ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОММУНИКАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
10.1.Система электроснабжения
Внутрипроизводственные коммуникации являются элементами ПТБ предприятия, обеспечивающими его нормальное функционирование и включают в себя следующие системы: электроснабжения; теплоснабжения; вентиляции; водоснабжения; канализации; снабжения сжатым воздухом; газоснабжения; охранной и пожарной сигнализации; слаботочных сетей.
Внутрипроизводственные коммуникации эксплуатируются специалистами отдела главного механика предприятия. Специалисты, ответственные за эксплуатацию и обслуживание отдельных систем коммуникаций, регулярно, с установленной периодичностью проходят подготовку, переподготовку, аттестацию и инструктаж в муниципальных или региональных учебных центрах соответствующих энергоснабжающих или контролирующих органов.
Электроснабжение средних и крупных предприятий осуществляется, как правило, от сети высокого напряжения городских или районных электроснабжающих организаций. Мелкие организации могут быть подключены к крупным предприятиям, расположенным поблизости, при наличии запаса мощности трансформаторных подстанций и согласии электроснабжающей организации.
Порядок электроснабжения определяется в процессе проектирования и строительства. Расчет потребности в электроэнергии представляется в органы электросетей для согласования. После изучения расчета и возможностей районных электросетей составляются технические условия на подключение к сетям, где указывается трасса и мощность прокладываемого кабеля, место размещения и мощность трансформаторной подстанции и т.д. По завершении работ, предусмотренных в технических условиях, составляется справка, заключается договор на поставку электроэнергии и оформляются другие необходимые документы.
Электроэнергия от внешних муниципальных сетей через распределительное устройство (РУ) поступает на комплектную трансформаторную подстанцию (КТП). Для электроснабжения предприятий автомобильного транспорта рекомендуется применять рас
пределительные устройства и ячейки на 6... 10 кВ. Размещать РУ и КТП необходимо в сухом, взрыво- и пожаробезопасном помещении, обеспечивающем возможность демонтажа трансформатора для его ремонта. Следовательно, одна из сторон помещения РУ и КТП должна примыкать к проезду или площадке, с которой имеется свободный доступ к трансформатору.
На предприятиях автомобильного транспорта могут быть установлены трансформаторные подстанции номинальной мощностью 400, 630 или 1 000 кВ * А. Площадь, занимаемая КТП с учетом проходов для ее обслуживания, составляет КТП-400—6,0x4,5 м; КТП-630 и КТП-1000—9,0x4,5 м. Высота помещения для КТП должна быть не менее 3,2 м.
В зависимости от требований, предъявляемых к надежности питания электроприемников, они подразделяются на три категории (I, II и III). Для первой и второй категорий надежности необходимо иметь резервные источники питания. На предприятиях автомобильного транспорта к первой категории могут быть отнесены электродвигатели насосных установок аварийного пожаротушения, для привода которых предусматривается второй автономный ввод электропитания или установка резервного насоса, приводимого в действие от двигателя внутреннего сгорания. Остальные источники питания этих предприятий можно отнести к третьей категории надежности, которая допускает электроснабжение от одного источника питания. При этом перерыв электроснабжения на ремонт поврежденных элементов системы не должен превышать одних суток.
При проектировании и эксплуатации систем электроснабжения предприятий необходимо иметь информацию о параметрах работы потребителей электроэнергии, основными из которых являются мощность и электрический ток. Эти параметры принято называть электрическими нагрузками. Мощность потребителей электроэнергии можно разделить на активную Pt реактивную Q и полную S. При выполнении расчетов системы электроснабжения определяются следующие значения электрических нагрузок:
• средние нагрузки — нагрузки в наиболее загруженную смену;
• расчетные нагрузки — возможный максимум нагрузок за 30-минутный интервал;
• пиковые нагрузки — кратковременные нагрузки, длительностью 1... 2 с.
Потребную мощность трансформаторов предприятия определяют на основании данных, характеризующих общую установленную (номинальную) мощность силовых установок и осветительных приборов. На предприятии потребители электроэнергии включаются не одновременно, имеют различные режимы работы и различные коэффициенты использования. Для поставщиков элек-
троэнергии и предприятий особое значение имеет общая пиковая нагрузка электросиловых установок и осветительных приборов, которые могут быть включены одновременно. По величине этой нагрузки рассчитывают необходимое сечение кабеля, характеристики автоматических выключателей, возможные перегрузки сетей и т.д. Коэффициент загрузки трансформаторов для предприятий автомобильного транспорта принимают равным 0,9...0,95.
