|
МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
5.1. Выбор исходных данных
Определяющим условием разработки проекта является грамотный выбор исходных данных, которые влияют на результаты расчетов. В зависимости от принятой формы развития и характера проектируемого объекта исходные данные могут быть заданы или получены расчетным путем. Исходными данными для расчета производственной программы являются:
• списочное число Acj автомобилей j-и марки (совместимой группы);
• среднесуточный пробег Lсс автомобилей;
• число рабочих дней Др.г в году (при 6-дневной рабочей неделе — 305 дн.);
• продолжительность работы Тн автомобилей на линии (время в наряде);
• средний пробег группы автомобилей с начала эксплуатации;
• категория условий эксплуатации;
• природно-климатические условия.
Для рассчитываемой марки или совместимой группы автомобилей определяют нормативные периодичности технических обслуживании, пробег до капитального ремонта, трудоемкости и продолжительности простоев. Нормативы периодичностей и тру-доем костей ТО и ТР в соответствии с ОНТП—91 приведены в табл. 5.1 и 5.2.
Нормативы ТО и ТР корректируются по реальным условиям работы с помошыо коэффициентов, учитывающих следующие факторы; К1 — условия эксплуатации автомобилей; К2 — модификации автомобилей и организации работы; К3 — природно-климатические условия; К4 — пробег с начала эксплуатации; К5 — размеры ЛТП и число совместимых групп подвижного состава.
Исходный коэффициент корректирования, равный 1,0, принимается для эталонных условий работы предприятия: первой категории условий эксплуатации, базовых моделей автомобилей, умеренного климатического района с умеренной агрессивностью окружающей среды, подвижного состава с пробегом с начала эк-
Таблица 5.1 Периодичность ТО автомобилей
Автомобили
| Периодичность технического обслуживания автомобилей в зависимости от нормативного пробега, км
|
для ТО-1
| для ТО-2
| Легковые
Автобусы
Грузовые автомобили и автобусы на базе грузовых автомобилей
| 5 000
5 000 4 000
| 20000 20000 16 000
| Примечание, Периодичность ТОприцепов и полуприцепов устанавливается равной периодичности обслуживания их тягачей.
Таблица 5.2 Нормативы трудоемкости ТО и ТР подвижного состава
Тип подвижного состава и его
параметры
| Трудоемкость, чел.-ч, на одно обслуживание
| Трудоемкость, чел.-ч/1000 км
|
ЕО
| ТО-1
| ТО-2
| ТР
| Легковые автомобили:
|
|
|
|
| особо малого класса
| 0,15
| 1,9
| 7,5
| 1,5
| малого класса
| 0,20
| 2,6
| 10,5
| 1,8
| среднего класса
| 0,25
| 3,4
| 13,5
| 2,1
| Автобусы:
|
|
|
|
| особо малого класса
| 0,25
| 4,5
| 18,0
| 2,8
| малого класса
| 0,3
| 6,0
| 24,0
| 3,0
| среднего класса
| 0,4
| 7,5
| 30,0
| 3,3
| Большого класса
| 0,5
| 9,0
| 36,0
| 4,2
| особо больного класса
| 0,8
| 18,0
| 72,0
| 6,2
| Грузовые автомобили:
|
|
|
|
| грузоподъемностью
|
|
|
|
| от 0,3 до 1,0 т
| 0,20
| 1,8
| 7,2
| 1,55
| от 1,0 до 3,0 т
| 0,30
| 3,0
| 12,0
| 2,0
| от 3,0 до 5,0 т
| 0,30
| 3,6
| 14,4
| 3,0
| от 5,0 до 8,0 т
| 0,35
| 5,7
| 21,6
| 5,0
| от 8,0 до 10 т
| 0,40
| 7,5
| 24,0
| 5,5
| Окончание табл. 5.2
Тип подвижного состава и его параметры
