АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Типы и функции предприятий автомобильного
транспорта
Автомобильный транспорт представляет собой крупную многоплановую отрасль экономики. В зависимости от производственных функций предприятия автомобильного транспорта подразделяются на автотранспортные (АТП), авторемонтные (АРП), автообслуживающие и терминалы.
Автотранспортные предприятия являются наиболее важным и распространенным типом предприятий автомобильного транспорта. Основная задача АТП — осуществление автомобильных перевозок собственным транспортом. Обеспечение перевозок технически исправным подвижным составом осуществляется производственным комплексом этих предприятий путем регулярного выполнения мероприятий по диагностированию, техническому об-служиванию, ремонту, хранению и грамотной эксплуатации ав-томобилей.
По своему назначению АТП можно разделить на грузовые, пассажирские автобусные, пассажирские таксомоторные, пассажирские по обслуживанию предприятий, учреждений и организаций, смешанные и специальные. По принадлежности (по виду собственности) различают АТП общего пользования, ведомственные, ак-ционерные и частные. По организации производственной деятельности АТП подразделяются на комплексные и кооперированные. Грузовые АТП осуществляют грузовые перевозки и комплектуют свой списочный состав в зависимости от сложившихся грузо-потоков. Для грузовых перевозок используются бортовые автомо-били, самосвалы, фургоны, тягачи, полуприцепы, прицепы и другие специализированные автомобили различной грузоподъем-ности. В крупных промышленных центрах, где имеется большой объем однотипных грузов, грузовые АТП могут специализироваться по видам грузов (железобетонные изделия, сыпучие грузы, кон-тейнеры, изделия промышленных предприятий и т.д.). Специали-зация АТП по виду груза позволяет существенно уменьшить раз-номарочность парка автомобилей и в результате снизить трудовые материальные затраты на обслуживание и ремонт.
Пассажирские АТП выполняют перевозки пассажиров в городском, пригородном, межрайонном, междугородном и международном сообщениях и могут быть автобусные, легковые таксомоторные и легковые по обслуживанию предприятий, учреждений и организаций. В крупных городах, как правило, создаются специализированные городские автобусные предприятия и таксомоторные парки.
Смешанные АТП выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки. Их создают в небольших городах и населенных пунктах, где нет достаточного объема грузов и пассажиропотоков для обеспечения работы специализированных (грузовых и пассажирских) предприятий.
Специальные АТП создаются при необходимости выполнения большого объема специальных видов перевозок. К ним можно отнести АТП скорой помощи, АТП, осуществляющие перевозки крупногабаритных и особо тяжелых грузов и т.д.
Комплексными называются автотранспортные предприятия, осуществляющие перевозки, а также хранение, обслуживание и ремонт своего подвижного состава. Комплексные АТП должны иметь производственную базу для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава (зоны ТО и ТР, цеха, участки, складские помещения и т.д.), стоянку для хранения автомобилей и инфраструктуру, необходимую для нормального функционирования предприятия.
Некоторые предприятия кооперируются в своей деятельности. Головное предприятие в этой кооперации наряду с выполнением перевозок, хранением, обслуживанием и ремонтом своего подвижного состава выполняет также работы по обслуживанию и ремонту подвижного состава предприятий, объединенных по кооперации, размещенных на другой территории и не имеющих своей полнокомплектной производственной базы. Эксплуатационные филиалы по кооперации создают в местах скопления грузов и пассажиров, они обеспечивают перевозки, хранение, ЕО, а в некоторых филиалах производят мелкий ремонт и ТО-1.