К силовому электрооборудование предприятий автомобильного транспорта относятся электродвигатели станков, технологического оборудования, системы вентиляции, компрессоров, насосов, подъемно-транспортных механизмов, а также сварочные трансформаторы и выпрямители.
Установленную (номинальную) мощность для потребителей электроэнергии определяют на основании их паспортных данных, указываемых в спецификации к соответствующим частям проекта. Установленную мощность осветительных приборов , кВт, оп-
ределяют по формуле
тде — соответственно плотности осветительных нагрузок
для производственно-складских ( = 18...25 Вт/м2) и административно-бытовых помещений ( = 15...20 Вт/м2); — соответственно площади производственно-складских и административно- бытовых помещений, м2.
После определения установленной (номинальной) мощности определяется расчетная нагрузка. При этом отдельно определяют активную и реактивную составляющие и полную нагрузку
по предприятию:
где — коэффициент использования оборудования; — коэффициент мощности (отношение расчетного максимума активной мощности к ее среднему значению за наиболее загруженную смену); — установленная (номинальная) мощность, кВт; -коэффициент совмещения максимумов ( = 0,8... 1,0).
Значения коэффициентов использования оборудования и коэффициентов мощности , определяющих соотношение активной и реактивной мощностей ( =cosφ) для различных групп токоприемников, приведены в табл. 10.1.,
Расчет электроосвещения заключается в определении числа и мощности светильников, необходимых для обеспечения нормативного уровня освещенности. При расчете электроосвещения для
Табл ица \\)Л
Коэффициенты использования и мощности различного оборудования
Потребители
|
|
| Металлорежущие станки
| 0,12
| 0,4
| Переносный электроинструмент (гайковерты и т.д.)
| 0,06
| 0,5
| Краны, электротельферы
| 0,05
| 0,5
| Сварочные трансформаторы для ручной сварки
| 0,3
| 0,35
| Насосы, компрессоры, двигатели-генераторы
| 0,7
| 0,8
| Вентиляционное оборудование
| 0,65
| 0,8
| Конвейеры мощностью до 10 кВт
| 0,4...0,5
| 0,6
| Конвейеры мощностью более 10 кВт
| 0,55...0,75
| 0,6.-0,8
| Разборочно-сборочные и испытательные стенды
| 0,15...0,2
| 0,5...0,6
| Термические печи
| 0,75...0,8
| 0,95
| Сушильные камеры
| 0,8...0,9
| 0,9
| Лампы накаливания
| —
| 1,0
| Лампы люминесцентные
| _
| 0,9
| производственных и складских помещений учитывают среднюю потребную мощность осветительных приборов в ваттах, необходимую для нормального освещения 1 м2 площади. Средняя потребная мощность осветительных приборов для различных работ имеет следующие значения: для малярных, обойных и столярных работ — 20 Вт/м2; для механических, электротехнических, агрегатных, медницких и кузовных работ — 18 Вт/м2; для жестяницких, кузнечно-рессорных, сварочных, аккумуляторных и вулка-низационных работ — 15 Вт/м2; хранения запасных частей, шин, масел — 5 Вт/м2.
Электроосвещение может осуществляться системой общего освещения или комбинированной системой. При общем освещении светильники располагают под потолком или на стенах таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая освещенность всей площади помещения. Комбинированное освещение предусматривает наличие наряду со светильниками общего назначения светильников местного освещения, расположенных непосредственно на рабочих местах. Комбинированная система освещения по-
зволяет при меньших расходах на электроэнергию обеспечить лучшее освещение рабочих мест. Для питания системы общего освещения используется напряжение 220 В, для местного — 36 В, а в опасных и особо опасных местах — 24 или 12 В.
Параметры искусственного освещения помещений закладываются в процессе проектирования предприятия путем определения числа N и мощности светильников, необходимых для обеспечения заданного значения освещенности:
где — нормируемая освещенность, лк; К—коэффициент запаса мощности, учитывающий снижение освещенности в процессе эксплуатации (1,3... 1,7); S — площадь помещения, м2; F— световой поток ламп одного светильника, лм (табл. 10.2); — коэффициент использования светового потока (0,2...0,5).
