Сделай Сам Свою Работу на 5

Воспитание и обучение в странах Древнего Востока





 

Приблизительно в IV тысячелетии до н.э. по берегам Пер­сидского залива в междуречье Тигра и Евфрата, заселенном шумерскими народами, возникает ряд рабовладельческих государств (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия), в которых был достигнут высокий уровень развития культуры. В исто­рической науке эти государства принято называть Между­речьем. Здесь успешно развивались математика, астрономия, агротехника, была создана оригинальная письменность, культура, существовала даже система нотной записи. Почти в каждом городе Междуречья были школы, организовывав­шиеся при храмах, и уже к III тысячелетию до н.э. число школ в Междуречье было значительным. По-шумерски школа на­зывалась «эдубба» — «дом табличек» — и предназначалась прежде всего для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых уче­ники писали заостренной палочкой (стилем). В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20—30 учени­ков, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть. Методика обуче­ния базировалась на многократном повторении. В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для за­нятий и хранения табличек.



Первые эдуббы возникли, очевидно, в семьях писцов. Затем появились «дома табличек» при храмах и дворцах. Воссздать картину школ помогают найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов, библиотек клинописные таблички. Среди них стоит отметить те таблички, где записаны законы царя Вавилона Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.), законы Ассирии (вторая половина 2-го тыс. до н.э.), летописи царя Ассирии Ашшурбанипала (669 –ок. 633 до н.э.). Древние анналы, хроники, законодательства позволяют судить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья. (Джуринский, А. Н., 1999).

К I тысячелетию до н.э. складывается шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и му­зыки, умение принимать разумные решения, знание маги­ческих обрядов, сведений из географии и биологии, мате­матических вычислений. Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики, девочки могли научиться письму дома у своего отца. Образование, получаемое в «до­мах табличек», давало возможность занимать управляющие посты. Ученики делились на младших и старших «детей эдуббы», обучение вел «старший брат» — учитель и контролировал «отец школы» — директор. Зарождались новые методы обучения — беседа, разъяснение, спор.



Постепенно к концу I тысячелетия школьное образование становится сферой влияния семей, которые столетиями из поколения в поколение передавали мастерство писцов. В это время высокого уровня достигает искусство врачевания, ко­торому обучали жрецы, поскольку оно приравнивалось к ма­гическим ритуалам.

Первые школы в Древнем Египте появляются в III тыся­челетии до н.э. Они были небольшими по числу учеников, зa обучение в них взималась высокая плата. Школу посе­щали в основном мальчики из семей чиновников, жрецов, землевладельцев, зажиточных граждан, девочки чаще обу­чались дома. Обучение было индивидуальным, его продол­жительность зависела от старания и способностей ученика. На начальном этапе обучения дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие ос­ваивали математику, третьи — основы ведения хозяйствен­ной деятельности. Процесс обучения был рутинным и сво­дился к переписыванию и заучиванию стандартных текстов, поучений, примеров и т.п. Образование носило специализированный характер и считалась залогом успешной карье­ры в будущем.



Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. В логике достижения такого идеала шло все обучение и воспитание. ( История педагогики и образования, 2006).

В Древнем Египте был достаточно высок уровень семей­ного обучения и воспитания, причем мужчины и женщины имели равные права в воспитании, грамотных людей было достаточно много среди всех слоев населения. Чтобы добить­ся послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания, широко была распространена пословица: «У маль­чика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слы­шит». Обучение имело целью подготовку к профессии в за­висимости от того вида деятельности, которым занималась семья. Уже в III тысячелетии до н.э. в Древнем Египте возни­кает институт семейной школы, при котором сын наследовал пост своего отца, при этом мастера могли брать в семью чу­жих детей и обучать их в процессе профессиональной дея­тельности.

В Древней Индии обучение носило семейно-школьный ха­рактер, причем роль семьи была доминирующей. В Индии сложилась особая кастовая система общественного устрой­ства. Вплоть до V в. до н.э. в период индуизма воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравствен­ные, физические и умственные качества, чтобы органично вписаться в свою касту. Таким образом, воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты: для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чисто­ты помыслов, для кшатриев (воинов) — формирование смело­сти и мужества, для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия, для шудры (слуг) предусматривалось воспита­ние послушания и исполнительности.

