МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
4.1.Требования к разработке проекта
Проектирование и последующее строительство или реконструкция предприятия представляют собой важный этап в развитии, как самого предприятия, так и всей отрасли в регионе. Поэтому к процессу проектирования предприятия предъявляются очень высокие и жесткие требования. Основные требования заключаются в обеспечении высокой экономической эффективности и надлежащего технического уровня проекта, максимального использования новейших достижений науки и техники для того, чтобы строящееся или реконструируемое предприятие ко времени его ввода в действие и многие годы в процессе эксплуатации было технически передовым и имело высокие показатели по производительности и условиям труда, уровню механизации, себестоимости и качеству продукции.
Повышение эффективности капитальных вложений, снижение себестоимости строительства и себестоимости перевозок, организация производства, обслуживания и ремонта автомобилей на высоком техническом уровне — наиболее важная проблема автомобильного транспорта. Решение этой проблемы обеспечивается в основном высоким качеством проектирования предприятия. Необходимыми условиями такого проектирования являются:
• обоснование состава, мощности и местоположения предприятия;
• соответствие проекта прогрессивным формам организации производства и передовому опыту;
• применение научной организации труда и управления;
• эффективная технология обслуживания и ремонта подвижного состава;
• рациональное использование производственных помещений;
• использование современных строительных конструкций и материалов с учетом местных природно-климатических условий.
Порядок подготовки предпроектных материалов и проектирование предприятия отличаются в зависимости от форм финансирования капитальных вложений.
Предприятиям, осуществляющим реконструкцию или техническое перевооружение за счет собственных средств и не нуждающимся в бюджетных, кредитных или инвестиционных средствах, нет необходимости проводить такие работы, как составление заявки на финансирование, разрабатывать бизнес-план и оформлять договор на финансирование. Как правило, реконструкция за счет средств предприятия осуществляется на существующей территории с использованием действующих инженерных сетей. Подготовка материалов и разработка проекта при реконструкции или техническом перевооружении предприятия за счет собственных средств может осуществляться в следующем порядке.
1. Составление технико-экономического обоснования реконструкции или перевооружения производства.
2. Составление задания на проектирование.
3. Разработка технорабочего проекта.
При осуществлении капитальных вложений за счет банковских кредитов, средств инвесторов, или бюджетного финансирования проектирование нового или реконструкция действующего предприятия осуществляется в такой последовательности.
1. Проведение экономических изысканий.
2. Разработка технико-экономического обоснования предлагаемой формы развития предприятия.
3. Составление заявки и предварительное согласование финансирования капитальных вложений.
4. Разработка бизнес-плана развития предприятия.
5. Оформление договора на финансирование.
6. Оформление отвода участка и получение разрешения на подключение к инженерным сетям, строительство объекта.
7. Составление задания на проектирование.
8. Разработка технического проекта.
9. Разработка рабочих чертежей.
На основании проведенных экономических изысканий и технико-экономического обоснования готовится заявка на финансирование и проводится предварительное согласование вопроса о выделении средств на развитие предприятия. После получения принципиального согласия на финансирование составляется бизнес-план предприятия. На основании бизнес-плана и прилагаемых к нему документов принимается решение и оформляется договор на финансирование, где указывается объем и сроки финансирования, порядок и сроки возврата кредита и процентов по нему, порядок участия инвесторов в управлении предприятием и получении прибыли.
С момента подписания договора на финансирование начинается основная работа по проектированию предприятия: на выбранный и согласованный с администрацией района или города участок оформляются соответствующие документы на отвод земли;
выполняются инженерные изыскания; получаются разрешения на подключение к инженерным сетям (электроэнергия, вода, канализация, газ, телефон, радио и т.д.); составляются строительный паспорт на участок и архитектурно-планировочное задание на его застройку; разрабатывается задание на проектирование предприятия.
Задание на проектирование — документ, на основании которого осуществляется проектирование предприятия. В задании на проектирование указывается необходимая для разработки проекта информация: реквизиты предприятия, район, пункт и площадка строительства; производственные мощности на первую и последующие очереди, намечаемая специализация предприятия; основные источники обеспечения водой, теплотой, газом, электроэнергией на период строительства и в процессе эксплуатации предприятия; условия очистки и сброса сточных вод; основные технологические процессы и оборудование; намечаемые сроки строительства и порядок ввода мощностей по очередям; намечаемые размеры капитальных вложений и основные технико-экономические показатели предприятия и т.д.
