Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендуемые способы хранения подвижного состава





 

 

 

 

 

 

Тип подвижного состава Климатический район Способ хранения
Легковые автомо­били и автобусы Очень холодный, умеренно холодный, умеренный Закрытый
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный Открытый без подогрева
Жаркий сухой, очень жаркий Под навесом
Грузовые автомоби­ли Очень холодный Закрытый (для прицепов и полуприцепов—откры­тый)
Холодный, умеренно холодный Открытый с подогревом и частично закрытый
Умеренный Открытый с подогревом
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный Открытый без подогрева
Автомобили опера­тивного назначения (скорая помощь, пожарные и др.) Все районы Закрытый

Способ хранения (закрытый, под навесом, открытый с подо­гревом, открытый без подогрева) определяется исходя из эконо­мической и производственной целесообразности с учетом вида и особенностей выполняемых перевозок, а также природно-клима­тических условий региона (табл. 7.1).

Например, по климатическим условиям северокавказский ре­гион относится к умеренно теплому климатическому району. В АТП региона рекомендуется осуществлять хранение подвижного состава (кроме автомобилей оперативного назначения) на открытых пло­щадках без подогрева. Открытый способ хранения подвижного со­става позволяет существенно сократить затраты на строительство предприятия и себестоимость перевозок по сравнению с централь­ными, восточными и северными регионами России. Однако суще­ствует риск срыва работы транспорта при снижении температуры воздуха до -10 оС и более, что нередко случается в регионе. Этот риск можно уменьшить, своевременно сливая воду из системы ох­лаждения в период зимней эксплуатации и обеспечив предприятие средствами разогрева и запуска двигателей.



Расстановка автомобилей на стоянке зависит от способа хра­нения, маневренных характеристик подвижного состава и графи­ка выезда на линию. Рекомендуемые схемы расстановки автомо­билей на стоянке при различных способах хранения приведены на рис, 7.7—7.9.

Рис. 7.7. Схемы расстановки автомобилей в закрытых стоянках:

a — однорядная тупиковая с автономным выездом; б — однорядная тупиковая с



проездом; в — двухрядная тупиковая; г — двухрядная тупиковая с проездом; д —

многорядная прямоточная; е — многорядная с проездом


 




На закрытых стоянках могут использоваться следующие схемы расстановки автомобилей:

однорядная тупиковая с автономным выездом (рис, 7.7, а);

однорядная тупиковая с проездом (рис. 7.7, б);

двухрядная тупиковая (рис. 7.7, в);

двухрядная тупиковая с проездом (рис. 7.7, г);

многорядная прямоточная (рис. 7.7, д);

многорядная с проездом (рис. 7.7, е).

При двухрядных тупиковых и многорядных схемах расстановки ближе к выезду устанавливаются автомобили, которые по графику должны выехать на линию первыми.

При расстановке автопоездов в зоне хранения необходимо стре­миться к минимальному их маневрированию на площадке. Этого можно достичь благодаря прямоточной расстановке (рис. 7.8, в) с проездами по обеим сторонам ряда автопоездов.

Размещение автомобилей при открытом способе хранения с подогревом имеет свои особенности. Автомобили должна иметь автономный доступ к системе подогрева, причем расстояние от передней части автомобиля до устройства для подогрева должно составлять 0,7 м (см. рис. 7.9). Согласно правилам технической эк­сплуатации подвижного состава автомобильного транспорта в зону стоянки устанавливается только исправный, готовый к эксплуа­тации подвижной состав.

Рис. 7.8. Схемы расстановки автомобилей при открытом хранении:

а — многорядная с проездом; б — однорядная с проездом; в — однорядная прямоточная с проездами по обеим сторонам




 

Рис. 7.9. Схемы расстановки автомобилей при открытом хранении с подогревом: а — многорядная с проездом; 6 — однорядная прямоточная с проездом по обеим сторонам

В зоне стоянки запрещается производить какие-либо работы по обслуживанию и ремонту подвижного состава, а также хранить топливо, смазочные и другие материалы.

