Д/З - в пособии «Я читаю?» стр. 9.
(доделать упр-я внизу страницы)
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как определить, когда слова стоят в единственном и когда во множественном числе?
Урок 13. ПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БУКВ В СЛОВАХ. ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ (ГЕРОИ-ЖИВОТНЫЕ) (Азбука, с. 22, «Я читаю?», с. 10, 11)
Цель: дать представление о позиционных особенностях букв в словах, о написании имен собственных.
Ход урока
I. Проверка Д/З:
1) в Азбуке стр. 21. Схемы слов: нога – ноги, лапа – лапы.
2) Вспомнить считалку, разученную на предыдущем уроке (стр. 21).
3) В пособии «Я читаю?» стр. 9.
- какие лесные звери спрятались?
- какие буквы спрятались?
II. Постановка темы и целей урока.
– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке?
– Сегодня на уроке мы понаблюдаем, как буква может менять слово. Вспомним любимых вами сказочных героев.
III. Работа над темой.
1. Работа с Азбукой (с. 22).
– Какую букву нужно вставить в первое слово?
– Почему? (Стол.)
– Как сделать так, чтобы это слово обозначало другой предмет? (Заменить букву О на У и получится стул.)
Аналогичная работа проводится с другими словами.
Сук – сок, дом – дым, ласты – листы.
– Назовите звуки перед вставленными буквами. Что вы о них можете сказать?
– Какое слово лишнее и почему? (Лишнее словолисты потому, что в нём есть мягкий согласный, а в других словах – нет.)
– Какие изученные гласные обозначают в словах мягкость? (и) Твёрдость согласных?
Физминутка:
Снится детям сон смешной,
Сон весёлый, озорной:
Как волчище глупым был –
В лапы зайцу угодил.
А проказник Колобок
Напугать лисицу смог,
Чуть её не проглотил,
Но подумал и простил.
Семь козлят на волка сели,
Громко песенку запели.
Мы козляткам подпоём
И скорей плясать пойдём.
Играет музыка, дети танцуют.
– Что вас рассмешило в этом стихотворении?
– Что не так?
Работа в тетради «Я читаю?» (с. 11).
– А это так?
Дети читают по схемам предложения:
Колобок съел лису.
Карабас Барабас закопал монеты.
Кот в сапогах упал в реку.
Бабушка пошла к Красной Шапочке.
– Что в схемах предложений означает ?
(Начало предложения с большой буквы.)
– А почему во втором и четвёртом предложениях в середине предложений есть ? (Имена пишутся с большой буквы.)
– Каких ещё сказочных героев вы знаете?
Работа с Азбукой (с. 22).
– Назовите героев-животных, которые здесь изображены. Из каких они сказок?
– Вставьте в слова пропущенные буквы.
– Что заметили в словах? (Все слова написаны с большой буквы.)
– Почему?
– Каких ещё героев-животных вы знаете? Назовите.
Зайчик быстро скачет в поле –
Очень весело на воле!
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-ребятишки.
(Прыжки на двух ногах.)
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться!
(Наклоны вперёд в движении.)
Работа с тетрадью «Я читаю?» (с. 10).
– Найдите на рисунках, что не так.
– Что может произойти, если в слове изменить букву?
– А если люди будут делать всё не так?
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что вам понравилось?
– На с. 22 Азбуки написать соответствующие буквы, которые произносят дети.
Можно предложить детям дома выполнить задания (оставшиеся) в тетради «Я читаю?» на с. 11.
Урок 14. ЗВУКИ [Л], [Л’], [М], [М’], БУКВЫ Л л, М м. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКОВ В СЛОВАХ (Азбука, с. 23)
Цель: познакомить со звуками [л], [л’], [м], [м’] и буквами, которые их обозначают.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. Выделение звуков [л], [л’].
– Послушайте пословицу, определите её смысл: «Маленькое дело лучше большого безделья».
Мнения детей.
- Начертите схему этого предложения (в полутетрадках)
– Сколько слов в данной пословице? (Пять слов.)
– Назовите слова, противоположные по значению. (Маленькое – большое, дело – безделье.)
– Я ещё раз произнесу пословицу, а вы попробуйте определить общее во всех словах. (Звуки [л], [л’].)
– Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке?
– Найдите в этой пословице слово, которое отвечает на вопрос что? (Дело.)
– Произнесите медленно слово дело. Назовите звук, о котором пойдёт речь на уроке. ([л].)
– Как располагаются видимые органы речи при его произнесении? (При произнесении звука [л] между губами и между зубами образуется небольшая щель. Кончик языка слегка касается верхних зубов и краешка нёба.)
– Произнесите звук [л] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении; что слышится при этом: голос и шум или только шум. Сделайте вывод.
Вывод. При произнесении звука [л] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный.
– Составьте звуковую схему слова дело.
Дети составляют схему на доске и в тетрадях.
– Раскрасьте красным цветом гласные звуки.
– Как произносится звук [л] в этом слове: твёрдо или мягко? Почему?
– Давайте договоримся, что твёрдые согласные мы будем обозначать синим цветом, а мягкие – зелёным.
– Назовите из пословицы слово, которое относится к слову дело и отвечает на вопрос какое? (Дело (какое?) маленькое.)
– Произнесите медленно слово маленькое. Назовите звук [л] в этом слове.
– Что заметили? (Этот звук произносится мягко.)
– Почему?
2. Какой буквой обозначаются звуки [л], [л’]?
– Найдите её среди данных букв.
На наборном полотне выставляются изученные гласные буквы и Л, М. Дети находят букву Л.
– На что похожа эта буква?
(иллюстрации из «Весёлой Азбуки»)
– Печатание букв в тетрадях.
– Почему букв – две? (Заглавная и маленькая.)
– Для чего нужны заглавные буквы? Маленькие?
Работа с учебником (с. 23).
1) на что похожа буква Л?
2) Найдите слова, которые начинаются с буквы Л.
3) Найдите такие слова, чтобы буква Л была в середине.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|