Задание на проектирование может содержать также указания о применении тех или иных строительных конструкций и строительных материалов, об использовании типового или ранее выполненного удачного индивидуального проекта и особые требования, например предусмотреть в проекте автоматизированную систему управления производством и др.
При составлении задания и проектировании необходимо учитывать, что использование типового или повторно применяемого индивидуального проекта значительно сокращает стоимость и продолжительность разработки проекта. Задание на проектирование составляется заказчиком при непосредственном участии проектной организации.
По получении задания на проектирование проектная организация приступает к разработке проекта. Проектирование предприятия может осуществляться в одну или две стадии. Технически сложные и крупные индивидуальные проекты разрабатываются в две стадии.
На первой стадии разрабатывается технический проект, а на второй стадии — рабочие чертежи.
Объекты, строящиеся по типовому или повторно используемому проекту, а также технически несложные объекты проектируются в одну стадию. Для таких объектов разрабатывается единый технорабочий проект.
В техническом проекте разрабатываются основные проектные решения, обеспечивающие высококачественное выполнение производственной программы предприятия, надлежащее осуществление технологических процессов; рациональное использование
территории, зданий и сооружений; прогрессивные и экономичные объемно-планировочные и конструктивные решения зданий; эффективность капитальных вложений и высокие технико-экономические показатели предприятия.
4.2. Состав технического проекта и его технологической части
Технический проект состоит из нескольких частей: технологической, строительной, сантехнической, энергетической, сметной и экономической. Расчетно-пояснительные записки всех частей проекта объединяются обычно в одну часть — пояснительную записку проекта.
Основной и наиболее крупной частью проекта является технологическая часть. Строительная, сантехническая и энергетическая части представляют собой архитектурно-строительное оформление инженерных и проектных решений, приведенных в технологической части.
В сметной части излагаются сводные и детализированные расчеты затрат на выполнение проектных, строительно-монтажных работ, приобретение оборудования и другие расходы, связанные со строительством и реконструкцией.
Экономическая часть проекта содержит обоснование расположения и мощности предприятия, характеристику и анализ капитальных вложений и основных фондов предприятия, расчеты фонда оплаты труда, накладных расходов и оборотных средств, калькуляцию себестоимости содержания и эксплуатации подвижного состава, технико-экономические показатели проекта.
Технологическая часть проекта состоит из расчетно-пояснитель-ной записки, схемы генерального плана, компоновочных планов отдельно стоящих зданий, планов размещения производственных участков, цехов, складских и других помещений и планировки технологического оборудования.
Расчетно-пояснитсльпая записка содержит описание проектируемого предприятия, его назначение, состав и режим работы; характеристику подвижного состава и режим его эксплуатации; описание технологического процесса и его расчетные нормы; расчеты производственной программы, численности рабочих, площадей производственных и складских помещений; спецификацию технологического оборудования; задания по разработке строительной, сантехнической и энергетической частей проекта; показатели, характеризующие технологические решения.
Схема генерального плана определяет размещение предприятия, его помещений, зданий, сооружений на земельном участке и организацию движения на территории.
Рабочие чертежи выполняются исходя из технических решений, принятых в технологической части. В них детально разрабатываются фундаменты, строительные и монтажные узлы. Рабочие чертежи по технологической части представляют собой монтажные чертежи, в состав которых входят планы расстановки оборудования с указанием спецификации, привязочных размеров, точек потребления энергии, воды, пара и прочего; планы и разрезы отдельных производственных участков с наиболее сложным оборудованием; детали приспособлений и устройств, необходимых для монтажа оборудования и его эксплуатации. По рабочим чертежам ведется строительство и монтаж оборудования.
Принимаемые в процессе проектирования технологические или проектные решения должны быть ориентированы на достижение высоких показателей работы предприятия и получение экономического эффекта от их внедрения. Экономический эффект от принятого решения может проявиться в виде повышения производительности работы парка автомобилей, снижения себестоимости перевозок, экономии топлива, запасных частей и материалов, улучшения условий труда и качества работы.
