Экономическая сущность кредитной системы
Второй неотъемлемой составляющей финансово-кредитной системы является кредитная система. Кредитная система, так же как и финансовая система в отношении финансов, развивает и, конкретизирует понятие кредита. Кредит представляет собой совокупность экономических отношений, которые возникают между кредитором и заемщиком при передаче ссудного капитала на принципах платности, возвратности, срочности, обеспеченности, целевого характера и дифференцированного подхода.
Основой возникновения кредита является совокупность товарно-денежных отношений. Соответственно кредит может выступать в товарной и денежной форме. Кредит подразделяется на банковский, коммерческий, потребительский, лизинговый, ипотечный, международный и государственный. Отнесение государственного кредита к кредитным отношениям вызывает сомнение у многих финансистов, которые рассматривают государственной кредит как часть финансовой системы. С одной стороны, государственный кредит представляет собой классические кредитные отношения между кредитором и заемщиком на основе указанных принципов, когда одной из сторон выступает государство. С другой стороны, государство использует ссудный фонд для формирования и распределения централизованных фондов, выполняя свои функции, что является финансовыми отношениями. Таким образом, государственный кредит, стоящий на стыке финансовых и кредитных отношений, подтверждает связь между кредитом, и финансами, которая также вытекает из сходства функции распределения, присущей этим двум экономическим категориям.
Сущность кредита раскрывают его функции: перераспределительная и функция замещения наличных денег кредитными деньгами
Совокупность всех кредитных отношений образует кредитную систему. Существует и институциональное определение кредитной системы, отражающее совокупность кредитных институтов. Организационная структура кредитной системы сложна и неоднородна. В большинстве зарубежных стран она включает в себя три уровня, которые регламентируются национальным законодательством: центральный банк, коммерческие банки и другие специальные кредитно-финансовые учреждения.
Первым уровнем являются центральные банки, или, как их иногда называют, центральные эмиссионные банки, по причине закрепленного за ними монопольного права осуществления эмиссии законных платежных средств страны. Главной задачей централъных банков является обеспечение устойчивости денежно-кредитной системы, стабильного функционирования коммерческих банков. Основная функция центрального банка — реализация монетарной политики государства. В зависимости от вида монетарной политики различают главные цели центральных банков: стабильность цен, устойчивость национальной валюты, стабильность денежной массы и др. Существует четыре вида монетарной политики:
♦ таргетирование ваттного режима (exchange-rate targeting).
Эта стратегия представляет собой форму фиксации некоторого объема национальной валюты к такому товару, как золото (золотой стандарт), или, к валюте страны с низкой инфляцией. В качестве альтернативы может выступать ползущая фиксация обменных курсов с установленным процентом девальвации. Примером может служить Франция,которая привязала свою валюту к немецкой марке в 1987 г.,когда имела инфляцию 3 %, что было на 2 % больше, чем в Германии. К 1992 г. индекс инфляции во Франции упал до 2 % и был даже ниже, чем в Германии. Англия, зафиксировав в 1990 г. обменный курс фунта к марке, смогла снизить инфляцию к 1992 г. с 10 до 3%;
♦ таргетирование денежной массы (monetary targeting). Среди стран, которые регулированием денежных агрегатов пытались оптимизировать уровень инфляции, — США, Канада, Великобритания. На протяжении двадцати лет (с 1974 г.) этот режим применяли Германия и Швейцария;
♦ таргетирование уровня инфляции (inflation targeting). Первымгосударством, которое стало реализовывать эту политику, была Новая Зеландия (1990), за ней последовали Канада (1991), Великобритания (1992), Швеция и Финляндия (1993), Австралия и Испания (1994).
