|
Мегатренды / Д. Нейсбиг; Пер. с англ. М.Б. Левина. — М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003.
[Извлечение]
1. ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА К ИНФОРМАЦИОННОМУ
Данная книга посвящена десяти главным трансформациям, которые происходят в нашем обществе в данный момент. И самая из них неуловимая и при том самая взрывная — это мегасдвиг от индустриального общества к информационному.
Я это говорю по опыту общения с разными людьми по всей Америке, с которыми я этот мегатренд обсуждал. Меня всегда поражало, как много людей страстно сопротивляются понятию экономики, построенной на информации, и отрицают, вопреки огромной массе признаков, что индустриальная эпоха закончилась. Я думаю, что корни этого чувства лежат в нашем коллективном нежелании прощаться с эрой величия.
Конечно, я не первый заговорил об информационном обществе. Эта идея не нова. На самом деле это уже и не идея — это реальность.
Информационное общество началось в 1956 и 1957 годах, в десятилетие, олицетворяющеее индустриальную мощь Америки.
1956 год был годом процветания и промышленного роста Америки. Эйзенхауэра выбрали президентом второй раз. Японию, все еще оправляющуюся после опустошений Второй мировой войны, приняли в ООН. Вошла в строй служба трансатлантического телефонного кабеля. А Уильям X. Уайт опубликовал книгу «The Organization Man» («Человек организации») — описание квинтэссенции делового менеджмента индустриальной Америки.
Со стороны Соединенные Штаты казались процветающей промышленной экономикой, хотя уже имелся один ключевой признак окончания индустриальной эпохи, тогда не замеченный: в 1956 году впервые в истории Америки количество «белых воротничков» на технических должностях, на постах менеджеров и клерков превысило количество «синих воротничков» — рабочих. Индустриальная Америка стала уступать место новому обществу, где впервые в истории большинство работает с информацией, а не с производимыми товарами.
Следующий год, 1957-й, отметил начало глобализации информационной революции: русские запустили спутник — тот самый технологический катализатор, которого не хватало для роста информационного общества. Истинное значение спутника — это не открытие космического века, это начало эры глобальной спутниковой связи.
Точно так же мы неправильно поняли значение успешного запуска и эффектного возвращения первого шаттла в 1981 году. В период нашей жизни это событие имеет куда большую важность для информационного общества, нежели для любых будущих исследований космоса.
Спутники обратили Землю лицом к самой себе.
Современный шаттл может выводить на орбиту 65 000 фунтов полезного груза — в 355 раз больше веса первого спутника и во много раз более сложного. В прошлые времена сложные компоненты спутниковых систем должны были находиться на наземных станциях. Но новый шаттл позволяет запускать спутники большего размера, выполняющие функции, свойственные наземным станциям, а сами наземные станции теперь могут помещаться на крышах домов.
Шаттлы куда больше влияния оказывают на глобализацию экономики, нежели окажут — при жизни нашего поколения — на исследование космоса.
Я не хочу принижать значения первого спутника и шаттла «Коламбия», открывших для нас небеса. Но вот на что не было обращено должного внимания: спутники преобразуют землю в то, что Маршалл Мак-Люхан назвал «глобальной деревней». Вместо того чтобы повернуть нас к космосу, спутниковая эра повернула Землю лицом к самой себе. (Мак-Люхан считал, что Землю превратит в глобальную деревню телевидение, но мы теперь знаем, что это сделает спутниковая связь.)
Современные информационные технологии, от компьютеров до кабельного телевидения, не породили новое информационное общество. Оно уже начало заметно развиваться в конце пятидесятых годов. Сегодняшняя изощренная технология лишь ускоряет наш вход в информационное общество, которое уже появилось.
Проблема в том, что наше мышление, наши представления и, следовательно, наши способы принятия решений не угнались пока за реальностью. Как и в случае остальных девяти мегатрендов, о которых говорится в данной книге, изменения здесь настолько фундаментальны и настолько притом неуловимы, что мы их стараемся не видеть, а если видим — отмахиваемся как от упрощенчества и забываем.