Недостаточная обеспеченность предприятия производственной базой, производственными участками, постами, оборудованием приводит к тому, что автомобили своевременно и качественно не обслуживаются, а следовательно, увеличиваются потери из-за простоев автомобилей в технически неисправном состоянии и поломок на линии. Излишние производственные мощности также ведут к потерям предприятия из-за дополнительных затрат на строительство, содержание и обслуживание лишних мощностей и оплаты налогов на землю и имущество. Причем излишние производственные мощности не дают ощутимого прироста производительности работы автомобилей.
Поэтому при проектировании предприятия необходимо стремиться к созданию оптимальной производственной базы, способной обеспечить высокий уровень технической готовности подвижного состава при низких затратах на се содержание. В проекте необходимо предусматривать максимальное использование производственных площадей путем двухсменной и трехсменной работы зон, цехов, участков. Так, например, при закладке в проект поточных линий ТО-1 и ТО-2 можно создать одну универсальную линию, на которой можно выполнять работы по ТО-1 и ТО-2, и предусмотреть эксплуатацию этой линии в две смены, при этом в рабочее время выполнять более сложные и трудоемкие работы по ТО-2, а в межсменное время — работы по ТО-1.
При разработке проекта очень важно предусмотреть перспективу развития предприятия. На основании экономических изысканий определяется перспектива развития автотранспортных перевозок и исходя из этого в проект закладывается база для возможного расширения или изменения структуры и состава парка автомобилей.
С целью достижения максимального эффекта в процессе строительства определяется очередность ввода в эксплуатацию строящихся или реконструируемых цехов и участков. В первую очередь предусматривается ввод производственных площадей, способных существенно повысить эффективность работы предприятия, увеличить прибыль или снизить себестоимость перевозок. Первоочередной ввод отдельных наиболее эффективных объектов позволяет предприятию получать дополнительную экономическую выгоду пока завершается строительство или реконструкция предусмотренных проектом производственных площадей.
Эффективность капитальных вложений и оценочные показатели проектных решений в первую очередь зависят от уровня инженерных решений и качества исполнения технологического проекта. Технологический проект разрабатывается специалистами автомобильного транспорта, а следовательно, уровень их знаний, степень подготовки и опыт являются одними из решающих факторов в деле создания производственно-технической базы, способной наилучшим образом удовлетворить потребности конкретного автопредприятия.
Технологический проект включает в себя следующие вопросы:
• выбор и обоснование необходимых для расчетов проекта исходных данных;
• расчет производственной программы по обслуживанию и ремонту подвижного состава;
• расчет численности производственного персонала с распределением по сменам и постам;
• выбор организации производства и разработка технологии производственных процессов;
• подбор гаражного, диагностического, станочного и другого оборудования;
• расчет числа рабочих постов, поточных линий и площадей зон ЕО, ТО-1, ТО-2 и текущего ремонта автомобилей;
• расчет площадей производственных, бытовых, административных помещений и складов;
• оптимизация производственных мощностей предприятия с учетом случайности возникновения отказов и обьемов работ по ТО и ТР;
• разработка объемно-планировочных решений и генерального плана предприятия;
• технико-экономическое обоснование предлагаемых технологи ческих решений.
Технологическое проектирование включает в себя большой круг вопросов организационно-технического, технологическою и экономического порядка, которые приходится решать не только при
проектировании нового строительства или реконструкции, но и в процессе текущей деятельности предприятия.
В качестве основных нормативных документов при технологическом проектировании используются Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Нормы технологического проектирования автотранспортных предприятий, СНиПы и др.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные условия обеспечения высокой эффективности капитальных вложений в развитие предприятия?
2. В какой последовательности разрабатывается проект реконструкции и перевооружения предприятия за счет собственных средств предприятия?
3. В какой последовательности выполняются работы по проектированию предприятия за счет стороннего финансирования?
4. Каковы требования к разработке задания на проектирование?
5. Из каких частей состоит технический проект?
6. Из каких разделов состоит технологическая часть проекта?
7. Какие требования предъявляются к разработке проекта предприятия?
ГЛАВА 5
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|