Сделай Сам Свою Работу на 5

АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ





1.1. Типы и функции предприятий автомобильного

транспорта

Автомобильный транспорт представляет собой крупную мно­гоплановую отрасль экономики. В зависимости от производствен­ных функций предприятия автомобильного транспорта подразде­ляются на автотранспортные (АТП), авторемонтные (АРП), ав­тообслуживающие и терминалы.

Автотранспортные предприятия являются наиболее важным и распространенным типом предприятий автомобильного транспорта. Основная задача АТП — осуществление автомобильных перево­зок собственным транспортом. Обеспечение перевозок техничес­ки исправным подвижным составом осуществляется производ­ственным комплексом этих предприятий путем регулярного вы­полнения мероприятий по диагностированию, техническому об-служиванию, ремонту, хранению и грамотной эксплуатации ав-томобилей.

По своему назначению АТП можно разделить на грузовые, пас­сажирские автобусные, пассажирские таксомоторные, пассажир­ские по обслуживанию предприятий, учреждений и организаций, смешанные и специальные. По принадлежности (по виду собствен­ности) различают АТП общего пользования, ведомственные, ак-ционерные и частные. По организации производственной деятель­ности АТП подразделяются на комплексные и кооперированные. Грузовые АТП осуществляют грузовые перевозки и комплектуют свой списочный состав в зависимости от сложившихся грузо-потоков. Для грузовых перевозок используются бортовые автомо-били, самосвалы, фургоны, тягачи, полуприцепы, прицепы и другие специализированные автомобили различной грузоподъем-ности. В крупных промышленных центрах, где имеется большой объем однотипных грузов, грузовые АТП могут специализироваться по видам грузов (железобетонные изделия, сыпучие грузы, кон-тейнеры, изделия промышленных предприятий и т.д.). Специали-зация АТП по виду груза позволяет существенно уменьшить раз-номарочность парка автомобилей и в результате снизить трудовые материальные затраты на обслуживание и ремонт.




Пассажирские АТП выполняют перевозки пассажиров в город­ском, пригородном, межрайонном, междугородном и междуна­родном сообщениях и могут быть автобусные, легковые таксомо­торные и легковые по обслуживанию предприятий, учреждений и организаций. В крупных городах, как правило, создаются специ­ализированные городские автобусные предприятия и таксомотор­ные парки.



Смешанные АТП выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки. Их создают в небольших городах и населенных пунк­тах, где нет достаточного объема грузов и пассажиропотоков для обеспечения работы специализированных (грузовых и пассажир­ских) предприятий.

Специальные АТП создаются при необходимости выполнения большого объема специальных видов перевозок. К ним можно от­нести АТП скорой помощи, АТП, осуществляющие перевозки крупногабаритных и особо тяжелых грузов и т.д.

Комплексными называются автотранспортные предприятия, осу­ществляющие перевозки, а также хранение, обслуживание и ре­монт своего подвижного состава. Комплексные АТП должны иметь производственную базу для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава (зоны ТО и ТР, цеха, участки, складские помещения и т.д.), стоянку для хране­ния автомобилей и инфраструктуру, необходимую для нормаль­ного функционирования предприятия.

Некоторые предприятия кооперируются в своей деятельности. Головное предприятие в этой кооперации наряду с выполнением перевозок, хранением, обслуживанием и ремонтом своего под­вижного состава выполняет также работы по обслуживанию и ре­монту подвижного состава предприятий, объединенных по коо­перации, размещенных на другой территории и не имеющих сво­ей полнокомплектной производственной базы. Эксплуатационные филиалы по кооперации создают в местах скопления грузов и пас­сажиров, они обеспечивают перевозки, хранение, ЕО, а в неко­торых филиалах производят мелкий ремонт и ТО-1.



