Сделай Сам Свою Работу на 5

Инфляция, формы ее проявления и виды. Устойчивость денежного обращения





 

Инфляция представляет собой процесс обесценения денег, падения их покупательной способности, вызываемый повышением цен на фоне избыточной денежной массы, что связано с нарушением законов денежного обращения.

Инфляция свойственна любым моделям экономического развития. Это мировой экономический процесс. Вопрос в ее масштабах. Она ведет к перераспределению национального дохода через так называемый инфляционный налог, к социально-экономическому неравенству. Иногда инфляционные процессы специально стимулируются государством для решения внутренних экономических проблем. Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.

В качестве показателей уровня и динамики инфляции используются индексы цен –индекс потребительских цен (ИПЦ), индекс цен на продукцию промышленных предприятий (ИЦПП), рассчитываемые по методике Пааше, и так называемый дефлятор валового национального или внутреннего продукта, показывающий увеличение общего уровня цен в экономике.

В мировой экономике выделяют множество видов инфляции. Основные из них следующие.



1. В зависимости от пределов распространения – локальная и мировая. Первая ограничена рамками отдельной страны, ее экономики. Вторая охватывает несколько стран, регион.

2. В зависимости от темпов роста цен – умеренная, галопирующая и гиперинфляция. Годовые темпы роста цен при умеренной инфляции ориентировочно не превышают 5-10%; при галопирующей этот показатель может превышать 100; при гиперинфляции ее темпы могут составлять 30% и более в месяц. С точки зрения качественных характеристик рассматриваемых процессов при галопирующей инфляции растет неустойчивость функция спроса на деньги. При гипер – и супергипер- инфляции эти процессы выходят из-под контроля.

3. В зависимости от характера движения цен – ползучая и ступенчатая. При ползучей цены растут сравнительно медленно и равномерно, при ступенчатой – быстро и скачкообразно. Ступенчатый характер ценовой динамики зачастую соответствует галопирующей инфляции.

4. В зависимости от формы проявления – открытая и подавленная (скрытая). Открытая проявляется в росте цен. Подавленная проявляется в «вымывании» дешевого ассортимента продукции, происходит за счет искусственного сдерживания роста денежной массы, денежных доходов населения, фиксирования обменного курса национальной денежной единицы. Результатом ее является рост взаимных неплатежей субъектов хозяйствования, их кредиторской и дебиторской задолженности, задержки в выдаче зарплаты и пенсий, работа предприятий по сокращенным графикам, рост числа убыточных предприятий.



5. В зависимости от причин и способов возникновения:

-инфляция спроса – проявляется в превышении спроса на продукцию над ее предложением, возникает под воздействием избыточного платежеспособного спроса, созданного ростом денежной массы, необеспеченной товарными ресурсами;

-инфляция предложения – проявляется в росте цен, обусловленным увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов и мощностей;

-инфляция издержек –вызывается ростом цен на факторы производства, вследствие чего растут издержки производства, а с ними и цены на производимую продукцию. Например, рост цен на энергоносители;

-административная инфляция – порождается государственными органами ценообразования;

-кредитная инфляция – инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией Центробанка;

-импортируемая инфляция – вызывается воздействием внешних факторов, например, повышением цен на импортируемую продукцию.

Количественные подходы в теории денег акцентируют внимание на инфляции спроса, что соответствует представлениям о широких возможностях «денежной власти» и прежде всего ЦБ в регулировании объема денежных предложений. Неокейнсианские подходы базируются в основном на моделях инфляции предложения, при помощи которых обосновывается эффективность экзогенного вмешательства в действие рыночного механизма как средства более рационального использования латентных факторов производства, путем проведения активной финансовой и денежно-кредитной политики, направленной на регулирование рыночных процентных ставок, что, в свою очередь, рассматривается с точки зрения обеспечения приемлемого уровня эффективности капитала. В посткейнсианской модели Н. Калдора, абсолитизирующей кредитную природу денежной массы, инфляционные процессы находятся в долгосрочной зависимости от динамики и сдержек. Возможности проведения ЦБ результативной монетарной политики нейтрализуются необходимостью выполнения им функции кредитора последней инстанции для других банков, которые в условиях конкуренции удовлетворяют растущий спрос на деньги со стороны клиентов за счет снижения своей ликвидности.



6 По степени предсказуемости – ожидаемая инфляция, темпы которой прогнозируются заранее, и непредвиденная инфляция, когда ее уровень оказывается существенно выше ожидаемого.

Типичным проявлением инфляции выступает понижение обменного курса национальной валюты. Инфляция также выражается в дефицитности отдельных товарных групп, снижении качества продукции. В отдельные периоды времени отмечено специфическое протекание инфляционного процесса, получившего название стагфляции и представляющее собой сочетание стагнации (застоя) производства и инфляции.

