Сделай Сам Свою Работу на 5

ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОММУНИКАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА





10.1.Система электроснабжения

Внутрипроизводственные коммуникации являются элемента­ми ПТБ предприятия, обеспечивающими его нормальное функ­ционирование и включают в себя следующие системы: электро­снабжения; теплоснабжения; вентиляции; водоснабжения; кана­лизации; снабжения сжатым воздухом; газоснабжения; охранной и пожарной сигнализации; слаботочных сетей.

Внутрипроизводственные коммуникации эксплуатируются спе­циалистами отдела главного механика предприятия. Специалис­ты, ответственные за эксплуатацию и обслуживание отдельных систем коммуникаций, регулярно, с установленной периодично­стью проходят подготовку, переподготовку, аттестацию и инст­руктаж в муниципальных или региональных учебных центрах со­ответствующих энергоснабжающих или контролирующих органов.

Электроснабжение средних и крупных предприятий осуществ­ляется, как правило, от сети высокого напряжения городских или районных электроснабжающих организаций. Мелкие организации могут быть подключены к крупным предприятиям, расположен­ным поблизости, при наличии запаса мощности трансформатор­ных подстанций и согласии электроснабжающей организации.



Порядок электроснабжения определяется в процессе проекти­рования и строительства. Расчет потребности в электроэнергии представляется в органы электросетей для согласования. После изучения расчета и возможностей районных электросетей состав­ляются технические условия на подключение к сетям, где указы­вается трасса и мощность прокладываемого кабеля, место разме­щения и мощность трансформаторной подстанции и т.д. По за­вершении работ, предусмотренных в технических условиях, со­ставляется справка, заключается договор на поставку электроэнер­гии и оформляются другие необходимые документы.

Электроэнергия от внешних муниципальных сетей через рас­пределительное устройство (РУ) поступает на комплектную транс­форматорную подстанцию (КТП). Для электроснабжения предпри­ятий автомобильного транспорта рекомендуется применять рас


пределительные устройства и ячейки на 6... 10 кВ. Размещать РУ и КТП необходимо в сухом, взрыво- и пожаробезопасном помеще­нии, обеспечивающем возможность демонтажа трансформатора для его ремонта. Следовательно, одна из сторон помещения РУ и КТП должна примыкать к проезду или площадке, с которой име­ется свободный доступ к трансформатору.



На предприятиях автомобильного транспорта могут быть уста­новлены трансформаторные подстанции номинальной мощнос­тью 400, 630 или 1 000 кВ * А. Площадь, занимаемая КТП с учетом проходов для ее обслуживания, составляет КТП-400—6,0x4,5 м; КТП-630 и КТП-1000—9,0x4,5 м. Высота помещения для КТП должна быть не менее 3,2 м.

В зависимости от требований, предъявляемых к надежности питания электроприемников, они подразделяются на три катего­рии (I, II и III). Для первой и второй категорий надежности необ­ходимо иметь резервные источники питания. На предприятиях ав­томобильного транспорта к первой категории могут быть отнесе­ны электродвигатели насосных установок аварийного пожароту­шения, для привода которых предусматривается второй автоном­ный ввод электропитания или установка резервного насоса, при­водимого в действие от двигателя внутреннего сгорания. Осталь­ные источники питания этих предприятий можно отнести к тре­тьей категории надежности, которая допускает электроснабже­ние от одного источника питания. При этом перерыв электро­снабжения на ремонт поврежденных элементов системы не дол­жен превышать одних суток.

При проектировании и эксплуатации систем электроснабже­ния предприятий необходимо иметь информацию о параметрах работы потребителей электроэнергии, основными из которых яв­ляются мощность и электрический ток. Эти параметры принято называть электрическими нагрузками. Мощность потребителей электроэнергии можно разделить на активную Pt реактивную Q и полную S. При выполнении расчетов системы электроснабжения определяются следующие значения электрических нагрузок:



• средние нагрузки — нагрузки в наиболее загруженную смену;

• расчетные нагрузки — возможный максимум нагрузок за 30-минутный интервал;

• пиковые нагрузки — кратковременные нагрузки, дли­тельностью 1... 2 с.

