|
Управленческая структура коммерческого банка
Управленческая структура банка включает функциональнее подразделения и службы, число которых определяется экономическим содержанием и объемом выполняемых банком операций, которые отражены в Лицензии на осуществление данным банком банковской деятельности.
Обычно в составе управленческой структуры коммерческого банка выделяют следующие подразделения и службы: — управление депозитных и вкладных операций; — управление кассовых операций; — управление по работе с клиентами; — управление бухгалтерского учета и отчетности;
— управление внутреннего контроля;
— валютное управление;
— правовое управление;
— кредитное управление;
— управление инвестиций;
— управление ценных бумаг и финансовых услуг банка;
— управление маркетинга;
— управление по работе с филиальной сетью банка;
— управление охраны и собственной безопасности банка;
— административно-хозяйственное управление;
— планово-экономическое управление.
Условно все эти подразделения и службы можно объединитъ в пять блоков.
Первый блок — блок общих вопросов управления банком включает подразделения планирования и прогнозирования деятельности банка, а также подразделения собственной безопасности банка и правовое управление.
Назначение данного блока состоит в том, чтобы обеспечить целенаправленное развитие банка, выполнение стоящих перед ним задач, регулировать его доходы и расходы, поцолнять ресурсами, выполнять требования Центрального банка РФ по основным направлениям деятельности (качеству активов, достаточности капитала, ликвидности и др.). Чаще всего такие вопросы решаются в рамках планово-экономического управления. Его деятельность сконцентрирована на анализе текущей деятельности (доходы, расходы, прибыль, ликвидность), формирование уставного капитала, планирование деятельности головного подразделения банка и филиалов, методическое обеспечение. Управление финансами может быть выделено в самостоятельное управление.
[1] Противоречие между современным монетаристским и неоклассическим подходами снимается в контроверзе Патинкина на основе мотивационной модели формирования спроса на «реальные кассовые остатки» (эффект Хаберлера-Пигу).
[2] Напомним, что в странах с транзитивной экономикой этот агрегат обычно идентифицируется с наличными деньгами в обороте. Особое внимание к этому показателю обусловлено здесь недостаточностью и относительно низкой достоверностью статистической информации о динамике «широких» агрегатов и, одновременно, сохранением традиции жесткого контроля за наличными денежными потоками, унаследованной от командной экономики, а также наличием соответствующих возможностей. Изменение значений соответствующих показателей рассматривается как косвенная характеристика изменения скорости оборота денег в целом. На практике рассчитываются скорость возврата денег в кассы учреждений ЦБ и скорость обращения денег в наличном обороте. В условиях нестабильности финансового состояния предприятий, действующих в ситуации незавершенной институциональной реструктуризации, трудностей в проведении банкротств и эффективном перераспределении собственности, монопсонистическом давлении на оптовых рынках, приводящем к периодическому переполнению платежной сферы корпоративными денежными суррогатами, бартеризацией, сохранения в значительных, но изменяющихся объемах теневых налично-денежных потоков, указанные дина- мические характеристики денежного оборота фактически реагируют на влияние всех этих факторов, что порождает трудности в интерпретации полученной информации.
[3] Cm: Внешнеэкономическая деятельность/ Под ред. Л.Е. Стровского.-М., 1999, с. 335.
[4] См.: Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М., 1994, с. 180-211; Карелин B.C. Лекции "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения", - МУПК, 1999 - 2000.
[5] Считается, что первый банк соответствующий этим характеристикам , возник в 1407 г. в Генуе.
[6] Устойчиво закрепившийся, прежде всего, в германской традиции термин «коммерческий банк» восходит к периоду, когда кредитные отношения с реальным сектором базировались на учете коммерческих векселей. В настоящее время это понятие отражает, главным образом, деловой характер деятельности банка и соответствие ее содержания частно-правовой форме совершаемых сделок. Кроме того, оно не является общеупотребимым. Однако, альтернативная терминология не получила широкого распространения. В частности, определение «деловой банк» оказывается «занятым», поскольку, например, во Франции оно соответствует понятию инвестиционного банка (хотя это и не сопряжено с таким жестким ограничением специализации, как в американском Законе Гласа – Стиголла 1933 г.)
[7] В определенном смысле акционерные инвестиционные компании отличаются от банков по их роли в аккумулировании и капитализации индивидуальных сбережений больше, чем депозитные банки от организаций нефинансового сектора, в структуре источников денежных ресурсов которых разделение на собственные, заемные и привлеченные средства носит довольно условный характер. С другой стороны, фонды, открывающие пайщикам собственные счета, позволяющие им изымать средства, выписывая чеки на фонд, сближаются с депозитными корпорациями.
