Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ





В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

 

История Древней Индии подразделяется на два основных пе­риода: дравидско-арийский и буддийский, рубежом которых является VI в. н. э. На первом этапе воспитание и обучение носили семейно-сословный характер. Школьное образование появилось в III —II тысячелетиях до н.э. Важным фактором развития воспита­ния и образования стала религиозная идеология брахманизма — индуизм. Индуизм — это не просто религия, это мировоззрение и образ жизни, система социальных и этических норм, совокуп­ность обрядов и праздников. Он был хорошо приспособлен к кас­товому укладу индийского общества и имел глубокую философ­скую направленность.

В Древней Индии в начале I тысячелетия до н. э. сложилась пе­дагогическая идея о том, что все члены высших каст обязаны прой­ти период ученичества под руководством наставника.

Древнеиндийское население было разделено на четыре касты, или варны, в соответствии с которыми целью воспитания стано­вилась подготовка к жизни в условиях своей «ниши» (касты). Ха­рактерной особенностью воспитания в этот период было отсут­ствие общего для всех воспитательного идеала. Для каждой касты существовали свои цели воспитания. Для брахманов (жрецов) счи­талось необходимым воспитание чистоты и праведности, для кшат­риев (воинов) важным было воспитание мужества и смелости, для вайшьев (земледельцев) — воспитание трудолюбия, а для шудр (слуг и ремесленников) — приучение к покорности.. Согласно индуистской тради­ции человек в своем жизненном цикле проходит четыре этапа: уче­ник, домохозяин, отшельник, аскет. Представители высшей касты (брахманы) должны были стремиться пройти через все этапы, для низших каст обязательными считались только два первых. Воспи­тание и обучение были призваны помочь человеку пройти этот путь.



Существенную роль в формировании человека выполняла об­рядность от зачатия и до самой смерти.

Важным в воспитательном отношении являлся обряд посвяще­ния (упанаяна), который на основе «Закона Ману» (свод этико-правовых норм, многовековых традиций и обы­чаев индийцев с учетом их происхождения и социального положения)

Педагогический смысл обряда посвящения заключался в завершении периода детства и начале новой жизни в период учени­чества.



Церемония посвящения в ученики рассматривалась как «вто­рое рождение». Только «дважды рожденные» получали право на совершение обрядов и на приобщение к текстам Вед. Древнеин­дийские тексты содержат многочисленные описания ритуала по­священия в ученики.

После такого обряда ученик поселялся в доме учителя. Гуру становился духовным «отцом» мальчика. Ученик должен был вес­ти скромный образ жизни, сопровождать гуру с непокрытой го­ловой и босиком. Воспитывался он в духе почтительности и пови­новения наставнику. Суровый порядок обучения, воздержание и запреты должны были придавать особые духовные силы. В ведах подчеркивалось значение воспитания и обра­зования — надзор за воспитанием детей считался одной из важней­ших обязанностей главы семейства.

 

Для понимания специфики индуистской цивилизации важно отметить особенность присущего ее культуре обращения к челове­ческой индивидуальности, осуществляющейся в рамках социума. Акцент делался на самосовершенствование, самовоспитание. Под­готовить человека к этому должно было общение с учителем.

На втором этапе истории Древней Индии определенное влияние на характер воспитания оказывало религиозно-фило­софское учение буддизм. Буддийская мораль предполагала равен­ство людей по рождению, отказ от насилия, воровства, развра­та, лжи и пьянства. Соединение норм морали с чистотой помыс­лов и поступков могло обеспечить верующему спасение. Буддизм отрицал принципы неравенства каст. Реализовывались эти идеи в буддийских школах — своеобразных центрах духовного образо­вания, существовавших преимущественно при монастырях. Та­кое образование рассматривалось как «восхождение» учеников от ступени к ступени. Большое внимание уделялось «избавлению души от страстей». Достичь этого можно было лишь благодаря правильному пони­манию своей сущности и места в мире. Процесс самосовершен­ствования был длительным и включал в себя предварительную стадию, стадию сосредоточенности и стадию окончательного усвоения.