Режим целевого показателя уровня инфляции включает в себя несколько элементов: 1) среднесрочную декларацию достижения конкретных показателей инфляции; 2) включение целевых параметров
инфляции в долгосрочную концепцию развития государства; 3) снижение роли промежуточных показателей, например роста денежной массы, в общей стратегии достижения оптимального уровня инфляции; 4) достижение прозрачности долгосрочной монетарной политики путем придания гласности текущих задач и планов; 5) увеличение подотчетности центрального банка для достижения целевых уровней инфляции;
♦ таргетирование скрытого показателя (monetary policy with an implicit but not an explicit nominal anchor). Наиболее яркими примерами реализации данной стратегии являются США и Германия. Сущность таргетирования скрытого показателя заключается в разработке жесткой стратегии контроля будущего уровня инфляции. Эта стратегия предполагает тщательный мониторинг признаков надвигающейся инфляции, разработку и нанесение «предупреждающих ударов» потенциальной угрозе инфляционных процессов.
В своей деятельности центральный банк использует следующие инструменты.
Валютная интервенция. Органы монетарного регулирования могут проводить интервенции на валютном рынке с различными целями, в том числе для поддержания обменного курса и достижения желаемого уровня международных резервов. Для повышения курса национальной валюты проводится продажа, а для снижения — покупка иностранной валюты. Имеются различные приемы проведения валютной интервенции. Так, если Федеральная резервная система США периодически проводит скрытые интервенции, то Немецкий федеральный банк и Банк Англии широко освещают свое участие в этом мероприятии, чтобы сократить расход валюты для проведения интервенций. Иногда центральный банк пытается удерживать рынок путем «словесных интервенций», т. е. информируя участников о своей заинтересованности относительно тенденции движения валютного курса.
Девальвация / ревальвация. Регулирование курса национальной валюты путем девальвации — снижения ее официального курса по отношению к валюте-привязке (при ревальвации — повышение курса) предполагает резкий скачок и изменение валютного соотношения с последующей его официальной фиксацией.
Термины «девальвация» и «ревальвация» обычно используются при характеристике режима с фиксированным обменным курсом. В случае же изменения курса при плавающем механизме применяются термины «обесценение» и «удорожание» соответственно.
Операции на открытом рынке состоят в покупке или продаже ценных бумаг государства на вторичном рынке. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и, соответственно, их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении И, соответственно, к повышению обменного курса. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк представляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. В итоге увеличивается денежная масса иснижается валютный курс. Результат регулирования денежной массы посредством операций на открытом рынке схож с интервенцией и приводит к изменению обменного курса. Сочетание противоположных операций центрального банка на открытом рынке и интервенции в сопоставимых размерах носит название стерилизации и позволяет сохранить объем денежной массы, несмотря на изменение обменного курса. Впервые термин «операции на открытом рынке» стал использоваться в 20-х гг. XX в. в США, где такого рода операции государства получили наиболее широкое распространение. В начале 30-х гг. этот инструмент стал применяться в Великобритании и постепенно снизил долю учетных операций в политике Банка Англии. Приблизительно в то же время к проведению операций на открытом рынке приступил Рейхсбанк Германии.
«Учетное окно». Механизм учета представляет собой важный инструмент монетарного регулирования, при котором органы монетарного регулирования могут оказывать воздействие на количество резервных денег и обменный курс путем изменения суммы и условий предоставления своих кредитов. Так, повышение учетной ставки стимулирует приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, тем самым увеличивая массу иностранной валюты и повышая курс национальной денежной единицы. Например, установленный администрацией США в начале 1980-х гг. более высокий уровень процентной ставки, чем в странах Западной Европы и Японии, сделал доллар более привлекательной валютой для инвесторов из других стран, благодаря чему в Соединенных Штатах были созданы дополнительные рабочие места и в конечном итоге предпосылки для увеличения темпов экономического роста.
Нормы обязательных резервов. Монетарные власти могут воздействовать на обменный курс путем изменения величины обязательных резервов, которые коммерческие банки должны у них держать. Например, повышение нормы обязательных резервов заставит банковскую систему держать большее количество резервов для покрытия заданного уровня депозитов, в результате чего сократится предложение национальных денег и курс повысится. Однако в последние годы была отмечена тенденция снижения норм обязательных резервов или их полной отмены. Это связано с потерей конкурентоспособности банков. Из-за того что центральный банк обычно не платит процент по резервным счетам коммерческих банков, последние ничего не зарабатывают на них и теряют доход, который могли бы получить, если бы ссужали эти деньги.