Наиболее распространенными являются комплексные пассажирские и грузовые АТП. Структурная схема организации технологического процесса комплексного АТП приведена на рис. 1.1. Исправные автомобили АИ после выполнения перевозок возвращаются на АТП через контрольно-пропускной пункт (КПП). На КПП автомобили осматривают и через зону ЕО направляют на стоянку, если они исправны, или на диагностирование (Д), если они нуждаются в обслуживании или ремонте. Путем диагностирования автомобилей определяют неисправности и необходимый объем ремонтных работ, затем их направляют в основное производство, где выполняются ТО-1, ТО-2, ТР. В обслуживании и ремонте автомобилей принимают участие цеха и участки вспомога-
Рис. 1.1. Структурная схема технологического процесса ТО и ТР автомобилей в комплексном АТП:
АИ— исправные автомобили; КПП — контрольно-пропускной пункт; ЕО — ежедневное обслуживание; Д — участок диагностирования; ТО-1, ТО-2 — тех-ническое обслуживание №1 и 2 соответственно; ТР — текущий ремонт; ОМТС — отдел материально-технического снабжения; ГПП — группа подготовки производства
тельного производства, а также подразделения обслуживающего производства, куда входят склады, отдел материально-технического снабжения (ОМТС), группа подготовки производства (ГПП) и другие подразделения.
Авторемонтные предприятия можно подразделить на авторе-монтные и агрегаторемонтные заводы, централизованные специализированные предприятия по ремонту отдельных узлов и эле-
ментов, аккумуляторных батарей, шин и т.д. Наиболее крупные из них — авторемонтные заводы, на которых выполняют капитальный полнокомплектный ремонт автомобилей. Здесь автомобили полностью разбирают, пригодные к восстановлению и ремонту детали и узлы реставрируют, непригодные — заменяют новыми. Затем автомобили вновь собирают, По существующим нормативам ресурс автомобиля после капитального ремонта должен быть не менее 80 % ресурса нового автомобиля. Однако ни один из существующих в России ремонтных заводов не обеспечивает такую надежность своей продукции. Учитывая большую трудоемкость, дороговизну выполнения работ (большинство разборочно-сборочных работ выполняют вруч-
ную) и невысокое качество продукции, многие АТП после отмены плановой системы поставки автомобилей на КР перестали производить капитальный ремонт автомобилей на авторемонтных заводах.
Автообслуживающие предприятия осуществляют сервисноеи техническое обслуживание автомобилей различных форм собственности, но сами не участвуют в процессе перевозок. К таким предприятиям можно отнести базы централизованного технического обслуживания автомобилей (БЦТОА), станции технического обслуживания автомобилей (СТОА), гаражи-стоянки, кемпинги, мотели, автозаправочные станции (АЗС) и др.
Базы централизованного технического обслуживания автомобилей предназначены для централизованного выполнения сложных видов технического обслуживания и крупного текущего ремонта автомобилей небольших предприятий, не имеющих своей производственной базы для выполнения этих работ. На этих базах может быть также организован ремонт отдельных наиболее сложных агрегатов и узлов (например, двигатель, коробка передач, задний мост и т.д.).
Станции технического обслуживания осуществляют обслуживание и ремонт автомобилей. По месту расположения они могут быть городскими и придорожными, а по специализации — обслуживать легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы или те и другие. Городские СТОА обслуживают автомобили, принадлежащие горожанам или городским предприятиям, и имеют как постоянную, так и случайную клиентуру, тогда как придорожные СТОА имеют, как правило, только случайную клиентуру. За последние годы выросла сеть небольших частных СТОА, выполняющих отдельные виды работ (например, мойка, диагностирование автомобилей и отдельных узлов и агрегатов, ремонт и регулировка узлов и агрегатов и т.д.). Размеры СТОА определяются числом постов для обслуживания автомобилей. Проектными организациями разработано большое число типовых проектов СТОА мощностью от 5 до 100 постов.
Гаражи-стоянки — это предприятия, главная задача которых — хранение автомобилей. Обычно такие гаражи бывают домовые, микрорайонные, районные, в виде открытых площадок или специальных зданий. Гаражи-стоянки могут создаваться также и в местах большого скопления автомобилей для их временного хранения, например у стадионов или торговых центров. В густонаселенных районах и культурных центрах крупных городов предпочтение отдают многоэтажным подземным или наземным гаражам. При гаражах-стоянках могут создаваться посты и участки для мойки, диагностирования, обслуживания и ремонта автомобилей.