[8] Так, в США функции денежно-кредитного регулирования, частично, надзора и контроля за деятельностью КО реализуются в рамках системы Федрезерва. Функции проведения депозитно-чековой эмиссии в зоне евро, направленной на реализацию единой монетарной политики, согласованной странами-членами, переданы Европейскому ЦБ, устанавливающему соответствующие процентные ставки ит.д. ( функции ЦБ и казначейств стран-членов в сфере эмиссии наличных евро-банкнот и –монет на практике носят преимущественно технический характер). Некоторое исключение представляет «открытая» система Гонконга (КНР), где монетарная политика проводится по рекомендациям местного Правительства членами ассоциации ведущих банков, осуществляющих функцию эмиссии сянганского доллара, полностью обеспеченной их золотовалютными резервами. ЦБ Сингапура выполняет функции официального экспортно-импортного банка.
[9] Использование данного метода, рассматриваемого, прежде всего, с точки зрения регулирования банковской ликвидности, в процессе решения задач монетарной политики, связано с конфликтом между различными функциями ЦБ и средствами их реализации, что является аргументом в пользу выделения функции органа банковского надзора и соответствующей группы полномочий из сферы его компетенции и их передачи другим специальным органам.
[10] В некоторых случаях в условиях централизованной национальной платежной системы ЦБ как банк банков может выступает в качестве организатора межбанковских корреспондентских отношений и сетей платежей (централизованная модель платежной системы может также реализоваться на основе передачи соответствующих технических функций другому институту, корпорации. Как правило, ЦБ активно участвует в нормотворческой деятельности, обеспечивающей проведение банковских расчетов независимо от структурных особенностей платежной системы своей страны. Стабильность функционирования межбанковского рынка поддерживается с помощью кредитов «овернайт», операций типа продажи -- обратной покупки ценных бумаг, соответствующих определенным требованиям надежности и ликвидности, представленных в портфелях КБ, прежде всего ГКО, ГДО, ДГО, КО, капитальных нот и бон, бессрочных «золотообрезных» облигаций, векселей, эмитированных, индоссированных или авалированных КБ (тратт и ретратт), а также облигаций собственной эмиссии, краткосрочных ломбардных кредитов под залог этих бумаг. При этом обычно различают мероприятия по поддержанию текущей ликвидности межбанковского рынка, связанные с удовлетворением спроса на «короткие деньги», возникающего в условиях характерных для него временных разрывов, и операции открытого рынка, проводимые в интересах решения задач собственно монетарной политики, а также от аналогичных сделок, направленных на рефинансирование проблемных КБ для профилактики и преодоления кризисов кредитной системы в целом.
[11] ЦБ осуществляют прямое или облигационное, «неинфляционное» кредитование для покрытия дефицита бюджета, а также ( обычно по согласованию с Минфином, органами системы казначейства и т.д. ) – на покрытие кассовых разрывов внутри бюджетного года, главным образом путем приобретения и /или размещения казначейских векселей обеспечивает первичное размещение государственных обязательств на рынке. Предоставление кредитов непосредственно правительству, а также другим получателям в рамках финансирования официальных программ является менее приемлемым с точки зрения возможностей управления государственным долгом и осуществления денежно-кредитного регулирования.
[12] При этом не следует смешивать услуги страховщиков и операции КО, совершаемые при хеджировании рисков их клиентов и партнеров. В целом для мировой практики характерна тенденция унификации предоставления различных финансовых услуг кредитными и другими финансовыми организациями.
[13] Одновременно может лицензироваться осуществление ряда взаимосвязанных, но не одной и необязательно всех операций. Общая лицензия выдается одновременно с государственной регистрацией. Необходимым условием лицензирования некоторых операций является работа КБ в течение определенного срока после регистрации.
[14] См.: Карелин B.C. Лекции "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения". - МУПК, 1999 - 2000; Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М., 1994, с. 2S8 - 261.
[15] *Стандартные сокращения валют, принятые Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standartization — ISO).
[16] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 134.
[17] "Эффективный размер" страны определяется выражением ку, где у - ВНП страны,
а к — показатель, обратный скорости обращения денег в кругообороте доходов.
[18] Считается, что первый банк соответствующий этим характеристикам , возник в 1407 г. в Генуе.
