Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика декретов и постановлений Советского правительства по народному просвещению и культурному строительству.





Переломным моментом в развитии социально-педагогического процесса стала Октябрьская революция. Новое правительство признало наиболее соответствующей идеалам социализма модель трудовой школы, «школы труда», которая была разработана на Западе и имела некоторое распространение в дореволюционной России.

В 1917 —1918 гг. было принято около 30 декретов и постановлений по народному просвещению и культурному строительству. В 1917 г. учреждена Государственная комиссия по просвещению, ставшая в тот период центром педагогической мысли. В обстановке борьбы различных идей и мнений вырабатывались важнейшие документы по строительству новой системы воспитания и образования: «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР» (Декларация) (1918 г.), «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.) и др. Указывая на то, что дети« должны активно участвовать во всей школьной жизни, пользо­ваться правом самоуправления и проявлять постоянную товари­щескую взаимопомощь, «Основные принципы...» (Декларация) подчеркивали мысль, что дети, «готовясь стать гражданами государства, должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы», а занятия должны быть подчинены «трудовому знакомству с окружающей ребенка природой и общественной средой»



 

В целом первые документы советской власти о школе деклари­ровали демократические подходы, поскольку в них обосновыва­лась идея гуманного отношения к личности ребенка, объявленно­го высшей ценностью общества. Ставилась задача способствовать развитию воли, характера, интернационалистических чувств ре­бенка, исходить из его интересов и потребностей, из социальных инстинктов и влечений, направленных в общественное русло, воспитывающих нового человека.

Первые шаги школьной реформы вызвали в стране неодно­значное отношение. Так, В.В.Зеньковский отмечал, что комму­нистическое воспитание изначально не может быть человеколюбивым, так как разъединяет детей по классовому принципу. Он также отвергал идею атеистического воспитания, отрешавшую ребенка от духовности.

У оппозиционно настроенных педагогов, среди которых можно выделить С.И.Гессена, И.М. Гревса, И.А.Ильина, Н.О.Лосского и других, возражение вызвала концепция трудовой школы. Они считали, что в такой школе может пострадать умственное развитие и гуманитарное воспитание ребенка.



И. И. Горбунов-Посадов говорил, что для него нет детей ни красных, ни белых, что все дети нуждаются в заботе об их развитии

Среди педагогов, не принявших Октябрьской революции, был С.Т.Шацкий. (Басов, 2005).В дальнейшем С.Т.Шацкий принял предложение Наркомпроса о сотрудничестве и в 1919г. создает первую опытную станцию по народному образованию – уникальное учреждение, куда вошли школы, детские сады, школа-колония «Бодрая жизнь», читальни, где исследовалось влияние среды на социальное развитие ребенка. Ученые-педагоги – В.В.Зеньковский, С.И.Гессен, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский вынуждены были покинуть свою родину.

Педагогические идеи в трудах советских педагогов

Новая система образования в теории и практике со­ветской школы в 20-30-е гг. создавалась и развива­лась, как известно, на единой основе - марксистско-ленинском учении. Огромный вклад в разработку путей реформы образования внесли первые руководители Наркомпроса и ученые-педагоги А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, П. П. Блонский, А. П. Пинкевич, С. Т. Шацкий, М. М. Пистрак, А. Г. Ка-'

лашников.

Находясь на единых и общих идеологических и методо­логических позициях, каждый из них имел собственный подход, собственную позицию, по одним и тем же вопро­сам. Вместе они создавали концепцию социалистической школы. Ими были определены проблемы, которые долж­ны были быть решены в процессе строительства новой



школы:

- школа и социальная среда;

- соотношение специально организованной воспита­тельной работы с целостным социальным процессом формирования личности;

- коллектив как действенный инструмент всестороннего и гармонического развития человека;

- дифференциация образования и воспитания в единой школе и др.

Альтернативную точку зрения высказывали сторонники профессионального образования, предлагая на базе определенного вида труда давать политехническую подготовку (Скворцова, 2006).

Первый нарком просвещения А.В.Луначарский опубликовал статью «О социальном воспитании», вызвавшую полемику. В ней он семейное воспитание видел по-своему: дети будут собраны в специальные учебно-воспитательные учреждения, где их воспитанием будут заниматься специалисты. Когда государство «отомрет», воспитание станет общественным, считал он.