| Трудоемкость, чел,-ч, на одно обслуживание
| Трудоемкость, чел.-ч/1000 км
|
ЕО
| ТО-1
| ТО-2
| ТР
| более 10 т
Прицепы:
одноосные до 3,0 т двухосные до 8,0 т двухосные более 8,0 т
Полуприцепы:
грузоподъемностью 8,0 т и более
| 0,50
0,05 0,1
0,15
0,2
| 7,8
0,9 2,1
2,2
4,4
| 31,2
3,6
8,4
8,8
17,6
| 6,1
0,35 1,15
1,25
2,4
| сплуатации, равным 0,50...0,75 от пробега до капитального ремонта, АТП со списочным составом 200 — 300 ед., состоящим из трех технологически совместимых групп автомобилей. Во всех остальных случаях технологические расчеты производятся с корректировкой в зависимости от условий эксплуатации, состояния подвижного состава, размера и разномарочности АТП. Классификация условий эксплуатации и значения коэффициентов корректирования приведены в табл. 5.3 — 5.8.
Таблица 5.3
Классификация условий эксплуатации
Категория условий эксплуатации
| Условия движения
| I
II
III
| Асфальтобетонные, цементобетонные и приравненные к ним дороги за пределами пригородной зоны
Асфальтобетонные, цементобетонные и приравненные к ним дороги в пригородной зоне и малых городах (до 100 тыс. жителей), а также за пределами пригородной зоны в гористой местности (от 1 000 до 2 000 м над уровнем моря)
Дороги с щебеночным и гравийным покрытием за пределами пригородной зоны. Асфальтобетонные, цементобетонные и приравненные к ним дороги в больших городах (более 100 тыс. жителей) и горной местности (более 2 000 м над уровнем моря). Дороги с щебеночным и гравийным покрытием в пригородной зоне и городских улицах, а также за пределами пригородной зоны в гористой и горной местности
|
Окончание табл. 5.3
Таблица 5.6
Категория условий эксплуатации
| Условия движения
| IV V
| Дороги с щебеночным и гравийным покрытием в больших городах, расположенных в гористой и горной местности. Грунтовые дороги, укрепленные или улучшенные местными материалами Естественные грунтовые дороги, внутри карьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия
| Табли ца 5.4 Коэффициенты корректирования по условиям эксплуатации 
Категория условий
| Периодич-
| Удельная трудоем-
| Пробег
| Расход запас-
| эксплуатации
| ность ТО
| кость ТР
| до КР
| ных частей
| I
| 1,0
| 1,0
| 1,0
| 1,00
| II
| 0,9
| 1,1
| 0,9
| 1,10
| III
| 0,8
| 1,2
| 0,8
| 1,25
| IV
| 0,7
| 1,4
| 0,7
| 1,40
| V
| 0,6
| 1,5
| 0,6
| 1,65
| Коэффициенты корректирования по климатическим условиям
Характеристика района
| Трудоемкость ТО и ТР
| Удельная трудоемкость ТР
| Пробег до КР
| Расход
запасных
частей
| Коэффициент
|
|
|
|
| Умеренный
| 1,0
| 1,0
| 1,0
| 1,0
| Умеренно теплый, теплый влажный
| 1,0
| 0,9
| 1,1
| 0,9
| Жаркий сухой, очень жаркий сухой
| 0,9
| 1,1
| 0,9
| 1,1
| Умеренно холодный
| 0,9
| 1,1
| 0,9
| 1,1
| Холодный
| 0,9
| 1,2
| 0,8
| 1,25
| Очень холодный
| 0,8
| 1,3
| 0,7
| 1,4
| Коэффициент
|
|
|
|
| С высокой агрессивно-стыо окружающей среды
| 0,9
| 1,1
| 0,9
| 1,1
|
Таблица 3.5
Коэффициенты корректирования по модификации и организации
работы 
Модификация подвижного состава и организация его работы
| Трудоемкость ТО и ТР
| Пробег до КР
| Расход
запасных
частей
| Базовый автомобиль
| 1,00
| 1,00
| 1,00
| Седельные тягачи
| 1,10