Наиболее распространенными являются комплексные пасса­жирские и грузовые АТП. Структурная схема организации техно­логического процесса комплексного АТП приведена на рис. 1.1. Исправные автомобили АИ после выполнения перевозок возвра­щаются на АТП через контрольно-пропускной пункт (КПП). На КПП автомобили осматривают и через зону ЕО направляют на стоянку, если они исправны, или на диагностирование (Д), если они нуждаются в обслуживании или ремонте. Путем диагностиро­вания автомобилей определяют неисправности и необходимый объем ремонтных работ, затем их направляют в основное произ­водство, где выполняются ТО-1, ТО-2, ТР. В обслуживании и ре­монте автомобилей принимают участие цеха и участки вспомога-



 


Рис. 1.1. Структурная схема технологического процесса ТО и ТР автомо­билей в комплексном АТП:

АИ— исправные автомобили; КПП — контрольно-пропускной пункт; ЕО — ежедневное обслуживание; Д — участок диагностирования; ТО-1, ТО-2 — тех-ническое обслуживание №1 и 2 соответственно; ТР — текущий ремонт; ОМТС — отдел материально-технического снабжения; ГПП — группа подготовки произ­водства

тельного производства, а также подразделения обслуживающего производства, куда входят склады, отдел материально-технического снабжения (ОМТС), группа подготовки производства (ГПП) и другие подразделения.

Авторемонтные предприятия можно подразделить на авторе-монтные и агрегаторемонтные заводы, централизованные специализированные предприятия по ремонту отдельных узлов и эле-

ментов, аккумуляторных батарей, шин и т.д. Наиболее крупные из них — авторемонтные заводы, на которых выполняют капитальный полнокомплектный ремонт автомобилей. Здесь автомобили полностью разбирают, пригодные к восстановлению и ремонту детали и узлы реставрируют, непригодные — заменяют новыми. Затем автомобили вновь собирают, По существующим нормативам ресурс автомобиля после капитального ремонта должен быть не менее 80 % ресурса нового автомобиля. Однако ни один из существующих в России ремонтных заводов не обеспечивает такую надежность своей продукции. Учитывая большую трудоемкость, дороговизну выполнения работ (большинство разборочно-сборочных работ выполняют вруч-


ную) и невысокое качество продукции, многие АТП после отме­ны плановой системы поставки автомобилей на КР перестали про­изводить капитальный ремонт автомобилей на авторемонтных за­водах.

Автообслуживающие предприятия осуществляют сервисноеи техническое обслуживание автомобилей различных форм собствен­ности, но сами не участвуют в процессе перевозок. К таким пред­приятиям можно отнести базы централизованного технического обслуживания автомобилей (БЦТОА), станции технического об­служивания автомобилей (СТОА), гаражи-стоянки, кемпинги, мотели, автозаправочные станции (АЗС) и др.

Базы централизованного технического обслуживания автомоби­лей предназначены для централизованного выполнения сложных видов технического обслуживания и крупного текущего ремонта автомобилей небольших предприятий, не имеющих своей произ­водственной базы для выполнения этих работ. На этих базах может быть также организован ремонт отдельных наиболее сложных аг­регатов и узлов (например, двигатель, коробка передач, задний мост и т.д.).

Станции технического обслуживания осуществляют обслужива­ние и ремонт автомобилей. По месту расположения они могут быть городскими и придорожными, а по специализации — обслужи­вать легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы или те и другие. Городские СТОА обслуживают автомобили, принад­лежащие горожанам или городским предприятиям, и имеют как постоянную, так и случайную клиентуру, тогда как придорожные СТОА имеют, как правило, только случайную клиентуру. За по­следние годы выросла сеть небольших частных СТОА, выполняю­щих отдельные виды работ (например, мойка, диагностирование автомобилей и отдельных узлов и агрегатов, ремонт и регулиров­ка узлов и агрегатов и т.д.). Размеры СТОА определяются числом постов для обслуживания автомобилей. Проектными организаци­ями разработано большое число типовых проектов СТОА мощно­стью от 5 до 100 постов.

Гаражи-стоянки — это предприятия, главная задача которых — хранение автомобилей. Обычно такие гаражи бывают домовые, микрорайонные, районные, в виде открытых площадок или спе­циальных зданий. Гаражи-стоянки могут создаваться также и в местах большого скопления автомобилей для их временного хра­нения, например у стадионов или торговых центров. В густонасе­ленных районах и культурных центрах крупных городов предпоч­тение отдают многоэтажным подземным или наземным гаражам. При гаражах-стоянках могут создаваться посты и участки для мой­ки, диагностирования, обслуживания и ремонта автомобилей.