Мотели и кемпинги предназначены для создания автотуристам условий для отдыха, хранения и обслуживания автомобилей. Мо-
тели сооружают на автомобильных дорогах, а также вблизи крупных городов, они представляют собой комплексы, состоящие из гостиницы, теплых гаражей, площадок для стоянки автомобилей, СТОА, АЗС. Кемпинги обычно создают в живописных местах. Здесь автотуристу выделяют участок для стоянки автомобиля и место для проживания. При кемпингах может быть создан также пункт для обслуживания автомобилей.
Автозаправочные станции — предприятия по обеспечению автомобилей эксплуатационными материалами, главным образом бензином и дизельным топливом. На АЗС можно производить дозаправку или замену моторного масла, долив воды, подкачку шин, а также продавать консистентные и моторные масла, тормозную жидкость, запасные части и др. На многих из строящихся в последнее время частных и акционерных АЗС предусмотрены магазины, пункты питания, мойки, мастерские по выполнению мелкого ремонта, обслуживанию и диагностированию автомобилей. Автозаправочные станции создаются у автомобильной дороги или на территории крупного АТП.
Терминалы — транспортные комплексы для накопления, рас-пределения и отправки грузов и пассажиров. К пассажирским ав-тотранспортным терминалам относятся автовокзалы и автостан-ции, а к грузовым — грузовые станции, контейнерные площадки и полнокомплектные автотранспортные терминалы. Автовокзалы создают, как правило, в крупных городах для обслуживания междугородных пассажирских перевозок. Здесь накап-ливаются и отправляются по разным направлениям потоки пасса-жиров. Кроме транспортных услуг автовокзалы могут оказывать и сервисные услуги: питание, торговля, проживание и т.д. Авто-станции создают в неболъших городах и населенных пунктах, рас-положенных по пути междугородных автобусных маршрутов. Грузовые станции создают в грузообразующих узлах промыш-ленных или сельскохозяйственных центров. Здесь грузы накапли-ваются, перерабатываются (сортируются) и отправляются в раз-личные города и регионы по заказу грузоотправителя. Контейнерные площадки обеспечивают накопление, хранение и отправку получателю грузов, поступивших в контейнерах, пло-щадки строят вблизи железной дороги, морских или речных пор-тов и аэропортов.
Полнокомплектный автотранспортный грузовой терминал представляет собой комплекс, куда входят складское помещение для хранения и переработки грузов, контейнерная площадка, стоянка для хранения автомобилей, посты для обслуживания и ремонта автомобилей, гостиница, пункт питания, торговые павильоны и т.д.
Строят такие терминалы в крупных транспортных узлах для обслуживания автомобильного, железнодорожного, морскогои
воздушного транспорта. В России крупные узловые терминалы созданы в городах Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Мурманск, Новороссийск, Астрахань, Махачкала и т.д.
1.2. Показатели оценки состояния и развития производственно-технической базы
Производственно-техническая база наряду с другими материальными ценностями составляет основные производственные фонды предприятия — средства труда, многократно участвующие в производственном процессе и передающие свою стоимость на продукт частями по мере изнашивания. В состав производственных фондов входят здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины, оборудование, подвижной состав, а также инструмент и инвентарь длительного пользования. Структура основных производственных фондов, %, на автомобильном транспорте к концу 90-х гг. XX в. составляла:
Здания................................................................................. 25
Сооружения........................................................................... 4
Машины, оборудование, инструмент.............................. 10
Транспортные средства..................................................... 61
Большую часть основных производственных фондов автомобильного транспорта составляют транспортные средства. Это вполне естественно, так как они осуществляют перевозки, а здания и сооружения создаются для обслуживания подвижного состава и обеспечения непрерывного транспортного процесса. Однако доля зданий, сооружений и оборудования должна быть достаточной, чтобы обеспечить работоспособность подвижного состава. Оптимальным считается, когда доля зданий, сооружений, оборудования и инструмента составляет в структуре основных производственных фондов не менее 50 %, если эта доля менее 50 % можно утверждать, что оснащенность и уровень механизации производственных процессов ТО и ТР в АТП не соответствует современным требованиям.
