Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие педагогических идей в философии античного мира





В античной философии нашли отражение мысли о вос­питании, организации обучения, значении образования для развития человека. Так, древнегреческий философ, ученый и энциклопедист Демокрит(460—370 до н.э.) предложил раз­вернутую теорию познания. В познании он выделял две раз­новидности знания: чувственное и рассудочное, причем, по мнению Демокрита, чувственный опыт лежит в основе рас­судочного познания. Впервые в истории педагогической мысли Демокрит высказал императив о необходимости со­образовывать воспитание и развитие с внутренней приро­дой ребенка (принцип природосообразности), которую он назвал «микрокосмом». Философ обосновывал важность семейного воспитания как значимого этапа в развитии ре­бенка, в котором пример родителей играет решающую роль. В обучении Демокрит выделял упражнение, основанное на сознательном интересе к изучаемому предмету.

Один из родоначальников диалектики, древнегреческий философ Сократ(470—399 до н.э.), определял цель воспита­ния не как овладение совокупностью давно установленных моральных норм и нравственных правил, а как развитие мыс­лительных способностей человека. По мнению Сократа, каж­дый человек должен постичь такие истины, как верность, честность, правдивость, честь, дружба, мудрость.



Достижение цели воспитания возможно через диалог, спор, беседу. Как учитель Сократ смог подняться на вершину пе­дагогического мастерства, доведя до совершенства техноло­гию нового по тем временам метода — диалога с учеником, или сократической беседы. Он впервые стал использовать в процессе обучения абстрактные понятия и индуктивные до­казательства, заложил основы продуктивных методов обуче­ния. В начале диалога задача педагога состояла в том, чтобы дать ученику увидеть проблему там, где он ее ранее не видел. Следующая часть сократической беседы называлась майевтикой (от греч. maieutike — повивальное искусство, в пере­носном значении — облегчение нахождения истины), когда педагог с помощью наводящих вопросов учил ребенка из­влекать истину (ср.: «В споре рождается истина»). Наконец, в финале диалога формулировалось общее понятие или опре­деление. Сократические беседы произвели революцию не только в обучении и воспитании, но и оказали огромное влия­ние на дальнейшее развитие философской и общественной мысли.



Ученик Сократа, философ Платон(427—347 до н.э.) ос­новал Афинскую философскую школу — Академию. Ученики получали там всестороннее образование. Педагогические идеи Платона неразрывно связаны с его философским уче­нием об особом интеллектуальном мире — мире идей.

По мыс­ли философа, цель воспитания состоит в развитии знания, постигающего гармонию между реальностью и творческой идеей, заложенной в человеке. Исходя из этого, сущность познаниязаключается в «припоминании» вечных и неизменных высших идей, которые изнутри влияют на формирование человека. Таким образом, в педагогике впервые была поставлена проблема факторов, влияющих на развитие личности. Платон считал, что воспитание, направленное на гармо­ничное развитие духовных и физических сил, должно начинаться в 7-летнем возрасте и заканчиваться в 16—17 лет. Юноша в возрасте от 16 до 20 лет должен посвятить себя военной подготовке, и только одаренные и достигшие выдающихся успехов в обучении молодые люди 20—30 лет должны заниматься изучением наук. Философ полагал, что в идеальном обществе государством должен управлять руководитель образования. Каждый человек обязан посвятить себя тому делу, к которому у него есть природные способности и склонности. Весьма прогрессивными были взгляды Платона на образование женщины, которое, по мысли философа, должно выстраиваться в той же логике и с тем же содержанием, как и образование мужчины.



Крупнейший философ Античности, основатель Ликея Аристотель(384—322 до н.э.) с 343 по 340 г. до н.э. был учителем и духовным наставником Александра Македонского.

Главной задачей общего образования философ считал сооб­щение ученикам фундаментальных неспециализированных знаний. Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на развитие человека, и выделил три их ос­новные группы: внешние (окружающий мир), внутренние (силы, развивающие задатки) и целенаправленное воспита­ние. Цель воспитания состоит в развитии души, которая, по Аристотелю, имеет три вида: растительная (питание, размножение), животная (ощущения, желания) и разумная (мыш­ление, познание). Таким образом, сама природа души требует всестороннего развития, проходящего в единстве нравственного, физического, эстетического и умственного воспитания.

Впервые в истории педагогики Аристотель предложил воз­растную периодизацию воспитания, выделил три периода и определил для каждого из них цели, содержание и методы воспитания. От рождения до 7 лет воспитание должно осу­ществляться в семье, далее мальчики должны воспитывать­ся в школе, причем их образование должно стать заботой государства. С 7 до 14 лет дети постигают грамматику, гим настику, музыку, рисование, с 15 лет до 21 года — литерату­ру, историю, философию, математику, астрономию.

Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на развитие педагогических взглядов в эпоху Античности и Средневе­ковья, повлияли на эволюцию образования в целом. Наиболее систематично изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в трактате « Политика».

( Джуринский, А. Н., 1999).

В древнеримской философии взгляды на воспитание и образование нашли отражение в трудах Марка Фабия Квинтилиана(42—118 гг., в некоторых источниках 35—90 гг.), ко­торый, будучи практикующим педагогом и юристом, выст­роил стройную методику обучения ораторскому искусству. По мысли Квинтилиана, образование должно быть государ­ственным, школы и учителя должны находиться на содержа­нии казны; цель воспитания состоит в формировании у чело­века гражданских чувств и свобод. М.Ф. Квинтилиан считал, что в содержание образования ритора необходимо включать греческий язык и литературу, философию, право, историю. В обязанности учителя входит умение вызывать у учащихся интерес к учению, стремление быть примером нравственного поведения и овладеть профессией на уровне педагогического мастерства. Педагогические взгляды М.Ф. Квинтилиана приобрели особую популярность в эпоху Возрождения, после того как итальянским гуманистом Дж. Браччолини был найден полный текст «Об образовании оратора». ( Духавнева, А. В., 2000).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.