Во всех странах монетарная политика центрального банка дополняется банковским регулированием и надзором за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций. Используя лицензирование банковской деятельности, установление обязательных нормативов, систему страхования вкладов, анализ отчетности, ревизию и проверку деятельности кредитных институтов, центральные банки стремятся поддерживать стабильность банковской системы, защищать интересы вкладчиков и кредиторов, не вмешиваясь при этом в оперативную деятельность кредитных организаций.
По признаку собственности центральные банки подразделяются на государственные, акционерные и смешанные. Государственными центральными банками являются Немецкий федеральный банк, Банк Англии, Банк Франции. Ярким представителем акционерных центральных банков является Федеральная резервная система США. К смешанным центральным банкам относятся те, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор (Банк Японии).
На втором уровне кредитной системы государства находятся коммеческые банки.Наиболее крупные из них являются институтам универсального профиля, выполняющими обширный круг операций и предоставляющими клиентам полное финансовое обслуживание
Стр 26-38
• предоставление ряда банковских услуг негосударственный организациям и прочим частным компаниям, а также населению;
• переучет торговых векселей.
Особый интерес для всех центральных банков представляв вопрос о степени их независимости. Рассмотрим одну из интереснейших методик, определяющую степень независимости Центрального банка, и пронаблюдаем, как это отражается некоторых макроэкономических индикаторах с точки зрения теории рисков. Эта методика разработана Мировым банком. Ее апробация проходила на примере 72 центральных банков различных регионов мира на протяжении почти 40 лет. Анализ осуществляется в соответствии с определенным набором показателей, объединенных в 4 группы, с учетом их специфики. Индикаторы могут принимать значения от 0 (полная зависимость банка от законодательной, исполнительной или других ветвей власти) до 1 (полная независимость банка). Чем выше суммарный балл, полученный Центральным (Национальным) банком страны тем он независимее и тем ниже риск вмешательства в его деятельность. Чаще всего это приводит к более умеренному страновому и валютному риску, а также ко всем видам внутренних рисков, связанных с эффективностью деятельности банковской системы и финансового сектора в целом.
I. Группа индикаторов, отражающих сведения о процедуре назначения, освобождения и продолжительности срока управления председателей (президентов) центральных (национальных) банков
1. Кто назначает главу Центрального (Национального) банка:
а) правление банка — 1,0;
б) совместно правление банка, исполнительная и законодательная власть государства — 0,75;
в) законодательная власть — 0,50;
г) коллективная исполнительная власть, т.е. Совет министров — 0,25;
д) один или два члена исполнительной власти — 0.
2. Кто освобождает главу Центрального банка:
а) в законе нет положений об освобождении — 1,0;
б) освобождение может произойти только по причинам, не относящимся к политике, — 0,83;
в) Правлением Центрального банка — 0,67;
г) законодательной властью — 0,50;
д) безусловное освобождение исполнительной властью — 0.
Что касается подотчетности Национального банка Президенту Республики Беларусь, то она означает:
• утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального Банка, изменений и дополнений, вносимых в него;
• назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального Банка, освобождение их от должности с уведомления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
• определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального Банка;
• утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального Банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального Банка (ч. 4 ст. 24.БК).
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в Закон № 394—1 от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» в статье 5 определяется, что Банк России подотчетен Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации, а это означает, что назначение на должность и освобождение от должности председателя ЦБ РФ производится Госдумой по представлению Президента РФ.
В Государственной думе высказывались предложения о внесении поправок в Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации», в соответствии с которым Банк России признавался бы федеральным государственным учреждением. Таким образом, проблема независимости главных банков не имеет однозначного решения.
Совет директоров самого банка назначает и освобождает от должности главу Центробанка в Швеции, Чили, Коста-Рике, Мексике.
Согласно статье 12 вышеупомянутого закона председатель Банка России назначается на должность сроком на 4 года и не может осуществлять свою деятельность более 3-х сроков подряд.
3. Имеет ли управляющий Центробанка право выполнять другую службу при правительстве:
а) нет — 1,0;
б) только с разрешения исполнительной власти — 0,50;
в) нет запретов — 0.
