Социально-педагогический проект Роберта Оуэна (1771-1858)
Английский социалист-утопист Р. Оуэн под влиянием взглядов Гельвеция, Дж.Беллерса выдвинул идею о формировании характера в окружающей среде. «Убеждение, что характер человека формируется не им самим, а окружающими его условиями, естественно, наполнило мое сердце». В 19 лет он стал директором крупной фабрики в Манчестере.
В 1799 г он женился на дочери крупного фабриканта в Шотландии и стал директором – распорядителем его фабрики. Там он развернул масштабные реформы по изучению культуры труда и быта рабочих, по воспитанию детей. Оуэн создает институт для формирования характера. Постепенно поселение превратилось в образцовую колонию, в которой пьянство, воровство, проституция и др. исчезли. Через фонд помощи дети, больные, старики, пострадавшие получали социальную материальную поддержку.
Взаимодействие школы с семьями и окружающей средой стало нововведением в теории и практике социальной педагогики.
В 1824 г он создает в США первую коммунистическую колонию – Новая гармония и мечтает распространить коммунизм во всем мире. Но, потеряв почти все состояние, вернулся в Англию, где вновь пытался реализовать свои идеи. Последние годы жил в бедности в глухой провинции, осмысливая свои социально-педагогические эксперименты.
Трудности его деятельности связаны с тем, что успешность социально-педагогической деятельности зависела от его финансово-экономической самостоятельности. Другой важной причиной можно считать то обстоятельство, что он пытался вырастить «зародыши» нового общества в условиях капиталистического общества.
Несмотря на неудачи, его социально-педагогические эксперименты были первыми убедительными доказательствами высокой общественной роли социальной педагогики в решении социальных проблем. Нужно иметь ввиду, что им создавалось единое образовательное пространство, становящееся главным фактором социализации личности. (Беляев, 2003)
Проекты реформ народного образования в эпоху французской революции (1789-1794)
В 1789 г. во Франции произошла революция, имевшая общеевропейское и мировое значение и ознаменовавшая новую эру в развитии человечества. Революционной Франции предстояло решить широкий спектр вопросов социального устройства общества, в том числе и вопросы, связанные с культурой и образованием. Следует заметить, что вопросы народного образования стали предметом пристального внимания участников революции с самого ее начала. В «Декларации прав человека и гражданина» (1789) провозглашалась задача организации «общественного образования, доступного всем гражданам, бесплатного в тех частях обучения, которые необходимы всем людям).
В законодательные учреждения революционной Франции был представлен для обсуждения целый ряд проектов организации народного образования (Талейран, Кондорсе, Лепелетье, Гассенфратц — Лавуазье и др.) Несмотря на разность представляемых систем народного образования, все эти проекты были пронизаны общими демократическими требованиями: государственный и всеобщий характер образования, бесплатность и доступность обучения.
Кондорсе в своем "Докладе об общей организации народного образования" (1792) предлагал сделать систему образования независимой от любого политического давления. В целом проект Ж.А. Кондорсе был весьма прогрессивен:
• преемственность ступеней образования,
• равенство в праве на образование всех людей,
• светскость школы,
• бесплатность обучения,
• усиление роли естественных наук.
Цель образования Ж.А. Кондорсе видел в открытии людям способов удовлетворения своих потребностей, в обеспечении своего благосостояния, познания и использования своих прав и обязанностей. Каждый человек сможет развивать свои природные таланты, и будет достигнуто фактическое равенство всех граждан.
Школы должны быть государственными, а обучение - бесплатным и безрелигиозным. Образование должно быть всеобщим, одинаковым для всех, но в то же время должно предоставлять возможность наиболее одаренной части граждан получать более высокое образование, углублять и расширять его.
Все образование Ж.А. Кондорсе предлагал разделить на четыре ступени.
• Начальные школы. На первой ступени детей должны были учить тому, что необходимо для самостоятельной деятельности: чтению, письму, элементам грамматики, правилам арифметики, простым методам измерения, сведениям о сельском хозяйстве и ремеслах, первым понятиям о морали, этике и принципах общественного строя. Для развития физических сил ребенка предполагалось использовать гимнастические упражнения. Такую школу и одного учителя должны были иметь каждые 400 жителей.
• Школы второй ступени - для детей из более или менее состоятельных семей. Здесь дети должны были получать знания, необходимые ремесленнику. При школах второй ступени Кондорсе считал нужным создавать библиотеки и кабинеты, оснащенные оборудованием, необходимым для изучения естественных наук. Такая школа должна была открываться в каждом административном округе и каждом городе с населением свыше 4 тысяч жителей.
• Институты представляли третью ступень, где должны были преподаваться предметы, связанные с практической деятельностью: сельским хозяйством, промышленностью, военным искусством, медициной. Такие учебные заведения должны были быть учреждены в каждом департаменте.
• Лицеи - четвертая ступень образования - здесь должны были готовить ученых. На всю Францию Ж.А. Кондорсе считал достаточным создать девять лицеев.
Возглавлять всю систему образования, по замыслу Ж.А. Кондорсе, должно было Национальное общество наук и искусств.
Л.М. Лепелетье в своем "Плане национального воспитания" полагал, что нужно решить проблему, состоящую из двух частей: народу нужно дать:
• во-первых, воспитание;
• во-вторых, образование.
И если образование, даже и доступное для всех, является собственностью ограниченного числа членов общества, то воспитание должно быть общим для всех.
Цель своего проекта он усматривал в организации воспитания действительно национального, действительно республиканского, действительно доступного для всех.
Для этого, считал Л.М. Лепелетье, необходимо издать декрет, по которому всем мальчикам от 5 до 11 лет, без всякого различия и без всякого исключения, обеспечивалось бы общественное воспитание за счет республики.
Период с 5 до 12 лет Л.М. Лепелетье считал решающим для физического и морального развития человека. Именно поэтому за детьми в этом возрасте необходимы постоянные наблюдения, оказание им помощи. До пяти лет ребенок должен быть предоставлен заботам матери. По мнению Л.М. Лепелетье, в пятилетнем возрасте отечество получит ребенка из рук природы, а в двенадцать лет оно сделает его членом общества.
Этот период наиболее подходит для общественного воспитания, наиболее пригоден для изучения не только различных ремесел, но и наук. Кроме того, ребенок уже в состоянии выбрать себе будущую профессию и начать ее изучение. На этом этапе общее воспитание и образование должно закончиться, так как каждую профессию нужно изучать отдельно.
Л.М. Лепелетье предлагал в городах и сельской местности создавать дома национального воспитания, каждый из которых вмещал бы от 400 до 600 учеников. Эти учреждения должны находиться недалеко от места проживания детей, чтобы родители могли часто навещать их. На одного учителя должно приходиться по 50 учеников, что не будет обременительно для него, если старшие дети будут помогать в воспитании младших.
Задачей таких школ должно было стать "приготовление первичного вещества", вооружение детей сведениями, "одинаково полезными гражданам в любом положении" ( Титов, 2003)
Ни один из пректов не был принят законодательными учреждениями революционной Франции и социально-педагогические идеи не были претворены в жизнь, но они оказали сильнейшее воздействие на развитие социально-педагогической мысли в последующем времени.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|