Сделай Сам Свою Работу на 5

Европейского пространства высшего образования





(ЕПВО)

В 1999 в Болонье подписана Болонская декларация о создании зоны европейского высшего образования. Ещё в 1988 году в дни празднования 900-летия Болонского университета (создан в 1088 году) ректоры (388) зарубежных университетов подписали «Великую Хартию университетов» (Болонская университетская хартия).

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС (БП) - это добровольное сотрудничество образовательных систем европейских стран, направленное на создание общего образовательного пространства.

БП предполагает:

· обеспечение благоприятных условий для максимально облегченного передвижения учащихся и обладателей дипломов (квалификаций) в пределах общего пространства;

· углубленного взаимодействия между отдельными вузами в образовательной и исследовательской деятельности;

· дальнейшего расширения культурных и гуманитарных связей между участвующими странами;

· укрепления экономического сотрудничества на европейском континенте.

Одним из следствий Болонской декларации явилось широкое международное обсуждение задач и путей формирования к 2010 европейского пространства высшего образования(ЕПВО).



Предполагается, что после 2010 года интеграция европейского образования будет продолжена на качественно новом уровне.

Болонская декларация провозгласила лозунг «Европа знаний» и сформулировала главные цели и основные направления формирования ЕПВО:

· введение национальных систем легко читаемых и сопоставимых степеней (квалификаций);

· переход на систему высшего образования, базирующуюся на трех основных уровнях (циклах): бакалавриат, магистратура и докторантура;

· принятие единой системы академических кредитов (ECTS);

· обеспечение гарантированного качества образования за счет усиления международного сотрудничества;

· разработка и принятие сравнимых критериев и методов контроля и оценки качества образования;

· внедрение Приложения к дипломам единого образца;

· расширение студенческой мобильности;

· всемерное развитие института обучения в течение жизни;

· расширение автономных прав вузов, внедрения совр. институтского менеджмента;

· обеспечение привлекательности Европ. образования для студентов других стран и континентов.



Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Для РФ это значит выступить в двойной ипостаси: быть одновременно российской высшей школой и международно – узнаваемой. Интеграция отечественной высшей школы в ЕПВО создает много проблем.

Отечественному Высшему образованию всегда были присущи достаточно высокие нормы качества. ГОС ВПО предшествующих моделей имели в своем основании следующие принципы и идеи:

· связь со сферой труда, что выражалось в попытках давать общую характеристику деятельности в той профессиональной области, где предполагалась работа выпускника;

· достаточно развернутое (доведенное порой до излишней детализации и унификации) планирование содержания образования, особенно в том, что касается его фундаментальной направленности;

· большой объем инвариантной части содержания образования, что отражало заботу о сохранении и развитии единого образовательного пространства в условиях известных тенденций децентрализации;

· предметно – центрированная направленность содержания.

Достоинства российской высшей школ нужно сохранить, но уже на новом уровне развития мирового образовательного пространства.

Принципиальными отличиями Государственного образовательного стандарта Высшего Профессионального образования (ГОС ВПО) нового поколения и его разработки могут стать:

· перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении ее достоинств) на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса, что должно оправдываться усилением его студенто-центрированной направленности;



· расширение возможностей вузов к опережающей адаптации;

· отражение в стандартах доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего;

· привлечение к выявлению общих и специальных компетенций наиболее стратегически перспективных работодателей и социальных партнеров (профессиональных ассоциаций и объединений);

· гармонизация с всеобъемлющей структурой квалификаций европейского пространства высшего образования;

· введение в общероссийскую практику нового критерия трудозатрат студентов, их академических достижений в виде зачетных единиц, охватывающих все виды учебной работы студентов, включая проведение практик, лабораторных работ, аттестационных мероприятий;

· использование модульной организации основных образовательных программ;

· усиление направленности на диагностику достижений студентов и выпускников, которые они, с точки зрения компетентностного подхода, обязаны продемонстрировать в режиме заданных оценочных средств и технологий;

· включение в ГОС ВПО международного измерения с учетом расширяющейся в Европе практики появления наднациональных «приращений» к специальностям и компетенциям.