Потребную мощность трансформаторов предприятия опреде­ляют на основании данных, характеризующих общую установлен­ную (номинальную) мощность силовых установок и освети­тельных приборов. На предприятии потребители электроэнергии включаются не одновременно, имеют различные режимы работы и различные коэффициенты использования. Для поставщиков элек-


 




троэнергии и предприятий особое значение имеет общая пиковая нагрузка электросиловых установок и осветительных приборов, которые могут быть включены одновременно. По величине этой нагрузки рассчитывают необходимое сечение кабеля, характерис­тики автоматических выключателей, возможные перегрузки се­тей и т.д. Коэффициент загрузки трансформаторов для предприя­тий автомобильного транспорта принимают равным 0,9...0,95.

К силовому электрооборудование предприятий автомобиль­ного транспорта относятся электродвигатели станков, технологи­ческого оборудования, системы вентиляции, компрессоров, на­сосов, подъемно-транспортных механизмов, а также сварочные трансформаторы и выпрямители.

Установленную (номинальную) мощность для потребителей электроэнергии определяют на основании их паспортных данных, указываемых в спецификации к соответствующим частям проекта. Установленную мощность осветительных приборов , кВт, оп-

ределяют по формуле

тде — соответственно плотности осветительных нагрузок

для производственно-складских ( = 18...25 Вт/м2) и админист­ративно-бытовых помещений ( = 15...20 Вт/м2); — соот­ветственно площади производственно-складских и администра­тивно- бытовых помещений, м2.

После определения установленной (номинальной) мощности определяется расчетная нагрузка. При этом отдельно определяют активную и реактивную составляющие и полную нагрузку

по предприятию:

где — коэффициент использования оборудования; — коэф­фициент мощности (отношение расчетного максимума активной мощности к ее среднему значению за наиболее загруженную сме­ну); — установленная (номинальная) мощность, кВт; -коэффициент совмещения максимумов ( = 0,8... 1,0).

Значения коэффициентов использования оборудования и ко­эффициентов мощности , определяющих соотношение актив­ной и реактивной мощностей ( =cosφ) для различных групп токоприемников, приведены в табл. 10.1.,

Расчет электроосвещения заключается в определении числа и мощности светильников, необходимых для обеспечения норма­тивного уровня освещенности. При расчете электроосвещения для


Табл ица \\)Л

Коэффициенты использования и мощности различного оборудования

 

Потребители
Металлорежущие станки 0,12 0,4
Переносный электроинструмент (гайковерты и т.д.) 0,06 0,5
Краны, электротельферы 0,05 0,5
Сварочные трансформаторы для ручной сварки 0,3 0,35
Насосы, компрессоры, двигатели-генераторы 0,7 0,8
Вентиляционное оборудование 0,65 0,8
Конвейеры мощностью до 10 кВт 0,4...0,5 0,6
Конвейеры мощностью более 10 кВт 0,55...0,75 0,6.-0,8
Разборочно-сборочные и испытатель­ные стенды 0,15...0,2 0,5...0,6
Термические печи 0,75...0,8 0,95
Сушильные камеры 0,8...0,9 0,9
Лампы накаливания 1,0
Лампы люминесцентные _ 0,9

производственных и складских помещений учитывают среднюю потребную мощность осветительных приборов в ваттах, необхо­димую для нормального освещения 1 м2 площади. Средняя по­требная мощность осветительных приборов для различных работ имеет следующие значения: для малярных, обойных и столярных работ — 20 Вт/м2; для механических, электротехнических, агре­гатных, медницких и кузовных работ — 18 Вт/м2; для жестяниц­ких, кузнечно-рессорных, сварочных, аккумуляторных и вулка-низационных работ — 15 Вт/м2; хранения запасных частей, шин, масел — 5 Вт/м2.

