Сделай Сам Свою Работу на 5

Как область научного знания

Тема 1. Введение. История педагогики и образования

Как область научного знания

Тема 2.Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире

Тема 3. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры

Тема 4. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

 

Тема 1. Введение. История педагогики и образования

как область научного знания

История педагогики и образованиякак наука изучает процесс, за­кономерности развития теории и практики воспитания в жизни общества. При этом можно считать оправданным понимание воспитания в широком плане, включающего в себя и обучение, и образование. Опира­ясь на методологические основания, можно выстроить определенную систему данной области знания, в том чис­ле отражающую подходы тех или других представителей педагогической мысли к существенным сторонам разви­тия воспитания, причинно-следственным связям в этой системе. Эти функции можно определить как системооб­разующие, объяснительно-оценочные, прогностические.

Системообразующая функция методологии помо­гает разработать систему взглядов с учетом ее внутрен­них опосредований.

Также важны объяснительно-оценочные и прогно­стические функции методологии, которые реализуют­ся в конкретных историко-педагогических характеристи­ках и должны служить основанием для их оценки.

Для методологического обоснования историко-педагогического знания чрезвычайно существенно понимание сущности воспитания.

Воспитание как процесс происходит в определенных социальных, общественных условиях. Оно тесно связано с историей общественного развития. Если согласиться с очень широким определением воспитания как процесса передачи опыта от одного поколения к другому, то этим доказывается значение воспитания для движения общества, взаимосвязи поколений, овладения молодежью накопленными богатствами цивилизации.



История педагогики как наука и как учебный предмет в течение многих десятилетий в нашей стране имела сво­им методологическим основанием марксистско-ленин­ское учение, диалектический и исторический материа­лизм.

В оценке историко-педагогического процесса, в част­ности истории воспитания как социального явления, ве­дущим оставался классовый подход. Неправильно было бы оценивать весь советский период развития педагоги­ки только с негативных позиций. При всех трудностях, а нередко и прямых ограничениях и запретах, в этот пе­риод создавались и издавались учебные пособия по исто­рии педагогики для педагогических учебных заведений, переиздавались труды педагогов прошлого, осуществ­лялась научно-исследовательская работа, помогающая делать историко-педагогическое знание достоянием ши­рокого круга ученых и практиков. ( Н. А. Констан­тинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева, Д. О. Лордкипанидзе, Н. К. Гончаров, А. А. Красновский, М. А. Данилов и многих других.)

Методологические подходы в истории педагогики

Методология обычно определяется как наука о наибо­лее общих путях познания действительности. Она пред­ставляет собой в целом философское знание, включаю­щее знание о наиболее общих закономерностях бытия, об отношении бытия и сознания, природе и сущности че­ловека.

Определенной трансформации в наши дни подвергся методологический принцип классового подхода.Обо­снование современного взгляда на эту проблему содер­жится в философской и культурологической литературе. Чаще всего классовый подход сочетается с формационным подходоми служит основанием для уточнения, обоснования тех или других особенностей развития куль­туры, просвещения, образования в рамках тех или иных формаций.

В историко-педагогическом знании существенным ме­тодологическим основанием выступаетцивилизационный подход,который дает возможность привнести со­циологические предпосылки в оценку развития истории педагогических идей и практики воспитания, обосновать социальными причинами движение, развитие этих фено­менов.

Другим важным методологическим основанием в исто­рии педагогики можно считать культурологический подход. Для обоснования значимости культурологиче­ского подхода важно и то обстоятельство, что человек как субъект воспитания сам выступает как потребитель и но­ситель культуры. Культурологический подход основывается на том, что любой представитель педагогической мысли - сам носитель культуры; его становление как лич­ности, тесно связано с особенностями культурного про­странства его времени. Учение и деятельность педагогов прошлого, безусловно, несут на себе печать культуры своих эпох.

В настоящее время наиболее существенным мето­дологическим основанием в истории педагогики можно считать антропологический подход.Антропологиче­ский подход особенно значим в историко-педагогических исследованиях, в истории педагогики как науке и учеб­ном предмете. Доказывая значимость антропологическо­го подхода при рассмотрении историко-педагогического процесса, использован достаточно широкий круг философских и историко-педагогических источ­ников (Б. М. Бим-Бад, Ш. А. Амонашвили, П. С. Гуревич, Л. М. Лузина, А. И. Пискунов, А. А. Корольков и др.).

В методологических подходах в истории педагогики чрезвычайно значима роль религии. В определенные исторические периоды религия оказывала огромное вли­яние на педагогическую мысль и практику воспитания. Поэтому необходимо оценивать ее роль и значение как закономерного фактора в развитии человеческого общест­ва и его культуры.

Образование и педагогическая наука насчитывают не­сколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противо­речивым и неоднозначным процессом. Изучение истории об­разования и педагогических учений — важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессиона­лизма.

История педагогики и образования как учебная дисцип­лина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагоги­ческого знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обуче­ния в различные исторические эпохи, включая и современ­ность в контексте ее исторического развития. Вместе с тем историко-педагогические исследования не сводятся только к хронологическому обзору явлений прошлого и рассказу о великих педагогах или великих педагогических идеях. Главная задача науки — выяснить, какова была роль обра­зования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени опреде­ленные теории.

История педагогики и образования как часть педагоги­ческой науки выполняет следующие функции: а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обуче­ния в теории и практике образования; б) выступает критери­ем достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изме­нения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.

Объектом истории педагогики и образования является все­мирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый и единстве теории и практики воспитания, обучения и образования. Иными словами, в истории педагогики и образования педагогические явления прошлого анализируются в тесной взаимосвязи с генезисом культуры, науки, общественной мысли, и на этой основе выявляются тенденции развития этих яв­лений в будущем.

