Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ





Формы развития производственно-технической

Базы

Развитие ПТБ может осуществляться в результате нового стро­ительства, расширения, реконструкции и технического перево­оружения предприятий.

Новое строительство зданий и сооружений АТП производится на новых площадях по утвержденным в установленном порядке проектам в случаях возникновения больших стабильных грузо- или пассажиропотоков, а близлежащие АТП не справляются с воз­росшими потоками даже в случаях их расширения и реконструк­ции или когда экономически не выгодно использовать подвиж­ной состав других АТП из-за больших холостых пробегов. Боль­шие грузовые и пассажирские потоки могут возникнуть, напри­мер, когда вводят в эксплуатацию крупные промышленные ком­плексы, строятся и развиваются крупные микрорайоны в горо­дах, создаются крупные транспортные узлы и т.д.

Расширение действующих АТП связано со строительством по утвержденному проекту второй и последующих очередей предпри­ятия, дополнительных производственных комплексов, строитель­ством новых или расширением существующих производственных помещений, вспомогательных и обслуживающих производств и коммуникаций на территории предприятия или примыкающей к нему площади.



Расширение АТП производится при необходимости заверше­ния строительства предприятия для доведения до проектной мощ­ности, а также при потребности в увеличении площадей и созда­нии дополнительных мощностей в результате того, что проектная мощность предприятия исчерпана.

Реконструкция действующих предприятий представляет собой обновление фондов на новой технической и технологической ос­нове, которое обеспечивает увеличение объема и повышение ка­чества выпускаемой продукции, повышение производительности труда и снижение себестоимости при меньших капитальных вло­жениях и в более короткие сроки, чем при строительстве или расширении действующих АТП.



При реконструкции предусматривается полное или частичное переустройство предприятия по единому проекту. При необходи­мости реконструкция может сопровождаться строительством но­вых и расширением действующих объектов вспомогательного или обслуживающего назначения, заменой морально устаревшего и физически изношенного оборудования, механизацией и автома­тизацией производства, устранением диспропорции в технологи­ческих звеньях и вспомогательных службах предприятия.



Реконструкция действующих предприятий может производиться в связи с изменением профиля работы предприятия, объема и вида перевозок, типа подвижного состава, перехода на производ­ство новой продукции и услуг на существующих площадях или в связи с необходимостью строительства новых участков и объек­тов взамен старик, эксплуатация которых признана технически или экономически нецелесообразной.

Техническое перевооружение действующего предприятия предус­матривает внедрение новой техники, а также реализацию других организационные мероприятий технического прогресса, направ­ленных на обеспечение прироста продукции, улучшение ее каче­ства, повышение производительности, условий и организации

труда.

Технический прогресс выражается в первую очередь в совер­шенствовании орудий труда, обеспечивающих повышение произ­водительности, а также в совершенствовании организации про­изводства на базе его концентрации и специализации, позволяю­щих применить с полной отдачей высокопродуктивные орудия труда. Показатель роста уровня технического прогресса, предус­матриваемый перспективным планом технического развития пред­приятия, является главным показателем, обеспечивающим сис­тематическое повышение эффективности работы каждого пред­приятия.

3.2. Технико-экономическое обоснование развития производственно-технической базы



Совершенствование технологии, развитие экономики и рост производства неразрывно связаны со строительством новых, ре­конструкцией и техническим перевооружением действующих пред­приятий, которые осуществляются в соответствии с планами пер­спективного развития и утвержденными проектами. Составление планов и проектов развития начинается с технико-экономичес­кого обоснования целесообразности капитальных вложений в стро­ительство нового или реконструкцию действующего предприятия. Главный вопрос, который решается в процессе технико-эконо­мического обоснования, — это обеспечение высокой экономи-


ческой эффективности капитальных вложений, определение ра­ционального пункта (места) для размещения предприятия, вида и объема перевозок, мощности и состава предприятия и т.д.

При разработке схем развития и размещения предприятий ав­томобильного транспорта проводятся экономические изыскания, целью которых является обследование условий для развития и размещения предприятия, установления экономической целесо­образности капитальных вложений. На основании полученных дан­ных оцениваются состояние автомобильного транспорта, темпы и направления перспективного развития, определяются рацио­нальная мощность и наиболее выгодный в экономическом отно­шении пункт для размещения предприятия.