Основные фонды в процессе производства имеют физический износ, снижаются технические и экономические параметры. Физический износ сопровождается уменьшением стоимости основных фондов. Для возмещения износа основных фондов, их капитального ремонта и модернизации создается амортизационный фонд. Под амортизацией понимается возмещение износа основных фондов путем переноса их стоимости на вновь создаваемый в процессе производства продукт или выполняемую транспортную работу. Амортизационные отчисления накапливаются на предпри-
ятии и используются на модернизацию и обновление производственных фондов.
Кроме физического износа основные фонды подвержены и моральному износу, когда в процессе технического прогресса промышленность создает оборудование и технологии более эффективные, чем имеющиеся на предприятии. Если эффективность работы и производительность труда на новом оборудовании существенно выше, чем на имеющемся оборудовании, то его можно заменить на более совершенное и высокоэффективное оборудование несмотря на то, что оно еще пригодно для эксплуатации и не прошло амортизационного износа. Величина амортизационных отчислений должна быть достаточной для возмещения физичес-кого и морального износа и воспроизводства основных фондов. Для оценки эффективности использования основных фондов на автомобильном транспорте используются такие показатели, как фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабель-ность основных фондов, а также различные коэффициенты. Фондоотдача ФО определяет сумму доходов , приходящихся на один рубль основных производственных фондов :
Фондоемкость ФЕ — величина основных фондов, приходящихся один рубль дохода:
Фондовооруженность ФВ — величина основных фондов, при-ходящихся на каждого из среднесписочной численности работни-
ков предприятия
Рентабельность основных фондов — отношение балансовой прибыли к величине основных производственных фондов:
Для оценки эффективности использования основных фондов часто используются также коэффициент эффективности использования основных фондов, характеризующий отношение фактически выполненной за единицу времени работы к плановой или возможной выработке и коэффициент сменности работы оборудования, показывающий сколько смен используется установленное оборудование.
Эффективность использования подвижного состава оценивается такими коэффициентами, как коэффициент использования грузоподъемности или вместимости, коэффициент использования пробега, коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска парка и другими специфическими для автомобильного транспорта показателями.
В целом эффективность работы автомобильного транспорта зависит как от организации перевозок, так и от организации работы производственно-технической базы, обеспечивающей поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии.
1.3. Влияние экономики на состояние производственно-технической базы
Организация работы транспортной системы и состояние производственно-технической базы предприятий транспорта имеет очень важное значение для эффективного функционирования всех отраслей экономики. В то же время развитие транспортной системы и состояние ПТБ транспортных предприятий имеют прямую зависимость от уровня экономического развития промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, т.е. наличия потребности в транспортных перевозках.
Изменение темпов роста экономики ведет к изменению потребности в транспортных перевозках, что незамедлительно отражается па экономике транспортных предприятий, возможностях развития и состоянии ПТБ предприятий. Зависимость состояния ПТБ предприятий транспорта от уровня экономического развития отчетливо проявилась в годы экономического кризиса в России в начале 90-х гг. XX в.
Допущенные руководством государства ошибки в ходе проведения экономических реформ привели к возникновению глубочайшего экономического кризиса и галопирующей инфляции. Многие заводы и фабрики перестали работать, а те, что продолжали работать, многократно уменьшили объемы выпускаемой продукции. Экономический кризис отразился на работе автомобильного транспорта. Грузовые предприятия из-за отсутствия заказов практически остались без работы, а пассажирские предприятия существенно сократили объемы перевозок.
Лишившись доходов, автотранспортные предприятия, чтобы рассчитаться с непомерными налогами, стали распродавать свой подвижной состав, технологическое оборудование и другое имущество. Отдельные предприятия, которые не смогли найти выход в тяжелых условиях экономического кризиса;, распродали свое имущество и перестали существовать, но многие предприятия, хотя
и потеряли часть подвижного состава, смогли найти свою нишу в изменившихся условиях.