Нормативы освещенности помещений предприятий автомобильного транспорта при общем освещении следующие:
Наименование рабочих мест Освещенность,
и помещений лк, не менее
Посты ТО и ТР автомобилей........................................... 200
Осмотровые канавы............................................................. 150
Посты мойки и уборки автомобилей.............................. 150
Моторный, агрегатный, механический,
электротехнический, топливный цеха............................ 300
Кузнечный, сварочно-жестяницкий, медницкий
и аккумуляторный цеха................................................... 200
Шиноремонтный, обойный и столярный цеха............... 200
Складские помещения для запасных частей, материалов,
инструмента....................................................................... 75
Помещения для хранения автомобилей, рампы,
проезды внутри здания.................................................... 20
Дежурное освещение зон ТО и ТР и закрытых
зон хранения в помещениях............................................ 5
Открытые площадки для храпения автомобилей ......... 5
Проезды на территории предприятия............................ 0,5
Помещения дли инженерных сетей....................................... 20
Годовой расход электроэнергии по предприятию WГ определяется как сумма годовых расходов электроэнергии на силовое электрооборудование и освещение:
где — номинальная (установленная) мощность силовых то -
коприемников, кВт; — коэффициент использования оборудо-
вания (см. табл. 10.1); — годовое использование силовых нагрузок, ч (при односменной работе равно 1 600 ч, при двухсменной — 3 200 ч, при трехсменной — 4 700 ч); — номинальная (установленная) мощность осветительных приборов, кВт;
— годовое использование осветительных нагрузок, ч (при наличии естественного света при односменкой работе равно 800 ч, при двухсменной — 2250 ч, при трехсменной — 4 150 ч).
Особое внимание в процессе проектирования, строительства и эксплуатации системы электроснабжения должно быть уделено прокладке силового кабеля и обеспечению требований техники безопасности при работе с электроустановками и приборами.
Глубина заложения кабельных линий от уровня земли должна быть: при напряжении линии до 20 кВ — не менее 0,7 м; до 35 кВ — не менее 1 м. При прокладке кабельных линий непосредственно в земле кабели должны иметь снизу подсыпку, а сверху засыпку слоем земли, не содержащей камней, строительного мусора и шлака. Допускается подсыпка и засыпка песком. Толщина слоя земли (песка) для подсыпки и засыпки кабеля напряжением до 35 кВ должна быть не менее 100 мм.
Кабели напряжением 35 кВ и выше, уложенные в траншеи должны быть защищены от механических повреждений железобетонными плитами толщиной не менее 50 мм, укладываемыми по всей длине траншеи. Кабели напряжением до 35 кВ защищаются плитами или керамическим кирпичом, укладываемым поперек траншеи в один слой. Кабели 20 кВ и ниже, уложенные на глубине 1... 1,2 м, защиты не требуют. Внутренний диаметр труб для защиты кабелей, прокладываемых в грунте, должен быть не менее полутора кратного наружного диаметра кабеля, а для кабеля с однопроволочными жилами — не менее двукратного диаметра. Для кабелей 35 кВ диаметр трубы во всех случаях должен быть не менее 100 мм.
Кабели должны быть уложены с запасом по длине, достаточным для компенсации возможных смещений почвы и температурных деформаций, как самих кабелей, так и конструкций, по которым они проложены. Укладывать запасную длину кабеля в виде витков (колец) не допускается.
Кабели, проложенные по конструкциям, должны быть жестко закреплены в концевых точках и в других местах, так чтобы исключалась деформация и механическое повреждение оболочек. Должна быть предусмотрена защита кабеля от нагрева и прорыва горячих веществ.
Корпуса электрических двигателей, установок и пусковых приспособлений, а также все металлические части вблизи них, которые могут оказаться под напряжением, должны быть заземлены. Все доступные для прикосновения токоведущие части электродвигателей и их пусковых приспособлений должны быть ограждены или закрыты.
Шины и провода защитного заземления должны быть доступны для осмотра и испытания, которые проводятся не реже одного раза в год.
При проектировании системы электроснабжения следует учитывать, что недостаточная электрооснащенность предприятия может привести к снижению производительности, ухудшению условий труда, низкому уровню механизации производственных процессов и даже потере перспективы технического развития предприятия. В то же время, завышение мощностей и избыток силовых и осветительных установок приводит к неоправданным затратам при строительстве и эксплуатации предприятия. Грамотно выполненный расчет системы электроснабжения с учетом перспективы развития предприятия позволяет создать необходимые условия для его функционирования и избежать излишних затрат на электроэнергию.
10.2. Система теплоснабжения
В производственных, складских и административно-бытовых помещениях предприятия, независимо от внешних климатических условий должны обеспечиваться нормальные условия для работы персонала и оборудования. Для этого помещения предприятия оборудуются системами теплоснабжения, обеспечивающими поддержание температуры в соответствии с установленными нормативами.
