Тема 3. Социальное воспитание в древних государствах
Ближнего и Дальнего Востока
Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций
Воспитание и образование как особая форма человеческой деятельности появились в эпоху древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока в 5 тысячелетии до н.э.
Обучение и воспитание осуществлялось в семьях. Об этом говорят документы древнейших государств: законы царя Вавилонии Хаммурапи, книга Притч иудейского царя Соломона, индийская Бхагавадгита и др. Постепенно с зарождением государственных структур в целях подготовки чиновников, жрецов, полководцев начал складываться особый социальный институт – школа.
У всех народов в ту эпоху происходили глубинные изменения в практике воспитания подрастающих поколений, совершенствовались способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям.
Возникновение и развитие письма стало важнейшим фактором развития школы. Школа и воспитание в древних государствах отражали в своем развитии эволюцию культурных, нравственных, идеологических ценностей.
Возникновение школы являлось следствием развития общества, в свою очередь, школы позволяли обществу двигаться вперед.
Главными очагами обучения и воспитания были семья, храмы, государство и школы. Профессиональное образование составляет основу социализации. Происходит развитие сил, способностей и возможностей личности, самореализуется личностный потенциал индивида.
Функции и социальное предназначение инициации существенно изменяются. Наряду с равенством и всеобщностью появляются закрытые формы инициации, где привилегированным сословиям передаются специальные знания и умения, которые помогают закрепиться на соответствующей социальной лестнице с особыми правами и полномочиями.
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В МЕСОПОТАМИИ
Древние цивилизации Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай) оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Их зарождение относится к V тысячелетию до н. э. Именно в эту эпоху складывается воспитание как особая сфера общественной деятельности, когда возникают новые способы социализации подрастающего поколения.
Если период первобытного общества был временем становления и развития социально-педагогической практики, то период появления цивилизаций на Древнем Востоке можно считать временем формирования социально-педагогической мысли.
В III тысячелетии до н. э. в Месопотамии — области в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (Двуречье) сформировались сменявшие друг друга города-государства Шумер, Вавилон, Ассирия и др. Здесь сложились и развивались традиции патриархально-семейного воспитания и ученичества. По законам вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) воспитание считалось родительским долгом и за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу отвечал отец. Позже воспитание выделяется как самостоятельная социальная функция общества. Основа воспитания - подготовка писцов, которые служили в храмовой и царской администрациях и у частных лиц. Большинство учащихся происходили из семей писцов, жрецов и чиновников, хотя встречались и дети ремесленников, пастухов, рыбаков.
Все стадии и характер обучения в шумерских и вавилонских школах можно представить по школьным табличкам, которые изготавливались из глины.
Сохранились остатки школьных помещений тех далеких времен. Они свидетельствуют о том, что учителя обучали от 12 до 20 учеников. Шумерские источники сообщают о школьном наставнике, наказывавшем учеников хлыстом за опоздания, болтовню, вставание без разрешения, плохой почерк.
В школах, начиная с 5 —7 лет, обучались, как правило, только мальчики. Письмена вырезались деревянным резцом на сырой табличке из глины, которую затем обжигали. Поэтому первые учебные заведения назывались домами табличек. Позже стали использовать деревянные таблички с нанесенным на них тонким слоем воска, на котором изображались знаки.
Воспитанию учеников служила «назидательная литература», представленная сборниками пословиц и загадок.
В государствах Месопотамии профессия, как правило, передавалась от поколения к поколению и такую семейную традицию можно рассматривать как основной способ передачи социокультурного наследия.
В периоды упадка государств Двуречья, когда власть ослабевала и надобность в чиновниках сокращалась, школьное образование затухало и на смену ему приходило индивидуальное обучение. Передача образовательной традиции от одного поколения к другому осуществлялась в основном в рамках семейного воспитания (Титов, 2003).
РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Развитие воспитания в Египте было обусловлено нуждами и потребностями государства. Образование рассматривалось прежде всего как способ воспроизводства политической системы страны.
В Древнем Египте на основе традиций семейного воспитания складывается оригинальный опыт подготовки чиновников. Опытный высокопоставленный администратор брал к себе «в сыновья» несколько подростков и обучал их технике управления, составления документов, знакомил с нравственными и религиозными представлениями. Причем количество таких учеников порой определяло достоинство и авторитет чиновника.
Существовала и еще одна особенность. Дети знати воспитывались, как правило, при дворе фараона вместе с наследником престола. Большое место в придворном воспитании занимали физические и военные упражнения, езда на колесницах. Воспитанников учили также правилам поведения и дворцового распорядка. Впоследствии они занимали высокие административные посты.
Целью образования в Египте всегда оставалось достижение высокого социального статуса.
Система школьного образования в Древнем Египте была двухступенчатой: первую представляла элементарная школа, где дети овладевали навыками чтения и письма. Через некоторое время подростки становились «помощниками» учителей и это составляло вторую ступень обучения.
Древнеегипетское образование сохраняло традиции ученичества и семейного воспитания. Учителя часто называли «отцом» а ученика «сыном». Жрецы и чиновники выступали и авторами своеобразных учебных пособий — «Поучений», служивших наряду с классическими текстами основным материалом для чтения в школе.
Помимо правил житейской мудрости «Поучения» часто содержали живое изображение человеческих профессиональных знаний, а также предписания относительно поведения учеников, включавшие послушание, сосредоточенность, прилежание и т.д.
Кроме того, учеников обучали этикету и ораторству, умению слушать. Таким образом, школа не только давала сумму знаний но и воспитывала стиль поведения.
В Древнем Египте на протяжении тысячелетий сложился определенный тип человека. Идеалом в древнеегипетской цивилизации считался человек немногословный, умевший терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. Поэтому ученику нужно было прежде всего научиться слушать и слушаться.
Древнеегипетские педагоги понимали, что успех в учении зависит и от желания самого ученика. Однако такой подход не исключал телесных наказаний, которые использовались в школах так часто, что понятие «учить» и «подвергать телесному наказанию» обозначалось одним и тем же словом, а на письме — иероглифом со значком бьющей руки.
В одном из папирусов записан своеобразный девиз школы: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал». А особо непослушных могли даже заковать в колодки на срок до трех месяцев.
Важно отметить еще одну особенность древнеегипетской педагогики. Она рассматривала ребенка как незавершенного взрослого и игнорировала особенности детского возраста. Это нашло отражение не только в характере содержания «Поучений», но и в древнеегипетском изобразительном искусстве, где трудно отличить детей от взрослых. Масштабы человеческой фигуры определялись не возрастом человека, а его положением в государственной иерархии (Титов,2003).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|