Сделай Сам Свою Работу на 5

Концепции генезиса первобытного воспитания





Традиционные концепции происхождения воспитания, утверждающие, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существующему тогда порядку вещей:

-эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А.Эспинас) – происхождение воспитания связано с употреблением воспитательной деятельности первобытных людей в интенсивной заботе о потомстве, присущей высшим животным;

-психологическая (П.Монро) – происхождение воспитания связано с проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. П.Монро писал « мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде».

 

Возникновение воспитания как особого вида

Общественной деятельности

 

Воспитание как социальное явление связано с выделением человека из мира животных, с передачей опыта от поколения к поколению. Считается, что зачатки социальных механизмов трансляции опыта жизнедеятельности зародились у хабилисов, ископаемых гоминид, которые создали распространенную в Африке олувайскую археологическую культуру 2.5-1.5 млн. лет назад. В это время был создан первый шаг в создании социальных средств передачи опыта.



1,5 млн. до 45 тыс. лет назад появилась новая ветвь в эволюции человека - архантропы, которые обладали зачатками речи, мышления и жили в коллективных сообществах. Они использовали более сложные по технике обработки и назначению орудия труда и специальные средства передачи опыта, отличающиеся от инстинктивного подражания взрослым.

Охота, овладение огнем способствовали становлению воспитания как социальной функции.

В этот период появляются палеантропы – самые близкие предки человека разумного. Археологические данные говорят о том, что процесс охоты дифференцируется и усложняется: охота на определенный вид животных, разделение труда по половому признаку, гендерный подход при воспитании детей.

Приблизительно 100 тыс. лет назад в Евразии начался процесс оледенения, что значительно ускорило эволюцию социальных отношений и хозяйственной деятельности. Появляется новая ступень в развитии человечества – человек разумный. К 40-45 тыс. лет назад воспитание окончательно выделится как специализированная социальная функция, чему способствует постоянное усложнение и накопление социального опыта, требующего специальных форм и методов его передачи.



40-10 тыс. лет назад образ жизни человеческой общины характеризуется переходом от присваивающих форм хозяйствования к производящему труду, формируется родовая община с социальным равенством всех его членов. Магические ритуалы стали одной из первых организационных форм воспитания. Среди первых средств социального воспитания были игрушки – тотемы, орудия труда и охоты, изготовленные специально для детей. Регулятором поведения были словесные приемы – одобрения или неодобрения.

Освоение земледелия и скотоводства, появление прибавочного продукта, дальнейшее развитие социальных процессов привело к разложению первобытного строя. Цели воспитания стали более дифференцироваться. Воспитание большинства общинников стало носить трудовой характер, воспитание вождей и жрецов было в основном интеллектуальным, а вождей и воинов – военно- спортивным. Особое место занимают инициации – церемонии посвящения подростков в полноправные члены первобытного коллектива, Мальчики проходили специальную подготовку, а затем их допускали к церемонии посвящения, во время которой испытывались их воля, смелость, стойкость, выносливость, охотничьи и др. умения и навыки. Женские обряды посвящения были направлены на подготовку к брачно-семейной жизни и приобщению к сакральным таинствам.



 

Семейное воспитание первобытной эпохи

В 9-8 тыс. лет до н.э. в ряде регионов мира происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Воспитание из всеобщего, равного, контролируемого общиной, превращается в сословно-семейную функцию. Осмысление существования института семьи в историческом времени относится к середине 19 века (Л.Морган, Ф.Энгельс, М.Ковалевский, П.Сорокин и др.).

С.И.Голод обобщил их концепции и представил следующую периодизацию развития института семьи и социального воспитания:

-кровно – родственная семья – первая стадия развития семьи. Половая связь между родственниками воспринималась как само собой разумеющееся (промискуитет – беспорядочные половые связи в первобытном обществе). Постепенно исключались половые связи между родителями и детьми. Дети знали свою мать, отца они знать не могли. Противоречивые сведения о том, как относились к детям в это время. С одной стороны, ласка, любовь, забота, а с другой стороны жестокое обращение к детям. Л Демоз отмечает распространенность детоубийства (инфантицида). Он отмечает, что право полновластно распоряжаться жизнью и смертью детей отобрано у отцов в Римской империи только в 318 г нашего времени.

Пуналуальная семья – вторая историческая форма семьи. В этот период исключалась половая связь между братьями и сестрами. Взаимная общность мужей и жен внутри определенного семейного круга.

Право наследования осуществлялось по женской линии ( матриархат). Дети своему отцу не могли быть наследниками, так как не принадлежали к его роду.

Парная семья – брак отдельных пар, взаимоотношения которых не были стабильными и могли прерваться в любой момент по желанию любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери. По мере роста богатства у мужа появляется более влиятельное положение в семье. Появилась потребность изменить порядок наследства отца в пользу детей.

Патриархальная семья основывалась на браке одного мужчины с несколькими женщинами. Этот тип семьи определялся главенством мужчин в решении всех вопросов жизнедеятельности семьи и закреплял патрилинейность (отчет по мужской линии родства и мужское наследственное право).

Моногамная семья – семья, которую создавали один мужчина и одна женщина. Этот тип семьи сложился в первом тысячелетии до новой эры. На протяжении большей части своей истории эта форма семьи имела патриархальную структуру и в настоящее время находится на стадии уравнивания прав полов, женской и детской эмансипации, возрастания роли женщины и ребенка в семейной жизни.

