Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация платежного баланса по методика МВФ.





A. Текущие операции

Товары

Услуги

Доходы от инвестиций

Прочие услуги и доходы

Частные односторонние переводы

Официальные односторонние переводы

Итог А: Баланс текущих операций

B. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал
Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

Прочий долгосрочный капитал

Итог: А + В (соответствует концепции базисного баланса в США)

C. Прочий краткосрочный капитал

D. Ошибки и пропуски

Итог: А + В + С + D (соответствует концепции ликвидности)

E. Компенсирующие статьи
Движение золота.
Распределение и использование СДР
Переоценка валютных резервов
Итог: A+B + C + D + E

F.Чрезвычайное финансирование

G.Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов

Итог: A+B + C + D + E + F+G (соответствует концепции официальных расчетов).

Н. Итоговое изменение резервов

Золото

СДР

Резервная позиция в МВФ

Иностранная валюта

Прочие требования

Кредиты МВФ

Принятая МВФ классификация статей платежного баланса используется странами-членами Фонда, включая Россию, как основа для национальных методов классификации.



 

Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующимипричинами:

· платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в
длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активно
сальдо - у других;

· после отмены золотого стандарта в 30-х годах нашего столетия стихийный механизм выравнивания платежных балансов путем ценового peгулирования действует слабо, поэтому здесь требуются целенаправленные государственные меры;

· в условиях интернационализации хозяйственных связей повысило
значение платежного баланса в системе государственного регулировавния экономики. Задача его уравновешивания входит в круг задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных платежного баланса, а также покрытие сложившегося отрицательного сальдо.



Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

· государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы;

· значительная доля (до 40 - 50%) национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет;

· непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта,заемщика;

· регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

 

При дефицитном платежном балансе предпринимаются мероприятия с целью:

· стимулирования экспорта;

· сдерживания импорта товаров;

· привлечения иностранных капиталов;

· ограничения вывоза капиталов.

Одним из методов регулирования платежного баланса при его дефиците является дефляционная политика, которая направлена на сокращение внут­реннего спроса. Она предусматривает ограничение бюджетных расходов пре­имущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы.

К числу инструментов дефляционной политики относятся финансовые и денежно-кредитные меры, в частности:

· уменьшение бюджетного дефицита;

· изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика);

· кредитные ограничения;

· установление пределов роста денежной массы.

В условиях экономического спада, при наличии большой армии безра­ботных и резервов неиспользованных производственных мощностей поли­тика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.



Другим методом регулирования дефицитного платежного баланса явля­ется девальвация - понижение курса национальной валюты, направленное
на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров.

Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономичес­кой и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек про­изводства отечественных товаров, содержащих импортную компоненту, повышению цен в стране и последующей утрате конкурентных преиму­ществ на внешних рынках. Поэтому хотя девальвация и может дать стране временные преимущества, но во многих случаях она не устраняет причины дефицита платежного баланса

Валютные ограничения - блокирование выручки экспортеров в иностранной валюте, лицензирование продажи иностранной валюты импорте­рам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках. Все эти меры направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

Для уменьшения дефицита платежного баланса в целях притока в капиталовиспользуются также меры финансовой и денежно-кредитной:

· бюджетные субсидии экспортерам;

· протекционистское повышение импортных пошлин;

· отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям
ценных бумаг, и др.

Государство использует специальные меры, оказывающие воздействие на платежный баланс в ходе формирования его основных частей - торгового баланса, баланса "невидимых" операций, движения капитала.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. Для этого государство осуществляет следующие мероприятия:

· стимулирует экспорт на стадии реализации товаров путем воздействия
на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т. д.);

· предоставляет целевые экспортные кредиты для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении
внешних рынков;

· страхует экспортеров от экономических и политических рисков;

· вводит льготный режим амортизации основного капитала;

· предоставляет иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

В целях регулирования платежей и поступлений по "невидимым"
операциям
платежного баланса принимаются следующие меры:

· ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

прямое или косвенное участие государства в создании туристической
инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;

· содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для
уменьшения расходов по статье Транспорт";

· расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т. д.;

· регулирование миграции рабочей силы, в частности ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

 

Регулированиедвижения капиталов направлено, с одной стороны,
поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, со­здающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечива­ют страхование коммерческого и политического риска.

При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерно активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы (финансовые, кредитные, валютные, ревальвация валют и др.) используются с целью:

· расширения импорта;

· сдерживания экспорта товаров;

· увеличения экспорта капиталов (в том числе в форме кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.

Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий:

· рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров
и др.);

· экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движе­ния капиталов, девальвация и т.п.).

Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но исальдо платежного баланса. Для погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных зай­мов. Коммерческие банки также активно участвуют (особенно евробанки) впокрытии дефицита платежного баланса.

Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами меж­дународных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и необусловленность стабилизационными програм­мами. Однако банковские кредиты относительно дороги и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.

К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для баланси­рования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной про­блемой. Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат официальные резервы конвертируемой иностранной валю­ты. Используется также иностранная помощь в форме субсидий и даров..

Активное сальдо платежного баланса используется государством для:

· погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны;
предоставления кредитов иностранным государствам;

· увеличения официальных золотовалютных резервов;

· вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

Новым явлением с середины 70-х годов сталомежгосударственное регулирование платежных балансов. Оно возникло как следствие наличия хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних фактор воспроизводства длительное неравновесие платежных балансов усиливает диспропорции вэкономике отдельных стран и в мировом хозяйстве, этому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса.

Кмежгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:

согласование условий государственного кредитования экспорта;

· двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные
кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашения
"СВОП";

· кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем и политического харатера. Покрытие дефицита платежного баланса для таких стран возможно лишь за счет обусловленных кредитов (например, МВФ), предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов 1 международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. По этому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.