Но при этом мы подвергаем огромному риску свои фирмы, свои собственные карьеры, всю нашу экономику в целом. Например, нет смысла реиндустриализовать экономику, которая построена не на промышленности, а на производстве и распространении информации. Не учитывая те глобальные изменения, которые перестраивают наше общество, мы действуем на основании устаревших допущений. Потеряв связь с настоящим, мы обречены на провал в грядущем.
И мы должны разорвать эту мертвую хватку прошлого и думать о будущем. Следует понять и принять новое, информационное общество и те изменения, которые оно с собой несет. Надо пересмотреть концепции наших национальных и глобальных целей, чтобы они соответствовали этой информационной экономике.
Годы 1956 и 1957 —это поворотный пункт, конец индустриальной эпохи. Сбитые с толку и не желающие расставаться с прошлым, даже наши лучшие мыслители заходят в тупик, пытаясь описать наступающую эру. Гарвардский социолог Дэниел Белл назвал ее «постиндустриальной», и термин прижился. Эры и движения всегда называют «пост-» или «нео-», если не знают, как их еще назвать.
Теперь уже ясно, что постиндустриальное общество — это общество информационное, и так я его и называю во всей этой книге. (Как бы там ни было, Дэниел Белл был одним из самых ранних и, наверное, самых лучших мыслителей, занимавшихся этой темой, и многое из того, что я буду говорить, основано на его работе.)
Постиндустриальное общество Белла понималось неправильно. Снова и снова теоретики говорили нам, что постиндустриальная экономика будет основана на услугах. И мы продолжаем говорить об услугах. На первый взгляд такое понятие кажется логичным, поскольку мы традиционно мыслим об экономике в терминах товаров или услуг. Если большинство нас более не будут заняты в сфере производства товаров, логично предположение, что мы будем предоставлять услуги.
Но тщательное рассмотрение так называемой сферы услуг заставляет думать по-иному. Подавляющее большинство работников сферы услуг фактически заняты созданием, обработкой и распространением информации. Так называемый сектор услуг без работников информационной сферы с начала пятидесятых годов постоянно занимает всего лишь около одиннадцати-двенадцати процентов всей рабочей силы. Изменился характер рабочих мест в сфере услуг — например, практически нет домработниц, и появились тысячи работников ресторанов быстрой еды, но число их остается достаточно неизменным — примерно одна десятая рабочей силы Соединенных Штатов трудится в традиционном секторе услуг.
Реально увеличилось число работников, занятых в информационной сфере. В 1950 году всего 17% американцев трудились на работах, связанных с информацией. Сейчас с информацией работает 65% всех работников — программисты, преподаватели, клерки, секретари, бухгалтеры, биржевые маклеры, страховые агенты, чиновники, юристы, банкиры и инженеры. И еще многие работники в производственных компаниях тоже заняты работой с информацией. Большинство американцев свое время посвящают созданию, обработке и распространению информации. Например, работники банков, рынка акций и страхового дела все заняты работой с информацией. Дэвид Л. Бринч из MIT сообщает, что на май 1983 года только 12% нашей рабочей силы были заняты в производственных операциях.
Это очень важно — осознать, какой работой мы заняты, потому что мы есть то, что мы делаем, и то, что мы делаем, и формирует наше общество.
Фермер, рабочий, клерк. Такова вкратце история Соединенных Штатов.
История изменения структуры занятости в США говорит о нас многое. Например, в 1979 году первое место в США занимали клерки, за ними рабочие, далее фермеры. Фермер, рабочий, клерк. Такова вкратце история Соединенных Штатов. Фермеры, которые еще недавно, на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий, составляли одну треть всей рабочей силы, сейчас составляют менее 3%. По сути, сейчас в наших университетах трудится больше народу, чем в сельском хозяйстве.
Вторая наибольшая категория после клерков — это специалисты, полностью соответствующие новому информационному обществу, в работе которых знание — критически важный ингредиент. Спрос на специалистов существенно возрос по сравнению с 1969 годом, даже больше, чем спрос на клерков.
Специалисты — это почти все информационные работники: юристы, учителя, инженеры, программисты, системные аналитики, врачи, архитекторы, бухгалтеры, библиотекари, репортеры, социальные работники, медсестры и священнослужители. Конечно, каждому для выполнения своей работы нужны какие-то знания. Металлисты, механики, сварщики, сортировщики руды достаточно много знают о том, что они делают. Разница между ними и специалистами в том, что у последних создание, обработка и распространение информации составляют суть их работы.
