Сделай Сам Свою Работу на 5

Коэффициенты плотности расстановки оборудования





 

Вид выполняемых работ, производственные зоны, цеха, участки Коэффициент плотности
Слесарпо-механический, мсдницко-радиаторный, ре­монта аккумуляторов, таксометров и радиооборудова­ния, электрооборудования, приборов системы питания, обойный, краскоприготовительный 3...4
Агрегатный, шиномонтажный, ремонта оборудования и инструмента 3,5 ...4,5
Сварочный, жестяницкий, арматурный, зона ТО и ТР автомобилей 4...5
Кузнечно-рессорный, деревообрабатывающий 4,5...5,5
Складские помещения 2,5

ся в соответствии с технологическим процессом, соблюдая нор­мативы расстановки оборудования (см. табл. 7,3).

Площадь зоны ТО и ТР зависит от вида и расстановки постов, которые могут быть прямоточными, тупиковыми прямоугольны­ми и тупиковыми косоугольными, а также от расстановки обору­дования, нормируемых расстояний между автомобилями на по­стах, между автомобилями и элементами здания или оборудова­нием и ширины проезда в зонах.

Расположение постов под углом к оси проезда более удобно для заезда на них автомобилей и несколько сокращает ширину проезда. Однако при этом удельная площадь здания, занимаемая таким постом, будет больше, чем у тупикового прямоугольного, что иногда имеет существенное значение при принятии планиро­вочного решения.



Предварительный расчет площадей зон ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР выполняется по формуле

где — площадь, занимаемая автомобилем и технологическим оборудованием в плане на посту зоны, м2; — число постов в /-й зоне; — коэффициент плотности расстановки оборудования (см. табл. 5.16).

Площади зон уточняются при разработке планировочного ре­шения графическим методом с учетом сетки колонн и нормируе­мых расстояний между автомобилями при маневрировании в зоне ТО и ТР. Нормируемые расстояния между автомобилями, а также между ними и элементами здания в зонах ТО и ремонта установ­лены строительными нормами и правилами в зависимости от га­баритных размеров автомобилей (табл. 5.17).

Для определения границ, описываемых габаритными очерта­ниями автомобиля при его движении и маневрировании, пользу­ются шаблонами. Шаблон вырезают из плотной бумаги по габа­ритным размерам автомобиля в масштабе чертежа (рис. 5.1, а). На шаблоне линией обозначается задняя ось (для трехосных автомо­билей центр задних осей), затем по обе стороны оси определяют­ся точки пересечения линии внешнего габаритного радиуса Rиз передних габаритных точек автомобиля с линией оси. Эти точки являются центрами поворота автомобиля при полностью повер­нутом рулевом колесе и сохраняются на шаблоне, соединив их с очертаниями автомобиля «крыльями».



Необходимые для изготовления шаблона параметры — габа­ритные размеры , , размеры переднего и заднего свесов , , база автомобиля , величина внешнего габаритного радиуса по­ворота определяются из справочников по техническим ха-эактеристикам автомобилей.


 




Таблица 5.17

Нормативы расстояний между автомобилями и конструкциями здания

 

 

Автомобили и конструкции здания, между которыми устанавливается расстояние Расстояния между автомобилями и элементами здания, м, в зависимости от габаритных размеров автомобилей
Длина до 6 м Ширина до 2 м Длина от 6 до 11 м Ширина от 2,5 до 2,8 м Длина более 11 м Ширина более 2,8 м
Автомобили на пос Боковая сторона автомобиля и стена: па постах ТО и ТР без снятия шин и тормозных барабанов со снятием шин и тор­мозных барабанов Торцевая сторона автомобиля и стена Автомобиль и колонна Автомобиль и наружные ворота, расположенные против поста max TO и ТР и 1,2 1,5 1,2 0,7 1,5 конструкции здания 1,6 2,0 1,8 2,5 1,5 2,0 1,0 1,0 1,5 2,0
Автомобили на постах ТО и ТР
Продольные стороны автомобилей: без снятия шин и тор­мозных барабанов со снятием шин и тор­мозных барабанов Торцевые стороны автомобилей 1,6 2,2 1,2 2,0 2,5 1,5 2,5 4,0 2,0