Зону хранения рекомендуется изолировать от производствен­ных зон и участков. Перечень лиц, которым разрешается доступ в зону стоянки, устанавливается администрацией предприятия.

7.4. Компоновочный план

Компоновочный план выполняется для каждого отдельно сто­ящего производственного здания предприятия. На компоновоч­ном плане указываются габаритные размеры здания, сетка ко­лонн, наружные и внутренние стены и перегородки, расположе­ние производственных и бытовых помещений, а также схематич­но — посты и линии технического обслуживания и ремонта, ин­женерные сооружения и подъемно-транспортное оборудование, связанное с конструктивными элементами здания (опорные и подвесные краны, лифты).

На поперечном разрезе указывается высота пролета от пола до низа несущих конструкций, а при наличии мостовых кранов — высота до верхней точки подкрановых путей (рис. 7.10, 7.11). Для многоэтажных зданий компоновка разрабатывается поэтажно. Ком­поновочные планы выполняются в масштабе 1:400 или 1:200.


 





Рис. 7.10. Компоновочный план главного корпуса АТП:

1 — линия ТО-1; 2 — подпорные посты; 3 — посты ТО-2 и ТР; 4 — пост углубленного диагностирования; 5—16— производственные и складские помещения

Компоновка производственного здания осуществляется в оп­ределенной последовательности.

1. В соответствии с генеральным планом предприятия и приня­той схемой организации технологического процесса определяется состав производственных цехов, участков и зон, запланирован­ных для размещения в данном здании.

2. На основании технологического и оптимизационного расче­тов определяется общая площадь предусмотренных в здании це­хов, участков, зон, складских помещений и т.д.

3. С учетом особенностей организации производства в здании и принятого объемно-планировочного решения определяется сетка колонн и габаритные размеры здания.


 

4. В соответствии с требованиями организации технологическо­го процесса, а также противопожарными и санитарными требо­ваниями определяется рациональное взаиморасположение цехов, участков, зон и т.д.

5. По выбранной сетке колонн с учетом возможности и целесо­образности расположения стен и перегородок корректируются площади производственных участков, цехов, зон и т.д.

6. Разрабатываются варианты компоновочного плана здания.

7. Выбирается вариант, наилучшим образом соответствующий принятой схеме организации технологического процесса, проти­вопожарным и санитарным нормам, а также требованиям ОНТП и СНиП.

Взаиморасположение зон, цехов и участков зависит от приня­той схемы технологического процесса, особенностей производ­ства, технологической однородности выполняемых работ, произ­водственных связей, строительных, санитарно-гигиенических и противопожарных требований.

Рис. 7.11. Компоновочный план вспомогательного корпуса АТП;

1 — пост диагностирования; 2 — пост перестановки колес; 3 — шиномонтажная; 4 — компрессорная; 5 — поточные линии ЕО: 6 — электрощитовая; 7 — маляр­ные; 8 — комната мойщиков; 9 — такелажная; 10 — трансформаторная; 11 — бытовые помещения; 12— склад шин


 





При составлении компоновочного плана за основу следует при­нимать удобное расположение постов и линий технического об­служивании и ремонта автомобилей, а ориентируясь на это, раз­мещать производственные цеха и участки. При этом следует учи­тывать, что зона ТВ по номенклатуре выполняемых работ должна иметь технологические связи почти со всеми цехами и участками вспомогательного производства.

Для небольших предприятий трудоемкости по отдельным ви­дам работ, а соответственно, и площади производственных уча­стков незначительны. В таких предприятиях выделение для каж­дого вида воздействий (работ) обособленного помещения при­водит к чрезмерному раздроблению здания на мелкие изолиро­ванные помещения и снижает возможности оперативного уп­равления производственными процессами. Если площадь поме­щения для отдельного вида работ менее 10 м2, то эти работы целесообразно совмещать с другими технологически однород­ными работами.

