Классификация платежного баланса по методика МВФ.
A. Текущие операции
Товары
Услуги
Доходы от инвестиций
Прочие услуги и доходы
Частные односторонние переводы
Официальные односторонние переводы
Итог А: Баланс текущих операций
B. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал Прямые инвестиции
Портфельные инвестиции
Прочий долгосрочный капитал
Итог: А + В (соответствует концепции базисного баланса в США)
C. Прочий краткосрочный капитал
D. Ошибки и пропуски
Итог: А + В + С + D (соответствует концепции ликвидности)
E. Компенсирующие статьи Движение золота. Распределение и использование СДР Переоценка валютных резервов Итог: A+B + C + D + E
F.Чрезвычайное финансирование
G.Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов
Итог: A+B + C + D + E + F+G (соответствует концепции официальных расчетов).
Н. Итоговое изменение резервов
Золото
СДР
Резервная позиция в МВФ
Иностранная валюта
Прочие требования
Кредиты МВФ
Принятая МВФ классификация статей платежного баланса используется странами-членами Фонда, включая Россию, как основа для национальных методов классификации.
Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующимипричинами:
· платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активно сальдо - у других;
· после отмены золотого стандарта в 30-х годах нашего столетия стихийный механизм выравнивания платежных балансов путем ценового peгулирования действует слабо, поэтому здесь требуются целенаправленные государственные меры;
· в условиях интернационализации хозяйственных связей повысило значение платежного баланса в системе государственного регулировавния экономики. Задача его уравновешивания входит в круг задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных платежного баланса, а также покрытие сложившегося отрицательного сальдо.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
· государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы;
· значительная доля (до 40 - 50%) национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет;
· непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта,заемщика;
· регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.
При дефицитном платежном балансе предпринимаются мероприятия с целью:
· стимулирования экспорта;
· сдерживания импорта товаров;
· привлечения иностранных капиталов;
· ограничения вывоза капиталов.
Одним из методов регулирования платежного баланса при его дефиците является дефляционная политика, которая направлена на сокращение внутреннего спроса. Она предусматривает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы.
К числу инструментов дефляционной политики относятся финансовые и денежно-кредитные меры, в частности:
· уменьшение бюджетного дефицита;
· изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика);
· кредитные ограничения;
· установление пределов роста денежной массы.
В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.
Другим методом регулирования дефицитного платежного баланса является девальвация - понижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров.
Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.
Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, содержащих импортную компоненту, повышению цен в стране и последующей утрате конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя девальвация и может дать стране временные преимущества, но во многих случаях она не устраняет причины дефицита платежного баланса
Валютные ограничения - блокирование выручки экспортеров в иностранной валюте, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках. Все эти меры направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.
Для уменьшения дефицита платежного баланса в целях притока в капиталовиспользуются также меры финансовой и денежно-кредитной:
· бюджетные субсидии экспортерам;
· протекционистское повышение импортных пошлин;
· отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг, и др.
Государство использует специальные меры, оказывающие воздействие на платежный баланс в ходе формирования его основных частей - торгового баланса, баланса "невидимых" операций, движения капитала.
Важным объектом регулирования является торговый баланс. Для этого государство осуществляет следующие мероприятия:
· стимулирует экспорт на стадии реализации товаров путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т. д.);
· предоставляет целевые экспортные кредиты для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков;
· страхует экспортеров от экономических и политических рисков;
· вводит льготный режим амортизации основного капитала;
· предоставляет иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.
В целях регулирования платежей и поступлений по "невидимым" операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
· ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
· содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье Транспорт";
· расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т. д.;
· регулирование миграции рабочей силы, в частности ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.
Регулированиедвижения капиталов направлено, с одной стороны, поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.
При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерно активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы (финансовые, кредитные, валютные, ревальвация валют и др.) используются с целью:
· расширения импорта;
· сдерживания экспорта товаров;
· увеличения экспорта капиталов (в том числе в форме кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.
Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий:
· рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.);
· экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.п.).
Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но исальдо платежного баланса. Для погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. Коммерческие банки также активно участвуют (особенно евробанки) впокрытии дефицита платежного баланса.
Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и необусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дороги и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.
К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи
В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат официальные резервы конвертируемой иностранной валюты. Используется также иностранная помощь в форме субсидий и даров..
Активное сальдо платежного баланса используется государством для:
· погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны; предоставления кредитов иностранным государствам;
· увеличения официальных золотовалютных резервов;
· вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.
Новым явлением с середины 70-х годов сталомежгосударственное регулирование платежных балансов. Оно возникло как следствие наличия хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних фактор воспроизводства длительное неравновесие платежных балансов усиливает диспропорции вэкономике отдельных стран и в мировом хозяйстве, этому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса.
Кмежгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:
согласование условий государственного кредитования экспорта;
· двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашения "СВОП";
· кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.
Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем и политического харатера. Покрытие дефицита платежного баланса для таких стран возможно лишь за счет обусловленных кредитов (например, МВФ), предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов 1 международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. По этому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|