В 1960 году примерно 7,5 млн. специалистов составляли пятую по величине категорию работников и примерно 11% всей рабочей силы. К 1981 году эта группа насчитывала около 16,4 млн. человек и составляла почти 17% всей рабочей силы (и почти половина этих работников — женщины).
НОВЫЙ ВИД БОГАТСТВА - НОУ-ХАУ
В индустриальном обществе стратегическим ресурсом является капитал. Сто лет назад многие могли знать, как построить сталелитейный завод, но мало кто мог найти деньги на это строительство. Следовательно, таким образом ограничивался доступ к этой системе. Но в нашем новом обществе, как первый указал Дэниел Белл, стратегическим ресурсом является информация. Не единственным ресурсом, но самым важным. А если информация является стратегическим ресурсом, то доступ к экономической системе сильно упрощается.
Примером этого является создание широко известной корпорации Intel. Она образовалась в 1968 году, когда Роберт Нойс и Гордон Мур откололись от своего прежнего работодателя, Fairchild Semiconductor. Стартовый капитал Intel составлял 2,4 млн. долларов, но технологический прорыв, благодаря которому объем продаж фирмы вырос к 1982 году до 900 млн. долларов, был обеспечен интеллектуальным ресурсом. Нойс считается одним из изобретателей интегральной микросхемы микропроцессора Intel.
И Нойс, основатель фирмы, отлично знает, какой ресурс является для него стратегическим.
«В отличие от стальной, автомобильной и некоторых других отраслей, эта отрасль никогда раньше не была олигополией, — говорит он о полупроводниковой промышленности. — В ней всегда интенсивно использовался интеллект, а не капитал» (курсив наш).
Вот это и есть самая важная причина нынешнего взрыва предпринимательства в Соединенных Штатах, колоссального роста числа новых малых предприятий. В 1950 году новые предприятия возникали со скоростью 93000 в год. В настоящий момент возникает более 600000 новых компаний в год.
Периоды перехода от одного экономического уклада к другому — это периоды бума предпринимательства. Сейчас мы переживаем такой период.
Предприниматели, создающие новый бизнес, создают и рабочие места для других. За семилетний период, окончившийся в 1976 году, мы увеличили рабочую силу на 9 миллионов работников — куча народу! И сколько этих рабочих мест были созданы самыми большими концернами, входящими в список Fortune-1000? Ноль. Но 6 миллионов их созданы на малых предприятиях, большая часть которых существовала к тому времени не более четырех лет. (Остальные были созданы в правительствах штата и местных, но не федеральных органах власти — существенная часть политической децентрализации, о которой пойдет речь в главе 5.)
Мы сейчас заняты массовым производством информации, как раньше массово производили автомобили.
В информационном обществе мы систематизировали производство знаний и усилили наш интеллектуальный потенциал. Применяя промышленную метафору, мы сейчас заняты массовым производством знаний, и эти знания являются движущей силой нашей экономики.
Новый источник силы — это не деньги в руках немногих, но информация в руках многих.
В отличие от других природных энергий, знание не подчиняется закону сохранения: его можно создать, его можно уничтожить, но главное — знание синэргично, то есть целое, как правило, больше суммы своих частей. Как замечает Питер Дракер, «продуктивность знания уже стала ключевым моментом для производительности труда, конкурентоспособности и экономических достижений. Знание уже стало базовой отраслью, то есть такой, которая снабжает экономику существенным и центральным ресурсом производства».
Нам необходимо выработать теорию прибавочной стоимости, создаваемой знанием, взамен устаревшей теории Маркса о прибавочной стоимости, создаваемой трудом.
В информационной экономике, следовательно, прибавочная стоимость создается не трудом, но знанием. Марксова теория стоимости, рожденная в начальном периоде индустриальной экономики, должна быть заменена теорией стоимости, создаваемой знанием. В информационном обществе прибавочная стоимость создается знанием, то есть трудом такого вида, который Маркс не имел в виду. Чтобы понять стоимость знания, достаточно посмотреть на один из главных наших видов экспорта. В дни, когда внешние рынки США сокращаются, американские компании не испытывают затруднений при продаже своих ноу-хау, экспертных знаний, навыков управления. В 1980 году американские компании заработали 60 млрд. долларов на экспорте услуг — это 20% мирового рынка.