Технологически однородными считаются следующие виды работ:

• крепежные, регулировочные, диагностические, ремонтные, смазочные;

• слесарно-мехапические, агрегатные, электротехнические.

топливные;

• сварочные, кузнечно-рессорные, жестяницкие, медницкие;

• столярно-кузовные, обойные, арматурные.

Моечные, окрасочные и аккумуляторные работы в силу своей специфики и особых требований по технике безопасности выпол­няются только в отдельных изолированных помещениях.

Посты для мойки автомобилей изолируются or постов иного назначения, а по возможности и друг от друга. Поточную линию ЕО рекомендуется располагать в обособленном помещении (зда­нии). При наличии двух и более поточных линий ЕО их отделяю! друг от друга водонепроницаемыми экранами высотой не менее 2.5 м.

Для окраски легковых автомобилей и автобусов в соответствии с технологией выполнения работ рекомендуется иметь три поме тения: краскозаготовительпос, окрасочное, сушильное.

Аккумуляторный цех крупных и средних ATП обычно состоит из трех помещений: помещения для ремонта аккумуляторов; кис-лотной; зарядной. В кислотной хранится и разливается кислота. В за рядной осуществляется зарядка аккумуляторов в специальные вытяжных шкафах. В мелких предприятиях зарядная и кислотная могут быть объединены.

Взаиморасположение помещений при разработке компоно ночного плана записи г также от того, при каких видах воздей-ствий (обслуживание или ремот) наиболее часто использу-ются данные работы. Помещения с видами работ, тяготеющи


Рис. 7.12. Структурная схема комплектования цехов и их связи с произ­водственными зонами

ми к определенной зоне воздействий, желательно размещать ближе к этой зоне. Комплектование видов работ и производ­ственных цехов по технологической однородности и общнос­ти строительных, санитарно-гигиенических и противопожар­ных требований и их связи с основными зонами воздействии приведены на рис. 7.12.

Электротехнический, топливный, агрегатный и механический цеха, в которых выполняются наиболее точные работы, следует располагать по периметру здания, чтобы обеспечить их боковым естественным освещением. Боковым освещением рекомендуется обеспечивать также тупиковые посты обслуживания и ремонта, оборудованные траншейными канавами или подъемниками.

Посты и линии диагностирования, имеющие тормозной стенд или стенд для проверки тягово-экономических качеств автомоби­ля и участок холодной и горячей обкатки двигателей, из-за нали­чия повышенного шума при работе стендов рекомендуется распо­лагать в изолированных помещениях.

На размещение постов в зонах обслуживания и ремонта суще­ственное влияние оказывает их обустройство канавами и подъем­никами. Поточные линии ТО-1 и ТО-2 независимо от типа под­вижного состава оборудуют сквозными канавами на всю длину линии. Для тупиковых постов для ТР в действующих типовых про­ектах предусмотрено.

для легковых автомобилей обуаройство канавами составляет 20%, подъемниками — 40%;

для грузовых автомобилей обустройство канавами составляет 40%, подъемниками — 20%;


 





для автобусов обустройство канавами составляет 80 %. Осталь­ные посты используются как напольные.

Использование напольных осмотровых устройств (гидравличес­ких, электрических или пневматических подъемников и опроки­дывателей) позволяет существенно улучшить условия работы ре­монтных рабочих, повысить производительность труда и обеспе­чить более гибкое реагирование производства на стохастический входящий поток требований. Если промышленностью будет осво­ен выпуск недорогих и надежных подъемников различной грузо­подъемности, на предприятиях вместо канав преимущественно будут использоваться подъемники.

7.5. Планировка производственных зон, цехов,

участков

Планировка производственных зон, цехов, участков представля­ет собой план расстановки постов, стационарного технологичес­кого оборудования, подъемно-транспортного оборудования и производственного инвентаря. На плане показываются основные строительные размеры помещения: наружные и внутренние сте­ны, перегородки, двери, окна, ворота, антресоли и т.д. Техноло­гическое оборудование изображается контуром, соответствующим габаритным размерам.