Причины инфляции делят на денежные и неденежные. Денежные факторы дают, как правило, первичный толчок к развитию инфляции. Это эмиссия необеспеченных денег, покрытие за счет нее дефицита госбюджета, увеличение скорости оборота денег, превышение роста доходов населения над увеличением товарной массы и т.п. К неденежным факторам относят разбалансированность общественного производства, затратный механизм хозяйствования, неадекватную налоговую политику, политическую нестабильность и т.д.

Социально-экономические последствия инфляции проявляются в виде:

-обесценения накоплений юридических лиц и сбережений населения;

-сокращения инвестиций в экономике;

-ухудшения экономического положения населения – лиц, получателей фиксированных доходов;

-стремления превратить обесценившиеся национальные деньги в товар или твердую валюту;

-социального расслоения общества и обострения социальных противоречий;

-получения отдельными субъектами хозяйствования инфляционной сверхприбыли;

-вывоза национального капитала;

-общей нестабильности экономики и пр.

 

Методы регулирования денежного оборота и денежной массы

 

Управление денежным оборотом со стороны государства производится главным образом путем денежно-кредитного и бюджетно-финансового регулирования.

Денежно-кредитное регулирование денежного оборота и денежной массы является наиболее эффективным. Это одна из главных функций Центробанка. Денежно-кредитное регулирование проводится в рамках денежно-кредитной политики, которую Центральный банк разрабатывает и проводит. Обладая известной самостоятельностью от правительства, Центробанк в то же время при определении своей денежно-кредитной политики, выборе инструментов ее проведения осуществляет координацию намечаемых действий с органами исполнительной власти.

Для осуществления конкретной денежно-кредитной политики Центробанк использует следующие инструменты:

Эмиссионная политика.

Учетная политика.

Политика минимальных резервов.

Политика открытого рынка.

Валютная политика.

Эмиссионная политика – инструмент прямого действия на изменение денежного оборота и денежной массы. Как отмечалось выше, со стороны Центробанка эта политика может быть стимулирующей (агрессивной) и сдерживающей (рестриктивной). В первом случае проводится интенсивная эмиссия как наличных, так и безналичных (кредитная эмиссия) денег с целью оживления экономики, поддержания работы финансово неустойчивых предприятий. Во втором – осуществляется умеренная эмиссия (или не осуществляется вовсе) для сбалансирования роста денежной и товарной массы, снижения инфляции.

Учетная (дисконтная) и ломбардная политикареализуется в функции Центробанка быть кредитором в последней инстанции. Иначе говоря, Центробанк предоставляет коммерческим банкам ссуды на основе переучета векселей (учетная ставка) и под залог векселей (ломбардная ставка). В более общем виде Центробанк объявляет ставку рефинансирования, которая означает, под какой годовой процент он готов кредитовать коммерческие банки при недостатке у последних собственных кредитных ресурсов. Ставка рефинансирования Центробанка по сути определяет процентную политику в банковской системе страны. Она обозначает своего рода нижний процентный порог получения кредитов заемщиками. Коммерческие банки, заимствуя централизованные ресурсы Центробанка, выдают их в кредиты своим клиентам под более высокий ссудный процент для того, чтобы обеспечить процентную маржу.

Ставка рефинансирования должна быть выше темпов инфляции. В противном случае речь идет об отрицательной процентной политике Центробанка, которая может привести к исчерпанию ресурсов банковской системы. Банки, выдавая кредиты под ставку, которая ниже темпов инфляции, возвращают себе не возросшую сумму ссуженного капитала, а реально меньшую, «съеденную» инфляцией.

При излишней денежной массе в экономике Центробанк должен повышать ставку рефинансирования, делая тем самым свои централизованные кредиты, а, следовательно, и кредиты коммерческих банков более дорогими. Количество предприятий, способных кредитоваться под все более высокие проценты уменьшается, как и замедляются темпы роста ссудного капитала в экономике. Рост денежной массы в целом также замедляется, инфляция уменьшается.

При снижении ставки рефинансирования происходят обратные процессы. Поэтому она должна снижаться по мере того, как уменьшаются темпы инфляции.

Политика минимальных резервовсостоит в установлении Центробанком резервных требований к коммерческим банкам, заключающихся в обязательном хранении последними определенной части своих ресурсов на беспроцентных счетах в Центробанке. Данные обязательные резервы служат в качестве обеспечения всей кредитной системы государства. Изменяя норму обязательных резервов, Центробанк может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объемы кредитных вложений. Так, повышение нормы резервных требований ведет к снижению способности коммерческих банков кредитовать своих клиентов. Следовательно, ведет, в конечном счете, к ограничению роста денежной массы в экономике страны. Снижение этой нормы должно вызывать обратные процессы.