[19] Устойчиво закрепившийся, прежде всего, в германской традиции термин «коммерческий банк» восходит к периоду, когда кредитные отношения с реальным сектором базировались на учете коммерческих векселей. В настоящее время это понятие отражает, главным образом, деловой характер деятельности банка и соответствие ее содержания частно-правовой форме совершаемых сделок. Кроме того, оно не является общеупотребимым. Однако, альтернативная терминология не получила широкого распространения. В частности, определение «деловой банк» оказывается «занятым», поскольку, например, во Франции оно соответствует понятию инвестиционного банка (хотя это и не сопряжено с таким жестким ограничением специализации, как в американском Законе Гласа – Стиголла 1933 г.)
[20] В определенном смысле акционерные инвестиционные компании отличаются от банков по их роли в аккумулировании и капитализации индивидуальных сбережений больше, чем депозитные банки от организаций нефинансового сектора, в структуре источников денежных ресурсов которых разделение на собственные, заемные и привлеченные средства носит довольно условный характер. С другой стороны, фонды, открывающие пайщикам собственные счета, позволяющие им изымать средства, выписывая чеки на фонд, сближаются с депозитными корпорациями.
[21] Так, в США функции денежно-кредитного регулирования, частично, надзора и контроля за деятельностью КО реализуются в рамках системы Федрезерва. Функции проведения депозитно-чековой эмиссии в зоне евро, направленной на реализацию единой монетарной политики, согласованной странами-членами, переданы Европейскому ЦБ, устанавливающему соответствующие процентные ставки ит.д. ( функции ЦБ и казначейств стран-членов в сфере эмиссии наличных евро-банкнот и –монет на практике носят преимущественно технический характер). Некоторое исключение представляет «открытая» система Гонконга (КНР), где монетарная политика проводится по рекомендациям местного Правительства членами ассоциации ведущих банков, осуществляющих функцию эмиссии сянганского доллара, полностью обеспеченной их золотовалютными резервами. ЦБ Сингапура выполняет функции официального экспортно-импортного банка.
[22] Использование данного метода, рассматриваемого, прежде всего, с точки зрения регулирования банковской ликвидности, в процессе решения задач монетарной политики, связано с конфликтом между различными функциями ЦБ и средствами их реализации, что является аргументом в пользу выделения функции органа банковского надзора и соответствующей группы полномочий из сферы его компетенции и их передачи другим специальным органам.
[23] В некоторых случаях в условиях централизованной национальной платежной системы ЦБ как банк банков может выступает в качестве организатора межбанковских корреспондентских отношений и сетей платежей (централизованная модель платежной системы может также реализоваться на основе передачи соответствующих технических функций другому институту, корпорации. Как правило, ЦБ активно участвует в нормотворческой деятельности, обеспечивающей проведение банковских расчетов независимо от структурных особенностей платежной системы своей страны. Стабильность функционирования межбанковского рынка поддерживается с помощью кредитов «овернайт», операций типа продажи -- обратной покупки ценных бумаг, соответствующих определенным требованиям надежности и ликвидности, представленных в портфелях КБ, прежде всего ГКО, ГДО, ДГО, КО, капитальных нот и бон, бессрочных «золотообрезных» облигаций, векселей, эмитированных, индоссированных или авалированных КБ (тратт и ретратт), а также облигаций собственной эмиссии, краткосрочных ломбардных кредитов под залог этих бумаг. При этом обычно различают мероприятия по поддержанию текущей ликвидности межбанковского рынка, связанные с удовлетворением спроса на «короткие деньги», возникающего в условиях характерных для него временных разрывов, и операции открытого рынка, проводимые в интересах решения задач собственно монетарной политики, а также от аналогичных сделок, направленных на рефинансирование проблемных КБ для профилактики и преодоления кризисов кредитной системы в целом.
[24] ЦБ осуществляют прямое или облигационное, «неинфляционное» кредитование для покрытия дефицита бюджета, а также ( обычно по согласованию с Минфином, органами системы казначейства и т.д. ) – на покрытие кассовых разрывов внутри бюджетного года, главным образом путем приобретения и /или размещения казначейских векселей обеспечивает первичное размещение государственных обязательств на рынке. Предоставление кредитов непосредственно правительству, а также другим получателям в рамках финансирования официальных программ является менее приемлемым с точки зрения возможностей управления государственным долгом и осуществления денежно-кредитного регулирования.
[25] При этом не следует смешивать услуги страховщиков и операции КО, совершаемые при хеджировании рисков их клиентов и партнеров. В целом для мировой практики характерна тенденция унификации предоставления различных финансовых услуг кредитными и другими финансовыми организациями.
[26] Одновременно может лицензироваться осуществление ряда взаимосвязанных, но не одной и необязательно всех операций. Общая лицензия выдается одновременно с государственной регистрацией. Необходимым условием лицензирования некоторых операций является работа КБ в течение определенного срока после регистрации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|