При использовании шаблона автомобиля, его максимальный поворот осуществляется при нажатии иглой циркуля на одну из точек О. При этом следует учитывать, что габаритные точки шаб­лона при въезде на пост (место хранения) или выезде с него не должны задевать соседние автомобили, оборудование или элементы здания и находиться от них на расстоянии, обеспечивающем зону безопасности (рис. 5.1, б; табл. 5.18)




Рис. 5.1. Применение шаблона при определении ширины проезда tпр:

а — шаблон автомобиля; б — применение шаблона; 1 — начало заезда на пост

или место стоянки передним ходом; 2 — пост или место стоянки автомобиля;

3, 4 — зоны безопасности (габаритные размеры приближения)

Площадь зоны хранения (стоянки) автомобилей зависит от числа автомобилей, находящихся на хранении, типа стоянки и спосо­бов расстановки автомобилей. Автомобилеместа хранения могут быть закреплены за определенными автомобилями. Число автомо-билемест хранения при их закреплении за автомобилями соответ­ствует списочному составу парка Ас. Автомобилеместа могут быть и обезличены, когда автомобили становятся на хранение на сво­бодные места. Минимально необходимое число автомобилемест Аст при обезличенном хранении на стоянке определяется из выра­жения

АСТ = АС- (АКР + ХТР + АТО + ХП) - АЛ,

где АКР — число автомобилей, находящихся в КР; ХТР — число постов ТР; ХТО — число постов ТО; ХП — число постов ожидания

Таблица 5.18

Зона безопасности (габаритные размеры приближения) при движении и маневрировании автомобилей в зонах ТО, ТР и стоянки

 

 

Нормируемые расстояния Размеры зоны безопасности в зависимости от длины автомобиля
до 6 м от 6 до 8 м сяыше 8 м
До соседних автомобилей, оборудования и элементов здания 0,3 0,4 0,5
То же, для автопоездов 0,4 0,5 0,6
До автомобилей или конструк­ций на другой стороне проезда 0,8 1,0 1,2
То же, для автопоездов 0,9 1,0 1,2

 




ТО и ТР; — число автомобилей, отсутствующих на предприя­тии (круглосуточная работа на линии, командировки).

Стоянки могут быть закрытого, частично закрытого или от­крытого типа. Тип стоянки зависит от климатических условий, эксплуатационных и экономических факторов и типа подвижного состава. В холодных климатических условиях предприятия вынуж­дены строить теплые закрытые стоянки (в первую очередь для лег­ковых автомобилей и автобусов). При отсутствии средств на стро­ительство крытых стоянок обогрев автомобилей в зимнее время осуществляется на открытых стоянках.

Геометрические размеры стоянки определяются габаритными размерами подвижного состава и величиной нормируемых рас­стояний между автомобилями, между автомобилями и элемен­тами здания, а также шириной проезда, необходимого для ма­неврирования автомобилей при их установке на место хранения и выезде с него. Нормативы расстояний между автомобилями, автомобилями и элементами здания на местах, хранения и ма­неврирования автомобилей соответствуют нормативам зоны ТО

и ТР.

Площади складских помещений рассчитывают по площади стел­лажей для хранения запасных частей, агрегатов и материалов. За­пас хранимых запасных частей и материалов определяется с уче­том суточного расхода и нормативных дней хранения. Число яру­сов стеллажей зависит от высоты складских помещений, уровня механизации складских работ и объема запасов.

Объем запасов хранения запасных частей и материалов , кг, определяется по формуле

>

где — коэффициент технической готовности; Z — расход за­пасных частей и материалов, % от массы автомобиля , на 10 тыс. км пробега (табл. 5.19); — норматив хранения запасных час­тей, дни.


где q - допускаемая нагрузка 1 м2 площади, занимаемой стеллажа­ми. Для запасных частей q = 600 кг/м2; для агрегатов — 500 кг/м2; металлов — 600... 700 кг/м2.