Электроосвещение может осуществляться системой общего освещения или комбинированной системой. При общем освеще­нии светильники располагают под потолком или на стенах таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая освещенность всей площади помещения. Комбинированное освещение предусматри­вает наличие наряду со светильниками общего назначения све­тильников местного освещения, расположенных непосредствен­но на рабочих местах. Комбинированная система освещения по-


 





зволяет при меньших расходах на электроэнергию обеспечить луч­шее освещение рабочих мест. Для питания системы общего осве­щения используется напряжение 220 В, для местного — 36 В, а в опасных и особо опасных местах — 24 или 12 В.

Параметры искусственного освещения помещений закладыва­ются в процессе проектирования предприятия путем определения числа N и мощности светильников, необходимых для обеспече­ния заданного значения освещенности:

где — нормируемая освещенность, лк; К—коэффициент запа­са мощности, учитывающий снижение освещенности в процессе эксплуатации (1,3... 1,7); S — площадь помещения, м2; F— свето­вой поток ламп одного светильника, лм (табл. 10.2); — коэффи­циент использования светового потока (0,2...0,5).

Нормативы освещенности помещений предприятий автомо­бильного транспорта при общем освещении следующие:

Наименование рабочих мест Освещенность,

и помещений лк, не менее

Посты ТО и ТР автомобилей........................................... 200

Осмотровые канавы............................................................. 150

Посты мойки и уборки автомобилей.............................. 150

Моторный, агрегатный, механический,

электротехнический, топливный цеха............................ 300

Кузнечный, сварочно-жестяницкий, медницкий

и аккумуляторный цеха................................................... 200

Шиноремонтный, обойный и столярный цеха............... 200

Складские помещения для запасных частей, материалов,

инструмента....................................................................... 75

Помещения для хранения автомобилей, рампы,

проезды внутри здания.................................................... 20

Дежурное освещение зон ТО и ТР и закрытых

зон хранения в помещениях............................................ 5

Открытые площадки для храпения автомобилей ......... 5

Проезды на территории предприятия............................ 0,5

Помещения дли инженерных сетей....................................... 20

Годовой расход электроэнергии по предприятию WГ определя­ется как сумма годовых расходов электроэнергии на силовое элек­трооборудование и освещение:

где — номинальная (установленная) мощность силовых то -

коприемников, кВт; — коэффициент использования оборудо-


вания (см. табл. 10.1); — годовое использование силовых на­грузок, ч (при односменной работе равно 1 600 ч, при двух­сменной — 3 200 ч, при трехсменной — 4 700 ч); — номи­нальная (установленная) мощность осветительных приборов, кВт;

— годовое использование осветительных нагрузок, ч (при на­личии естественного света при односменкой работе равно 800 ч, при двухсменной — 2250 ч, при трехсменной — 4 150 ч).

Особое внимание в процессе проектирования, строительства и эксплуатации системы электроснабжения должно быть уделено прокладке силового кабеля и обеспечению требований техники безопасности при работе с электроустановками и приборами.

Глубина заложения кабельных линий от уровня земли должна быть: при напряжении линии до 20 кВ — не менее 0,7 м; до 35 кВ — не менее 1 м. При прокладке кабельных линий непосредственно в земле кабели должны иметь снизу подсыпку, а сверху засыпку слоем земли, не содержащей камней, строительного мусора и шлака. Допускается подсыпка и засыпка песком. Толщина слоя земли (песка) для подсыпки и засыпки кабеля напряжением до 35 кВ должна быть не менее 100 мм.

Кабели напряжением 35 кВ и выше, уложенные в траншеи дол­жны быть защищены от механических повреждений железобетон­ными плитами толщиной не менее 50 мм, укладываемыми по всей длине траншеи. Кабели напряжением до 35 кВ защищаются плита­ми или керамическим кирпичом, укладываемым поперек траншеи в один слой. Кабели 20 кВ и ниже, уложенные на глубине 1... 1,2 м, защиты не требуют. Внутренний диаметр труб для защиты кабелей, прокладываемых в грунте, должен быть не менее полутора кратного наружного диаметра кабеля, а для кабеля с однопроволочными жилами — не менее двукратного диаметра. Для кабелей 35 кВ диа­метр трубы во всех случаях должен быть не менее 100 мм.