| 0,95
| 1,05
| Автомобили с одним прицепом
| 1,15
| 0,90
| 1,10
| Автомобили с двумя прицепами
| 1,20
| 0,85
| 1,20
| Автомобили-самосвалы па плечах свыше 5 км
| 1,15
| 0,85
| 1,20
| Автомобили-самосвалы с одним прицепом или при работе на плечах до 5 км
| 1,20
| 0,80
| 1,25
| Автомобили-самосвалы с двумя прицепами
| 1,25
| 0,75
| 1,30
| Специализированный подвижной со став
| 1,10... 1,20
| —
| —
| Таблица 5.7
Коэффициенты корректирования удельной трудоемкости ТР и продолжительности простоя в ТО и ТР в зависимости
от пробега подвижного состава с начала эксплуатации
Пробег с начала эксплуатации
в долях от нормативного
пробега до КР
| Легковые
| Автобусы
| Грузовые
|
|
|
|
|
|
| До 0,25 От 0,25 до 0,50 От 0,50 до 0,75 От 0,75 до 1,00 От 1,00 до 1,25 От 1,25 до 1,50 От 1,50 до 1,75 От 1,75 до 2,00 Свыше 2,00
| 0,4 0,7 1,0 1,4
1,5 1,6 2,0 2,2 2,5
| 0,7 0,7 1,0 1,3 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4
| 0,5 0,8 1,0
1,3 1,4 1,5 1,8 2,1 2,5
| 0,7 0,7 1,0 1,3
1,4 1,4 1,4 1,4 1,4
| 0,4 0,7 1,0 1,2 1,3 1,4 1,6 1,9 2,1
| 0,7 0,7 1,0 1,2
1,3 1,3 1,3 1,3 1,3
|
Таблица 5.8
Коэффициенты корректирования трудоемкости ТО и ТР по числу автомобилей в АТП и числу совместимых групп подвижного состава 
Число автомобилей в АТП
| Число технологически совместимых групп подвижного состава
|
Менее трех
| Три
| Более трех
| До 100
| 1,15
| 1,20
| 1,30
| От 100 до 200
| 1,05
| 1,10
| 1,20
| От 200 до 300
| 0,95
| 1,00
| 1,10
| От 300 до 600
| 0,85
| 0,90
| 1,05
| Свыше 600
| 0,80
| 0,85
| 0,95
| Учитывая, что периодичности и трудоемкости технических обслуживании и ремонтов нормированы по типам и классам автомобилей (совместимым группам), технологический расчет вы-полняют по каждой совместимой группе автомобилей, эксплуатируемых на предприятии.
5.2. Расчет производственной программы автотранспортного предприятия
Производственная программа определяет число ТО и КР за планируемый период времени (год, сутки) на весь парк автомобилей.
При плановой экономике, наряду с ТО в обязательном порядке, по установленному плану на авторемонтных заводах производился КР автомобилей. Поэтому как основной период времени в технологических расчетах использовался цикл — период времени, соответствующий пробегу единицы подвижного состава в километрах от начала эксплуатации до КР или между КР. После расчета числа воздействий за цикл с помощью рассчитываемого коэффициента перехода от цикла к году определялось их число за год, сутки.
В связи с тем что КР не является обязательным техническим воздействием и практически уже не производится на авторемонтных заводах, представляется целесообразным выполнять только расчет годовой производственной программы. Расчет трудовых затрат и производственных площадей для предприятий, планирующих выполнять капитальный или восстановительный ремонт по отдельным автомобилям, следует производить исходи из реальных потребностей.
Для расчета числа ТО за год по j-й совместимой группе автомобилей необходимо предварительно установить годовой пробег и периодичность обслуживании этих автомобилей.
Годовой пробег j-й группы автомобилей можно определить из выражения