Запас агрегатов определяют исходя из нормативов запаса на 100 автомобилей. Площадь пола, занимаемую стеллажами для хра­нения агрегатов, запасных частей и материалов , определяют по формуле


Таблица 5.19

Расход запасных частей и материалов, % от массы подвижного состава,

на 10 тыс. км пробега

 

 

Объект хранения Типы подвижного состава
Грузовые автомобили Легковые автомобили Автобусы
Запасные части 1,0...2,5 2,5...5,0 1,0...2,0
Металлы и металлоизделия 1,0...1,5 0,7...1,30 0,8...2,0
Лакокрасочные изделия и химикаты 0,15..0,30 0,5. ..1,0 0,15...0,40
Прочие материалы 0,15...0,25 0,25...0,50 0,25...0,60

Запас смазочных материалов рассчитывают по каждому сорту масла по удельным нормам расхода на 100 л топлива:

где — суточный расход топлива, л; — норма расхода сма­зочных материалов (табл. 5.20), л; — норматив хранения запа­са смазочных материалов, дни.

Суточный расход топлива рассчитывают по формуле

где — норма расхода топлива на 100 км пробега, л.

Таблица 5.20 Нормы расхода смазочных материалов

 

 

 

Вид смазочных материалов Единица измере­ния Норма расхода смазочных материалов на 100 л топлива
при работе на бензине и сжиженном газе при работе на Дизельном топливе
Моторные масла л 2,8 4,0
Трансмиссионные масла л 0,3 0,4
Специальные масла л 0,1 0,1
Консистентные смазки кг 0,2 0,3

Примечание. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации менее трех лет, нормы расхода снижаются на 50%, а при эксплуатации более восьми лет — увеличиваются на 20 %.


 





Запас количества покрышек , необходимых для выполне- ния транспортной работы, рассчитывают по формуле

где — число колес автомобиля (без запасного); — норма-

тив хранения покрышек ( =15 дн.); — средний пробег

покрышки до списания.

Площадь стеллажа для хранения покрышек

где — длина стеллажа; — ширина стеллажа, определяемая размером покрышки.

Длину стеллажа находят по формуле

где — число покрышек на один погонный метр стеллажа.

При двухъярусном хранении

Число хранимых инструментов в кладовой определяют из усло­вия наличия на складе 3—4 комплектов инструментов по каждой специальности рабочего. Инструменты хранятся на многоярусных стеллажах с ячейками.

Расчет площадей складских помещений . по удельным нормам на пробег в практике проектирования производят по удельным пло­щадям на 1 млн км пробега подвижного состава:

где — удельная площадь склада на 1 млн км пробега (табл. 5.21); — коэффициенты, учитывающие тип подвижного состава (табл. 5.22), списочное число (табл. 5.23) и разномароч-ность (табл. 5.24).

Площади административных и бытовых помещений рассчиты­ваются с учетом штатов предприятия и действующих норм про­ектирования этих помещений. К административным помещени­ям АТП относятся кабинеты директора и его заместителей; по­мещения отделов эксплуатации, технического, планового, бух­галтерии, кадров, снабжения; помещения диспетчерской, води­тельской, проходной; помещение центра управления производ­ством; кабинеты начальников колонн и безопасности движения. К бытовым помещениям относятся гардеробные, умывальные, душевые, туалеты, курительные, столовая или буфет, пункт меди­цинской помощи и т.д.


Таблица 5.21

Удельные площади складских помещений на 1 млн км пробега подвижного состава

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование складских помещений Удельная площадь на 1 млн км пробега, м1, подвижного состава
Легковые автомобили Автобусы Грузовые автомобили Прицепы и полу­прицепы
Для хранения: запасных частей агрегатов материалов шин смазочных материа­лов лакокрасочных материалов химикатов 1,6 3,0 3,5 0,9
2,5 6,0 5,5
1,5 3,0 3,0 0,6
1,5 3,2 2,3 1,7
2,6 4,3 3,5
0,6 1,5 1,0 0,4
0,15 0,23 0,25
Инструментально-раз­даточная кладовая 0,15 0,25 0,25 _
Промежуточный склад 15...20% от склада запасных частей и агрегатов

Площади кабинетов управленческого персонала принимаются в пределах 12... 15 м2 на одного управленца, площади отделов и служб — из расчета 4 м2 на одного работника, водительская ком­ната должна допускать одновременное нахождение в них 20 % во­дителей и кондукторов, выезжающих в час наиболее интенсивно-

Таблица 5.22

Коэффициент , учитывающий тип подвижного состава

 