 

Основные признаки новизны предлагаемой общей модели ГОС ВПО нового поколения:

· многоуровневая система высшего образования по каждому из направлений профессиональной подготовки с многообразной структурой квалификаций : бакалавр (Б), магистр, (М), специалист (С) с учетом также возможной многовариантности моделей подготовки выпускников вузов: Б, М/С. (отражение одной из ведущих мировых тенденций развития высшего образования, связанное с широкой диверсификацией типов и видов высшего образования);

· переход к компетентностным моделям результатов высшего образования и их представление в ФГОС ВО и основных образовательных программах (ООП) (отражение важной тенденции в развитии высшего образования – усиление его студентоцентрированности);

· использование кредитных систем (систем зачетных единиц) в определении трудоемкости реализуемых ООП, прежде всего, ECTS в общей модели ФГОС ВО и ООП. (отражение одной из ведущих тенденций болонских реформ);

· расширение автономии и прав вузов в разработке и использовании норм качества высшего образования в ФГОС ВО о ООП, а также усиление подотчетности вузов и их ответственности за качество образования;

· формирование устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда (как обязательные технологии при проектировании ФГОС ВО и ООП);

Возрастание ответственности преподавателей и студентов за эффективность образовательного процесса.

Бакалавр

Первый уровень (ступень, степень) двухуровневой (трехуровневой) системы высшего образования. На международном Болонском семинаре (16-17 февраля 2001г.) были сформулированы общие критерии уровня бакалавра. Степень бакалавра должна быть достаточно гибкой, чтобы учитывать национальное многообразие и отвечать требованиям прозрачности, сравнимости, сопоставимости и совместимости. Трудоемкость уровня бакалавра составляет от 180 до 240 кредитов ЕСТS (3-4 года с полным учебным днем). Неотъемлемой характеристикой этого уровня должна стать выработка умения учиться.

Кредит – это мера учебной (рабочей) нагрузки студентов, базирующая на времени, необходимом для завершения некоторой учебной единицы. Кредиты измеряют среднее учебное время, которое требуется студенту для достижения результатов на определенном уровне.

ЕСТS основана на принципе, что 60 кредитов измеряет учебную (рабочую) нагрузку студента дневной формы обучения в течение одного учебного года. Обычно в европейских вузах она составляет 1500-1800 часов в год. Следовательно, один кредит равен примерно от 25 до 30 учебных часов.

Магистр

Второй уровень (ступень, степень) двухуровневой (трехуровневой) системы высшего образования. В Европе наблюдается большое многообразие магистерских программ с точки зрения их продолжительности. Преобладает модель магистра со сроком обучения, эквивалентным 300 кредитам ЕСТS (хотя встречаются как более короткие, так и более продолжительные программы).

В настоящее время принято согласованное международное определение магического уровня: «Степень магистра в Европейском пространстве высшего образования обычно требует 300 кредитов ЕСТS, из которых по крайней мере 60 должны быть получены на последипломном уровне по выбранной специализации».

Однако встречаются и другие варианты:

· 180 кредитов для бакалавра + 120 кредитов для магистра;

· 240 кредитов для бакалавра + 90-120 кредитов для магистра, из которых примерно от 30 или от 60 можно отказаться, принимая во внимание обучение на последнем году бакалавриата и при условии, что минимальное количество в 60 остается на последипломном уровне);

· 300 кредитов для магистра (интегрированная программа).

Медицинское высшее образование и связанные с ним области подготовки в большинстве европейских стран придерживаются другой системы. Там, где высшее медицинское образование не вовлечено в процесс болонских реформ, продолжительность обучения на уровне магистра составляет 180 или даже 240 кредиторов ЕСТS, что для сочетания бакалавр-магистр означает 360-440 кредитов.

Во всех европейских странах, где существуют долгосрочные (270-300 кредитов) и краткосрочные (60-120 кредитов) магистерские программы, их академическая и профессиональная ценность признается одинаковой. В одних образовательных системах степени бакалавра и магистра интерпретируются как независимые друг от друга, в других – оба уровня образуют общую последовательность знаний, навыков и компетенций в одной и той же дисциплинарной области.

На международном Болонском семинаре, посвященном магистратуре, было рекомендовано правительствам европейских стран гарантировать, что квалификации одного уровня, полученные в вузах различных типов, имеют одинаковый правовой статус в профессиональной жизни и в случае продолжения образования.

В Европе отмечается диверсификация содержания и профилей магистерских программ.

·

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.