Сделай Сам Свою Работу на 5

Система воспитания и образования, созданная Екатериной 2-ой





Под влиянием идей просветителей Западной Европы Екатери­на II пришла к мысли, что обществу нужен человек, который сочетал бы образованность с профессиональной подготовкой, что воспитание должно способствовать формированию «новой поро­ды людей». Эти идеи получили отражение в «Наказе императрицы Екатерины II» — программном документе, в котором были наме­чены важнейшие направления государственной образовательной политики России второй половины XVIII века. В этом документе была сформулирована также мысль о том, что именно правильное вос­питание поможет каждому человеку осознать себя законопослуш­ным гражданином, преданным самодержавию. Такое воспитание, начинаясь с раннего возраста внушением «страха Божия», долж­но было приучать детей к выполнению функций, соответствую­щих его сословию. Затем планировалось прививать детям трудолю­бие, любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству. Екатерина Великая считала, что воспитанию «новой породы лю­дей» будет способствовать система закрытых учебных заведений.

Идеи Екатерины II разделял И. И. Бецкой, известный педагог и просветитель, получивший образование за границей. Его взгляды сложились под влиянием Дж. Локка, Ж.Ж.Руссо, К.А.Гельвеция. И.И.Бецкой считал, что посредством воспитания можно создать «новую породу людей». Главным условием формирования первого поколения таких людей является изоляция воспитанников от вред­ного влияния общества, предрассудков и пороков старого поко­ления.



В 1763 г. Бецкой представил Екатерине «Генеральное учрежде­ние о воспитании обоего пола юношества». В нем, а также в более позднем труде «Краткое наставление, выбранное из лучших авто­ров, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании де­тей от рождения до юношества» (1776) И.И.Бецкой выразил свои взгляды на всестороннее воспитание гуманных и справедливых дво­рян, а также купцов, промышленников, ремесленников, т.е. людей «третьего чина». С этой целью он предложил создать систему закрытых воспитательных учреждений сословного характера для детей с 5 — 6 и до 18 — 20 лет.

Были открыты воспитательные дома сначала в Москве, а затем в Петербурге, Смольный институт бла­городных девиц с мещанским отделением, где серьезное внимание уделялось физическому развитию детей и приобщению к домашне­му труду. Согласно уставам новых учреждений в них запрещалось применение телесных наказаний, использовался индивидуальный подход в оценке способностей каждого учащегося.



В целом можно отметить, что в России в XVIIIв., во-первых, была предпринята попытка создания сети государственных учеб­но-воспитательных учреждений, во-вторых, были сформулирова­ны ценные идеи о социальном воспитании граждан, в-третьих, сложился некоторый опыт общественного воспитания детей и мо­лодежи (Басов, 2005).

Тема 13. Социально – педагогические концепции в России (19 – начало 20вв.)

Социокультурные особенности развития России

В конце 19-го начале 20 вв.

Промышленный подъем 1890-х годов привел к формированию в России структуры развитого капиталистического производства, хотя и неравномерного в западных и юго-восточных губерниях. Неравномерность экономического развития регионов России усугублялась серьезными изменениями в социальной структуре. Инициативность, предприимчивость, высокая квалификация, способность быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям фабричного производства – вот те черты, которые требовались новому работнику. В этих условиях обнаружилось резкое несоответствие между образовательным уровнем основной массы аграрного населения и потребностями промышленности. Российское общество осознало, что потребность в качественно новой системе народного образования стала ключевой в решении актуальных проблем.



 

Исследования в области социальной педагогики на рубеже 19-20 вв.

( М.И.Демков, П.Ф.Каптерев, А.П.Медведков).

Работа М.И.Демковаохватила развитие педагогических теорий и становление системы народного образования со времен Древней Руси по 19 век. В ней достаточно много фактического материала, особенно в отношении воспитания и образования в России 19 в.

П.Ф.Каптерев рассматривал развитие воспитания в России с социальных позиций. Общественная педагогика, как наиболее полно отражающая интересы всего народа, по мнению Каптерева, была наиболее прогрессивной и сулила всяческие успехи в будущем.