В процессе экономических изысканий собираются сведения о природно-климатических, географических и экономических ус­ловиях развития района. Оцениваются показатели, в той или иной степени влияющие на стоимость строительства и себестоимость перевозок, которые должны учитываться в ходе проектирования предприятия. К таким показателям можно отнести среднюю и максимальную температуру зимнего и летнего периодов, средне­годовую температуру и влажность воздуха, продолжительность зимнего периода, сейсмичность, розу ветров и максимальные порывы ветров, уровень и агрессивность подпочвенных вод, ланд­шафт местности, административно-территориальное деление и сведения о промышленности, строительной индустрии и сель­ском хозяйстве региона, объемы продукции по видам, данные о состоянии и перспективе развития дорожной сети, сведения о численности населения в крупных населенных пунктах региона, состоянии, развитии и взаимодействии всех видов транспорта и т.д.

После завершения сбора и изучения сведений об общем эко­номическом развитии и природных условиях района изысканий начинается работа по установлению объема и состава перевозок. Изучается грузооборот предприятий района. Обследуются все гру­зопотоки или пассажиропотоки, предполагаемые к перевозке ав­томобильным транспортом. При определении объемов перевозок учитывается также перспектива развития городов и населенных пунктов, развития предприятий промышленности, строитель­ства и сельского хозяйства в районе. Полученные в результате проведенных экономических изысканий данные об объемах ав­томобильных перевозок и пассажиропотоках служат исходным материалом для определения списочного числа и типа подвиж­ного состава.

Наряду со сведениями об объемах предстоящих автомобильных перевозок, для расчета потребного числа подвижного состава не­обходимо определить и ряд технико-эксплуатационных показате­лей, характеризующих интенсивность использования подвижного состава. Это такие показатели, как коэффициент выпуска автомо-


 



 



билей на линию, время в наряде, коэффициент использования пробега, грузоподъемность или вместимость, эксплуатационная скорость и т.д.

На основании рассчитываемых или принимаемых к расчету прогрессивных технико-эксплуатационных показателей определя­ется производительность работы автомобилей. Тип подвижного состава выбирается в зависимости от вида груза, объема перево­зок, расстояния перевозок, партионности отправок, дорожных условий, уровня организации погрузочно-разгрузочных работ и т.д. Для каждого вида планируемых к перевозке грузов подбирается наиболее рациональный тип подвижного состава. С учетом годо­вого или суточного объема этих грузов определяются грузоподъ­емность и марка автомобиля и прицепного состава.

Потребность в грузовом подвижном составе данного типа можно определить по формуле

где — годовой объем перевозок грузов данного вида;

объем перевозок, выполняемый одним автомобилем данной мар­ки за сутки; — число рабочих дней в году; — коэффициент выпуска автомобилей на линию;

где — грузоподъемность (номинальная) данной марки ав-

томобиля; — коэффициент использования грузоподъемности;

— время работы на маршруте; — техническая скорость авто­мобиля; — средняя длина ездки с грузом; — время простоя автомобиля при погрузочно-разгрузочных работах.

Общее число подвижного состава для перевозки грузов определяется как сумма автомобилей и прицепного состава для перевозки отдельных видов грузов:

Потребное число автобусов определяется для каждого автобус­ного маршрута. В зависимости от пассажиропотока, частоты дви­жения автобусов и числа запланированных на данном маршруте оборотных рейсов определяется потребная вместимость и марка автобуса с учетом затрат на их приобретение и эксплуатацию. Число автобусов на маршруте определяется по формуле


где — объем перевозок по маршруту на наиболее напряжен-

ном направлении (прямом или обратном), пасс; — вмести­мость автобуса, пасс; — коэффициент использования вмести­мости; — число оборотных рейсов на маршруте; — коэф­фициент сменяемости пассажиров в автобусе; — коэффициент выпуска автобусов на линию.