Класс подвижного состава Коэффициент К.П.С
Легковые автомобили Автобусы Грузовые автомобили
Особо малый 0,7 0,3 0,4
Малый 0,7 0,6 0,4
Средний 1,0 0,8 0,8
Большой 1,0 1,0...1,5
Особо большой _ 1,6


Таблица 5.23

Коэффициент , учитывающий списочное число автомобилей

 

Списочное число автомобилей Коэффициент
До 75 1,4
От 75 до 150 1,2
От 150 до 300 1,0
От 300 до 600 0,9
От 600 до 800 0,8

Таблица 5.24 Коэффициент, учитывающий разномарочность парка

 

Число марок автомобилей в АТП Коэффициент
Одномарочный 1,0
Двухмарочный 1,2
Трехмарочный 1,3
Более трех марок 1,5

5.8. Укрупненный технологический расчет производственно-технической базы

Экономическая эффективность капитальных вложений оценива­ется общими экономическими показателями, такими как рентабель­ность, срок окупаемости, минимизация затрат и т.д. Наряду с оцен­кой эффективности развития предприятия по общим экономичес­ким показателям, для сопоставления и оценки различных проект­ных решений применяют целый ряд специфических технологичес­ких оценочных показателей. Наиболее распространенными из них являются:

• численность производственных рабочих на один автомобиль;

• число рабочих постов на один автомобиль;

• площадь стоянки на одно место хранения;

• площадь производственных и складских помещений на один автомобиль;

• площадь земельного участка на один автомобиль;

• стоимость строительства на один автомобиль.

При оценке перспективы развития предприятия на стадии пред-проектной разработки технико-экономических показателей, биз­нес-плана, а также при сопоставлении и оценке различных про­ектных решений может быть выполнен укрупненный технологи­ческий расчет ПТБ.


 


го выпуска автомобилей, при норме 1 м2 на одного человека с общей площадью не менее 18 м2. Площадь кабинета по безопасно­сти движения принимается равной не менее 25 м2 при штатной численности водителей до 1 000 чел. и не менее 50 м2 при штатной численности водителей более 1 000 чел.

Умывальные, душевые и туалеты рассчитываются на 25 % ра­ботающих непосредственно в зданиях АТП в наиболее многочис­ленной смене и 25 % наибольшей численности водителей и кон­дукторов, возвращающихся с линии в течение часа. Число кранов умывальной, душевых кабин и туалетов определяется из расчета не более 20 чел. на каждый из них.

Расстояние между кранами умывальной комнаты должно быть не менее 0,7 м, площадь пола на один кран — 0,8 м2. Размеры душевой кабины 0,9x0,9 м, площадь пола с учетом раздевалки на один душ — 2 м2. Размеры кабины туалета — 1,2x0,9 м, площадь пола с учетом размещения умывальников — на одну кабину — 2... 3 м2. Расстояние от самого дальнего рабочего места до туалета принимается не более 75 м, площадь курительной комнаты опре­деляют из расчета 0,03 м2 на одного работающего в наиболее мно­гочисленной смене, но не менее 9 м2 и не более 40 м2. Ширина проходов и коридоров — 1,25...2 м.


Таблица 5.25

Удельные нормы укрупненного расчета ПТБ для эталонных условий эксплуатации на один автомобиль подвижного состава для ЛТП

 

 

Показатели АТП
для легковых автомобилей для автобусов для грузовых автомобилей
Численность производствен­ных рабочих 0,22 0,42 0,32
Число рабочих постов 0,08 0,12 0,10
Площадь производственных помещений, м2 8,50 29,00 19,00
Плошадь административно-бытовых помещений, и2 5,60 10,00 8,70
Площадьстоянки, м2, на 1 автомобилеместо хранения 18,50 60,00 37,20
Площадьтерритории, м2 65,00 165,00 120,00

 




Таблица 5.26

Коэффициенты приведения по списочному числу подвижного

Площадь ад­министратив­но-бытовых помещений Площадь территории
1,85 1,90
1,63 1,60
1,36 1,30
1,14 1,10
1,00 1,00
0,90 0,92
0,85 0,86
0,80 0,82

состава

 

Списочное число подвижного состава Числен­ность про­изводстве иных. рабочих Число рабочих постов Производ­ственная площадь
1,66 2,30 2,05
1,44 1,89 1,80
1,24 1,40 1,35
1,08 1,14 1,12
1,00 1,00 1,00
0,90 0,86 0,90
0,83 0,75 0,82
0,78 0,70 0,75

Укрупненный технологический расчет выполняется с исполь­зованием удельных норм (табл. 5.25), разработанных для комплекс­ного АТП, работающего в следующих эталонных условиях.