Будучи в культурном и историческом плане масштабным явлением, всемирный историко-педагогический процесс вы­ступает объектом рассмотрения многих наук, что и определяет межпредметные связи истории педагогики и образования. Взаимосвязь с другими научными дисциплинами, такими как философия, история общества, культуры и психологии, тео­рия обучения и воспитания, характеризуется тем, что содер­жание науки включает как исторические, так и обществоведческие знания, а также частные методики. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов позна­ния, поэтому для истории педагогики и образования она является теоретической основой осмысления педагогических явлений и теорий прошлого. История рассматривает широкий круг педагогических и социально-культурных явлений прошлого в процессе их исторического развития и эволюции. В свою очередь, история педагогики и образования предполагает рет­роспективное изучение современного состояния системы об­разования, соотнося его с обществом, социальным развитием, философской и научной мыслью прошлых эпох. Культуроло­гия изучает педагогику и образование как часть исторического процесса развития общечеловеческой культуры. В историко-педагогических исследованиях анализируются механизмы сохранения и приумножения культуры через образование и воспитание в различные исторические периоды. Социоло­гия исследует педагогику и образование как часть развития социальных институтов; в исторической ретроспективе важно познание причинно-следственных связей между образовани­ем и обществом, осознание влияния общества на образование и понимание того, что социальные изменения во многом являются следствием существующего образования. Педагогика включает историко-педагогические знания как необходимую и важную часть в исследовании проблем воспитания, обуче­ния и образования. Со своей стороны, история педагогики и образования формулирует знания об истории теории и прак­тики воспитания и обучения, исследует деятельность их созда­телей — талантливых, выдающихся педагогов, которые среди современников были новаторами. ( Мазалова, М. А., 2006).

Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и куль­тур.Исходя из данного определения предмета науки в струк­туре историко-педагогических знаний можно выделить две основные предметные зоны: исследование теории и практи­ки. Каждая из этих зон как область исследования обладает относительной самостоятельностью, но в своей сущности они едины, поскольку педагогика представляет собой одну из форм духовного и практического освоения мира, а педагоги­ческая практика (от политики государства в области образо­вания до образовательной деятельности семьи, школы и др.) является источником и сферой реализации педагогических идей. Синтез знаний, полученных в каждой из этих предмет­ных зон, позволяет воссоздать целостную картину историко-педагогического процесса и раскрыть закономерности его развития. ( Мазалова, М. А., 2006).

История образования как отрасль педагогики выполня­ет следующие научно-теоретические задачи: 1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и об­щественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества; 2) выявление рациональных и гу­манистически ориентированных средств, которые разрабо­тали поколения педагогов; 3) анализ пути развития педаго­гической науки и обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи; 4) констата­ция исторически верной картины состояния мировой и оте­чественной школы и педагогики на каждом этапе социаль­но-исторического развития.

В связи с обширностью временного охвата и многообра­зием видов и типов существовавших образовательных ин­ститутов в истории педагогики и образования встает вопрос о периодизации историко-педагогического знания. По ши­роте охвата историко-педагогического процесса выделяют всемирную историю педагогики и историю педагогики отдельных стран, регионов (например, история русской педагогики и образования, история педагогики и образования Поволжья и др.). По разделению всемирного историко-педагогического процесса на исторические эпохи изучают исто­рию педагогики и образования первобытного общества, Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего време­ни. По отдельным областям педагогики рассматривают исто­рию общей педагогики, дидактики, школоведения и др. По видам, уровням, отраслям образования выделяют историю об­щего и специального образования, начального, среднего, высшего, профессионально-технического, медицинского, военного образования и т.д. Кроме того, в историко-педагогических исследованиях широко представлена «летопись» различных педагогических проблем, течений, направлений педагогической деятельности, типов образовательных учреж­дений.

В истории педагогики и образования традиционно сложилось несколько подходов к рассмотрению явлений педагогической теории и практики. Среди них выделяют философско-теоретический подход, рассматривавший идеи и учения в свете их реализации; социально-педагогический, трактовавший историю воспитания и различных типов учебных заведений в связи с развитием социальных институтов и государственной политики в сфере просвещения; истори­ко-культурный, с позиции которого анализируются педагогические идеи и практика воспитания как одна из состав­ных частей общекультурного развития общества. С 1970-х гг. активизируется разработка цивилизационного и антрополо­гического подходов к изучению историко-педагогического процесса.

К специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяс­нение. Реконструкция решает задачи воссоздания и восста­новления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями. С помощью объяснения выявляются сущность и зна­мение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого. Описание по­могает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен на территории различных государств в соответствии с про­цессами эволюции человеческого общества, культуры, ци­вилизации и науки. Главной задачей историко-педагогических исследований является описание и объяснение фактов и явлений педагогической теории и практики и их эволюции. К источникам исследования в истории педагогики и образования относятся письменные источники (законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литера­тура, периодическая печать, статистические материалы, ху­дожественная литература и публицистика, мемуары, дневни­ки, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-документы и др. История педагогики и образования как учебная дисцип­лина имеет своей целью формирование системы знаний, во-первых, о ходе и результатах взаимодействия общества, с од­ной стороны, и школы и педагогики — с другой; во-вторых, о процессах воспроизведения школой и педагогикой сооб­ществ и цивилизации; в-третьих, о механизме закрепления в сфере воспитания и обучения приобретенных человечеством культурных ценностей; в-четвертых, о том, что школа и педа­гогика всегда были заметным, хотя и не единственным, дви­гателем культурной и общественной эволюции. Таким обра­зом, изучение истории педагогики и образования помогает освоить современную науку о воспитании, дает цен­ные и незаменимые знания об обществе и человеке, об исто­ках сегодняшнего мирового педагогического процесса. ( Мазалова, М. А., 2006).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.