Воспитание и обучение в Древней Индии имело тесную связь с религиозными верованиями, было обязательным для высших каст, для шудры считалось достаточным умение чи­тать, считать и писать. На уровне семейного воспитания си­стематического образования не предполагалось. Мальчики начинали обучение в 7—8 лет, их посвящение в ученики про­ходило в форме обряда упанаямы, но обучение чтению и сче­ту начиналось за несколько лет до него. После прохождения упанаямы начиналось обучение у учителя, отношения кото­рого с учениками складывались по модели «отец — дети»: уче­ники жили в доме у учителя, во всем повиновались и почита­ли его.

К середине I тысячелетия до н.э. в Древней Индии выстрои­лась своеобразная система образования. На начальной сту­пени дети получали образование в семье. Сроки упанаямы для трех высших каст были неодинаковыми: для брахманов — 8 лет, для кшатриев — 11 лет, для вайшья — 12 лет. Самым широким было содержание образования брахманов, которое длилось около 8 лет и могло после этого продолжаться еще 3—4 года. Оно включало в себя поэзию и литературу, грам­матику, зачатки философских знаний, математику, астро­номию. Следующим уровнем образования повышенного типа, которому посвящали себя немногие ученики, было обучение у гуру — особо почитаемого учителя.

В конце I тысячелетия до н.э. в Древней Индии возникает буддизм, который способствует распространению образова­ния и сосуществует с индуизмом. В буддизме признается ра­венство прав представителей различных каст в образовании и общественной жизни. В этот период увеличивается число школ, которые открываются при буддийских монастырях, располагавшихся по всей территории Древней Индии, одно­временно существуют начальная религиозная «школа вед» и светская школа. В буддийской традиции сложилось своеобразное представление о содержании повышенного образования, в которое входили Веды, Веданги, Упаведы (медици­на, военное искусство, музыка, архитектура или науки о ре­месле, логика, литература, языки). Успех буддийских школ объяснялся отсутствием кастового деления, терпимостью к. иноверцам, сочетанием духовного образования со светским. Учителя-буддисты организовывали индивидуальное обуче­ние, опираясь на результаты постоянного наблюдения за уче­никами, обучение и воспитание носило не авторитарный, а рекомендательный характер. Во II—VI вв. произошло воз­рождение индуизма, в результате чего образование приобрело практическую направленность. Сложилась двухступен­чатая система образования: начальные школы (толь), где обучали счету, чтению и письму на санскрите и местных язы­ках, и средние школы (аграхар), в программу обучения кото­рых входили география, математика, языки, врачевание, скульптура, живопись и т.д. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию.

Традиции обучения в Древнем Китаебазировались на опыте семейно-общественного воспитания. В основе школь­ного обучения лежало почитание старших, наставник вос­принимался как второй отец. Первые школы в Древнем Ки­тае появились в IIIтысячелетии до н.э., чуть позднее для их названия стали употреблять иероглиф «сюэ» (учить, учить­ся). Во IIтысячелетии до н.э. школу посещали в основном дети состоятельных людей, главной целью школы было стрем­ление научить их пользоваться иероглифическим письмом, это умение передавалось по наследству и распространялось очень медленно. В I—IIвв. были изобретены волосяная кисточ­ка и бумага, вследствие чего процесс овладения письмом упростился.

Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае оказало учение Конфуция(551—479 до н.э.), в котором особое внимание уделялось нравственному самосо­вершенствованию личности. Конфуций считал воспитание и образование необходимыми условиями развития общества. Со временем в Китае слова «конфуцианец» (последователь Конфуция) и «ученый» стали синонимами, вся ученость за­ключалась в знании его книг, которые должны были состав­лять основу обучения. Идеалом воспитания, по Конфуцию, считается осознание человеком своего места в обществе и ов­ладение «шестью искусствами» — церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ездой в колеснице, письмом и счетом. Конфуцианство выработало особый тип образованного челове­ка, который усердно делает служебную карьеру и гордится ею, повторяет старинные тексты, беспрекословно чтит нор­мы и правила поведения в обществе и семье.

В целом народы Древнего Востока дали человечеству бес­ценный опыт обучения и воспитания, создали первые в исто­рии человечества школы, сформулировали начальные пред­ставления об обучении и воспитании.

( Мазалова,М. А., 2006).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.