1. Списочное число подвижного состава — 300 сд.

2. Тип подвижного состава:

легковые автомобили среднего класса (ГАЗ-3102); автобусы — большого класса (ЛиАЗ-5256); грузовые автомобили большой грузоподъемности (КамАЗ-5320, без прицепа),

Таблица 5.27 Коэффициент приведения по наличию прицепного состава

 

 

 

Количество            
прицепного Числен-     Площадь    
состава, % ность Число Производ- админист- Площадь стоянки Плошадь
от числа производ- рабочих ственная ративно- террито-
грузовых ственных постов площадь бытовых рии
автомоби- рабочих     помещений    
лей            
1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
1,10 1,15 1,17 1,03 1,16 1,15
1,20 1,25 1,32 1,06 1,32 1,30
1,30 1,35 1,39 1,09 1,48 1,45
1,40 1,45 1,44 1,12 1,64 1,60

Таблица 5.28

Коэффициент приведения по среднесуточному пробегу автомобиля

 

Среднесуточ­ный пробег одного авто­мобиля, км Числен­ность производ­ственных рабочих Число рабочих постов Производ­ственная площадь Площадь админис­тративно-бытовых помеще­ний Площадь стоянки Площадь террито­рии
150 200 250 300 350 0,55 0,70 ' 0,85 1,00 1,15 1,30 0,78 0,89 0,95 1,00 1,04 1,07 0,64 0,76 0,88 1,00 1,12 1,24 0,82 0,88 0,94 1,00 1,08 1,16 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 0,82 0,92 0,96 1,00 1,04 1,08

Таблица 5.29

Коэффициент приведения по условиям хранения автомобилей

 

 

 

 

 

Условия хранения Угол расстановки автомобилей на стоянке, ...о Площадь стоянки Площадь хранения
Доля автомобилей с независимым выездом, %
Открытое Без подогрева Тоже » С подогревом Закрытое Одноэтажное Четырехэтажное 90 60 45 90 90 90 1,00 1,3В 1,42 0,95 1,40 1,10 1,52 1,56 1,05 1,54 1,32 1,82 1,85 1,40 1,27 1,85 1,00 1,19 1,21 0,97 0,68 1,05 1,26 1,28 1,03 0,72 1,16 1,41 1,43 1,20 1,13 0,79

Таблица 5.30 Коэффициент приведения по условиям эксплуатации

 

Категория условий эксплуата­ции Численность производст­венных рабо­чих Число рабочих постов Производ­ственная площадь Площадь администра­тивно-бытовых помещений Площадь территории
I II III IV V 1,00 1,08 1,16 1,34 1,45 1,00 1,07 1,15 1,25 1,35 1,00 1,07 1,15 1,25 1,42 1,00 1,04 1,08 1,12 1,16 1,00 1,03 1,07 1,11 1,15

 




 


Таблица 5.31 Коэффициент приведения по типу подвижного состава

 

Тип, класс, модель подвижного состава Численность производст­венных рабо­чих Число рабо­чих постов Производст­венная площадь Площадь администра­тивно-бытовых помещений Площадь стоянки Площадь территории
Легковые автомобили Малый класс (ВАЗ, АЗЛК) Средний класс (ГАЗ-3102) 0,87 1,00 0,82 1,00 0,78 1,00 0,92 1,00 0,81 1,00 0,81 1,00
Автобусы Особо малый класс (РАФ-2203) Малый класс (ПАЗ-3205) Средний класс (ЛА3695 II) Большой класс (ЛиАЗ-5256) Особо большой класс (Икарус-280) 0,62 0,70 0,88 1,00 1,56 0,65 0,74 0,88 1,00 1,52 0,32 0,48 0,78 1,00 1,50 0,88 0,91 0,95 1,00 1,15 0,42 0,66 0,90 1,00 1,70 0,42 0,62 0,85 1,00 1,60
Грузовые автомобили Грузоподъемность: до 1 т (УАЗ-451 М) от 1 доЗт (ГАЗ-5204) отЗдо5т (ГАЗ-3307) 0,42 0,56 0,68 0,51 0,64 0,72 0,33 0,50 0,60 0,81 0,85 0,88 0,55 0,83 0,85 0,50 0,72 0,76