где — число дней эксплуатации автомобиля за год; —
среднесуточный пробег автомобилей j-й группы; — списочное число автомобилей j-й группы; — число рабочих дней в году (при 6-дневной рабочей неделе — 305 дн.); — коэффициент технической готовности:

где — число дней эксплуатации за цикл:

где — пробег до капитального ремонта; — число дней
простоя в ТО и ТР за цикл:
, >
где — число дней простоя в КР; — удельный
(нормативный) простой автомобиля в ТО и ТР на 1 000 км пробега, дн. (табл. 5.9).
Таблица 5.9
Продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ремонте
Подвижной состав
| Простои в ТО и ТР на АТП, дн./1000 км
| Простои в КР, дн.
| Легковые автомобили
| 0,30...0,40
|
| Автобусы (кроме большого класса)
| 0,30.-0,50
|
| Автобусы большого класса
| 0,50-0,55
|
| Грузовые автомобили:
|
|
| грузоподъемностью 0,3...5,0 т
| 0,40...0,50
|
| » более 5,0 т
| 0,50...0,55
|
| Прицепы и полуприцепы
| 0,10...0,15
| —
|
Пробег до капитального ремонта для j-й группы автомобилей можно найти, корректируя нормативный пробег до капитального ремонта коэффициентами :

Периодичность i-го технического обслуживания для j-й группы автомобилей определяют путем корректирования нормативной периодичности i-го обслуживания с помощью коэффициентов и : 

Для обеспечения технологичности выполнения технических обслуживаний, периодичность между различными видами обслуживания устанавливается кратной между собой, среднесуточным пробегам и пробегам до КР. Периодичность ЕО, равная среднесуточному пробегу, принимается кратной периодичности ТО-1, периодичность TO-I — кратной периодичности ТО-2, а периодичность ТО-2 — кратной периодичности КР, Это позволяет совмещать проведение технических обслуживании с различной периодичностью. Полученная периодичность для удобства расчета округляется.
После определения периодичностей воздействий рассчитывается число ТО для каждой совместимой группы автомобилей за год. Число обслуживаний для j-й группы автомобилей за год будет равно 

При расчете числа воздействий необходимо учитывать то, что ТО-2 включает и объем работ совмещаемого ТО-1, а работы ЕО не совмещаются с другими видами обслуживания и выполняются только в зоне ежедневного обслуживания




По годовому числу i-го вида технических воздействий определяют суточную программу обслуживаний данного вида для j-й группы автомобилей :

Суточная программа по каждому виду обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2) является критерием для выбора метода ТО (поточная линия или универсальные посты). Применение поточной организации обслуживания становится целесообразным при минимальной
суточной программе: для ЕО — более 100 обслуживаемых однотипных автомобилей; для ТО-1 — более 12 — 15 автомобилей; для ТО-2 — более 5 — 6 технологически совместимых автомобилей в сутки. При меньших суточных программах принимается метод обслуживания на универсальных постах.
Пример расчета производственной программы
Исходные данные: в автотранспортном предприятии строительной фирмы работает 180 автомобилей-самосвалов КамАЗ-5511 с пробегами с начала эксплуатации от 190 до 220 тыс. км. Автомобили работают в гористой местности на дорогах с щебеночным покрытием на плечах 4,5 км. Предприятие расположено в умеренной климатической зоне и работает по 6-дневной рабочей неделе. Среднесуточный пробег автомобилей составляет 203 км.
Определим периодичности технического обслуживания и ремонта автомобилей. Для этого выберем в табл. 5.1, 5.4—5.6 нормативные периодичности технического обслуживания и коэффициенты корректировки . Норма пробега до ТО-1 базовых грузовых автомобилей составляет 4000 км, до ТО-2 — 16000 км, а до КР — 300 тыс. км. Условия работы автомобилей соответствуют III категории условий эксплуатации (К1 = 0,8). Для автомобилей-самосвалов, работающих на плече менее 5 км, коэффициент К2 для корректировки пробега до капитального ремонта составляет 0,8. Коэффициент К3 корректировки нормативов в зависимости от климатических условий составляет 1,0.
Скорректируем нормативные пробеги:



Приведем пробеги к кратным величинам, скорректируем по среднесуточным пробегам и округлим:
= 203 км; 3 200:203= 15,8; округлим до 16;
LTО -1 = 203 * 16 = 3 248 км, округлим до LTО -1 = 3 200 км, LEO= 200 км;
LTO_2 = 3 200 * 4 = 12 800 км, примем LТО_2 = 12 800 км.
Кратное число воздействий ТО-2 за пробег £Кр составит
192000: 12800= 15, примем LKP = 12800*15= 192 000 км.
Определим годовой пробег группы автомобилей:



Определим число воздействий на парк автомобилей за год:




Суточное число воздействий на парк автомобилей составит



Исходя из технологического расчета выбираем метод организации рабочих мест основного производства. Для рассчитываемого предприятия представляется целесообразным производить ТО -1 и ТО -2 на универсальных и специализированных постах, а ЕО выполнять на поточной линии.
5.3. Расчет трудоемкости технического обслуживания и ремонта автомобилей
Важное значение при технологических расчетах имеет расчет трудоемкостей ТО и ТР и определение годового объема работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Рассчитав объем работ, можно определить потребную численность производственных рабочих, число постов, рабочих мест.
Нормативная трудоемкость работ по обслуживаниям (ЕО, ТО-1, ТО-2) и удельная трудоемкость работ по текущему ремонту на 1 000 км пробега приведены в Положении для основных типов автомобилей и базовых марок, выпускаемых в СНГ. Нормативная трудоемкость i-го обслуживания корректируется с помощью коэффициентов К2 и К5

Удельная нормативная трудоемкость ТР корректируется с
помощью коэффициентов К1, К2, К3,К4, К5

Нормативы трудоемкости СО в Положении не приведены. Учитывая, что СО выполняется совмещенно с ТО-2, предшествующим переходу на зимний и летний периоды, нормативы трудоемкости СО принимаются в процентах от трудоемкости ТО-2: для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов — в размере 50%; для холодного и жаркого — в размере 30%; для других районов — 20 %.
При расчетах необходимо учитывать, что нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 не включают в себя трудоемкости ЕО.
Годовой объем работ но ТО /-го вида для j-й группы автомобилей можно определить произведением числа технических воздействий за год на трудоемкость единицы воздействия:
по ЕО 
по ТО-1 
по ТО-2 
по СО 
Годовой объем работ по ТР для j-й группы автомобилей можно рассчитать следующим образом: 

Трудоемкость работ по техническому обслуживанию и ремонту парка автомобилей за год

Нормативы трудоемкостей ТО и ТР не учитывают трудовые затраты на вспомогательные работы по техническому обслуживанию и ремонту производственного оборудования и инструмента предприятия, внутри гаражные транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, хранение, приемку и выдачу материальных ценностей, уборку производственных помещений и другие вспомогательные работы по самообслуживанию предприятия. Трудоемкость вспомогательных работ по самообслуживанию предприятия устанавливается в размере не более 30 % от объема суммарной трудоемкости технических обслуживаний и текущего ремонта парка автомобилей за год:

Общая трудоемкость всех работ по предприятию за год

Дополнительная трудоемкость выполнения сезонных работ при подготовке автомобилей к работе в зимних или летних условиях составит

Общая трудоемкость ТР и ТО парка автомобилей за год:

Объем работ по самообслуживанию предприятия.

Общая трудоемкость всех работ по предприятию за год

5.4. Расчет численности производственных рабочих
Зная трудоемкости работ по предприятию за год можно рассчитать численность производственных рабочих. При расчете численности рабочих различают технологически необходимую и штатную численности рабочих.
Технологически необходимая численность рабочих определяется отношением годового объема работ к годовому фонду времени одного рабочего места в одну смену :

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|