Демоз выделил в истории человечества шесть стилей

Отношения к детям

1. Стиль детоубийства (античность до IV в. н. э.). С этим стилем связан образ Медеи, поскольку миф в данном случае отражает действительность. Когда родители боялись, что ребенка будет трудно прокормить, они обычно убивали его, и это оказывало огромное влияние на выживших детей.

2. Оставляющий стиль.Родители не признавали в ребенке духовное начало и единственным способом избежать проявлений опасных для него проекций был фактический отказ от ребенка —его оставляли кормилице, отправляли в монастырь, заведение для маленьких детей, в дом дpyroro знатного рода в качестве слуги или заложника, отдавали ли всегда в чужую семью или окружали эмоциональной строгостью дома. Символом этого стиля может быть Гризельда, которая охотно отказалась от своих детей, чтобы доказать любовь к мужу. Или, может быть, одна из популярных до XIII в. картин с изображением суровой Марии, которая крепко, почти до удушья, сжимает в руках младенца Иисуса. Проекции по-прежнему очень сильны: ребенок полон зла, его надо все время бить. Он представляется наполненным нечистотами, от чего его надо регулярно насильственно освобождать. В связи с этим приучение к горшку заменяется принудительными клизмами. В этот период возникает также страх перед детской сексуальностью. Родители начинают борьбу с мастурбацией. Л. Демоз приводит большое количество примеров противомастурбационных механизмов, начиная с наручников и заканчивая кольцами, надева­емыми на пенис, с острыми шипами с внутренней стороны. В случае эрекции у мальчика шипы сразу же впивались в ствол пениса. Однако возвратные реакции значительно ослабевают, о чем свидетельствует уменьшение числа гомосексуальных связей с детьми.

3. Амбивалентный стиль (XIV-XVII вв.). Ребенку было позволено влиться в эмоциональную жизнь родителей, однако он по-прежнему оставался вместилищем для опасных проекций взрослых. Задача родителей заключалась в том, чтобы «отлить» его в «форму», «выковать». У философов от Доминичи до Локка самой популярной метафорой было сравнение детей с мягким воском, гипсом, глиной, которым надо придать форму. Этот этап отмечен существенной двойственностью. Его начало можно приблизительно датировать XIV в., когда появилось много руководств по воспитанию детей, распространился культ Марии и младенца Иисуса, а в искусстве стал популярен образ заботливой матери.

4. Навязывающий стиль (XVIII в.). Этот стиль стал возможен после значительного ослабления проективных и фактического исчезновения возвратных реакций, что означало завершение вели­кого перехода к новому стилю отношений. Ребенок уже в гораздо меньшей степени был отдушиной для проекций и родители старались сблизиться с ним более тесно, получить власть над его умом и посредством этой власти контролировать его внутреннее состояние, гнев, потребности, мастурбацию и далее волю.

Данный стиль подразумевал, что ребенок воспитывался своими родителями, его нянчила родная мать, он не подвергался пеленанию и постоянным клизмам, его рано приучали ходить в туалет, не заставляли, а уговаривали; били иногда, но не систематически, наказывали за мастурбацию, повиноваться заставляли часто с помощью слов. Угрозы применялись гораздо реже, так что вполне возможна истинная эмпатия. Некоторым педиатрам удавалось добиться общего улучшения заботы родителей о детях и, как следствие, снижения детской смертности, что заложило основу демографических изменений XVIII в.

5. Социализирующий стиль (Х1Х - середина XX в.). Проекции продолжают ослабевать, воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении его волей, сколько в ее тренировке, ориентации на правильный путь. Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют. До сих пор в большинстве случаев, когда обсуждают проблему воспитания детей, принимают как нечто само собой разумеющееся социализирующую модель, этот стиль отношений стал основой всех психологических моделей XX в. — от фрейдовской «канализации импульсов» до скиннеровского бихе­виоризма. В ХХ в. отцы стали гораздо больше внимания уделять своим детям.

6. Помогающий стиль (с середины XX в.). Этот стиль основан на предположении, что ребенок лучше, чем родитель, знает свои потребности на каждой стадии развития. В жизни ребенка участвуют оба родителя, и они понимают и удовлетворяют его растущие индивидуальные потребности. Не делается совершенно никаких попыток дисциплинировать или формировать те или иные «черты». Детей не бьют и не ругают, их прощают, если они в состоянии стресса устраивают сцены. Такой стиль воспитания требует огромных затрат времени, энергии, а также бесед с ребенком, особенно в первые шесть лет, потому что помочь ему решать свои ежедневные задачи невоз­можно, не отвечая на его вопросы, не играя с ним. Быть слугой, а не повелителем ребенка, разбираться в причинах его эмоциональных конфликтов, создавать условия для развития (Демоз, 2000.)

Таким образом, обобщая произошедшие в истории человечества изменения в семейных связях, отношении к детству как явлению можно сказать, что семья всегда была источником эмоциональных переживаний, представлялась тылом. Но при этом сами эмоциональные переживания, инициируемые семьей, далеко не всегда были направ­лены на поддержку личности и ее развития. Современные модели семейного воспитания начинают ориентироваться на восприятие ребенка как личности с самого рождения и на самоценность этой растущей личности.

-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.