Политика открытого рынка – это метод денежно-кредитного регулирования, заключающийся в покупке и продаже Центробанком ценных бумаг от своего имени на денежно-финансовом рынке. В основном государственных ценных бумаг, а также ценных бумаг банков, коммерческих векселей, учитываемых Центробанком. При продаже Центробанком ценных бумаг, например, государственных краткосрочных облигаций, которыми он владеет, поглощается свободный капитал денежно-финансового рынка, сокращается кредитоспособность тех коммерческих банков, которые эти облигации приобрели, и создается возможность кредитной рестрикции. В результате рост денежной массы замедляется или денежная масса стабилизируется. При покупке Центробанком ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих банков.

Политика открытого рынка изменяет не величину капитала банковской системы в реальном исчислении, а только ее состав в деньгах или ценных бумагах. Свободная покупка и продажа ценных бумаг Центробанком облегчает процесс формирования банковских ресурсов и регулирования общей денежной массы.

Валютная политика. Денежно-кредитное регулирование имеет и внешнеэкономическую функцию, поскольку стабильность денежной единицы подразумевает ее устойчивость как во внутреннем обороте, так и в международном. В современных условиях в открытой экономике уровень валютного, то есть, обменного курса национальной денежной единицы, также выступает важным рычагом денежно-кредитной политики Центробанка. Здесь имеется в виду следующее:

а)учетная ставка, увеличение которой, например, стимулирует рост обменного курса национальной валюты, рост депозитных ставок процентов на вклады, в том числе в твердой валюте, что должно, в свою очередь, стимулировать приток из-за границы капиталов в иностранной валюте. Это положительно влияет на стабилизацию национальной валюты и денежной массы.

б)валютные интервенции, которые осуществляет Центробанк на валютной бирже. Если в процессе проведения торгов на бирже спрос на твердую валюту устойчиво превышает ее предложение, то уравновешивание спроса и предложения достигается за счет падения обменного курса национальной валюты, что чревато дополнительным толчком к инфляции. Чтобы это не происходило, Центробанк выставляет на торги дополнительные суммы в твердой валюте из своих золотовалютных резервов. Данное прямое вмешательство Центрабанка в деятельность валютного рынка и получило название валютной интервенции. Поддержание обменного курса национальной валюты ведет к стабилизации денежной массы в экономике.

Бюджетно-финансовое регулирование осуществляет главным образом Министерство финансов в координации с Центробанком. Посредством изменения величины и структуры доходной и расходной части госбюджета Министерство финансов может проводить ту или иную фискальную политику. Можно выделить так называемую стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. Суть стимулирующей политики – дать изначальный толчок развитию экономики, отдельных ее секторов. Для этого, с одной стороны, снижается налоговая нагрузка на производителей за счет уменьшения налоговых ставок с тем, чтобы они увеличили накопления на свое развитие. С другой – увеличиваются отдельные расходные статьи госбюджета с целью оживления тех секторов экономики, которые их обслуживают. Например, увеличение расходов на здравоохранение влечет за собой размещение дополнительных заказов на производство медикаментов, медицинского оборудования, расходных материалов и т.д. Рост расходов на образование способствует увеличению выпуска учебной литературы полиграфическими производствами, выпуска канцелярской мебели, лабораторного оборудования и т.п. Рост производства предприятий в отдельных секторах экономики оживляет деятельность их партнеров. Образуется своего рода положительная цепная реакция, которая должна привести к общему оживлению экономики.

При этом изначально за счет сокращения доходной части госбюджета и роста его расходной увеличивается его дефицит, что провоцирует инфляцию, увеличение денежной массы. Расчет делается на то, что существенное увеличение выпуска товарной массы за счет оживления экономики впоследствии «свяжет» лишние деньги.

Сдерживающая фискальная политика в принципе проводится с точностью до наоборот. Доходная часть бюджета увеличивается через рост налоговых ставок, экономятся государственные расходы (расходная часть бюджета). Дефицит госбюджета сокращается, либо даже превращается в профицит, то есть превышение его доходной части над расходной. Рост денежной массы замедляется, инфляция снижается.

На практике выделить в чистом виде проведение стимулирующей или сдерживающей политики со стороны Минфина сложно. Скорее можно установить использование отдельных элементов той или другой политики.

Вопросы для самоконтроля.

 

1 Какими факторами определяется стабильность денежного оборота? Каковы возможные причины его дестабилизации?

2 Как проявляется взаимосвязь динамики денежного оборота с основными макроэкономическими параметрами?

