Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие воспитания и школы в античном мире





 

Античная культура зародилась приблизительно в III ты­сячелетии до н.э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, система образовательных учреждений. Философами Античности были сформулированы идеи и концеп­ции воспитания и обучения молодежи. В развитии воспита­ния и школы в античном мире выделяются несколько периодов.

1. Архаичный (древнегреческий) период с IX в. до н.э. по VIII в. до н.э. Как и в культуре цивилизаций Древнего Востока, обучение и воспитание подрастающего поколения в этот пе­риод проходило в домашне-семейных условиях под руковод­ством опытных наставников. Считается, что в произведени­ях Гомера, описавшего процесс воспитания некоторых своих героев (например, Ахилла в «Илиаде»), отражен именно дан­ный период в развитии воспитания в античном мире. В это время школьных форм обучения в государствах Древней Греции еще не существовало, но общественное внимание к обучению и воспитанию подрастающего поколения и представле­ния об идеале физически и нравственно развитого грека вслед за Гомером отразил Гесиод в поэме «Труды и дни».



2. Период расцвета Эллады (новогреческий) длился с VII в.до н.э. по IV в. до н.э.

Наибольшую известность и влияние среди греческих городов-полисов в рассматриваемый период имеют Афины и Спарта, в которых развитие воспитания и школы шло по разным направлениям.

Идеал развития личности в Спарте(Лаконии) сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физиче­ски развитого человека. Это было обусловлено объективны ми причинами: вся Лакония представляла собой военный ла­герь, находящийся в постоянной боевой готовности из-за угро­зы восстаний рабов (илотов) и непрерывных войн. До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспиты­вая их в строгости и уделяли внимание развитию физиче­ского здоровья.

Государство с самого раннего возраста участ­вовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать год­ным или не годным к военной службе. В легенде, приводимой Плутархом, физически нездоровых детей сбрасывали в Тайгетскую пропасть. Однако, по данным исторических исследований, такие дети, конечно, не умерщвлялись, но вос­питывались вне спартанской военной общины.



Молодежь до 30 лет в Спарте не обладала полнотой граж­данских прав и воспитывалась под контролем государства. В этом процессе выделялось три возрастных периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от 20 до 30 лет, самый интенсивный процесс воспитания и обучения приходится именно на пер­вый из выделенных периодов. С 7 лет все мальчики станови­лись «общественной собственностью», их собирали в агелы — своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял пайдоним (пайдоном) — представитель государственной власти, а непосредственное руководство — эйрены — юноши-спартиаты старше 15 лет, проявившие уме­ние руководить.

Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Мальчики росли в довольно суровых условиях: из одежды им полагался один хитон (а с 12 лет один плащ) на год, пища была весьма скудной и простой, ухажи­вать за телом не разрешалось, постель, на которой спали под­ростки, изготавливалась из тростника. Чтение, письмо, счет, музыка не являлись приоритетными предметами в содержа­нии образования спартиатов, а их изучение было утилитар­ным (чтение и письмо — для того, чтобы составить военное донесение, музыка и стихосложение — для того, чтобы петь военные гимны, и т.п.). Особое внимание уделялось выра­ботке лаконичной речи — способности кратко и точно изъяс­няться. Мальчики участвовали в ежегодных публичных со­стязаниях — агонах, в ходе которых им предстояло показать все, чему они научились. Первый период воспитания в 14 лет заканчивался большим агоном, включавшим мусические (музыка, пение, стихосложение и т.п.) и гимнастические соревнования, а также испытание на мужество и выдержку — публичные сечения.



Успешно прошедшие испытание юноши получали оружие, распределялись по отрядам и в течение года несли службу на территории всей Спарты. Задача воспитания мужественного и беспощадного воина решалась в процессе криптии — облавы на илотов, в ходе которой юношам разрешалось убивать самых строптивых рабов. «Испытательный год» заканчивался новым агоном и подростки перехо­ди одни в разряд эйренов, обязанностью которых становилась помощь в воспитании детей от 7 до 14 лет.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спарта­нок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства.

Воспитательная традиция Спарты оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения – таким выглядел один из первых в истории опытов государственного воспитания. На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью.

Не случайно, Спарта не дала ни одного крупного и яркого мыслителя или художника. (Джуринский, А. Н., 1999).