Кабели должны быть уложены с запасом по длине, достаточ­ным для компенсации возможных смещений почвы и темпера­турных деформаций, как самих кабелей, так и конструкций, по которым они проложены. Укладывать запасную длину кабеля в виде витков (колец) не допускается.

Кабели, проложенные по конструкциям, должны быть жестко закреплены в концевых точках и в других местах, так чтобы ис­ключалась деформация и механическое повреждение оболочек. Дол­жна быть предусмотрена защита кабеля от нагрева и прорыва го­рячих веществ.

Корпуса электрических двигателей, установок и пусковых при­способлений, а также все металлические части вблизи них, кото­рые могут оказаться под напряжением, должны быть заземлены. Все доступные для прикосновения токоведущие части электро­двигателей и их пусковых приспособлений должны быть огражде­ны или закрыты.


Шины и провода защитного заземления должны быть доступ­ны для осмотра и испытания, которые проводятся не реже одного раза в год.

При проектировании системы электроснабжения следует учи­тывать, что недостаточная электрооснащенность предприятия мо­жет привести к снижению производительности, ухудшению усло­вий труда, низкому уровню механизации производственных про­цессов и даже потере перспективы технического развития пред­приятия. В то же время, завышение мощностей и избыток силовых и осветительных установок приводит к неоправданным затратам при строительстве и эксплуатации предприятия. Грамотно выпол­ненный расчет системы электроснабжения с учетом перспективы развития предприятия позволяет создать необходимые условия для его функционирования и избежать излишних затрат на электро­энергию.

10.2. Система теплоснабжения

В производственных, складских и административно-бытовых помещениях предприятия, независимо от внешних климатичес­ких условий должны обеспечиваться нормальные условия для ра­боты персонала и оборудования. Для этого помещения предприя­тия оборудуются системами теплоснабжения, обеспечивающими поддержание температуры в соответствии с установленными нор­мативами.

Системы теплоснабжения рассчитываются на обогрев помеще­ний и возмещение расхода теплоты на нагревание воздуха, посту­пающего через неплотности в ограждающих конструкциях, а так­же открываемые ворота и двери; на нагрев и подачу в производ­ственные и бытовые помещения горячей воды; на нагревание по­ступающих извне материалов, оборудования и транспортных средств; на нагревание воздуха, поступающего извне по системе вентиляции и т.д. Системы теплоснабжения должны обеспечивать:

равномерное нагревание воздуха помещений;

взрыво- и пожаробезопасность;

наименьшее загрязнение воздуха помещений вредными выде­лениями и неприятными запахами;

бесшумность, надежность и удобство в эксплуатации.

Для отопления и горячего водоснабжения на предприятиях ав­томобильного транспорта чаще всего используются централизо­ванные системы отопления от внешних муниципальных тепловых сетей.

При отсутствии возможности подключения к централизован­ным системам отопления, предприятия самостоятельно или со­вместно с другими предприятиями строят свои котельные. В каче-


 




стве носителей теплоты могут использоваться горячая вода, пар, вола, перегретая до 150 оС.

Наряду с традиционными системами теплоснабжения извест­ны случаи использования для отопления предприятия нетради­ционных источников теплоты, например, источника горячих тер­мальных вод.

В производственных помещениях для ТО и ремонта автомоби­лей, работа в которых связана с выделением вредных веществ, и закрытой стоянки рекомендуется применять отопление, совме­щенное с вентиляцией с помощью предварительно прогретого наружного воздуха.

В производственные помещения и осмотровые канавы воздух должен подаваться в холодное время года с температурой не выше 25 °С и не ниже 16°С.