Мотели и кемпинги предназначены для создания автотуристам условий для отдыха, хранения и обслуживания автомобилей. Мо-


тели сооружают на автомобильных дорогах, а также вблизи круп­ных городов, они представляют собой комплексы, состоящие из гостиницы, теплых гаражей, площадок для стоянки автомобилей, СТОА, АЗС. Кемпинги обычно создают в живописных местах. Здесь автотуристу выделяют участок для стоянки автомобиля и место для проживания. При кемпингах может быть создан также пункт для обслуживания автомобилей.

Автозаправочные станции — предприятия по обеспечению ав­томобилей эксплуатационными материалами, главным образом бензином и дизельным топливом. На АЗС можно производить до­заправку или замену моторного масла, долив воды, подкачку шин, а также продавать консистентные и моторные масла, тормозную жидкость, запасные части и др. На многих из строящихся в послед­нее время частных и акционерных АЗС предусмотрены магазины, пункты питания, мойки, мастерские по выполнению мелкого ре­монта, обслуживанию и диагностированию автомобилей. Автоза­правочные станции создаются у автомобильной дороги или на территории крупного АТП.

Терминалытранспортные комплексы для накопления, рас-пределения и отправки грузов и пассажиров. К пассажирским ав-тотранспортным терминалам относятся автовокзалы и автостан-ции, а к грузовым — грузовые станции, контейнерные площадки и полнокомплектные автотранспортные терминалы. Автовокзалы создают, как правило, в крупных городах для об­служивания междугородных пассажирских перевозок. Здесь накап-ливаются и отправляются по разным направлениям потоки пасса-жиров. Кроме транспортных услуг автовокзалы могут оказывать и сервисные услуги: питание, торговля, проживание и т.д. Авто-станции создают в неболъших городах и населенных пунктах, рас-положенных по пути междугородных автобусных маршрутов. Грузовые станции создают в грузообразующих узлах промыш-ленных или сельскохозяйственных центров. Здесь грузы накапли-ваются, перерабатываются (сортируются) и отправляются в раз-личные города и регионы по заказу грузоотправителя. Контейнерные площадки обеспечивают накопление, хранение и отправку получателю грузов, поступивших в контейнерах, пло-щадки строят вблизи железной дороги, морских или речных пор-тов и аэропортов.

Полнокомплектный автотранспортный грузовой терминал пред­ставляет собой комплекс, куда входят складское помещение для хранения и переработки грузов, контейнерная площадка, стоянка для хранения автомобилей, посты для обслуживания и ремонта автомобилей, гостиница, пункт питания, торговые павильоны и т.д.

Строят такие терминалы в крупных транспортных узлах для обслуживания автомобильного, железнодорожного, морскогои


воздушного транспорта. В России крупные узловые терминалы со­зданы в городах Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Мур­манск, Новороссийск, Астрахань, Махачкала и т.д.

1.2. Показатели оценки состояния и развития производственно-технической базы

Производственно-техническая база наряду с другими матери­альными ценностями составляет основные производственные фонды предприятия — средства труда, многократно участвующие в производственном процессе и передающие свою стоимость на продукт частями по мере изнашивания. В состав производствен­ных фондов входят здания, сооружения, передаточные устрой­ства, силовые машины, оборудование, подвижной состав, а так­же инструмент и инвентарь длительного пользования. Структура основных производственных фондов, %, на автомобильном транс­порте к концу 90-х гг. XX в. составляла:

Здания................................................................................. 25

Сооружения........................................................................... 4

Машины, оборудование, инструмент.............................. 10

Транспортные средства..................................................... 61

Большую часть основных производственных фондов автомобиль­ного транспорта составляют транспортные средства. Это вполне естественно, так как они осуществляют перевозки, а здания и сооружения создаются для обслуживания подвижного состава и обеспечения непрерывного транспортного процесса. Однако доля зданий, сооружений и оборудования должна быть достаточной, чтобы обеспечить работоспособность подвижного состава. Опти­мальным считается, когда доля зданий, сооружений, оборудова­ния и инструмента составляет в структуре основных производ­ственных фондов не менее 50 %, если эта доля менее 50 % можно утверждать, что оснащенность и уровень механизации производ­ственных процессов ТО и ТР в АТП не соответствует современ­ным требованиям.

