СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ПРЕДПРИЯТИЙ
АВТОМОБИЛЬНОГО
ТРАНСПОРТА
Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство»
направления «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного
Москва
Издательский центр «Академия»
| оборудования»
УДК 621.01(075.8) ББК 30.2:39.33я73
М31
Рецензенты:
профессор кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис»
Махачкалинского филиала МАДИ (ГТУ), канд. техн. наук В.П. Тынянский;
главный инженер ГУП «Дагестанавтотранс» К.Б.Биярсланов ;
директор научного центра НИИАТ, канд. техн. наук Ю. В. Андрианов
Масуев М. А.
М31Проектирование предприятий автомобильного транспорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. А. Масуев. — М. : Издательский центр «Академия»2007. — 224 с. ISBN 978-5-7695-2871-2
Освещены вопросы развития производственно-технической базы, изложены принципы разработки технико-экономического обоснования строительства, реконструкции, технического перевооружения и основы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта, приведены порядок выполнения технологического расчета, а также методы оптимизации производственных мощностей технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Рассмотрены вопросы принятия архитектурно-планировочных решений при проектировании предприятия с использованием традиционных строительных материалов и современных модульных металлоконструкций.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно специалистам, занимающимся проектированием, реконструкцией и эксплуатацией предприятий автомобильного транспорта.
УДК 621.01(075.8) ББК 30.2:39.33я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается
© Масуев М.А., 2007
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2007 ISBN 978-5-7695-2871-2 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2007
ВВЕДЕНИЕ
Для любого промышленно развитого государства основой эко-номики является развитая транспортная система. Никакое произ-водство не может обойтись без пространственного перемещения сырья, комплектующих, средств труда, готовой продукции и ра-бочей силы. Транспорт обеспечивает это перемещение, создавая объективные условия для непрерывного функционирования про-изводства, комплексного, взаимосвязанного развития всех его секторов. Доставляя готовую продукцию труда потребителям, транспорт завершает процесс материального производства, а перевозки пассажиров наряду с производственными решают и социальные проблемы. Если привести аналогию с живым организмом, то транспорт можно представить кровеносной системой, обеспечивающей жизнедеятельность всего организма, доставляя ко всем его органам кислород и питание.
Среди подсистем транспортной системы, таких как железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный и трубопровод-ный, автомобильный транспорт является ведущей составной час-тьюи связующим звеном между всеми другими видами транспор-та.Автомобильный транспорт России осуществляет около 70 % грузовых и 80 % пассажирских перевозок. Наиболее крупным под-разделением автотранспортной подсистемы является техническая эксплуатация автомобилей, обеспечивающая поддержание под-вижного состава в технически исправном состоянии.
Современный автомобиль представляет собой сложную техни-ческую систему, состоящую из более чем 15 тыс. деталей. Детали автомобилей в процессе работы вследствие трения, ударных на-грузок, нагрева и других механических и химических процессов теряют свойства, заложенные при конструировании и производ-стве. Соединения деталей ослабевают, смазка между трущимися поверхностями в результате нагрева, попадания частиц пыли и металла теряет свое качество. Все это приводит к тому, что резко увеличивается изнашивание деталей, которое вызывает аварийныеполомки и отказы автомобилей в работе. Для уменьшения изнашивания деталей и исключения аварийных поломок и отказов автомобили в процессе эксплуатации регулярно в плановом порядке подвергаются техническим воздействиям. Всоответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, действующим в России, для автомобилей предусмотрено ежедневное об-
служивание (ЕО), техническое обслуживание № 1 (ТО-1), техническое обслуживание № 2 (ТО-2), сезонное обслуживание (СО), текущий ремонт (ТР), капитальный ремонт (КР). Трудоемкость и объем материальных затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобиля за весь период эксплуатации многократно превышают трудовые и материальные затраты на его изготовление.
Выполнение такого объема специализированных работ на автомобиле, его агрегатах и узлах без соответствующего оборудования, цехов, участков, постов, оснастки и инструмента, т.е. без производственно-технической базы (ПТБ) практически невозможно.
Специалистам по технической эксплуатации автомобилей, работающим на предприятиях автомобильного транспорта, приходится регулярно заниматься вопросами реконструкции и технического перевооружения цехов, участков, зон, проектированием новых производственных площадей, реорганизацией производства. Потребность в реконструкции и техническом перевооружении возникает довольно часто при изменении параметров, заложенных в процессе проектирования предприятия. Это могут быть изменения в списочном составе парка, изменения интенсивности эксплуатации автомобилей, изменения, появившиеся в конструкции автомобиля, выпуск нового, более совершенного гаражного и диагностического оборудования и многое другое.
Техническая готовность к выполнению перевозок, надежность и работоспособность подвижного состава зависят не только от конструктивных качеств и уровня производства автомобилей, но и от уровня организации технической эксплуатации автомобилей, состояния и оснащенности ПТБ предприятия, в состав которой входит комплекс цехов, зон, участков различного назначения. Каждый вид обслуживания и ремонта имеет свою специфику и оборудование, поэтому оснастку и производственные помещения необходимо проектировать с учетом этой специфики. Так, например, уборочно-моечные работы, входящие в состав ЕО, специфичны тем, что, во-первых, они выполняются ежедневно почти для всего подвижного состава при возврате с линии; во-вторых, эти работы связаны с большим расходом воды и обводнением близлежащей почвы, а также с необходимостью создания очистных сооружений. Исходя из этого при проектировании мойку целесообразно разместить отдельно от основного производственного корпуса, чтобы избежать обводнения фундаментов здания, в месте, удобном для проезда к ней автомобилей, возвращающихся на предприятие. Вблизи мойки должен быть участок для строительства очистных сооружений, желательно также иметь участок длястоянки автомобилей, ожидающих очередь на мойку.
ГЛАВА 1
СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|