Каждой единице оборудования присваивается номер по спе­цификации к чертежу. Оборудование, как правило, нумеруется последовательно в порядке его размещения на чертеже слева на­право и затем сверху вниз. Рядом с оборудованием условным зна­ком указывается место рабочего и места подсоединения к инже­нерным сетям.

Основные условные обозначения, используемые при выпол­нении компоновочного плана и планировки производственных зон, цехов и участков, приведены в табл. 7.2.

Перечень и число технологического оборудования определяет­ся по Табелю технологического оборудования и специализиро­ванного инструмента АТП, являющемуся нормативным докумен­том для технологического проектирования. Перечень и число обо­рудования корректируются с учетом специфики работы предпри­ятия, каталогов и проспектов, выпускаемых промышленностью гаражного и диагностического оборудования.

При расстановке технологического оборудования на конкрет­ном участке следует соблюдать требования ОНТП, СНиП и реко­мендации по научной организации труда (НОТ) — комплексу тех­нических, технологических, организационных санитарно-гигие­нических, экономических и прочих мероприятий, направленных на повышение производительности и улучшение условий труда.





При проектировании производственного помещения, наряду с соблюдением технологии выполнения работ, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и прочего, необ­ходимо стремиться к созданию такой планировки, при которой технологическое оборудование и оснастка будут размешены так, чтобы сократить до минимума непроизводительные потери вре­мени на выполнение операций, переходы от оборудования к обо­рудованию, улучшить условия работы, повысить качество и про­изводительность труда.

Основные рабочие места в производственном помещении раз­мещаются на наиболее освещенных и удобных для работы участ­ках. Вблизи рабочих мест устанавливается наиболее часто исполь­зуемое оборудование. Чем реже используется оборудование, тем дальше от рабочего места оно располагается. Оснастка и инстру­мент на рабочем месте размещаются в соответствии с последова­тельностью выполнения технологических оиерадий.

Нормативы расстояний между различным оборудованием, а также между оборудованием и элементами здания, которые ис­пользуются при технологическом проектировании, приведены в табл. 7.3.

В соответствии с ОНТП и СНиП осмотровые канавы в зонах технического обслуживания и ремонта должны проектироваться с учетом следующих требований:

* ширина канавы устанавливается по колее обслуживаемого подвижного состава;

* длина рабочей зоны канавы должна быть не менее габарит­ной длины подвижного состава;

* глубина канавы принимается для легковых автомобилей и
микроавтобусов 1,3... 1,5 м, грузовых автомобилей и автобусов —
1,1... 1,2 м, внедорожных автомобилей-самосвалов 0,5...0,7 м.

Рядом расположенные параллельные канавы соединяются между собой траншеей (тупиковые) или тоннелем (проездные). Ширина траншей (тоннеля) должна быть 1,2 м, если она служит только для прохода людей, и 2... 2,2 м, если в ней расположены рабочие .места с технологическим оборудованием. Из траншеи (тоннеля) должен быть предусмотрен выход в производственное помеще­ние — не менее одного на три канавы, а для проездных канав поточных линий — не менее двух на каждые две поточные линии с противоположных концов. Лестницы для выхода (входа) из ка­нав в целях безопасности не должны располагаться под автомоби-Т1ями иди на пути их следования.

Планировка зон и участков А ТП, эксплуатирующих газобаллонные автомобили (ГБА), имеет свои особенности и должна, выполняться с учетом повышенных требований к обеспечению безопасности при их хранении, обслуживании и ремонте в соответствии с действую­щими нормами и правилами в строительстве ина транспорте.

5 Масуйи



Хранение газобаллонных автомобилей рекомендуется устраи­вать компактно отдельными группами. Площадки для хранения газобаллонных автомобилей должны располагаться на расстоянии не менее 5 м от площадок для хранения других автомобилей. При хранении автомобилей в многоэтажных зданиях, газобаллонным автомобилям рекомендуется выделять отдельные этажи. Причем для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (СПГ), необходимо предусматривать верхние этажи, а для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), — нижние эта­жи. Этажность здания, в котором размещаются автомобили, рабо­тающие на СПГ, должна быть не более шести. Хранение газобал­лонных автомобилей в подземных гаражах запрещено. Подогрев и разогрев газобаллонных автомобилей возможен только при усло­вии исключения нагрева газового оборудования и баллонов.