Тем не менее мысль, что знание может создавать экономические ценности, как правило, в большей части экономических анализов просто отсутствует, хотя есть некоторые признаки, что ее начинают принимать в расчет. Один экономист из министерства торговли США, Эдвард Денисон, провел исследование, чтобы определить, какие факторы дали наибольший вклад в экономический рост за период с 1948 по 1973 год. Он пришел к выводу, что около двух третей экономического роста обязаны своим возникновением возросшему уровню образования рабочей силы и увеличению объема знания, доступного работнику.
Дэвид Берч из Массачусетского технологического института показал, что из 19 млн. рабочих мест, созданных в США в семидесятые годы (это больше, чем за всю нашу историю), только 5% были созданы непосредственно на производстве и всего 11% относились к производственному сектору. Значит, почти 90%, то есть 17 млн. новых рабочих мест, были созданы в непроизводственной сфере. Как говорит сам Берч: «Мы уходим из производственного бизнеса в мыслительный». Цифры Берча особенно достойны доверия потому, что они получены «снизу вверх» — компьютерным анализом миллионов компаний, а не «сверху вниз», простым (и традиционным) изучением общих цифр.
ДРУГИЕ СДВИГИ: ВРЕМЯ И СМЫСЛ ЖИЗНИ
Перестройка Америки от индустриального общества к информационному вполне может оказаться столь же глубокой, как переход от сельскохозяйственного общества к индустриальному.
Но тут есть одна существенная разница. Если переход от аграрного общества к промышленному занял 100 лет, то произошедший переход от промышленного общества к информационному потребовал всего двух десятилетий. Изменения происходят так быстро, что не остается времени реагировать, и надо предвидеть будущее заранее. Так что в новом информационном обществе меняется и ориентировка во времени.
В аграрном периоде существовала ориентация на прошлое. Фермер из опыта прошлых лет узнавал, как пахать, как собирать урожай, как его хранить. В индустриальном обществе время — это настоящее время. Сейчас сделать, сейчас продать, решить вот эту задачу, короче, сухой остаток — и так далее.
Мы должны учиться у будущего точно так же, как мы когда-то учились у прошлого.
В нашем новом информационном обществе время ориентировано в будущее. Это одна из причин, по которым мы так им интересуемся. Мы должны научиться предвидеть будущее из настоящего. Когда мы сможем это делать, тогда поймем, что тренд — это еще не рок. Мы сможем учиться у будущего точно так же, как когда-то учились у прошлого.
Это изменение ориентации во времени объясняет наблюдавшийся в семидесятых годах рост обывательского и профессионального интереса к будущему. Например, число университетов, предлагающих диплом по какой-нибудь ориентированной на будущее профессии, возросло от 2 в 1969 году до 45 и более в 1978-м. Количество членов World Future Society (Общества Будущего Мира) выросло от 200 в 1967 году до более чем 30 000 в 1982-м, а число популярных и профессиональных периодических изданий, посвященных «снятию с мели» науки о будущем, резко увеличилось — от 12 в 1965 году до 122 и более в 1978-м.
Вполне возможно для отдельной страны находиться одновременно в аграрном, промышленном и информационном обществе. Да, во всех трех цели жизни различны, как указал Дэниел Белл. В сельскохозяйственном периоде смысл жизни — это игра человека против природы. В промышленном — игра человека против искусственной природы. В информационном обществе, впервые за всю историю цивилизации, игра состоит во взаимодействии с другими людьми. Количество личных взаимодействий растет в геометрической прогрессии, причем по всем видам межличностных связей: телефонные разговоры, подписанные чеки, докладные записки, телеграммы, письма и многое другое. Это одна из основных причин, почему необходимо будет сохранять общество с сильной тенденцией к судебному решению споров: при таком количестве личных взаимодействий с необходимостью должны возникать конфликты, приводящие к росту числа судебных исков. Плохо здесь то, что адвокатов и крючкотворства становится слишком много.
