Тема 9. Зарубежная социальная педагогика в 20 веке
Конец 19 в. характеризуется тем, что научно-техническое перевооружение производства потребовало совершенствования социальных институтов.
Появились многочисленные концепции и течения социально-педагогической мысли конца 19-го, начала 20 в. под общим понятием «реформаторская педагогика» или « движение нового поколения». Трудно дать классификацию всех течений, так как в их концепциях были и общие, и специфические, присущие каждому из них особенностей (Титов, 2003).
Наиболее известными были движения сторонников:
-«свободного воспитания»;
-«трудовой школы»;
-«школы действия»;
-«социальной педагогики»;
-«прагматической педагогики»;
-«прогрессивного воспитания» и др.
Представители социальной педагогики (Э.Дюркгейм, В.Дальтей, П.Наторп, Э.Шпренгер) главным источником социальной педагогики и практики считали социально-историческое знание.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) предложил концепцию «стадий цивилизаций» и «коллективных представлений». Процесс воспитания – это приобщение каждого члена общества к коллективным представлениям» своего времени. «Воспитание- методическая социализация». Он писал, что деятельность школы состоит в развитии интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которых требует общество и среда. Но индивид не полностью зависит от императивов «коллективных представлений», а обладает собственными природными инстинктами и желаниями. Итог воспитательного процесса - слияние социального и биологического компонентов, т.е. достижение «индивидуальной социализации»
Вильгельм Дильтей (1883-1911) выдвинул концепцию «переживания» как явление, которое свойственно лишь человеку с его эмоциональной жизнью. Он предлагал начинать учебно-воспитательный процесс с организации эмоционального переживания окружающей действительности.
Пауль Наторп(1854-1924) в своем труде «Социальная педагогика» рассматривал человека как важнейший инструмент социализации. Главным фактором прогресса он считал « прогресс сознания» отдельных людей и всей «общности» в целом. Социальному воспитанию придавал большое значение. Он считал, что человеческое сознание стремится к гармонии и совершенству, а выразителем такого стремления является воля, которая развивается в условиях домашнего, школьного воспитания и самовоспитания.
Эдвард Шпрангер (1882-1963) предложил 6 вариантов типологии человека, и педагог должен ориентироваться на них в процессе определения соответствующего места на социальной лестнице:
-экономический;
-теоретический;
-эстетический;
-социальный;
-политический;
-религиозный.
Теория свободного воспитания (Эллен Кей, Фринц Гансберг, Людвиг Гурлит, М. Монтессории др.). В основе этой теории лежит принцип педоцентризма в воспитании: характер педагогического процесса определяется главным образом проявлением склонности детей в процессе практической деятельности и для расширения возможностей индивидуализации обучения необходимы эффективные средства определения задатков, способностей и интеллектуального уровня каждого ребенка с тем, чтобы помочь ему выбрать свой будущий жизненный путь.
Эллен Кей (1849-1926) – идеолог свободного воспитания, шведская общественная деятельница в книге «Век ребенка» призывала признать социальную функцию образования матерей, способных уберечь своих детей от обезличивания. Домашнее воспитание и школа должны способствовать развитию у детей всех присущих им дарований.
Мария Монтессори (1870-1952) - врач, педагог в организованных ею «домах ребенка» основой педагогики считала сенсорное развитие, которое она осуществляла с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическими материалами.
Эффективность воспитания Монтессори связывала с выделением особых (сензитивных) периодов повышенной восприимчивости детей к определенным воздействиям окружающей среды.
Представители экспериментальной педагогики (Эрнст Мейман, Август Лай, Альфред Бине и др.)Для них цель – получение опытным путем данных о ребенке для совершенства педагогического процесса на объективной и научной основе. Экспериментальная педагогика дала импульс развитию науки о детях – педологии, которая представляла собой синтез психологических, биологических и социологических знаний о ребенке, судьба которого предопределена наследственно и влиянием общественной среды. Необходимо изучить и измерить оба эти фактора, чтобы направить воспитание в нужное русло.
Август Вильгельм Лай (1862-1926) предложил педагогику действия.
• Школа действия должна стимулировать активность детей, где учение и жизнь в согласии.
• Исходный пункт воспитания - создание благоприятной для развития личности биологической и социальной среды.
• Воспитание опирается на инстинкты ребенка: инстинкт борьбы, инстинкт подражания, инстинкт сближения и др.
• Основа учебного процесса - начала предметного (а не словесного) обучения, наглядности и различных типов восприятия.
• Ведущие принципы: индивидуализация, самодеятельность и самостоятельность учащихся в процессе обучения.
• Гуманность: разумная дисциплина без наказаний, тактичное отношение к оценке достижений ребенка.
• Одна из основных задач школы - нравственное воспитание. В основе нравственности - личный опыт, нравственные переживания. Школьный класс - детская община.
• Идеи педоцентризма: ребенок - начало, исходный пункт воспитания; оно опирается на инстинкты ребенка, используя которые нужно организовать совместную деятельность в разнообразных занятиях; создание простора активности детей, где ученик и жизнь объединены (Беловолов ,2003).