Зоны обслуживания, ремонта и закрытого хранения газобал­лонных автомобилей должны быть оборудованы системой автома­тического контроля воздушной среды, аварийного освещения помещений и путей эвакуации и постоянно действующей есте­ственной вентиляцией, обеспечивающей однократный воздухо­обмен в течение одного часа.

В зонах обслуживания, ремонта и хранения автомобилей, ра­ботающих на сжиженном нефтяном газе, не допускается устрой­ство подземных сооружений, подвалов, осмотровых канав, при­ямков, тоннелей, колодцев, в которых может накапливаться газ при его утечке, что может привести к взрывам и пожарам.

Работы по обслуживанию и ремонту газобалонных автомоби­лей с разборкой отдельных узлов и деталей, сезонное обслужива­ние и периодическое освидетельствование газового оборудования и баллонов, а также сварочные и окрасочные работы выполняют­ся только после слива газа и последующей дегазации газового оборудования. Для слива (выпуска) газа и дегазации системы пи­тания с помощью негорючих инертных газов на территории пред­приятия под навесом из несгораемых материалов должны быть оборудованы специальные посты.

Диагностирование и регулировка газового оборудования и дру­гие работы, выполняемые при работающем двигателе газобаллон­ного автомобиля, должны проводиться в отдельных изолирован­ных противопожарными стенами и перекрытиями помещениях.

7.6. Примеры планировочных решений зон, цехов и участков автотранспортных предприятий

При планировании производственных участков особое внима­ние уделяется научной организации труда. Научной считается та­кая организация труда, которая, основываясь на достижениях на-



Рис. 7.14. Планировка агрегатно-механического цеха АТП:

1 — вертикально-сверлильный станок; 2, 4 — токарно-винторезные станки; 3 — тумбочки для инструментов; 5 — слесарные верстаки; 6 — настольно-сверлиль­ный станок; 7 — ручной пресс; 8 — слесарные тиски; 9 — станок для шлифовки фасок клапанов; 10 — поверочная плита; 11, 13 — стенды для ремонта двигате­лей; 12 — пресс; 14 — стенд для ремонта коробок передач; 15 — стенд для ремонта редукторов задних мостов; 16 — стеллажи для деталей; 11 — стенд для ремонта рулевых механизмов и карданных валов; 18 — стол для сортировки дета­лей; 19 — ларь для обтирочных материалов; 20 — ванна для мойки деталей; 21 — стеллаж для агрегатов; 22 — стенд для ремонта мостов; 23 — кран-балка; 24 — заточный станок

уки и передовом опыте, обеспечивает наиболее эффективное ис- пользование материальных и трудовых ресурсов, способствует со­кращению потерь рабочего времени и энергии человека, повышению культуры, привлекательности и безопасности труда.

Основы НОТ закладываются при проектировании предприя­тия, разработке планировочных решений путем рациональной расстановки оборудования и рабочих, проектирования и подбора прогрессивного технологического оборудования и оснастки и т.д. Представленные планировочные решения (рис. 7.13 — 7.15) вы­полнены с учетом требований НОТ и заимствованы из действующих типовых и индивидуальных проектов.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные требования и порядок выполнения планировки предприятия?

2. Объясните цель и порядок принятия объемно-планировочного ре­шения.

3. Для чего унифицируются типоразмеры строительных конструкции и как это учитывается при проектировании предприятия?

4. Перечислите основные преимущества и недостатки использования зданий из железобетонных конструкций и зданий из легких металличес­ких конструкций.

 

5. Что представляет собой генеральный план предприятия и какие требования предъявляются при его разработке?