Адвокаты подобны бобрам: они находят главную струю и строят плотину поперек.
В 1960 году в США было 250 000 адвокатов. К 1983 году это число подпрыгнуло до 622 000, а к 1987 году их будет уже 750 000 — как предсказывает Американская ассоциация адвокатов. ААА утверждает, что в середине девяностых адвокатов в Америке будет уже миллион. Согласно отчету Бюро США по статистике рабочей силы от 1983 года, число среднего юридического персонала растет еще быстрее — поскольку перегруженные адвокаты обнаружили, что юристы без дипломов могут работать не хуже, и притом дешевле. К 1990 году ожидается удвоение числа таких работников. И все же популярность юридических школ не падает. В 1982/83 учебном году в юридических школах, имеющих сертификат ААА, обучалось почти 128000 студентов.
ПЯТЬ КЛЮЧЕВЫХ ПУНКТОВ
Вот пять главных пунктов, характеризующих переход от индустриального общества к информационному, которые следует запомнить:
— Информационное общество есть экономическая реальность, а не мысленная абстракция.
— Инновации в области связи и вычислительной техники ускорят темп изменения благодаря сведению к нулю времени передачи информации (informational float).
— Новые информационные технологии сперва будут использоваться для решения старых задач промышленности, а затем постепенно породят новые виды деятельности, процессов и продуктов.
— В обществе с высокой грамотностью, где нам, как никогда, нужны основные навыки чтения и письма, наша система образования выпускает все более низкокачественный продукт.
— Технология новой информационной эры — не абсолютная гарантия успеха. Ее ждет успех или провал согласно принципу «технический прогресс — душевный комфорт».
Информационная экономика — реальность
Если мы собираемся говорить об информационной экономике, то нам надо иметь возможность как-то конкретно ее измерять. Какая доля национального богатства на самом деле производится в информационном секторе? Сколько нас зарабатывают себе на жизнь работой, связанной с информацией?
Без ответов на эти вопросы большинство из нас наверняка предпочтут поклясться в верности той экономической реальности, к которой мы привыкли, индустриальной эпохе, когда мы производили «реальные» товары с «реальными» ценниками. От информационной экономики мы отмахнемся как от эфемерной бумажной выдумки, существующей разве что как приложение к сфере производства товаров.
Да, документирование информационной экономики — задача заведомо трудная. Для конкретного исследования экономики создания, обработки и распространения информации необходимо уметь количественно оценивать и классифицировать множество разнообразных мелочей.
К счастью, эти вопросы были поставлены и на них были даны подробные ответы в работе специалиста по информации доктора Марка Пората, и эта работа была поворотным пунктом. При поддержке министерства торговли США По-рат усердно проанатомировал национальную экономику и установил критерии, по которым та или иная работа полностью или частично относится к информационному сектору, производственному сектору или к чему-то другому.
«Точное указание, кто является работником информационной сферы, а кто нет, — рискованное утверждение», — пишет Порат. Тем не менее его работа дает документальное подкрепление его выводов, достаточное, чтобы убедить сомневающихся в существовании информационной экономики.
Порат, рассмотрев около 440 профессий в 201 отрасли промышленности, идентифицировал информационные профессии и вычислил их вклад в ВНП. Профессии, относительно которых неясно, информационные они или нет, были исключены, так что ошибка в выводах возможна только в сторону недооценки.
Исследование Пората невероятно детально. Он начинает с очевидного выделения и подсчета экономического значения легко определяемых информационных профессий, таких как клерки, библиотекари, системные аналитики, и называет эту группу «Первичным Информационным Сектором». Согласно подсчетам Пората за 1967 год, 25,1% ВНП США было создано в Первичном Информационном Секторе, то есть в том секторе экономики, где создаются, обрабатываются и распространяются информационные товары и услуги. Сюда включается производство компьютеров, телекоммуникации, печать, средства массовой информации, реклама, бухгалтерский учет и образование, равно как и отрасли управления рисками, в том числе частично — финансовые и страховые предприятия.