В Афинахсоциальное устройство имело черты демократиз­ма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка, отражаемых в понятии «калокагахтия» — соединение всех воз­можных добродетелей внешней и внутренней красоты человелка. До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети вос­питывались матерью и кормилицами, с 4—5 лет они находи­лись под присмотром раба — педагога (от греч. paidagogos). И переводе с греческого «пайс» означает «ребенок», «аго» — « веду за руку», позднее слово «педагог» приобрело значение вести человека по жизни» и стало обозначать профессию наставника, учителя.

С 7 лет дети поступали в школу. В Афинах сформировалась сложная система образовательных учреждений, которая носила двухступенчатый характер и включала различные типы начальных и средних школ. Учебные заведения в Афи­нах назывались дидаскалейонами и были частными и плат­ными. Начальная ступень образования была представлена мусическими и гимнастическими (палестры) школами, которые позволяли решать в комплексе задачи всестороннего интеллектуального развития и формирования культуры тела. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе, , тесно свя занное с музыкальным образованием. При обучении чтению применялся буквослагательный метод, сохранившийся в на­чальной школе вплоть до XIX в. Мальчики заучивали наи­зусть произведения Гомера, Гесиода, Эсхила, Еврипида, Со­фокла и других греческих авторов. Музыка преподавалась в неразрывной связи с обучением пению. В мусических шко­лах подростки обучались четырем основным арифметиче­ским действиям и началам геометрии, начиная с IV в. в про­грамму обучения добавилось рисование

С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую шко­лу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пя­тиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. При­близительно с 14 лет обучение в палестре выходит на первый план, оттесняя мусическое образование. Средняя ступень образования в Афинах была представле­на несколькими типами школ. Это прежде всего гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16—18 лет, проявивших старание и достигших вы­соких результатов в обучении. В этот период в Афинах было три гимнасия: Ликей, Академия, Киносарг, содержание обуче­ния в котором преследовало цели дальнейшего совершенство­вания в гимнастических упражнениях и «гимнастике ума» в процессе обсуждения важных общественно-политических проблем. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии — государственном учреждении, целью которого была военная подготовка. На первой году обучения молодые люди тренировались в специализирован­ных военных упражнениях — беге с факелами, метании кам­ней, копий, дисков, плавании и т.п. Второй год посвящался несению службы на границах государства.

Характерной тенденцией афинского образования, сложив­шейся к VI в. до н.э., стал процесс становления и развития философских школ (пифагорейской, эпикурейской, софист­ской и т.д.), которые давали возможность практиковаться в общественно-политических и философских дискуссиях бу­дущим политикам.

Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома — гинекее. Здесь от матери, кор­милиц и других женщин семьи девочка получала элементар­ные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо му­зыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.

3. Эллинистический период в развитии античного воспитания и образования продолжался с III в. до н.э. по I в. до н.э. и «харастеризовался распространением греческой культуры на обширные территории. В этот период корректируется идеал воспитания: на смену героической личности приходит просвещенный, образованный, независимый в суждениях человек, носитель богатейшей эллинистической культуры; усиливается доля мусического образования за счет гимнасти­ческого.

На начальной ступени образования расширяется участие государства в школьном деле, получают развитие государственные учебные заведения, которые все же остаются платны­ми, но облегчается доступ детям свободнорожденного населения в школу. Поскольку литературное образование является важным элементом распространения эллинистической культуры, изменяются структура и содержание начального образования.

Мусическая школа разделяется на два типа школ: элементарную ,школу грамоты с пятилетним сроком обуче­ния (собственно мусическая) и грамматическую школу с услож­ненной программой и трехлетним сроком обучения. Само наличие грамматической школы связано с появлением новой дисциплины в преподавании — грамматики, в содержание которой входят наука о языке, знакомство с богатейшей эллинской литературой и культурой. Традиционно изучение литературы проходило с постижением основ музыки, пения, кроме того, в грамматической школе изучались математика и рисование.

Изменения, происходившие на ступени среднего образо­вания, были связаны с уменьшением доли гимнастического образования по сравнению с предыдущим периодом. Гимна­зии приобретают статус привилегированных учебных заве­дений и становятся доступны для юношества из зажиточных семей. Увеличивается число гимнасиев, целью образования которых становится углубление и расширение знаний, полученных в грамматической школе. В программу обучения включаются литература, философия, риторика, музыка, ма­тематика, география; в преподавании используются дидак­тические пособия (географические карты, небесные глобу­сы), при учебных заведениях организуются библиотеки. Эфебия становится своеобразным учреждением повышенного образования с годичным сроком обучения. Военная подго­товка здесь уступает место подробному знакомству с науч­ными дисциплинами гимнасия — грамматикой, риторикой, философией, математикой, физикой, этикой. Вместе с этим в эфебии продолжали упражняться в гимнастике и военном искусстве.