Педагогика прагматизма (Дж.Дьюи, У.Килпатрик, У.Бегли).Лидер этого направления Дж.Дьюи(1859-1952) выразил суть этой педагогики : «Ребенок – это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь ввиду его развитие, либо лишь оно может служить мерилом воспитания». Его основные работы: "Школа и общество», "Школа будущего", "Введение в философию воспитания", "Школа и ребенок", "Психология и педагогика мышления".
Уильям Килпарик(1871-1965) на основе идей Дж.Дьюи разработал «метод проектов». Согласно ему обучение осуществляется через организацию целевых актов. Дети в процессе учебной деятельности планируют (проектируют) выполнение конкретной практической задачи, включая туда и учебную деятельность.
Несмотря на то, что руководство деятельностью оставалось за учителем, этот метод исходил из опоры на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания, преодоления затруднений. Только при такой системе обучения, считал У. Килпатрик, воспитание может превратиться в непрерывную перестройку жизни ребенка и поднять ее на высшую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
Впоследствии этот метод, как и другие идеи Дж. Дьюи, использовался в практике многих стран мира.
Идея прагматического образования Дж. Дьюи и основанный на ней метод проектов У. Килпатрика подвергались серьезной критике уже их современниками (Титов, 2003).
Трудовая школавозникла как социальная необходимость в результате резкого недовольства формализмом и пассивностью старой школы.
Герг Кершенштейнер(1854-1932) - организатор и реформатор дополнительного и профессионального образования молодежи, автор теории гражданского воспитания, один из теоретиков школы труда.
Основная задача школы: воспитание у юношества гражданских качеств.
Суть гражданского воспитания - сформировать у молодого человека представления о его гражданском назначении и задачах своего отечества, возбудить желание посвятить жизнь служению этим задачам; человеку должно быть предоставлено возможность всестороннего образования не ради его самого, а в интересах процветания общества. ( Беловолов, 2003)
Г. Кершенштейнер предложил программу преобразования школьного образования:
- создание единой начальной народной школы, где каждый ее тип (основная, гуманитарная, естественнонаучная) ведет к общему образованию;
- индивидуальный подход в обучении;
- организация школы на началах самоуправления, товарищества, взаимопомощи, взаимодоверия;
- организация продуктивной работы учеников как основа обучения;
- организация самостоятельной деятельности учеников, введение в учебный процесс практических работ, экскурсий, ручного труда (Беловолов, 2003).
Селестен Френе(1896-1966) – французский педагог проводил более 30 лет эксперимент в открытой им народной школе. Его ведущая педагогическая стратегия: "Из жизни - для жизни - через труд". Воспитательное воздействие труда как такового. Элементы школьной жизни:
• классное помещение как многообразно расчлененное рабочее и опытное пространство;
• индивидуальный, обсуждаемый в начале недели с учителем недельный рабочий план;
• рабочая библиотека с большим количеством информативных и стимулирующих дальнейшее исследование предметных журналов, частично в сочетании с аудиовизуальным материалом;
• картотека опытов с инструкциями к ним в естественнонаучной, технической, музыкальной областях;
• справочная картотека, расположенная в алфавитном порядке;
• рабочая картотека, структурирующая основной учебный материал по каждой теме и состоящая из карточек с информацией, задачами, решениями и тестами;
• акустические учебные программы, особенно часто используемые для изучения языков;
• школьная типография;
• стенгазета: в нее заносятся критика (с именами), похвала, пожелания и результаты работы;
• классный совет как общественный выразитель отношений взаимной ответственности учащихся;
• переписка с другими школами;
• свобода слова.
Сегодня учителя из разных стран мира проходят стажировку в опорных школах, работающих на принципах педагогики С. Френе. Ежегодно проводятся конгрессы созданной им «Федерации сторонников новой школы».
Школы нового типа в Европе в конце 19 – начала 20 вв. первоначально были частными и платными для детей из состоятельных семей, а затем более демократичными.
Адольф Феррер(1879-1960) – швейцарский педагог, теоретик и практик «нового воспитания» сформулировал 30 признаков «новой школы», которые отражали теоретические предпосылки этого движения и были основаны на реальном опыте.Основные признаки «новой школы»:
-школа интернатного типа должна быть расположена за городом;
-число воспитанников в группах для занятий – 10-12 человек;
- большое внимание изучению наук, искусству, гимнастике, играм, спорту, прогулкам, экскурсиям, сельскохозяйственному и ремесленному труду;
- преподавание должно основываться на фактах, наблюдении мира, вещей и явлений природы;
- опора на интересы ребенка и его возрастные особенности;
- для воспитания инициативы и самостоятельности вводится ученическое самоуправление.
Одной из таких школ была открыта С. Редди в 1889г в Абботсхолле (Англия), а затем развернулось целое движение «Абботсхолмских школ». В большинстве своем эти школы выполняли заказ определенных кругов в подготовке инициативных, разносторонне развитых людей, способных в дальнейшем стать предпринимателями, активными деятелями в различных областях государственной и общественной жизни (Беляев, 2003).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|