Но Порат в своей работе идет дальше к вопросам, которые ставили в тупик других исследователей. В какую категорию следует отнести лиц, занимающихся информационной работой в производственных и прочих неинформационных фирмах? Для ответа на этот вопрос необходимо «разделять фирмы (в смысле учета) на информационную и неинформационную часть».
Порат создает новую группу, которую называет «Вторичный Информационный Сектор». Здесь количественно учитывается экономический вклад информационных работников в неинформационных фирмах.
Эти работники производят информационные товары и услуги для внутреннего потребления в производственных и иных компаниях. На самом деле их информационная продукция продается на фиктивный счет, относящийся к производящему сектору компании. Вторичный Информационный Сектор дает дополнительные 21,1% ВНП.
В работе Пората делается вывод, что таким образом информационная экономика доходит до 46% ВНП и дает более 53% дохода. И это все в 1967 году.
Порат не хочет давать оценок, насколько выросла с тех пор информационная экономика, он лишь говорит, что она «выросла скачкообразно».
Исследование Пората почти не оставляет места для сомнений. Более поздние изыскания Дэвида Берча утверждают, что всего 5% новых рабочих мест, созданных в 1970 году, относились к производственному сектору (почти 90% рабочих мест связаны с информационной работой, знаниями или услугами). Это еще более подчеркивает существенность того факта, что мы теперь — нация информационных работников. Например, в то время, как численность всей рабочей силы выросла между 1970 и 1978 годом всего на 18%, число администраторов и менеджеров выросло в три с лишним раза сильнее — на 57%. Число администраторов в сфере здравоохранения выросло поразительно — на 118%, государственных служащих —на 76%, банковских работников — на 83%, системных аналитиков — на 84%. А вот число инженеров выросло менее чем на 3%.
В Нью-Йорке, бывшем когда-то маяком индустриальной Америки, число рабочих мест в производственном секторе уменьшилось по сравнению с 1947 годом вдвое. Только между 1977 и 1980 годом их число сократилось на 40 000. Зато наблюдается бум роста информационных рабочих мест. По оценке Regional Planning Association, более половины валового продукта города Нью-Йорка теперь создается людьми, работающими в сфере информации. В последние годы юридические услуги стали главным предметом нью-йоркского экспорта, сменив предметы одежды.
В нескольких штатах совершается попытка повторить этот переход от индустрии к информации, который, кажется, в Нью-Йорке произошел естественно. Ключевой стратегией является создание большего числа стимулов для высокотехнологических информационных компаний,
например:
— В 1980 году штат Северная Каролина вложил миллионы в новый научно-исследовательский центр по микроэлектронике. General Electric тут же решила построитьрядом новый завод.
— Законодательное собрание штата Миннесота финансирует расширение отделения микроэлектроники университета штата, чтобы привлечь к сотрудничеству побольше высокотехнологичных информационных компаний.
— В Огайо организован пятимиллионный фонд для предоставления ссуд компаниям, занятым в сфере высоких технологий.
— В 1983 году университет штата Орегон обнародовал стратегический план «О виде взаимодействия, которое системе высшего образования необходимо иметь с децентрализованной (grain-type) промышленностью».
Города, штаты и предприятия, предвидящие новый информационный век, окажутся в выгодном положении, чтобы пожать его плоды. А плоды эти будут обильны.
Сегодня информационные компании выходят в число самых крупных в стране. В 1982 году валовой доход «AT&T» превысил 65 млрд. долларов, что больше ВНП многих государств. Среди других информационных компаний можно назвать IBM, ITT, Xerox, RCA, все банки и страховые компании, теле- и радиокомпании, издательства и компьютерные фирмы. Почти все сотрудники этих фирм и предприятий заняты той или иной обработкой информации, и они создают добавленную стоимость, которая приобретается на американских и международных рынках.
Сокращение времени передачи информации до нуля
Скорость изменений еще увеличится по мере того, как технологии связи будут сокращать время передачи информации. «Нить жизни» века информации — это канал связи. Если говорить просто, для связи нужен отправитель, получатель и канал. Появление развитых информационных технологий революционизировало этот простой процесс. Сети обеспечивают более быструю передачу информации по каналу, сближая отправителя с получателем или уменьшая время передачи информации, — время, в течение которого информация передается по каналу. Если я пошлю вам письмо, вы его получите дня через три-четыре. Если я то же письмо пошлю по электронной почте, вы его получите через пару секунд. Это и есть сокращение времени передачи. Если вы на мое письмо ответите в течение часа, то мы договоримся за час вместо недели, что ускоряет жизнь и течение дел. Все изменения будут происходить намного быстрее.