Главным идеологом народного комиссариата просвещения была Н.К.Крупская. Ей принадлежали работы по вопросам социального воспитания детей, в них критический анализ буржуазной школы, основные положения о цели воспитания, социальная функция школы, факторы воспитания личности и т.д. По мнению Н.К.Крупской, реализовать идеи всестороннего развития личности сможет только пролетариат и только в условиях социалистического общества.

В 1917—1921 гг. зарождалась советская педагогика, формулиро­вались основополагающие принципы воспитания, которые опи­рались на марксистские идеалы коммунистического воспитания, а также на теоретический и практический опыт зарубежной и оте­чественной гуманистической педагогики.

Однако уже тогда в воспитательно-образовательной сфере про­явились отдельные негативные черты, связанные с безраздель­ным господством коммунистической идеологии, с нетерпимостью к инакомыслию, классово-партийным подходом.

В результате преобразований лишилась возмож­ности оказывать прежнюю социализирующую роль церковь. Со­ветское государство взяло на себя безраздельную функцию соци­ально-педагогической помощи нуждающимся детям и их семьям (Басов, 2005).

 

Развитие социально-педагогической практики в России

В 20 – 30-е гг. XXв. Педагогика среды

На первый план в школьной политике были выдвинуты задачи социального воспитания трудящихся через воспитание подрастающего поколения в коммунистическом духе. Теоретическим обоснованием и технологическим обеспечением педагогического процесса занималась научно-педагогическая секция Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР (НПСГУСа), созданная в| середине 1921 г. В ее состав вошли такие крупные педагоги, как П.П.Блонский, А.Г.Калашников, М.В.Крупенина, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А. П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, В. Н.Шуль­гин и др. Научно-педагогическая секция стала теоре­тическим центром Наркомпроса по разработке широкого спектра проблем содержания образования и воспитания.

Началом этой деятельности послужили подготовленные Н.К.Крупской «Схемы ГУСа» (1922 г.), в которых была предло­жена новая классификация образовательного материала: приро­да, труд, общество, нашедшие отражение в так называемых ком­плексных программах ГУСа. В них связь теоретического обучения с жизнью, с трудом выступала для учащегося в форме его личного участия в выполнении экономических, политических и социальных задач диктатуры пролетариата.

Новая официальная идеология классово-пролетарского подхо­да реализовывалась и в воспитании. Идея всесторонне развитой личности коммунистического будущего сменялась представлени­ями о личности борца и строителя социализма (Басов, 2005).

 

Детская беспризорность

Становление новой системы социального обеспечения детей приходилось на годы гражданской войны (1918 – 1920гг). Количество беспризорных по косвенным данным к началу войны было больше двух миллионов и свыше четырех миллионов к ее завершению. В январе 1919г. был создан государственный совет защиты детей под председательством А.В.Луначарского, а затем Деткомиссия (ВЦИК) во главе с Ф.Э.Дзержинским.

Была поставлена цель: определить всех беспризорных детей в детские дома, часть детей эвакуировали из городов в южные хлеборобные районы. Открывались трудовые колонии и коммуны, школы-коммуны. Существовали также детские дома лечебного и полулечебного типа и детские дома для инвалидов. Открывались детские ночлежки, где неграмотные дети должны были днем учиться и работать в мастерских. Со временем борьба с беспризорностью все более приобретает административно-идеологический характер, многообразие различных видов детских учреждений исчезло и было заменено унифицированной системой детских домов-интернатов.

Одним из выдающихся отечественных педагогов, занимающихся проблемами перевоспитания беспризорников был А.С.Макаренко (1888-1935). С 1920 года он руководил образцовыми воспитательными учреждениями «Трудовая колония им. М.Горького», а затем «Детской трудовой коммуной им. Ф.Э.Дзержинского».

В основу своей работы и работы коллектива педагогов и воспитанников он положил принципы равенства прав и обязанностей обеих сторон, четкой организации труда, учета общественного мнения в лице совета коммунаров и общего собрания воспитанников.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.