приготовления и разогрева пищи; в горелках при пайке радиаторов и топливных баков; для нагрева металлических заготовок или деталей в кузнечно-рессор-ном отделении; в нагревательных и термальных печах; при стендовых испытаниях отремонтированных двигателей; сушильных установках и т.д. Питание газом осуществляется по согласованию с соответствующими газоснабжающими организациями от прилегающих к предприятию городских или районных газовых сетей.
Городские и районные газопроводы бывают низкою давления (до 5 ∙ 103 Па); среднего давления (от 5 ∙ 103 до 3 ∙105 Па); высокого давления (свыше 3 ∙ 105 Па). Предприятия, как правило, обеспечиваются газом от сетей среднего и высокого давлений. При использовании газа более низкого давления на предприятии пред-
усматриваются газорегуляторные установки. При давлении газа до 6 ∙105 Па газорегуляторные установки разрешается монтировать непосредственно в помещении с газовым оборудованием при условии обеспечения в нем трехкратного и более воздухообмена в течение 1 ч.
Потребное количество газа по предприятию рассчитывается по характеристикам используемого газового оборудования и горелок. Фактический расход газа определяется по газовому счетчику, устанавливаемому в предприятии на входе газопровода.
Подключение к газовым сетям, прокладка газопроводов как внутри здания, так и вне здания и эксплуатация газопровода осуществляется в соответствии с требованиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Рос-технадзор) и газоснабжающих организаций.
10.8. Системы пожарной и охранной сигнализации. Слаботочные сети
Пожар возникает на предприятии, как правило, вследствие несоблюдения установленных правил пожарной безопасности и может привести к большому материальному ущербу и даже человеческим жертвам. Особенно опасны пожары на предприятиях автомобильного транспорта вследствие того, что на них широко используются горючие вещества такие, как бензин, дизельное топливо, газовое топливо, керосин, ацетон, смазочные масла, ацетилен, лесоматериалы и другие пожароопасные вещества и материалы.
Основными причинами возникновения пожаров на предприятиях автомобильного транспорта являются нарушение правил пожарной безопасности при сварочных и других огневых работах; нарушение правил эксплуатации электрических сетей, приборов, оборудования; неосторожное обращение с огнем; неисправность отопительных приборов и термических печей; грязь и беспорядок в помещениях и на территории, открытое хранение промасленных обтирочных материалов и отходов топливно-смазочных материалов; нарушения правил пожарной безопасности при аккумуляторных и окрасочных работах, подогреве автомобилей; статическое и атмосферное электричество; эксплуатация автомобиля с неисправным электрооборудованием, негерметичной системой питания, грязным, промасленным двигателем и т.д.
Правила пожарной безопасности для предприятий автомобильного транспорта разработаны в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01— 93) и утверждены Минтрансом РФ 29.12.1995 г. Правила распространяются на все организации, учреждения и иные юридические лица,
имеющие автотранспорт, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.
Исключение причин возникновения пожаров и оперативное оповещение персонала и пожарных служб в случае их возникно-вения, являются одними из важнейших условий обеспечения по» жарной безопасности и эффективной борьбы с ними.
Для обнаружения начальной стадии пожара и оповещения персонала предприятия и пожарных служб о возникновении пожара на предприятиях используются электрические пожарные сигнализации неавтоматического и автоматического действия, телефонная связь, радиосвязь.
Пожарные сигнализации неавтоматического действия выполняются в виде кнопочных извещателей, которые могут устанавливаться в помещениях, коридорах и на лестничных площадках предприятия. Срабатывание сигнализации неавтоматического действия происходит при нажатии на один из кнопочных извещателей.
В пожарной сигнализации автоматического действия в зависимости от применяемого импульса срабатывания могут использоваться тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые или комбинированные автоматические извещатели.
Тепловые извещатели в зависимости от конструкции работают на разрыв или замыкание электрической сигнальной сети при достижении определенной температуры окружающей среды или скорости ее нарастания. Во избежание подачи ложных сигналов тепловые извещатели нельзя устанавливать вблизи источников теплоты. Дымовые извещатели срабатывают при появлении в окружающем воздухе продуктов сгорания. Работа световых извещателей основана на использовании ультрафиолетового излучения. Ультразвуковые извещатели реагируют на колебания пламени. Комбинированные извещатели совмещают функции дымовых и тепловых извещателей.