6. Какие требования необходимо учитывать при планировке стоянки автомобилей?

7. Что представляет собой компоновочный план и какие требования предъявляются при его разработке?

8. В какой последовательности осуществляется компоновка производ­ственного корпуса?

9. Какие требования предъявляются к взаимному размещению цехов, участков и зон?

 

10. Какие требования предъявляются к размещению оборудования в цехах и участках?

11. Какие требования необходимо соблюдать при планировке зон, цехов и участков в АТП, эксплуатирующем газобаллонные автомобили?





Рис. 7.15. Планировка электротехнического и карбюраторного цехов АТП:

I— электротехнический цех: 1 — верстаки; 2 — слесарные тиски; 3 — ручной пресс; 4 — ванна для мойки деталей; 5 — ларь для обтирочных материалов; 6 — заточный станок; 7 — стеллажи. для деталей; 8 — станок для проточки коллекто­ров и фрезерования ламелей; 9 — настольно-сверлильный станок; 10— стенд для проверки электрооборудования; 11 — прибор для проверки системы зажига­ния; 12 — прибор для проверки якорей; 13 — стол; 14 — прибор для очистки и испытания свечей зажигания; IIкарбюраторный цех: 1 — стеллаж для дета­лей; 2 — настольно-сверлильный станок; 3— ручной пресс; 4 — стол; 5 — при­бор для проверки карбюраторов;6 — прибор для проверки топливных насосов; 7— прибор для проверки упругости пружин насосов; 8 — прибор для проверки диффузоров карбюраторов; 9 — прибор для проверки жиклеров; 10 — слесарные тиски; 11 — верстаки; 12 — стенд для разборки и мойки деталей; 13 — ларь для обтирочных материалов; III — цех топливной аппаратуры: 1 — стеллаж для дета­лей; 2 — настольно-сверлильный станок; 3 — ручной пресс; 4 — стол; 5 — вер­стак; б — слесарные тиски; 7, 8 — стенды для испытания насосов-форсунок, водяных насосов и фильтров; 9 — ларь для обтирочных материалов; 10 — стенд для разборки и мойки деталей



ГЛАВА 8

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

8.1. Особенности организации работ на станции технического обслуживания автомобилей

Станции технического обслуживания автомобилей представ­ляют собой многофункциональные предприятия, которые выпол­няют широкий спектр работ и услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей. В номенклатуру услуг СТОА могут входить следую­щие виды работ:

• уборочно-моечные;

• предпродажная подготовка автомобилей;

• гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;

• послегарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;

• диагностирование технического состояния автомобилей, аг­регатов и узлов;

• противокоррозионная подготовка кузовов автомобилей;

• восстановительный ремонт автомобилей;

• капитальный ремонт агрегатов и узлов;

• продажа автомобилей, запасных частей, материалов и при­надлежностей;

• хранение автомобилей;

• техническая помощь на автодорогах;

• сервисное обслуживание водителей и пассажиров.
Потребителями услуг СТОА могут быть как физические, так и

юридические лица, как правило, не имеющие собственной про­изводственной базы для выполнения заказываемых услуг или на­ходящиеся вдали от своей производственной базы.

Станции технического обслуживания автомобилей классифи­цируют в зависимости от их назначения, мощности, местораспо­ложения и специализации (рис. 8.1). По принципу назначения и размещения станции технического обслуживания подразделяют­ся на городские и дорожные.

Городские станции обслуживания предназначены для обслу­живания автомобилей физических и юридических лиц, располо­женных в черте города, дорожные станции — для оказания техни­ческой помощи автомобилям и сервисных услуг водителям и пас­сажирам, находящимся в пути.


Рис. 8.1. Классификация станций технического обслуживания

По размерам и производственной мощности станции обслужи­вания подразделяются на малые (до 5 рабочих постов); средние (от 6 до 15 постов); большие (более 15 рабочих постов).