Для предотвращения поступления в помещение холодного воз­духа при частом открывании наружных ворот они оборудуются воздушно-тепловыми завесами. Воздушно-тепловые завесы реко­мендуется предусматривать, если общая продолжительность от­крывания ворот в течение смены превышает 40 мин или если они открываются более пяти раз в смену. В целях экономии целесооб­разно блокировать системы управления открыванием ворот и пуска вентиляторов завесы, чтобы тепловая завеса включалась с нача­лом открывания ворот и выключалась с их закрытием.

Температурные режимы, рекомендуемые для производствен­ных и административно-бытовых помещений предприятий авто­мобильного транспорта, приведены в табл. 10.3.

Годовую потребность в тепловой энергии на отопление , кДж, определяют суммированием годовых потребностей по от­дельным зданиям предприятия;

где — наружные объемы производственных и вспо-

могательных зданий, м3; — удельные часовые расходы

теплоты на отопление производственных и вспомогательных зда­ний, кДж ∙ ч/1 000 м3 (для вспомогательных зданий — 50...55 тыс. кДж ∙ ч/1 000 м\ для производственных зданий с наружным объе­мом до 70 тыс, м3 — 84... 67 тыс. кДж ∙ ч/1 000 м3, с объемом более 70 тыс. м3 — 67...25 тыс. кДж ∙ ч/1 000 м3); поправочный

коэффициент, учитывающий температуру наружного воздуха про­изводственных и вспомогательных зданий:

где — расчетная наружная температура самой холодной пяти­дневки; Т —продолжительность отопительного сезона, сут (для


Таблица 10.3

Нормы температур в рабочей зоне производственных помещений и административно-бытовых помещениях

 

Наименование помещений, участков Допустимая темпе­ратура в холодный период года, °С Расчетная температура, °С
Слесарно-механический, ремонта электрооборудования, приборов питания, инструментальный 17...21
Агрегатный, кузовной, медниц­кий, шиномонтажный, аккумуля­торный, деревообрабатывающий, окрасочный, ЕО, ТО и ТР авто­мобилей 16...20  
Кузнечно-рессорный, свароч­ный, складские помешения 14... 18
Закрытая стоянка автомобилей, склад шин
Конструкторское бюро, библио­тека _
Помещения отделов управления, общественных организаций, гар­деробы рабочей одежды
Гардеробы уличной одежды, умывальники, залы заседаний, вестибюли
Душевые
Туалеты

Примечание. Относительная влажность при температуре 24 °С и ниже долж­на быть не более 75 %, при 25 °С — не более 70 %, при 26 °С — не более 65 %, при 27 °С — не более 60 %, при 28 °С — не более 55 %.

средней полосы России продолжительность отопительного сезона

составляет 205 сут, для южных регионов: низменность — 164 сут, высокогорье — 210 сут).

Годовой расход теплоты на вентиляцию помещений с помо­щью предварительно прогретого воздуха и создание воздушно-тепловых завес рассчитывается по формуле

Удельные часовые расходы теплоты на вентиляцию помеще­ния qв теплым воздухом составляют для производственных зданий


 



185


с объемом до 70 тыс. м3 — 290...240 тыс. кДж ч/1 000 м3, для зда­ний с объемом более 70 тыс. м3 — 240... 170 тыс. кДж ч/1 000 м3.

Годовой расход теплоты на горячее водоснабжение можно оп­ределить из выражения

где — удельные часовые расходы теплоты на горячее водо­снабжение (205...210 тыс. кДж ч/1000 м3); — число рабочих дней в году; — число смен работы предприятия; — средняя продолжительность работы горячего водоснабжения (душей и умы­вальников) в течение смены, ч ( =0,75... 1,2 ч).

Общий годовой расход теплоты, кДж, по предприятию за год составит

Для предприятий с автономной системой теплоснабжения на­ряду с годовой потребностью теплоты очень важно определить и годовой расход топлива в натуральном исчислении. Годовой рас­ход топлива можно определить из выражения

где — калорийный эквивалент используемого топлива (табл. 10.4); средний эксплуатационный КПД тепловых сетей;

где — средний КПД котла (см. табл. 10.4); — коэффициент непроизводительных потерь теплоты во внутренних теплосетях ( = 0,9); — коэффициент непроизводительных потерь теплоты в наружных теплосетях ( = 0,95).