Буддизм в Индии к началу II тысячелетия н.э. утратил свои позиции и постепенно переместился в Восточную и Юго-Восточ­ную Азию. Поэтому в Индии появились школы и при индуистских храмах. (Титов, 2003).

ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Ценный опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на развитие педагогических идей на всем Древнем Востоке и на по­следующее развитие школы и социальной педагогики, сложился в Древнем Китае. Здесь в VI в. до н. э. сформировалось несколько философ­ских направлений, наиболее известными из которых были конфу­цианство и даосизм.

Наибольшее воздействие на развитие образования, воспита­ния и педагогическую теорию оказали идеи китайского мыслите­ля и педагога Конфуция (551 —479 гг. до н.э.). К этому периоду в Китае был накоплен богатый педагогический опыт. Его осмысле­ние и обобщение приводило к выработке рекомендаций, которые содержатся в памятниках китайской письменности. Идеи Конфу­ция дошли до нас в изложении учеников и последователей в трак­тате «Беседы и суждения». Конфуцианство с момента возникновения видело в воспита­нии важнейшее условие политического прогресса, стабилизации государственной жизни и обеспечения благоденствия. Это во мно­гом обусловливалось подходом Конфуция к сущности человека, пониманием путей и способов формирования качеств идеальной личности. Поскольку люди по своей природе близки друг к другу, Конфуций утверждал, что в воспитании нельзя делать различий между людьми.

Он считал, что возможности людей от природы не одинаковы и в соответствии с этим выделял четыре категории внутри обще­ства. К первой относятся те, кто обладает совершенномудрием, да­рованным ему небом. Люди второй категории приобретают знания посредством учения (благородные мужи, составляющие опору по­рядка в Поднебесной). К третьей категории относятся те, кто учит­ся, несмотря на трудности. Четвертая категория — это народ, не способный к приобретению знаний.

Конфуций особо указывал на благородных мужей как на образ, идеал и цель воспитания. Благородный муж должен обладать высо­кими нравственными качествами (жэнь), суть которых человеколю­бие, гуманность. Данные качества, по убеждению Конфуция, долж­ны обязательно сочетаться в человеке с любовью к учебе. Наряду с жэнь благородный муж, по Конфуцию, должен обладать высокой духовной культурой (вень), приобретенной им в процессе обучения.

Подчеркивая связь моральных качеств и образованности в человеке, Конфуций ставил нравственное начало на первое место.

Большое внимание в воспитании человека Конфуций уделял ритуалу, который придает определенную направленность процессу образования и воспитания.

Своеобразной программой воспитания разносторонней лично­сти считалось обучение «сынов неба» «шести искусствам»: церемо­ниалу, музыке, стрельбе из лука, управлению колесницей, чтению и математике.

Важное значение Конфуций придавал личной активности каждо­го человека при овладении должными формами поведения и культу­рой, его движению по истинному пути. Он подчеркивал также необ­ходимость самообразования и стремления к самосовершенствованию.

Конфуций сформулировал ряд требований к воспитателю, ко­торый совершенствует себя, учит тех, кто стремится к достиже­нию знания, помогает тем, кто испытывает трудности в выраже­нии своих мыслей. Он требовал индивидуального подхода к уче­никам, тесного контакта между учителем и учеником.

В целом Конфуцию принадлежит одно из первых мест среди пе­дагогов древности по значению вклада, который он внес в развитие педагогической мысли Древнего Китая. Со II в. до н.э. конфуцианство было официальной идеологией, которая определяла характер вос­питания и обучения в Китае. Конфуций был объявлен величайшим из мудрецов и провозглашен учителем 10 тысяч поколений.

В целом педагогические традиции, зарождавшиеся в государ­ствах Древнего Востока, повлияли на развитие воспитания и обу­чения многих народов мира. ( Титов, 2003).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.