По характеру выполняемых работ городские станции могут быть фирменными, специализированными и универсальными. Фирмен­ные станции, как правило, создаются заводами-производителя­ми автомобилей для реализации и обслуживания своих автомоби­лей в данном городе или регионе. Специализированные станции обслуживают одну или несколько определенных марок автомоби­лей обычно по договору с заводами-изготовителями или выпол­няют отдельные виды работ. В последние годы в городах России большое распространение получили небольшие (на два-три по­ста) станции, выполняющие отдельные виды работ, такие как мойка, замена масла, обслуживание и ремонт электрооборудова­ния, топливной аппаратуры, тормозной системы, аккумуляторов, шин и т.д. Такие станции строятся отдельно или при АЗС и отно­сятся к малым специализированным городским станциям. На уни­версальных станциях могут обслуживаться автомобили различных типов, марок и моделей. Универсальные станции могут быть со­зданы для обслуживания грузовых автомобилей и автобусов, для обслуживания легковых автомобилей или обслуживания всех ти­пов автомобилей.


 





Дорожные станции целесообразно создавать как универсаль­ные для устранения наиболее часто возникающих в пути неисп­равностей и выполнения обслуживании малой трудоемкости. До­рожные станции также могут быть созданы при кемпингах и мо­телях. Особое место среди дорожных станций в перспективе могут занять станции, обслуживающие междугородные и международ­ные автоперевозки. Их целесообразно располагать на крупных меж­дугородных и международных автомагистралях на расстоянии, которое преодолевает автомобиль при полусменной работе (4 ... 6 ч). Такие станции могут выполнять следующие виды работ: мойка, заправка, хранение автомобилей, хранение и переработка грузов, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, сервис­ные услуги водителям и пассажирам (предоставление ночлега, пи­тания, торгового обслуживания и т.д.).

Рис. 8.2. Схема технологического процесса СТОА

Схема технологического процесса станции обслуживания пред­ставлена на рис. 8.2. После мойки автомобиль поступает на участок приема и выдачи, где производится проверка агрегатов, узлов и деталей, как заявленных, так и не заявленных владельцем, осо­бенно влияющих на безопасность движения. Причины неисправ­ностей и объемы работ для их устранения уточняются при диаг­ностировании автомобиля. Объемы, сроки выполнения и стоимость работ вносятся в наряд-заказ, причем только те работы, на кото­рые согласен владелец. После приемки, продолжительность кото­рой в среднем составляет 20...30 мин, автомобиль устанавливает-


ся на рабочий пост, а при его занятости — временно направляет­ся в зону ожидания или хранения.

После выполнения всех необходимых работ автомобиль воз­вращается на участок приема и выдачи, где совместно с владель­цем оценивается качество и соответствие выполненных работ на­ряду-заказу. При необходимости качество работ проверяется на участке диагностирования.

8.2. Технологический расчет станции технического обслуживания автомобилей

Потребность в услугах СТОА определяется числом заездов ав­томобилей на выполнение обслуживаний и ремонтов. Число заез­дов зависит от большого числа случайных факторов и носит веро­ятностный характер. На формирование числа заездов и объема ра­бот на городских станциях влияет число автомобилей в городе, годовые пробеги и состояние парка автомобилей, условия эксп­луатации, число и суммарная мощность СТОА, расположенных в городе и многое другое.

Число автомобилей, приходящихся на I 000 человек, в России (140 ед.) пока еще очень мало по сравнению с экономически развитыми странами (400 — 600 ед.). Однако возрождение и разви­тие экономики страны и рост благосостояния населения могут привести к быстрому росту числа автомобилей и соответственно увеличению потребности в услугах СТОА. Регулярно увеличива­ются и среднегодовые пробеги автомобилей, находящихся в част­ном пользовании. В среднем по России они сегодня составляют 16,5 тыс. км. Примерно 75 % автовладельцев в городах с населени­ем более 50 тыс. чел. для поддержания своих автомобилей в техни­чески исправном состоянии пользуются услугами СТОА. В настоя­щее время идет активное развитие сети станций технического об­служивания автомобилей, в перспективе ожидается дальнейшее расширение этой сети.