Потребное число такси определяется по спросу населения на таксомоторные перевозки, выявленному в процессе обследо­вания пассажиропотоков:

где — объем перевозок пассажиров в такси за сутки, пасс; — среднее время одной ездки на такси, ч; — вместимость такси, пасс; — коэффициент использования вместимости такси; — время в наряде, ч; — коэффициент выпуска такси на линию.

Мощность и специализация предприятия являются одним из основных факторов, влияющих почти на все показатели работы автомобильного транспорта. Поэтому выбор рациональной мощ­ности и специализация АТП имеет большое хозяйственное значе­ние для развития района. Мощность и специализация предприя­тия должны быть выбраны таким образом, чтобы величина затрат на строительство и эксплуатацию была минимальной. На опреде­ление мощности влияют многие факторы. Так, например, чем крупнее АТП, тем меньше удельные капитальные вложения, при­ходящиеся на один автомобиль. В то же время укрупнение АТП связано с необходимостью увеличения обслуживаемых предприя­тий и территории, т.е. увеличиваются холостые пробеги автомо­билей от предприятия до грузоотправителя, а соответственно уве­личиваются эксплуатационные расходы.

Необходимо также учитывать такие факторы, как управляе­мость предприятия и возможность маневрировать в изменяющих­ся условиях рыночной экономики. По оценкам специалистов наи­более управляемыми и маневренными являются АТП мощностью 150 — 250 автомобилей.

В процессе разработки технико-экономического обоснования
рассматривается несколько вариантов развития предприятия. Из
подготовленных вариантов выбирают оптимальный, позволяющий
минимизировать затраты на капитальные вложения и эксплуата­
ционные расходы предприятия:


где — эксплуатационные затраты по i-му варианту; — нор­мативный коэффициент эффективности капитальных вложений (на автомобильном транспорте принят равным 0,15); — капи­тальные вложения по i-му варианту.

Целесообразность капитальных вложений можно определить по расчетному сроку окупаемости строительства, реконструкции или технического перевооружения предприятия:

>

где К — капитальные вложения; ДП = Д - С — прирост прибыли; Д — доходы; С — расходы.

Срок окупаемости обратно пропорционален коэффициен­ту эффективности капитальных вложений

Нормативный срок окупаемости на автомобильном транспор­те принят не более 6 лет, т.е. капитальные вложения могут быть признаны целесообразными только в том случае, если срок их окупаемости будет менее 6 лет. Чем меньше срок окупаемости, тем больше эффективность капитальных вложений.

Эффективность капитальных вложений на уровне предприятия определяется сопоставлением прироста прибыли с величиной ка­питальных вложений. Порядок расчета эффективности капиталь­ных вложений для различных форм развития предприятия имеет свою специфику.

Показателем общей экономической эффективности капи­тальных вложений для вновь строящегося предприятия, цеха, участка Р„ является рентабельность капитальных вложений, т.е. отношение прироста прибыли к размеру капитальных вложе­ний

Если капитальные вложения на создание новых основных про­изводственных фондов связаны с ликвидацией действующих про­изводственных фондов при реконструкции или техническом пе­ревооружении производства, то при расчете экономической эф­фективности к капитальным вложениям необходимо добавить сум­му несамортизированной части фондов :


где — первоначальная стоимость ликвидируемых основных

фондов; — начисление на полное восстановление (амортиза­цию) по этим фондам; — затраты, связанные с ликвидацией фондов; —сумма, оставшаяся от реализации ликвидируемых

фондов.

Расчет экономической эффективности капитальных вложений при реконструкции АТП ведется в зависимости от характера ре­конструкции: по полной прибыли; по приросту прибыли; по эко­номии от снижения себестоимости.

Расчет эффективности реконструкции по всей сумме прибыли производится в том случае, если проектом реконструкции пред­усмотрено значительное изменение профиля работы предприя­тия, т. е. его специализации. Расчет показателя, характеризующего абсолютную экономическую эффективность реконструкции , осуществляется с учетом стоимости несамортизированной части фондов, подлежащих ликвидации , убытков, связанных с лик­видацией действующих фондов и стоимости остающихся к использованию фондов :

Если реконструкция предприятия связана с увеличением объе­мов перевозок, то общая экономическая эффективность рассчи­тывается по приросту прибыли:

где и — капитальные вложения в основные фонды и

оборотные средства.