Системы теплоснабжения рассчитываются на обогрев помещений и возмещение расхода теплоты на нагревание воздуха, поступающего через неплотности в ограждающих конструкциях, а также открываемые ворота и двери; на нагрев и подачу в производственные и бытовые помещения горячей воды; на нагревание поступающих извне материалов, оборудования и транспортных средств; на нагревание воздуха, поступающего извне по системе вентиляции и т.д. Системы теплоснабжения должны обеспечивать:
равномерное нагревание воздуха помещений;
взрыво- и пожаробезопасность;
наименьшее загрязнение воздуха помещений вредными выделениями и неприятными запахами;
бесшумность, надежность и удобство в эксплуатации.
Для отопления и горячего водоснабжения на предприятиях автомобильного транспорта чаще всего используются централизованные системы отопления от внешних муниципальных тепловых сетей.
При отсутствии возможности подключения к централизованным системам отопления, предприятия самостоятельно или совместно с другими предприятиями строят свои котельные. В каче-
стве носителей теплоты могут использоваться горячая вода, пар, вола, перегретая до 150 оС.
Наряду с традиционными системами теплоснабжения известны случаи использования для отопления предприятия нетрадиционных источников теплоты, например, источника горячих термальных вод.
В производственных помещениях для ТО и ремонта автомобилей, работа в которых связана с выделением вредных веществ, и закрытой стоянки рекомендуется применять отопление, совмещенное с вентиляцией с помощью предварительно прогретого наружного воздуха.
В производственные помещения и осмотровые канавы воздух должен подаваться в холодное время года с температурой не выше 25 °С и не ниже 16°С.
Для предотвращения поступления в помещение холодного воздуха при частом открывании наружных ворот они оборудуются воздушно-тепловыми завесами. Воздушно-тепловые завесы рекомендуется предусматривать, если общая продолжительность открывания ворот в течение смены превышает 40 мин или если они открываются более пяти раз в смену. В целях экономии целесообразно блокировать системы управления открыванием ворот и пуска вентиляторов завесы, чтобы тепловая завеса включалась с началом открывания ворот и выключалась с их закрытием.
Температурные режимы, рекомендуемые для производственных и административно-бытовых помещений предприятий автомобильного транспорта, приведены в табл. 10.3.
Годовую потребность в тепловой энергии на отопление , кДж, определяют суммированием годовых потребностей по отдельным зданиям предприятия;
где — наружные объемы производственных и вспо-
могательных зданий, м3; — удельные часовые расходы
теплоты на отопление производственных и вспомогательных зданий, кДж ∙ ч/1 000 м3 (для вспомогательных зданий — 50...55 тыс. кДж ∙ ч/1 000 м\ для производственных зданий с наружным объемом до 70 тыс, м3 — 84... 67 тыс. кДж ∙ ч/1 000 м3, с объемом более 70 тыс. м3 — 67...25 тыс. кДж ∙ ч/1 000 м3); — поправочный
коэффициент, учитывающий температуру наружного воздуха производственных и вспомогательных зданий:
где — расчетная наружная температура самой холодной пятидневки; Т —продолжительность отопительного сезона, сут (для
Таблица 10.3
Нормы температур в рабочей зоне производственных помещений и административно-бытовых помещениях
Наименование помещений, участков
| Допустимая температура в холодный период года, °С
| Расчетная температура, °С
| Слесарно-механический, ремонта электрооборудования, приборов питания, инструментальный
| 17...21
| —
| Агрегатный, кузовной, медницкий, шиномонтажный, аккумуляторный, деревообрабатывающий, окрасочный, ЕО, ТО и ТР автомобилей
| 16...20
|
| Кузнечно-рессорный, сварочный, складские помешения
| 14... 18
| —
| Закрытая стоянка автомобилей,
склад шин
|
| —
| Конструкторское бюро, библиотека
| _
|
| Помещения отделов управления, общественных организаций, гардеробы рабочей одежды
| —
|
| Гардеробы уличной одежды, умывальники, залы заседаний, вестибюли
| —
|
| Душевые
| —
|
| Туалеты
| —
|
| Примечание. Относительная влажность при температуре 24 °С и ниже должна быть не более 75 %, при 25 °С — не более 70 %, при 26 °С — не более 65 %, при 27 °С — не более 60 %, при 28 °С — не более 55 %.
средней полосы России продолжительность отопительного сезона
составляет 205 сут, для южных регионов: низменность — 164 сут, высокогорье — 210 сут).
Годовой расход теплоты на вентиляцию помещений с помощью предварительно прогретого воздуха и создание воздушно-тепловых завес рассчитывается по формуле
Удельные часовые расходы теплоты на вентиляцию помещения qв теплым воздухом составляют для производственных зданий
185
с объемом до 70 тыс. м3 — 290...240 тыс. кДж ч/1 000 м3, для зданий с объемом более 70 тыс. м3 — 240... 170 тыс. кДж ч/1 000 м3.