Когда был убит президент Линкольн, эта весть была передана почти по всем США с помощью телеграфа, но так как телеграфной связи с Англией не было, то в Лондоне об этом узнали только через пять дней. Когда произошло покушение на президента Рейгана, журналист Генри Фэрли, сидевший за машинкой в квартале от места происшествия, узнал об этом по телефону из Лондона от редактора газеты Spectator, который увидел видеосъемку события почти сразу же.
Сокращение времени передачи информации можно сравнить с переходом человечества от меновой торговли к стандартным валютам. Только представьте себе, как это ускорило совершение сделок. Теперь, пользуясь электроникой для перевода денег в любой уголок земного шара со скоростью света, мы почти полностью устранили задержку при передаче денег. Переход от наличности к электронике настолько же изменит экономику, насколько ее изменил переход от бартера к деньгам.
Для удобства и отправителя, и получателя новые технологии открывают новые каналы информации более широкого диапазона и с расширенными функциями. Они сокращают расстояние между отправителем и получателем и увеличивают скорость обмена информацией. Но что важнее всего — они устраняют задержку информации.
Когда речь заходит об информационном обществе, впервые в истории мы говорим об экономике, ключевой ресурс которой не только возобновляемый, но и самопроизводящийся.
Теперь, через сто с лишним лет после изобретения первых устройств обмена данными, мы стоим на пороге колоссальной коммуникационной революции. Объединение телефона, компьютера и телевизора создало единую информационно-коммуникационную систему, осуществляющую передачу данных и непосредственное общение между людьми и компьютерами. Как наша транспортная сеть в прошлом переносила продукты индустрии, так эта возникающая телекоммуникационная сеть будет переносить продукты информационного общества. Эта новая объединенная система связи будет энергией жизни нового информационного общества — каковы были электроэнергия, нефть и уран для общества индустриального и природные силы: ветер, вода, мускульная сила —для общества аграрного.
Впервые в истории ключевой ресурс экономики не только возобновляемый, но и самопроизводящийся. Нет проблемы, что он исчерпается, — есть проблема, что он нас затопит. Например:
— Ежедневно на свет появляются от 6000 до 7000 научных статей.
— Объем научной и технической информации растет на 13% в год, то есть каждые 5,5 лет удваивается.
— Но эта скорость в ближайшее время повысится до 40% в год благодаря новым, более мощным информационным системам и увеличению числа ученых. Это значит, что объем данных будет удваиваться каждые двадцать месяцев.
— К 1985 году объем информации в четыре —семь раз превысит тот, что существовал лишь несколько лет назад.
Мы тонем в информации, но испытываем голод по знанию.
С таким уровнем информационной насыщенности явно невозможно справиться современными средствами. Неконтролируемая и неорганизованная информация в информационном обществе уже не является ресурсом — она становится врагом информационного работника. Ученые, тонущие в массе технических данных, жалуются на информационное загрязнение и утверждают, что меньше времени уходит на осуществление эксперимента, чем на поиск сведений, не был ли он уже поставлен ранее.
Информационные технологии вносят порядок в хаос информационного загрязнения и тем придают ценность данным, в противном случае бесполезным. Если пользователи — с помощью информационных средств — получат возможность отыскать нужную им информацию, они готовы будут за такую возможность заплатить. Поэтому суть информационного общества меняется и состоит не просто в получении информации, но в ее отборе.
Этот принцип лежит в основе работы современных электронных издательств, которые предоставляют пользователям онлайновые базы данных и коммуникационные каналы для сортировки и отбора этих данных. Эти новые предприятия продают средства доступа, а не информацию как таковую.