Капитальные вложения могут быть производственного и не­производственного назначения, на выполнение строительных ра­бот, приобретение оборудования, монтаж оборудования и др. Соотношение между затратами на строительно-монтажные ра­боты, приобретение оборудования и прочие виды работ представ­ляет собой технологическую структуру капитальных вложений. Эко­номически более выгодна та структура капитальных вложений, при которой затраты на транспортные средства и оборудование, обеспечивающие повышение производительности труда, имеют наибольший удельный вес. Для повышения эффективности ка­питальных вложений, ускорения ввода в действие новых объек­тов и предотвращения распыления средств финансирование дол­жно направляться в первую очередь на завершение пусковых объектов.


 




3.3. Источники финансирования капитальных вложений

В зависимости от источников финансирования различают ка­питальные вложения за счет собственных средств предприятия, банковских кредитов, средств сторонних инвесторов и бюджетного финансирования.

Финансирование капитальных вложений из собственных средств предприятия производится по целевому назначению в соответ­ствии с планами перспективного развития и проекта реконструк­ции предприятия за счет прибыли, амортизационных отчислений, фонда развития или других средств предприятия. Из-за ограни­ченных финансовых возможностей предприятий капитальные вло­жения из собственных средств могут осуществляться, как прави­ло, на выполнение незначительной реконструкции или техничес­кое перевооружение.

При высокой эффективности капитальных вложений для вы­полнения значительных объемов работ по строительству, расши­рению, реконструкции и техническому перевооружению могут быть привлечены банковские кредиты по сложившимся в стране кре­дитным ставкам. Из мировой практики банковского кредитования следует, что предприятия активно пользуются кредитами при ус­ловии, что кредитные ставки не превышают 8... 10%. На сегод­няшний день банковские ставки в России значительно превыша­ют 10%, что препятствует использованию системы банковского кредитования для развития производственной базы.

Сторонними инвесторами считаются частные лица или пред­приятия, проявляющие интерес к данному предприятию и имею­щие возможность для вложения средств в его развитие. Интерес к предприятию может выражаться в желании приобрести часть ак­ций предприятия, если это акционерное предприятие, стремле­нии участвовать в работе предприятия на взаимовыгодных усло­виях и т.д.

Бюджетное финансирование может осуществляться в виде круп­номасштабных капитальных вложений на строительство нового или развитие действующего предприятия, имеющего важное эко­номическое значение. Бюджетное финансирование может прово­диться на трех уровнях. Первый уровень — это финансирование из муниципального бюджета, когда в развитии предприятия заинте­ресован город или район. Второй уровень —• финансирование из республиканского (областного) бюджета, когда капитальные вло­жения имеют значение для развития республики (области). Тре­тий, наиболее высокий уровень — финансирование из федераль­ного бюджета, когда развитие данного предприятия рассматрива­ется как экономическая проблема государственного уровня.


Для привлечения в развитие предприятия банковского креди­та, средств инвесторов или бюджетных средств предприятие дол­жно подготовить и представить целый комплект документов, обо­сновывающих необходимость капитальных вложений в развитие производства. Это в первую очередь сведения о финансовой и хо­зяйственной деятельности, состоянии производственной базы, тех­нико-экономическое обоснование развития предприятия и биз­нес-план, разработанный в соответствии с международными стан­дартами.

3.4. Разработка бизнес-плана

Бизнес-план — это документ, который разрабатывается и пред­ставляется для привлечения средств инвесторов, банковских кре­дитов, бюджетных ассигнований на создание или развитие пред­приятия. На основании бизнес-плана инвестор или кредитор со­ставляет свое мнение о предприятии и прежде всего с точки зре­ния его надежности, устойчивости и доходности. Поэтому биз­нес-план должен быть хорошо оформлен, легко читаться и содер­жать полный объем необходимой информации. Рекомендуется представлять материал в объеме не более 40 страниц.