Основные фонды в процессе производства имеют физический износ, снижаются технические и экономические параметры. Фи­зический износ сопровождается уменьшением стоимости основ­ных фондов. Для возмещения износа основных фондов, их капи­тального ремонта и модернизации создается амортизационный фонд. Под амортизацией понимается возмещение износа основ­ных фондов путем переноса их стоимости на вновь создаваемый в процессе производства продукт или выполняемую транспортную работу. Амортизационные отчисления накапливаются на предпри-


 

ятии и используются на модернизацию и обновление производ­ственных фондов.

Кроме физического износа основные фонды подвержены и моральному износу, когда в процессе технического прогресса про­мышленность создает оборудование и технологии более эффек­тивные, чем имеющиеся на предприятии. Если эффективность ра­боты и производительность труда на новом оборудовании суще­ственно выше, чем на имеющемся оборудовании, то его можно заменить на более совершенное и высокоэффективное оборудова­ние несмотря на то, что оно еще пригодно для эксплуатации и не прошло амортизационного износа. Величина амортизационных отчислений должна быть достаточной для возмещения физичес-кого и морального износа и воспроизводства основных фондов. Для оценки эффективности использования основных фондов на автомобильном транспорте используются такие показатели, как фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабель-ность основных фондов, а также различные коэффициенты. Фондоотдача ФО определяет сумму доходов , приходящихся на один рубль основных производственных фондов :

Фондоемкость ФЕ — величина основных фондов, приходящихся один рубль дохода:

Фондовооруженность ФВ — величина основных фондов, при-ходящихся на каждого из среднесписочной численности работни-

ков предприятия

Рентабельность основных фондов — отношение балансовой прибыли к величине основных производственных фондов:

Для оценки эффективности использования основных фондов часто используются также коэффициент эффективности использования основных фондов, характеризующий отношение фактически выполненной за единицу времени работы к плановой или возможной выработке и коэффициент сменности работы оборудования, показывающий сколько смен используется установленное оборудование.


Эффективность использования подвижного состава оценива­ется такими коэффициентами, как коэффициент использования грузоподъемности или вместимости, коэффициент использова­ния пробега, коэффициент технической готовности, коэффици­ент выпуска парка и другими специфическими для автомобиль­ного транспорта показателями.

В целом эффективность работы автомобильного транспорта зависит как от организации перевозок, так и от организации работы производственно-технической базы, обеспечивающей поддержание подвижного состава в технически исправном со­стоянии.

1.3. Влияние экономики на состояние производственно-технической базы

Организация работы транспортной системы и состояние про­изводственно-технической базы предприятий транспорта имеет очень важное значение для эффективного функционирования всех отраслей экономики. В то же время развитие транспортной систе­мы и состояние ПТБ транспортных предприятий имеют прямую зависимость от уровня экономического развития промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, т.е. наличия потреб­ности в транспортных перевозках.

Изменение темпов роста экономики ведет к изменению по­требности в транспортных перевозках, что незамедлительно отра­жается па экономике транспортных предприятий, возможностях развития и состоянии ПТБ предприятий. Зависимость состояния ПТБ предприятий транспорта от уровня экономического разви­тия отчетливо проявилась в годы экономического кризиса в Рос­сии в начале 90-х гг. XX в.

Допущенные руководством государства ошибки в ходе прове­дения экономических реформ привели к возникновению глубо­чайшего экономического кризиса и галопирующей инфляции. Многие заводы и фабрики перестали работать, а те, что продол­жали работать, многократно уменьшили объемы выпускаемой про­дукции. Экономический кризис отразился на работе автомобиль­ного транспорта. Грузовые предприятия из-за отсутствия заказов практически остались без работы, а пассажирские предприятия существенно сократили объемы перевозок.

Лишившись доходов, автотранспортные предприятия, чтобы рассчитаться с непомерными налогами, стали распродавать свой подвижной состав, технологическое оборудование и другое иму­щество. Отдельные предприятия, которые не смогли найти выход в тяжелых условиях экономического кризиса;, распродали свое иму­щество и перестали существовать, но многие предприятия, хотя


и потеряли часть подвижного состава, смогли найти свою нишу в изменившихся условиях.