Наряду с пожарной сигнализацией для оперативного информирования охранных организаций или органов милиции о попытке проникновения в охраняемое помещение (объект) или совершении действия криминального характера на предприятиях используется охранная сигнализация, которая может быть неавтоматического и автоматического действия.
Охранная сигнализация неавтоматического действия представляет собой кнопки тревожной сигнализации, которые устанавливаются в местах возможного появления правонарушителей. Нажатие кнопки приводит к замыканию сигнальной сети и появлению звукового или светового сигнала на пульте охранной организации. Автоматическая система охранной сигнализации срабатывает при попытке проникнуть в помещение, сейф и другие объекты, подключенные к системе сигнализации.
Системы пожарной и охранной сигнализации позволяют пожарным и охранным службам оперативно реагировать на сигнал бедствия и избежать материального ущерба и человеческих жертв. Они получили широкое распространение на предприятиях автомобильного транспорта.
Слаботочные сети предприятия включают в себя городскую и внутреннюю телефонные сети, системы радиовещания и громкой связи, компьютерные сети.
Линия городской телефонной сети устанавливается, эксплуатируется и ремонтируется на предприятии специализированной организацией городской или районной телефонной сети. Для обеспечения стабильной работы установленных телефонов предприятию требуется только регулярно и в полном объеме оплачивать услуги телефонной сети. Изменение линии прокладки проводки, точек подключения телефонов и других параметров сети осуществляется по согласованию с обслуживающей организацией.
Установка и эксплуатация внутренней телефонной линии может осуществляться специалистами предприятия. Подключение внутренней линии к городской телефонной сети и использование технических возможностей телефонной станции внутренней связи в городской сети может осуществляться с разрешения обслуживающей организации.
Система городской радиотрансляционной сети устанавливается и эксплуатируется на договорной основе специализированным предприятием. Система громкого вещания, диспетчерской и селекторной связи может быть установлена специалистами предприятия.
Для периодического подключения системы громкого вешания и селекторной связи внутри предприятия может использоваться внутренняя радиотрансляционная линия при условии ее отключения от внешней сети.
Компьютерные сети на предприятии могут быть локальными и глобальными. Локальные компьютерные сети используются для получения и передачи оперативной информации, аналитической оценки показателей работы и принятия управленческих решений на уровне руководителей предприятия. В крупных автотранспортных предприятиях к локальной компьютерной сети подключаются отдел эксплуатации, плановый отдел, технический отдел, центр управления производством, центральная диспетчерская пассажирских (грузовых) перевозок. Глобальные компьютерные сети Интернет широко распространены по всему миру и используются предприятием для получения новейшей информации научного, технического или экономического характера, налаживания деловых контактов, решения производственных и коммерческих вопросов.
10.9. Нормирование расхода электроэнергии, теплоты, воды, сжатого воздуха
Нормирование расхода энергоресурсов необходимо для планирования и сравнительной оценки эффективности проектных решений при разработке внутрипроизводственных коммуникаций.
Нормы расхода энергоресурсов используются также в процессе проектирования и строительства предприятия для определения потребности в электроэнергии, тепловой энергии, воде, канализационных стоках, на основании которых заключаются договора с коммунальными службами города, района на их поставку. Нормы расхода энергоресурсов (табл. 10.6) для предприятий автомобильного транспорта устанавливаются на основании показателей наиболее эффективных типовых проектов и статистических данных успешно действующих предприятий при определенных условиях работы.
Для АТП нормы расхода определены для следующих условий:
• легковые автомобили — среднего класса;
• автобусы — большого класса;
• грузовые автомобили — большой грузоподъемности, без прицепов;
• хранение легковых автомобилей и автобусов — в закрытой стоянке;
• хранение грузовых автомобилей — на открытой стоянке с воздухоподогревом;
• температура наружного воздуха при получении теплоты — -30 0С.
Материалы по СТОА грузовых автомобилей приведены исходя
из статистических данных по предприятиям, обслуживающим 500 — 700 грузовых автомобилей. Для СТОА легковых автомобилей нормы определены по данным предприятий мощностью от 5 до 10 рабочих постов и числе обслуживаемых автомобилей 500 — 700 ед.
Для АТП и СТОА, работающих в условиях, отличающихся от приведенных ранее, нормы расхода энергоресурсов корректируются с помощью коэффициентов приведения (табл. 10.7, 10.8).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|