3 Как формируются денежные циклы разной длительности и колебания экономической конъюнктуры?

4 Каким образом может происходить количественная и ценовая адаптация к нарушениям рыночного равновесия?

5 В чем могу выражаться реакции субъектов корпоративного сектора и домохозяйств на дестабилизацию рынка денег?

6 Какими условиями определяется стабильность покупательной способности денег?

7 Какое влияние оказывают характеристики относительной устойчивости функции спроса на деньги и предложения денег на стабильность денежного оборота и его составных частей?

8 В чем проявляется взаимозависимость долгосрочных и краткосрочных изменений скорости оборота денег, величин различных денежных агрегатов и устойчивости покупательной способности платежных средств?

9 Как связаны изменения масштабов применения различных денежных и неденежных (бартер и т.д.) суррогатов в платежно-расчетных отношениях с объемными параметрами и динамическими характеристиками денежного оборота?

10 Как влияют мероприятия монетарной, фискально-бюджетной и валютно-финансовой политик на количественные показатели денежного оборота?

11 Какие институты осуществляют регулирование денежного оборота? Каким образом определяются их функции в этой сфере?

12 В чем заключается конфликт между задачами достижения относительной стабильности цен на внутреннем рынке, а также регулирования валютного курса и платежного баланса? Какие существуют подходы к разрешению противоречия целей внутренней и внешней стабилизации?

13 Каким образом дефицитное финансирование бюджетных расходов может влиять на устойчивость денежного оборота?

14 Как и в каких условиях может проводиться политика инфляционного стимулирования экономического роста? Каковы ее возможные последствия?

15 Какие промежуточные цели могут определяться в процессе разработки и проведения политики денежно-кредитной экспансии или рестрикции? Как рассчитываются соответствующие критериальные показатели?

16 На основе каких признаков в ходе моделирования процессов, происходящих на рынках ликвидности, выделяются различные виды инфляции и дефляции? Каковы их факторы и форма проявления с позиций методологических подходов, доминирующих в современной теории денег?

17 Как нарушение равновесия на рынке денег или стабилизация денежного оборота могут повлиять на различные секторы экономики, бюджетный процесс, социальную политику?

18 Существует ли связь между устойчивостью денежного оборота и ситуацией на рынках фондовых инструментов? Если да, то как реализуются эти взаимодействия?

19 Какие факторы оказывают влияние на оборот полноценных и неполноценных металлических денег, бумажных, неразменных и «классических» кредитных денег в зависимости от типов денежных систем и структуры денежной массы в обращении?

20 Как на стабильность рынков национальной и иностранной ликвидности влияют экспорт и импорт долгосрочного и краткосрочного капитала ( в форме реальных и финансовых активов), а также меры регулирования этих процессов?

21 Зависит ли устойчивость денежного оборота и подходы к его стабилизации от типа существующих денежных и валютных систем? В чем это проявляется?

22 Как происходит регулирование денежного оборота в современных условиях?

23 Какие методы могут применяться для достижения целей стабилизации денежного оборота?

24 Каковы сравнительные преимущества и недостатки сценариев «шоковой» и «градуалистской» антиинфляционной политики?

25 Как влияют ценовые ожидания политических и рыночных субъектов на долгосрочную и краткосрочную динамику денежного оборота и устойчивость его характеристик? Как они могут учитываться в процессе разработки и реализации стабилизационных мероприятий?

26 Как и в каких условиях возникают эффекты денежного голода и подавленной инфляции? В каких формах они могут проявляться?

27 Чем различаются инфляционные и дефляционные процессы в странах с развитой рыночной экономикой и в условиях развивающихся рынков стран с транзитивной экономикой и «догоняющим» типом развития? Как эти различия влияют на разработку и проведение стабилизационной политики?

 

Тестовые задания по теме

 

1. Кредитная эмиссия осуществляется за счет

 

а) увеличения резервной нормы центрального банка,

б) эмиссии ценных бумаг центрального банка,

в) эмиссии бумажных денег,

г) эмиссии государственных ценных бумаг,

д) увеличения избыточных резервов коммерческих банков.

 

2. Основным видом денежной эмиссии в настоящее время является

 

а) кредитная эмиссия,

б) налично-денежная эмиссия,

в) вывод из обращения ветхих денег и их замена,

г) эмиссия банковских пластиковых карточек.

 

 

3. При снижении резервной нормы центрального банка на 20 % объем депозитов в банковской системе может максимально измениться следующим образом:

 

а) уменьшится на 20 %,

б) уменьшится на 25 %,

в) возрастет на 25 %,

г) уменьшится на 40 %,

д) не изменится.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.