Таблица 10.4

Калорийные эквиваленты и удельные нормы расхода различных видов топлива на выработку 1 Гкал тепловой энергии

 

Вид топлива Калорийный эквивалент КПД котла Удельный расход топлива па выработку 1 Гкал тепловой энергии
Газ Уголь Дрова 1,15 0,8 0,27 0,75 0,6 0,6 165,6 м3 0,298 т 0,88 м3

10.3. Система вентиляции

Система вентиляции должна обеспечивать в производственных и административно-бытовых помещениях предприятия парамет­ры воздушной среды, удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованиям.

По способу побуждения движения воздуха вентиляционные системы подразделяются на системы с механическим побуждени­ем при помощи вентиляторов или других механических устройств, обеспечивающих направленное перемещение воздуха и системы с естественным побуждением воздуха, обеспечивающим аэрацию вследствие разности плотностей воздуха внутри и снаружи произ­водственных помещений.

По назначению системы вентиляции подразделяются на при­точные и вытяжные. Приточная вентиляция осуществляется пу­тем подачи чистого воздуха в помещение, а вытяжная вентиля­ция — путем удаления загрязненного воздуха из помещения за его пределы. При наличии в помещении рассредоточенного ис­точника вредных выделений применяется общеобменная венти­ляция, обеспечивающая разбавление и удаление вредных газов. Для удаления вредных выделений непосредственно от места их образования устанавливается местная вытяжная вентиляция (мест­ный отсос). Для сосредоточенной подачи воздуха к определенным рабочим местам или части помещения используется местная при­точная вентиляция.

Местная вентиляция является более эффективной, так как позволяет за более короткие сроки и с меньшими затратами очи­стить воздух непосредственно в местах образования вредных вы­делений. При расчете общеобменной вентиляции количество при­точного воздуха должно быть достаточным для компенсации воз­духа, удаляемого местными отсосами.

Воздух, удаляемый местными отсосами и содержащий вред­ные или неприятно пахнущие вещества, должен очищаться перед выбросом в атмосферу. Забор приточного воздуха должен произ­водиться в местах, удаленных и защищенных от выброса загряз­ненного воздуха.

При компоновке вентиляционного оборудования необходимо учитывать, что в производственных помещениях не рекомендует­ся размещать вентиляторы кроме оконных. Вентиляционное обо­рудование систем проточной вентиляции, как правило, размеща­ется в специальных изолированных помещениях — вентиляцион­ных камерах.

Вентиляционное оборудование систем вытяжной вентиляции может быть установлено в вентиляционных камерах, па кровле или стенах здания, вмонтировано в оборудование или установле­но на специальных площадках или антресолях.


 



I87


Правила по охране труда на автомобильном транспорте запре­щают работать в производственных помещениях, где выделяются вредные вещества или неисправна либо не включена вентиляция. В случае превышения в производственном помещении установ­ленной концентрации вредных веществ (табл. 10.5) работа должна быть прекращена и работающие удалены из помещения.

Для общеобменной вентиляции объем приточного воздуха V при удалении вредных выделений, пыли или газа можно опреде­лить по формуле

где G — количество вредных выделений в помещении, мг/м3; К1 — допустимая концентрация выделений, мг/м3; К2концентрация выделений в приточном воздухе, мг/м3.

Системы вентиляции для различных производственных зон, участков и цехов предприятий автомобильного транспорта имеют свою специфику, которую необходимо учитывать при их проек­тировании и эксплуатации. Далее приведены некоторые особен­ности и требования к системам вентиляции для различных произ­водственных помещений автотранспортных предприятий.

Зоны технического обслуживания и ремонта автомобилей долж­ны быть оборудованы общеобменной и местной вентиляцией. Об­щеобменная вентиляция предусматривается по следующей схеме:

Таблица 10.5

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.