А.П.Медведков представил принципиально новый подход к исследованиям истории педагогики, в том числе и социально-культурологический.

Основные направления в педагогике этого периода – экспериментальная педагогика и теория свободного воспитания. Предпринимались попытки создать целостную педагогическую теорию о природе человека и его становлении как личности.

К этим основным течениям необходимо добавить творчество религиозных философов, которые обратили внимание на проблемы воспитания человека в духе христианско-православной антропологии (М.А.Бердяев, С.М.Булгаков, П.А.Флоренский, В.В.Зеньковский, В.В. Розанов).

 

Авторские концепции экспериментальной педагогики и свободного воспитания.

Экспериментальной педагогикой занимались В.М.Бехтерев, А.П.Нечаев, А.Ф.Лазурский, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Нечаев и др.

В.М.Бехтерев (1857-1922) считал, что «кроме самых основных, элементарных проявлений нервно-психической сферы, относящихся собственно к рефлекторной ее деятельности, все остальные приобретения человеческой личности добываются путем постоянного упражнения и создания навыков, совокупность которых и составляет то, что называется воспитанием».

П.Ф.Лесгафт (1837-1909), как медик и педагог считал, что нужны не объяснения о необходимости физической подготовки, а методики ее проведения, что и доказал в своих многочисленных экспериментах,

П,Ф. Каптерев (1849-1922), исходя из положений экспериментальной психологии, рассматривал воспитание и обучение как последовательное развитие ребенка. Им предложена целостная концепция семейного, дошкольного и трудового воспитания.

К.Н.Венцель (1857-19047) выдвинул ряд взаимосвязанных принципов свободного воспитания: самоценность личности, самоценность детства, природосообразность воспитания, отделение школы от государства, отказ от оценок и экзаменов, право выбора уроков, и даже школы и семьи.

Теорию свободного воспитания поддерживали И.Горбунов-Посадов, В. Дурылин, С.Шацкийи др. Они верили в творческие силы ребенка, в его внутреннее стремление к их раскрытию, считали, что внешнее воздействие будет иметь тормозящее действие. В.Зеньковский охарактеризовал взгляды К.М. Вентцеля как крайний социально-педагогический утопизм, связанный с верой в то, что «через школу можно преобразовать жизнь».

В русле теории «свободного воспитания» оформилась «педагогика среды» С.Шацкого и представляет собой:

- гуманистическое отношение к личности, определяющее характер взаимоотношений воспитателей и воспитанников;

- построение педагогического процесса на основе знания детской психологии вообще, знание социальной среды в частности. Отсюда вытекает требование планомерного изучения социальной среды с точки зрения ее положительного и отрицательного потенциала;

- опора на традиции, обычаи, нормы микросреды, семьи, детских неформальных групп, общественных организаций;

- интеграция воспитательных усилий школы, населения, общественных организаций.

Цель «Сеттлемента» и других опытно воспитательных учреждений, создаваемых С.Т.Шацким – это распространение культуры среди всего населения.

 

Христианская педагогика

Кронштатский (1829-1908) – один из выдающихся православных наставников, много занимался благотворительностью, Он через свой духовный опыт отрицал те моралистические тенденции, которые получили широкое распространение в России.

Архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев) (1820-1911) предложил три принципа своей педагогической концепции:

- основное начало человеческой нравственности – вера в Бога;

- «раскрытие совести» - создание родителями и воспитателями у ребенка особого душевного настроя;

- «принуждение к добру», воспитание твердой воли, духовной бодрости.

Таким образом, все педагогические теории конца 19- начала 20 вв.

можно объединить общими положениями:

- гуманистическая и демократическая направленность, нацеленность на поиски путей повышения эффективности педагогических возможностей социума в интересах каждой личности;

- опора на отечественную культуру и своеобразие ментальности;

-системное видение решения социально-педагогических задач, охватывающее все сферы жизнедеятельности взрослых и детей.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.