За этот же период резко увеличилось число частных автомобилей. Появилось большое число частных грузовых автомобилей и автобусов, которые раньше не разрешалось иметь в частном пользовании. Произошли серьезные изменения и в структуре ПТБ предприятий автомобильного транспорта. Одновременно с ослаблением государственного сектора начали появляться частные и акционерные предприятия автомобильного транспорта. Это — автотранспортные предприятия, автомагазины, гаражи-стоянки, автомастерские по обслуживанию и ремонту отдельных узлов и агрегатов, автомойки, АЗС, СТОА.
Вследствие несовершенства законодательства, предприятия различных форм собственности оказались в разных экономических условиях работы. Частные автоперевозчики, как правило, не имеют производственной базы и соответственно не несут дополнительных затрат на ее содержание. Налоги, приходящиеся на единицу подвижного состава в АТП, значительно больше, чем у частных перевозчиков, которые не несут затрат на обязательные на транспорте общего пользования работы, такие как предрейсовый технический осмотр автомобиля, предрейсовый медицинский осмотр водителя и т.д.
По этим причинам частные перевозчики и предприятия оказались в более выгодных экономических условиях по сравнению с транспортом общего пользования. В перспективе ожидается, что экономические условия работы для частных лиц, государственных и муниципальных предприятий будут постепенно выравниваться и тогда в более предпочтительном положении могут оказаться АТП, имеюшие свою производственную базу, специалистов по обслужи-ванию и ремонту автомобилей, специалистов по организации пе-ревозок и т. д. У них будут более широкие возможности для эконо-мического маневрирования в изменяющихся рыночных условиях. Это может привести к тому, что частные автоперевозчики, как и во всем мире, будут объединяться в акционерные предприятия, кооперативы, ассоциации, т.е. будут создавать свои АТП. Сегодня в условиях длительного спада производства и снижения объемов перевозок многие АТП испытывают серьезные эко-номические трудности. Основной вид деятельности — процесс Ьревозки грузов и пассажиров не обеспечивает не только расши-ренное, но и даже простое воспроизводство. В результате суще-ственно сокращается парк автомобилей, численность работающих, ухудшаются экономические показатели деятельности АТП. Для того чтобы выжить в тяжелых условиях экономического кризиса, АТП приходится искать пути получения доходов за счет производства и реализации продукции, выполнения других востребованных работ и услуг.
Получение дополнительных доходов возможно в первую очередь путем совершенствования организации перевозок грузов и пассажиров, обеспечения конкурентоспособности перевозок, расширения клиентуры, предоставления гарантий сохранности и доставки груза и т.д. У комплексных АТП есть также реальная возможность получения дополнительных доходов от организации инструментального контроля технического состояния, ТО и ТР, мойки и платной стоянки автомобилей сторонних организаций и частных лиц. Кроме того, АТП имеет возможность создать на своих производственных площадях другие производства, не связанные с основной деятельностью.
Начиная с 2000 г. в экономике России наблюдается стабильный прирост промышленного производства. Есть все основания считать экономический кризис преодоленным. Начинается возрождение экономики, а соответственно и автомобильного транспорта.
Контрольные вопросы
1. Какую роль играет транспорт в экономике государства?
2. Назовите виды транспорта и их особенности.
3. Назовите типы предприятий автомобильного транспорта и их функции.
4. Как подразделяются АТП по назначению, принадлежности и производственной деятельности?
5. Нарисуйте и прокомментируйте схему технологического процесса ТО и ТР в АТП.
6. Каковы состав и структура основных производственных фондов на автомобильном транспорте?
7. Что такое физический и моральный износ основных производственных фондов?
8. Для чего создаются и как используются амортизационные отчисления?
9. Какими показателями оценивается эффективность использования основных производственных фондов на автомобильном транспорте?
10. Как влияет уровень развития экономики региона и государства на состояние ПТБ транспортных предприятий?
11. Как повлиял экономический кризис 90-х гг. XX в. в России на состояние ПТБ автомобильного транспорта?
12. Каковы, по вашему мнению, перспективы развития ПТБ автомобильного транспорта в России?
ГЛАВА 2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|