Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-педагогический проект Роберта Оуэна (1771-1858)





Английский социалист-утопист Р. Оуэн под влиянием взглядов Гельвеция, Дж.Беллерса выдвинул идею о формировании характера в окружающей среде. «Убеждение, что характер человека формируется не им самим, а окружающими его условиями, естественно, наполнило мое сердце». В 19 лет он стал директором крупной фабрики в Манчестере.

В 1799 г он женился на дочери крупного фабриканта в Шотландии и стал директором – распорядителем его фабрики. Там он развернул масштабные реформы по изучению культуры труда и быта рабочих, по воспитанию детей. Оуэн создает институт для формирования характера. Постепенно поселение превратилось в образцовую колонию, в которой пьянство, воровство, проституция и др. исчезли. Через фонд помощи дети, больные, старики, пострадавшие получали социальную материальную поддержку.

Взаимодействие школы с семьями и окружающей средой стало нововведением в теории и практике социальной педагогики.

В 1824 г он создает в США первую коммунистическую колонию – Новая гармония и мечтает распространить коммунизм во всем мире. Но, потеряв почти все состояние, вернулся в Англию, где вновь пытался реализовать свои идеи. Последние годы жил в бедности в глухой провинции, осмысливая свои социально-педагогические эксперименты.



Трудности его деятельности связаны с тем, что успешность социально-педагогической деятельности зависела от его финансово-экономической самостоятельности. Другой важной причиной можно считать то обстоятельство, что он пытался вырастить «зародыши» нового общества в условиях капиталистического общества.

Несмотря на неудачи, его социально-педагогические эксперименты были первыми убедительными доказательствами высокой общественной роли социальной педагогики в решении социальных проблем. Нужно иметь ввиду, что им создавалось единое образовательное пространство, становящееся главным фактором социализации личности. (Беляев, 2003)

 

Проекты реформ народного образования в эпоху французской революции (1789-1794)

В 1789 г. во Франции произошла революция, имевшая общеевропейское и мировое значение и ознаменовавшая новую эру в развитии человечества. Революционной Фран­ции предстояло решить широкий спектр вопросов соци­ального устройства общества, в том числе и вопросы, свя­занные с культурой и образованием. Следует заметить, что вопросы народного образования стали предметом присталь­ного внимания участников революции с самого ее начала. В «Декларации прав человека и гражданина» (1789) про­возглашалась задача организации «общественного обра­зования, доступного всем гражданам, бесплатного в тех частях обучения, которые необходимы всем людям).



В законодательные учреждения революционной Фран­ции был представлен для обсуждения целый ряд проектов организации народного образования (Талейран, Кондорсе, Лепелетье, Гассенфратц — Лавуазье и др.) Несмот­ря на разность представляемых систем народного образо­вания, все эти проекты были пронизаны общими демокра­тическими требованиями: государственный и всеобщий характер образования, бесплатность и доступность обучения.

Кондорсе в своем "Докладе об общей организации народного образо­вания" (1792) предлагал сделать систему образования независимой от любого политического давления. В целом проект Ж.А. Кондорсе был весьма прогрессивен:

• преемственность ступеней образования,

• равенство в праве на образование всех людей,

• светскость школы,

• бесплатность обучения,

• усиление роли естественных наук.

Цель образования Ж.А. Кондорсе видел в открытии людям способов удов­летворения своих потребностей, в обеспечении своего благосостояния, познания и использования своих прав и обязанностей. Каждый человек сможет развивать свои природные таланты, и будет достигнуто фактическое равенство всех граждан.



Школы должны быть государственными, а обучение - бесплатным и безрелигиозным. Образование должно быть всеобщим, одинаковым для всех, но в то же время должно предоставлять возможность наиболее одаренной части граждан получать более высокое образование, углублять и расширять его.

Все образование Ж.А. Кондорсе предлагал разделить на четыре ступени.

• Начальные школы. На первой ступени детей должны были учить тому, что необходимо для самостоятельной деятельности: чтению, письму, элементам грамматики, правилам арифметики, простым методам измерения, сведениям о сельском хозяйстве и ремеслах, первым понятиям о морали, этике и принципах общественного строя. Для развития физических сил ребенка предполагалось использовать гимнастические упражнения. Такую школу и одного учителя должны были иметь каждые 400 жителей.

• Школы второй ступени - для детей из более или менее состоятельных семей. Здесь дети должны были получать знания, необходимые ремесленнику. При школах второй ступени Кондорсе считал нужным создавать библиотеки и кабинеты, оснащенные оборудованием, необходимым для изучения естественных наук. Такая школа должна была открываться в каждом административном округе и каждом городе с населением свыше 4 тысяч жителей.

• Институты представляли третью ступень, где должны были преподаваться предметы, связанные с практической деятельностью: сельским хозяй­ством, промышленностью, военным искусством, медициной. Та­кие учебные заведения должны были быть учреждены в каждом департаменте.

• Лицеи - четвертая ступень образования - здесь должны были готовить ученых. На всю Францию Ж.А. Кондорсе считал достаточным создать девять лицеев.

Возглавлять всю систему образования, по замыслу Ж.А. Кондорсе, должно было Национальное общество наук и искусств.

Л.М. Лепелетье в своем "Плане национального воспитания" полагал, что нужно решить проблему, состоящую из двух частей: народу нужно дать:

• во-первых, воспитание;

• во-вторых, образование.

И если образование, даже и доступное для всех, является собственностью ограниченного числа членов общества, то воспитание должно быть общим для всех.

Цель своего проекта он усматривал в организации воспитания действительно национального, действительно республиканского, действительно доступного для всех.

Для этого, считал Л.М. Лепелетье, необходимо издать декрет, по кото­рому всем мальчикам от 5 до 11 лет, без всякого различия и без всякого исключения, обеспечивалось бы общественное воспитание за счет рес­публики.

Период с 5 до 12 лет Л.М. Лепелетье считал решающим для физического и морального развития человека. Именно поэтому за детьми в этом воз­расте необходимы постоянные наблюдения, оказание им помощи. До пяти лет ребенок должен быть предоставлен заботам матери. По мнению Л.М. Лепелетье, в пятилетнем возрасте отечество получит ребенка из рук природы, а в двенадцать лет оно сделает его членом общества.

Этот период наиболее подходит для общественного воспитания, наибо­лее пригоден для изучения не только различных ремесел, но и наук. Кроме того, ребенок уже в состоянии выбрать себе будущую профес­сию и начать ее изучение. На этом этапе общее воспитание и образова­ние должно закончиться, так как каждую профессию нужно изучать отдельно.

Л.М. Лепелетье предлагал в городах и сельской местности создавать дома национального воспитания, каждый из которых вмещал бы от 400 до 600 учеников. Эти учреждения должны находиться недалеко от места про­живания детей, чтобы родители могли часто навещать их. На од­ного учителя должно приходиться по 50 учеников, что не будет обреме­нительно для него, если старшие дети будут помогать в воспитании младших.

Задачей таких школ должно было стать "приготовление первичного ве­щества", вооружение детей сведениями, "одинаково полезными граж­данам в любом положении" ( Титов, 2003)

Ни один из пректов не был принят законодательными учреждениями революционной Франции и социально-педагогические идеи не были претворены в жизнь, но они оказали сильнейшее воздействие на развитие социально-педагогической мысли в последующем времени.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.