В эпоху Эллинизма некоторые философские школы ста­ли играть роль высших учебных заведений, призванных стать завершающим звеном в образовании политика, оратора, фи­лософа. В некоторых полисах развивается женское образо­вание.

В Эллинскую эпоху возникают новые центры просвещения. К ним, в первую очередь следует отнести Александрию Египетскую – столицу царей Птолемеев (305 – 30 гг. до н.э.) Александрия оказалась своеобразным мостом от эллинистической образованности к римскому воспитанию и образованию. (Джуринский, А. Н., 1999).

Образование в Древнем Римескладывалось под влияни­ем эллинистической культуры и воспитания на базе сложив­шихся римских традиций. Рим был основан в 753 г. до н.э., пережил эпоху могущественной империи и пал под натис­ком варваров в V в. Во время раннего римского воспитания (VIII—III вв. до н.э.) молодежь получала образование в до­машне-семейных условиях. Ответственность за результаты нравственного и гражданского воспитания возлагалась на отца, который привлекал сына к участию в общественных и трудовых делах. В V в. до н.э. возникают первые начальные элементарные школы — ludi (в переводе — игра, спорт, укло­нение от работы), которые были частными и платными, дава­ли начала знаний и не пользовались авторитетом, уступая уровню семейного воспитания.

В период с III в. до н.э. по I в. до н.э. римское могущество распространяется на значительные территории, при этом об­разование начинает меняться под влиянием греческой тра­диции. Самым распространенным типом школы в это время была начальная элементарная школа, главной целью кото­рой являлось обучение грамоте. Создание грамматических школ связано с возросшими требованиями к уровню образо­вания и потребностью римской интеллигенции в овладении эллинской культурой. В грамматических школах изучались греческий и латинский языки, основы римского права, ри­торика. Ко II в. до н.э. в Рим проникают новые тенденции греческого образования, и для получения эллинского обра­зования в семьи к влиятельным римским гражданам пригла­шаются учителя-греки. Появляется новый тип учебного за­ведения — школы риторов, где обучение ораторскому искусству шло на базе расширения знаний в латинской и греческой грамматиках.

В целом в период с I в. до н.э. по II в. в Древнем Риме скла­дывалась система образовательных учреждений, в рамках которой обучение мало чем отличалось от обучения в Элладе, но имело более прагматическую направленность. Система образования состояла из нескольких ступеней. Начальное образование было представлено элементарными, или тривиальными, школами; они были частными и платными, но их деятельность контролировалась государством. Чаще всего в программу обучения таких школ входили чтение, счет, письмо; сроки обучения не были строго установлены. Школы посещали совместно мальчики и девочки.

Средняя ступень образования была представлена грамматическими и риторическими школами для юношей. Грамматические школы давали повышенный уровень образования, в них обучались мальчики от 12 до 16 лет. Содержание образования было представлено «семью свободными искусства­ми», которые в дальнейшем станут базовыми для формирования содержания образования на долгие века в европейской образовательной традиции. Эти «семь свободных искусств» включали в себя тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), а их изучение было практико-ориентированным.

Риторические школы предназначались для образования молодых людей старше 15 лет аристократического проис­хождения, желающих посвятить себя политической карье­ре или государственной службе. В школе практиковались диспуты при обучении риторике, изучались философия, музыка, математика, астрономия. Заключительный этап образования будущий государственный деятель получал в своеобразном учебном заведении — коллегии юношества.

Военная подготовка осуществлялась в легионах. Деятель­ность всех образовательных учреждений находилась под контролем государства, которое способствовало распрост­ранению образования и увеличению числа школ, выплачивалось жалованье учителям.

В последние десятилетия существования Римской импе­рии образование постепенно приходит в упадок. Отдельные источники указывают на 70 – е годы н. э. Данное явление было всецело обусловлено общим падением римского общества. Острые кризисные явления поражают школу (она становится формальной, искусственной и даже «бесполезной», а главное – из содержания образования уходят литература, философия, риторика. (Духавнева, А. В., 2000).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.