Соответствие возможностей станции потребностям в обслужи­вании и ремонте автомобилей определяется их производственной мощностью и пропускной способностью. Производственная мощ­ность станции оценивается числом рабочих постов X.

Учитывая сложность выполнения расчетов необходимого чис­ла рабочих постов станции при случайном характере поступления заявок и объеме выполняемых работ, для ориентировочной оцен­ки вероятностного характера производства работ, как и при рас­чете числа постов АТП используется коэффициент неравномер­ности поступления заявок , который принимается в пределах 1,1... 1,5. Большее значение коэффициента — для станций с мень­шим числом рабочих постов.


 





Число рабочих постов ТО и ТР городской станции можно опре­делить из выражения

где ТПтрудоемкость комплекса работ, выполняемых на посту, чел.-ч; Фп — годовой фонд времени поста, ч; Rcp— средняя чис­ленность рабочих на одном посту (Rcp =1 — 2 чел.). Годовой фонд времени поста станции

где — число дней работы городской станции в году ( = 305 дн.); — продолжительность смены ( = 7 ч); С — число смен (С = = 1,5); — коэффициент использования рабочего времени ( = = 0,9).

Трудоемкость работ на посту определяется по формуле

где LГ— годовой пробег одного автомобиля (LГ = 16,5 тыс. км); N — число автомобилей, обслуживаемых на станции; t — удель­ная трудоемкость ТО и ТР на 1 000 км пробега (табл. 8.1); — доля работ на посту при ТО и ТР ( = 0,7... 0,8). Число автомобилей, обслуживаемых на станции:

где — численность жителей в городе; п — число автомоби-

лей, приходящихся на 1 000 жителей (п = 140); KСкоэффици­ент, учитывающий долю автовладельцев, пользующихся услуга­ми СТОА (0,75); KNкоэффициент, учитывающий долю объе­мов работ, приходящихся на данную станцию (рассчитывается с учетом суммарной мощности всех городских СТОА).

В развернутом виде формулу для определения числа постов ТО и ТР городских станций обслуживания автомобилей можно запи­сать так:

Удельные трудоемкости ТО и ТР, используемые при расчете постов, не включают следующие виды работ, выполняемые на




станциях: косметическая мойка и уборка автомобиля, выполняе­мая без последующих профилактических и ремонтных работ; ра­боты по приемке и выдаче автомобилей; работы по противокор­розионной обработке автомобилей; предпродажная подготовка ав­томобилей при их реализации. Посты для выполнения этих работ рассчитываются для каждого вида отдельно по среднему числу заездов и разовым трудоемкостям выполнения работ:

где — годовая потребность в выполнении данного вида работ; — трудоемкость одного заезда (см. табл. 8.1); — коэффициент, учитывающий неравномерность поступления заявок на данный вид работ; — число заездов одного автомобиля в год на выпол­нение данного вида работ.

При выполнении уборочно-моечных работ как самостоятель­ного вида услуг число заездов на выполнение этих работ прини-мается из расчета одного заезда через 800... 1000 км или 16—20 за­ездов на один обслуживаемый автомобиль в год.

Число заездов для противокоррозионной обработки прини­мается из расчета выполнения этих работ через 3 — 5 лет (d = 0,2...0,3).

Общее число заездов на станцию при расчете потребного чис­ла постов по приему и выдаче автомобилей принимается из рас­чета 2,2 — 2,3 заезда на один обслуживаемый автомобиль в год.

При реализации (продаже) на станции автомобилей должен быть предусмотрен участок по их предпродажной подготовке. Объем этих работ и число постов определяются исходя из числа реализу­емых автомобилей и разовой трудоемкости работ.

Нормативная трудоемкость ТО и ТР корректируется в зависи­мости от числа рабочих постов станции (табл. 8.2) и климатичес­ких условий.

Коэффициент корректирования трудоемкости ТО и ТР по кли­матическим условиям определяется так же, как и для АТП (см. табл. 5.6).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.