Одним из важнейших принципов составления бизнес-плана является ориентация на завоевание рынка, удовлетворение по­требности в услугах и товаре, а не на сам товар или услуги. При этом необходимо подчеркнуть, какие преимущества получит по­требитель, пользуясь услугами или товаром этого предприятия, по сравнению с услугами или товаром конкурентов. Это может быть дешевизна продукции, надежность в эксплуатации, уровень исполнения, скорость предоставления услуг и другие показатели. Нужно показать, что предприятие намерено завоевать рынок пред­полагаемых услуг и товаров. Предприятие должно представить ре­алистичную, подкрепленную расчетами перспективу, которую можно достичь при соответствующем финансировании. Бизнес-план должен убедить кредиторов в надежности вложения капита­ла, возвратности кредитов и выплате процентов в предусмотрен­ные сроки, а инвесторов — в высокой прибыльности вложений капитала.

Во вводной части бизнес-плана рекомендуется представлять под­робные сведения о предприятии, его статусе, истории и перспек­тиве развития, сведения о владельцах и управленческом персона­ле. Кратко излагаются направления деятельности и состояние от­расли, место предприятия в отрасли региона и района, цели биз­нес-плана: какие средства и на какие цели хочет получить пред­приятие; в какие сроки и какая ожидается прибыль от вложений. В отдельном разделе дается полная характеристика предлагаемого


 




товара или услуг и их особенность и преимущество по сравнению с товаром или услугами других предприятий.

В производственном плане представляется материал, обосно­вывающий высокую эффективность работы и способность пред­приятия качественно и в срок производить товар или услуги. В разделе описывается технология производства, последователь­ность операций, особенности производства, экологичность, без­опасность, структура издержек производства, перспектива их сни­жения, организация сервиса, рассматриваются материальные и трудовые ресурсы, организационная схема управления предпри­ятием.

Стратегия предприятия на рынке услуг и товаров излагается в маркетинговом плане. В этом разделе дается анализ рынка, подход к ценовой политике, планируемая система продвижения това­ров или услуг на рынке, в том числе и схема транспортной логи­стики.

Наиболее сложным и крупным разделом бизнес-плана являет­ся финансовый план. В финансовом плане в цифрах и расчетах дока­зывается экономическая выгода от капитальных вложений в раз­витие предприятия. В соответствии со сложившейся международ­ной практикой разработки бизнес-планов, в финансовом плане приводятся следующие материалы:

• оперативные планы (отчеты) за определенный период по каж­дому виду продукции или услуг;

• планы (отчеты) о доходах и расходах по производству това­ров или услуг, показывающие прибыль (убытки) от реализации каждого вида товара или услуг;

• план (отчет) о движении денежных средств, показывающий поступление и расходование денег в процессе производственной деятельности;

• балансовый отчет, подводящий итог деятельности предприя­тия.

Цифры и расчеты приводятся в строго установленном порядке и форме, в соответствии с принятыми международными стандар­тами.

К бизнес-плану прилагается исполнительское резюме — краткое изложение содержания представляемых материалов на трех-четы-рех страницах, которое может использоваться и как заявка для предварительного согласования вопросов финансирования, а также сопроводительные документы, подтверждающие обоснованность представленных материалов. В сопроводительных документах пред­ставляются копия утвержденного устава, патенты, лицензии, ко­пии бухгалтерских отчетов за предыдущий период (как правило, за 5 лет и полные месяцы текущего года), подтверждающие пред­ставленные в бизнес-плане цифры, копии договоров, контрактов и другие документы.


Контрольные вопросы

1. Перечислите формы развития ПТБ и их особенности.

2. Какова цель технико-экономического обоснования развития ПТБ?

3. Какие работы и в какой последовательности выполняются при тех­нико-экономическом обосновании развитая ПТБ?

4. Изложите методику расчета эффективности капитальных вложений в развитие предприятия.

5. Перечислите источники финансирования капитальных вложений в развитие предприятия и их особенности.

6. Что такое бизнес-план и для чего он разрабатывается?

7. Каковы требования к разработке бизнес-плана и из каких разделов он состоит?



ГЛАВА 4

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.