Годовой расход теплоты на горячее водоснабжение можно определить из выражения
где — удельные часовые расходы теплоты на горячее водоснабжение (205...210 тыс. кДж ч/1000 м3); — число рабочих дней в году; — число смен работы предприятия; — средняя продолжительность работы горячего водоснабжения (душей и умывальников) в течение смены, ч ( =0,75... 1,2 ч).
Общий годовой расход теплоты, кДж, по предприятию за год составит
Для предприятий с автономной системой теплоснабжения наряду с годовой потребностью теплоты очень важно определить и годовой расход топлива в натуральном исчислении. Годовой расход топлива можно определить из выражения
где — калорийный эквивалент используемого топлива (табл. 10.4); — средний эксплуатационный КПД тепловых сетей;
где — средний КПД котла (см. табл. 10.4); — коэффициент непроизводительных потерь теплоты во внутренних теплосетях ( = 0,9); — коэффициент непроизводительных потерь теплоты в наружных теплосетях ( = 0,95).
Таблица 10.4
Калорийные эквиваленты и удельные нормы расхода различных видов топлива на выработку 1 Гкал тепловой энергии
Вид топлива
| Калорийный эквивалент
| КПД котла
| Удельный расход топлива
па выработку 1 Гкал
тепловой энергии
| Газ
Уголь
Дрова
| 1,15 0,8 0,27
| 0,75 0,6 0,6
| 165,6 м3 0,298 т 0,88 м3
| 10.3. Система вентиляции
Система вентиляции должна обеспечивать в производственных и административно-бытовых помещениях предприятия параметры воздушной среды, удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованиям.
По способу побуждения движения воздуха вентиляционные системы подразделяются на системы с механическим побуждением при помощи вентиляторов или других механических устройств, обеспечивающих направленное перемещение воздуха и системы с естественным побуждением воздуха, обеспечивающим аэрацию вследствие разности плотностей воздуха внутри и снаружи производственных помещений.
По назначению системы вентиляции подразделяются на приточные и вытяжные. Приточная вентиляция осуществляется путем подачи чистого воздуха в помещение, а вытяжная вентиляция — путем удаления загрязненного воздуха из помещения за его пределы. При наличии в помещении рассредоточенного источника вредных выделений применяется общеобменная вентиляция, обеспечивающая разбавление и удаление вредных газов. Для удаления вредных выделений непосредственно от места их образования устанавливается местная вытяжная вентиляция (местный отсос). Для сосредоточенной подачи воздуха к определенным рабочим местам или части помещения используется местная приточная вентиляция.
Местная вентиляция является более эффективной, так как позволяет за более короткие сроки и с меньшими затратами очистить воздух непосредственно в местах образования вредных выделений. При расчете общеобменной вентиляции количество приточного воздуха должно быть достаточным для компенсации воздуха, удаляемого местными отсосами.
Воздух, удаляемый местными отсосами и содержащий вредные или неприятно пахнущие вещества, должен очищаться перед выбросом в атмосферу. Забор приточного воздуха должен производиться в местах, удаленных и защищенных от выброса загрязненного воздуха.
При компоновке вентиляционного оборудования необходимо учитывать, что в производственных помещениях не рекомендуется размещать вентиляторы кроме оконных. Вентиляционное оборудование систем проточной вентиляции, как правило, размещается в специальных изолированных помещениях — вентиляционных камерах.
Вентиляционное оборудование систем вытяжной вентиляции может быть установлено в вентиляционных камерах, па кровле или стенах здания, вмонтировано в оборудование или установлено на специальных площадках или антресолях.
I87
Правила по охране труда на автомобильном транспорте запрещают работать в производственных помещениях, где выделяются вредные вещества или неисправна либо не включена вентиляция. В случае превышения в производственном помещении установленной концентрации вредных веществ (табл. 10.5) работа должна быть прекращена и работающие удалены из помещения.
Для общеобменной вентиляции объем приточного воздуха V при удалении вредных выделений, пыли или газа можно определить по формуле
где G — количество вредных выделений в помещении, мг/м3; К1 — допустимая концентрация выделений, мг/м3; К2 — концентрация выделений в приточном воздухе, мг/м3.
Системы вентиляции для различных производственных зон, участков и цехов предприятий автомобильного транспорта имеют свою специфику, которую необходимо учитывать при их проектировании и эксплуатации. Далее приведены некоторые особенности и требования к системам вентиляции для различных производственных помещений автотранспортных предприятий.
Зоны технического обслуживания и ремонта автомобилей должны быть оборудованы общеобменной и местной вентиляцией. Общеобменная вентиляция предусматривается по следующей схеме:
Таблица 10.5
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|