Индустрия отбора информации в режиме он-лайн достигла уже оборота в 4 млрд. долларов в год. Примерно 80% провайдеров дают пользователям прямой доступ к ресурсам (базы данных — источники), а остальные двадцать процентов (библиографические базы данных) указывают пользователям, где найти то, что они ищут. Даже список некоторых из этих ресурсов дает возможность делать выводы. Например, диалоговая система компании Локхид дает доступ к ста с лишним отдельных баз данных, и пользователь получает возможность обратиться к таким различным источникам информации, как National Agriculture Library, Foundation Grant Index, Maritime Research Information Service (MRIS), Social Science Citation Index (SSCI) и World Aluminum Abstracts (WAA).
Несмотря на возникающий энтузиазм, очень немногие американцы владеют компьютерами, но число владельцев растет потрясающими темпами.
— В начале, в восьмидесятом году, существовал лишь 1 миллион компьютеров — по оценке президента компании Commodore International, одного из главных производителей персональных компьютеров. Сейчас такое количество продает одна только фирма Commodore.
— Компания по исследованию рынка Dataquest, Inc. из Купертино, штат Калифорния, дает следующую оценку. В 1983 году было продано более 1,5 млн. персональных компьютеров, а к 1990 году их будет продаваться около 11,5 млн. ежегодно.
—Фирма Apple, пионер в области персональных компьютеров, продала более четверти миллиона компьютеров с момента своего возникновения в 1977 году, а сейчас продает около 20 000 ежемесячно.
—В 1977 году было лишь 50 магазинов, обслуживающих любителей компьютеров, в 1983 году их 30 000.
Проникновение персональных компьютеров в наши жилища пока еще сдерживается недостатком хорошего программного обеспечения. Улучшение качества программного обеспечения приведет к повышению продаж аппаратного обеспечения (компьютеров), а это, в свою очередь, вызовет написание новых видов программного обеспечения. Это будет как с электропроигрывателями. Сначала было мало программ (записей), но рос рынок аппаратуры, и вырос настолько, что стало выгодно создавать новые записи. Когда стало можно купить чудесные новые записи, вырос и рынок оборудования (проигрывателей). После некоторого критического момента аппаратура и программы стали друг друга поддерживать, как будет и с компьютерами.
За наступившим бумом домашних компьютеров вскоре последует питающий его бум программного обеспечения.
Планируется, что к 2000 году стоимость домашней компьютерной системы (компьютер, монитор, модем и так далее) будет равна примерно цене системы телефон — магнитола телевизор. До этого количество компьютеров достигнет некоторой критической массы, прежде всего в Калифорнии. Будут работать информационные службы городского масштаба. В какой-то момент в каком-то городе Соединенных Штатов (очень вероятный кандидат — Сан-Диего) наберется персональных компьютеров достаточно, чтобы местная газета, скажем, San Diego Union, перестала публиковать таблицы сотен акций, тратя все дорожающую газетную площадь, и предложила каждый день передавать избранные котировки на компьютеры пользователей по индивидуальным заказам. Благодаря такой услуге возрастет продажа компьютеров, а это вызовет появление новых подобных программных предложений. Это опять-таки сдвиг от снабжения информацией к ее отбору.
В будущем не редакторы будут нам говорить, что читать, — мы сами будем говорить редакторам, что мы хотим прочесть.
В 1980 году Энтони Смит в книге «Прощай, Гутенберг!» (Goodbye Gutenberg) указал, что мы сейчас находимся в начале периода, когда «суверенитет над текстом» переходит от автора к получателю. Сотни лет авторы и редакторы решали, что вложить в пакеты, которые они для нас создают — журналы, газеты, телепрограммы, — а мы из них выбирали, решая, что хотим читать или смотреть. Теперь, имея новые технологии, мы сами будем составлять себе пакеты, господствовать над текстом. Это произойдет не вдруг, но накапливающееся влияние людей, господствующих над текстом, несомненно, окажет сильное воздействие на то общество, которое мы сейчас формируем.
Три стадии технологии
Сначала технологические процессы будут применяться к прежним индустриальным задачам (вторая стадия технологических новшеств).
Развитие новой технологии проходит три стадии. На первой стадии технология или инновация идет по линии наименьшего сопротивления. На второй она используется для совершенствования прежних технологий (и эта стадия может длиться долго), а на третьей открываются новые направления ее использования, вырастающие из самой сути этой технологии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|