 

от5 до 6т (ЗИЛ-431410) от 6 до 8 т (КамАЗ-5320) от 8 до 10 т (КамАЗ-53212) от 10 до 16 т (КрАЗ-250010) 0,75 1,00 1,15 1,35 0,77 1,00 1,05 1,30 0,72 1,00 1,05 1,30 0,91 1,00 1,03 1,15 0,92 1,00 1,041,50 0,87 1,00 1,03 1,50
Автомобили повышенной проходимости 1,20 1,15 1,25 1,06 1,05 1,12
Автомобили-самосвалы 1,12 1,08 0,96 1,05 0,85 0,88
Фургоны, цистерны, рефрижераторы 1,20 1,10 1,06 1,08 1,00 1,10
Газобаллонные автомобили СНГ/СПГ Легковые Автобусы Грузовые 1,18/1,34 1,10/1,18 1,20/1,30 1,2 1,1 1,18 1,20/1,30 1,12/1,20 1,22/1,25 1,05/1,10 1,04/1,06 1,06/1,08 1,0 1,0 1,0 1,18 1,16 1,18

Таблица 5.32

Коэффициент приведения по природно-климатическим условиям

 

Климатический район Числен­ность производст­венных ра­бочих Число рабочих постов Производ­ственная площадь Площадь администра­тивно-быто­вых поме­щений Площадь территории
Умеренный 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
Умеренно теп­лый, умеренно теплый влаж­ный, теплый влажный 0,95 0,97 0,82 0,98 0,93
Жаркий сухой, очень жаркий сухой 1,07 1,05 0,88 1,03 0,96
Умеренно хо­лодный 1,07 1,05 1,04 1,03 1,02
Холодный 1,13 1,10 1,08 1,06 1,04
Очень холодный 1,25 1,15 1,20 1,08 1,10

 

3. Какова последовательность расчета трудоемкостей по ТО и ТР авто­мобилей?

4. Как выполняется расчет численности производственных рабочих?

5. Что такое годовой фонд времени рабочего места и годовой фонд времени штатного рабочего и как они определяются?

6. Как рассчитывается число универсальных и специализированных постов?

 

7. Как рассчитывается число постов и линий при поточном методе обслуживания?

8. Как рассчитывается число постов и поточных линий непрерывного действия?

9. Как выполняется расчет технологического оборудования АТП?

 

10. Как рассчитываются площади производственных участков АТП?

11. Как рассчитываются площади зон по ТО и ТР автомобилей?

12. Как рассчитываются площади зон хранения (стоянки) автомоби­лей?

13. Как рассчитываются площади складских помещений АТП?

14. Как рассчитываются площади административных и бытовых поме­щений АТП?

15. Для чего и как выполняется укрупненный технологический расчет ПТБ?


16.Среднесуточный пробег автомобиля — 250 км.

17.Условия хранения — открытое, без подогрева.

18.Категория условий эксплуатации — первая.

19.Природно-климатический район — умеренный.

Для предприятий, работающих в условиях, отличающихся от эталонных, удельные показатели корректируются с помощью ко­эффициентов приведения Кпр (табл. 5.26 — 5.32).

Использование укрупненного расчета при разработке техноло­гического проекта может привести к неточностям и просчетам, которые могут в последующем стать причиной несоответствия про­пускной способности ПТБ потребностям в ТО и ТР, а также ухуд­шения технико-экономических показателей работы предприятия.

Контрольные вопросы

1. Какие требования предъявляются к выбору или расчету исходных данных для разработки проекта предприятия? Какие основные исходные данные используются для технологического расчета системы ТО и ТР автомобилей?

2. Какова последовательность расчета производственной программы АТП?


ГЛАВА 6

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.