Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 10. Развитие социального воспитания у древних славян, в Киевской Руси и Русском государстве (до конца 17в.)





 

Цивилизационная основа развития отечественной социальной педагогики

Развитие социальной педагогики в России шло в общемировомконтексте, но имело свои особенности, связанные с социокультурными особенностями развития России, истоки которых в цивилизационном своеобразии страны.

В современном обществознании выделяются три типа базовых культур, определяемых цивилизационным своеобразием.

Стационарный тип культуры направлен на сохранение устойчивости и стабильности цивилизации в целом (Египет, Индия, Китай и т.д.).

Динамический тип культуры характеризуется поиском новых идеалов, ценностей (западно-европейская цивилизация).

Адаптивный тип культуры, где традиции приспосабливания личности к цивилизации, к собственным нуждам (ближневосточная цивилизация, Россия).

Таким образом, цивилизация и тип культуры оказывают на образ жизнедеятельности, свойства характера людей, культурные ценности, в том числе педагогическую теорию (Ромм, 2006).

Л.Корнетов считает, что здесь находят отражение механизмы социализации. Разумный тип культуры формирует разумный тип личности.

Специфика отечественной истории связана с тем, что в России человек всегда согласует ритм своей жизнедеятельности с ритмом природы, приспосабливает свою натуру к суровой среде. Жизнь в непростых климатических и экономических условиях требует от человека реального, а не мнимого коллективизма, ибо одному не выжить. Уважение к опыту предков и национальному укладу становится действительным залогом выживания и развития национальной культуры, речи, языка. Российская культура представляет сочетание двух великих цивилизаций – европейской и азиатской, но всецело не принадлежит ни Востоку, ни Западу. Значение индивидуальности у нас не так велико и многогранно, как в европейской цивилизации, а общинный уклад и коллективистское сознание никогда не поглощали личность как в азиатском обществе.



Философ Н.О.Лосский (1990) считает, что искание абсолютного добра, свойственное русскому человеку, ведет к признанию высокой ценности всякой личности, отсюда повышенный интерес русской интеллигенции к проблемам социальной справедливости.



Н.А.Бердяев, исследуя противоречивый характер «русской души» отмечает удивительную способность причинять страдания и сопереживать им.

По мнению П.А.Сорокина, основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляют собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православия с конца 9 до 18 вв.

Православие с общинным строем жизни. Община была первоосновой социальности и нравственности в России.

Соборность неотделима от православия, которая отличается большей веротерпимостью. Соборность – это общество свободных индивидуальных душ, свободное братство вечных личных духов, свободное единение свободных личностей.

 

Социальное воспитание у древних славян

Истоки отечественной педагогической культуры таятся в глубоких колодцах исторической памяти – в жизни славянских племен (Степашко, 1999).

Воспитание приспосабливалось к потребностям родовой общины, через него утверждалась идеология рода, имевшая в основании языческую религию.

Воспитание было равным, но определялось возрастом, полом и различными видами деятельности. Большую роль играли нормы поведения, обычаи, обряды, связанные с жизнью славян. Подготовка подростков завершалась обрядом инициации, когда они должны были доказать свою физическую и социальную зрелость.

Постепенно развитие внутриобщинных экономических процессов привело к выделению семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки и обособлению различных социальных слоев – земледельцев, ремесленников, общинной знати, жречества. Воспитание в каждом из этих слоев приобретало свои специфические черты, ориентировалось на свой идеал. Но во всех слоях общества главную роль в воспитании играла семья. Обособление ремесел создает базу для ученичества.



Социальное воспитание у древних славян осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением.

 

Социальное воспитание в Киевской Руси и

Русском государстве 10-16 в.в.

Принятие христианства (998 г) раскололо единое языческое мировосприятие. Ф.И.Буслаев пишет, что внедрившееся «сверху» христианство поразило уникальное состояние культуры: расщепление народной души, ее разделение на культуру языческую, « ночную» и культуру «дневную, ученого меньшинства, их сосуществование на века.

Из Византии, самой культурной страны средневековья, хранительницы древнегреческой культуры, вместе с новой религией в Русское государство пришла и переводная литература.

Уже киевский митрополит Илларион в XIв. в своем «Слове о законе и благодати» построил богословско-историческую концепцию, в которой русская земля рассматривалась как часть общемирового процесса торжества божественного «света» над «тьмой».. Подобный менталитет нашел отражение и в педагоги­ческой мысли России.

В известном памятнике древнерусской культуры и педагоги­ки — «Поучении Владимира Мономаха» (XIIв.) было уже ска­зано о необходимости связи воспитания с практическими по­требностями человека, обоснована идея деятельного отноше­ния к "жизни». По мысли Владимира Мономаха, нужно приучать детей преодолевать трудности, а иные жизненные ситуации требуют не только просто послушания, но и активности и трудолюбия, без чего нельзя говорить о достоинстве и чести чело­века. В «Поучении» содержится мысль о том, что успех воспита­ния зависит не от отдельных наставлений, а от совокупности многообразных воспитательных средств, включая, например, этикет, манеры и тон поведения.

С древних времен на Руси создавались руководства мораль­ного характера, определяющие поведение человека в семье, об­ществе, его взаимоотношения с другими людьми, — с конца XVI века их называют «домостроями». В одном из таких руко­водств — «Поучения и показания всякому православному хрис­тианину» — выделена была специальная глава «Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе Божием», в которой в качестве главного средства воспитания детей «всякому поряд­ку» названы дом, семья, живой пример родителей. Эти идеи были развиты в таких известных педагогических сочинениях XVII в., как «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого и книгах Симеона Полоцкого «Обед душевный» и «Ве­черя душевная» (Никитин, 1999).

 

 

Тема 11. Развитие воспитания и педагогической мысли в России в 18 в.

Общая характеристика

В XVIII в. в России произошли заметные сдвиги в социальных отношениях, экономике и культуре, в сфере образования и воспитания. Повсеместно стали создаваться госу­дарственные общеобразовательные, профессиональные и воспита­тельные учреждения, были открыты Академия наук, Петербург­ская учительская семинария, женские светские учебные заведения.

 

Реформы Петра 1

Важное значение для развития этих процессов имели реформы Петра I в области просвещения. В обществе укреплялось понима­ние необходимости светского, государственного регулирования воспитания и обучения. Появились новые государственные учеб­но-воспитательные учреждения, в которых осуществлялись общее образование и профессиональная подготовка. В первой четверти XVIII в. во всех губерниях создаются государственные начальные (цифирные) школы, в которых обучались дети от 10 до 15 лет. Школьные реформы затрагивали и церковное образование: была организована широкая сеть архиерейских школ и духовных семи­нарий.

В 1721 г. по инициативе известного церковного и общественно­го деятеля Феофана Прокоповича был открыт Дом сирот и бедных детей. Для них он написал специальную учебную книгу «Первое учение отрокам» с советами правильного воспитания детей. По указанию Петра I было опубликовано в 1717 г. под названием «Юности честное зерцало».

Были открыты Академия наук, Петербургская учительская семинария, женские светские учебные заведения.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.