За этот же период резко увеличилось число частных автомоби­лей. Появилось большое число частных грузовых автомобилей и автобусов, которые раньше не разрешалось иметь в частном пользо­вании. Произошли серьезные изменения и в структуре ПТБ пред­приятий автомобильного транспорта. Одновременно с ослаблени­ем государственного сектора начали появляться частные и акцио­нерные предприятия автомобильного транспорта. Это — автотран­спортные предприятия, автомагазины, гаражи-стоянки, автомас­терские по обслуживанию и ремонту отдельных узлов и агрегатов, автомойки, АЗС, СТОА.

Вследствие несовершенства законодательства, предприятия различных форм собственности оказались в разных экономичес­ких условиях работы. Частные автоперевозчики, как правило, не имеют производственной базы и соответственно не несут допол­нительных затрат на ее содержание. Налоги, приходящиеся на еди­ницу подвижного состава в АТП, значительно больше, чем у част­ных перевозчиков, которые не несут затрат на обязательные на транспорте общего пользования работы, такие как предрейсовый технический осмотр автомобиля, предрейсовый медицинский ос­мотр водителя и т.д.

По этим причинам частные перевозчики и предприятия оказа­лись в более выгодных экономических условиях по сравнению с транспортом общего пользования. В перспективе ожидается, что эко­номические условия работы для частных лиц, государственных и муниципальных предприятий будут постепенно выравниваться и тогда в более предпочтительном положении могут оказаться АТП, имеюшие свою производственную базу, специалистов по обслужи-ванию и ремонту автомобилей, специалистов по организации пе-ревозок и т. д. У них будут более широкие возможности для эконо-мического маневрирования в изменяющихся рыночных условиях. Это может привести к тому, что частные автоперевозчики, как и во всем мире, будут объединяться в акционерные предприятия, кооперативы, ассоциации, т.е. будут создавать свои АТП. Сегодня в условиях длительного спада производства и снижения объемов перевозок многие АТП испытывают серьезные эко-номические трудности. Основной вид деятельности — процесс Ьревозки грузов и пассажиров не обеспечивает не только расши-ренное, но и даже простое воспроизводство. В результате суще-ственно сокращается парк автомобилей, численность работающих, ухудшаются экономические показатели деятельности АТП. Для того чтобы выжить в тяжелых условиях экономического кризиса, АТП приходится искать пути получения доходов за счет производства и реализации продукции, выполнения других востребованных работ и услуг.


Получение дополнительных доходов возможно в первую оче­редь путем совершенствования организации перевозок грузов и пассажиров, обеспечения конкурентоспособности перевозок, рас­ширения клиентуры, предоставления гарантий сохранности и доставки груза и т.д. У комплексных АТП есть также реальная возможность получения дополнительных доходов от организации инструментального контроля технического состояния, ТО и ТР, мойки и платной стоянки автомобилей сторонних организаций и частных лиц. Кроме того, АТП имеет возможность создать на сво­их производственных площадях другие производства, не связан­ные с основной деятельностью.

Начиная с 2000 г. в экономике России наблюдается стабиль­ный прирост промышленного производства. Есть все основания считать экономический кризис преодоленным. Начинается воз­рождение экономики, а соответственно и автомобильного транс­порта.

Контрольные вопросы

1. Какую роль играет транспорт в экономике государства?

2. Назовите виды транспорта и их особенности.

3. Назовите типы предприятий автомобильного транспорта и их функ­ции.

4. Как подразделяются АТП по назначению, принадлежности и про­изводственной деятельности?

5. Нарисуйте и прокомментируйте схему технологического процесса ТО и ТР в АТП.

6. Каковы состав и структура основных производственных фондов на автомобильном транспорте?

7. Что такое физический и моральный износ основных производствен­ных фондов?

8. Для чего создаются и как используются амортизационные отчисле­ния?

9. Какими показателями оценивается эффективность использования основных производственных фондов на автомобильном транспорте?

10. Как влияет уровень развития экономики региона и государства на
состояние ПТБ транспортных предприятий?

11. Как повлиял экономический кризис 90-х гг. XX в. в России на состояние ПТБ автомобильного транспорта?

12. Каковы, по вашему мнению, перспективы развития ПТБ автомо­бильного транспорта в России?


ГЛАВА 2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.