II. Группа индикаторов, относящихся к формированию и осуществлению денежно-кредитной политики (ДКП)
1. Кто формирует ДКП:
а) Центральный (Национальный) банк самостоятельно — 1,0;
б) работники банка под некоторым влиянием правительства— 0,67;
в) правительство, консультируемое банком, — 0,33;
г) банк не принимает участие в формировании ДКП — 0.
2. Кому принадлежит определяющее слово в разрешении конфликтов между Центральным банком и испольнительной властью по поводу проблем финансового сектора:
а) банку (по проблемам, четко определенным в законе о Центральном банке, как его цели и функции, или в случае конфликтов в самом банке) — 1,0;
б) правительству (по проблемам, нечетко определенным, как банковские цели и функции, или в случае конфликтов в самом банке) — 0,80;
в) совместно правлению банка, законодательной и исполнительной ветвям власти — 0,60;
г) законодательной власти (по политическим проблемам) — 0,40;
д) исполнительной власти — 0.
3. Роль банка в формировании бюджета страны:
а) Центральный банк активно влияет на формирование бюджета— 1,0;
б) банк не влияет на формирование бюджета — 0.
III. Группа индикаторов, связанных с основными целями банка, определенными законом о деятельности Центрального (Национального) банка
1.Как обозначены основные цели банка:
а) главная цель банка — стабильность цен, включая уровень инфляции, и активная позиция банка по различным правительственным целям — 1,0;
б) единственная цель — стабильность цен — 0,80;
в) стабильность цен — это одна из основных целей банка (например, стабильность банковской системы и/или денежного оборота) — 0,60;
г) поддержание стабильности цен вступает в конфликт с некоторыми целями Центрального (Национального) банка (например, с поддержанием уровня занятости трудоспособного населения в стране) — 0,40;
д) в законе о Центральном банке не обозначены его основные цели — 0,20;
е) в основные цели банка не включена стабильность цен — 0. Основные характеристики некоторых зарубежных центральных
(национальных) банков по этой группе индикаторов:
• стабильность цен с правом запрещать правительству действия, нарушающие эту стабильность, — в Германии и на Филиппинах;
• стабильность цен без права налагать вето на решения правительства — в Нидерландах, Финляндии, Греции, Замбии;
• стабильность цен и другие не противоречащие ей цели контролируются центральными банками в Гане, Таиланде, Нигерии, на Тайване;
• контроль за стабильностью цен существует параллельно с другими целями, которые могут вступить в противоречие с контролем за уровнем инфляции — в США, Уганде, Танзании, Панаме, Перу, Пакистане, Израиле.
IV. Группа индикаторов, связанных с возможностью банка предоставлять займы правительству и государственному сектору
В этой связи проводится анализ структурных характеристик кредитов — цели, объем, срок предоставления; возвратность; уровень процентных ставок и др.
1. Предоставления займов правительству:
а) не разрешено предоставлять кредиты — 1,0;
б) не существует законодательных ограничений предоставления кредитов — 0.
2. Условия предоставления кредитов определяются:
а) Центральным (Национальным) банком — 1,0;
б) конкретным договором (соглашением) — 0,33;
в) исполнительной властью — 0.
3. Потенциальными заемщиками Центробанка являются:
а) только центральное правительство — 1,0;
б) центральное правительство и местные органы управления — 0,67;
в) все правительственные уровни, включая государственный сектор, — 0,33;
г) правительства всех уровней, государственный и частный секторы — 0.
4. Ограничения на получение кредитов. Величина кредита определяется:
а) в размере суммы наличности — 1,0;
б) уровнем капитализации банковской системы в целом и структурой активов баланса— 0,67;
в) в зависимости от доли правительственных поступлений в капитал банка — 0,33;
г) в зависимости от доли правительственных расходов — 0.
5. Сроки платежей по выданным кредитам:
а) от 6-ти месяцев — 1,0;
б) совпадают с рыночным уровнем — 0,75;
в) процентная ставка ниже максимального уровня — 0,50;
г) уровень процентной ставки не регламентируется — 0.
6. Возможность банка продавать/покупать правительственные ценные бумаги на первичном фондовом рынке:
а) да— 1,0;
б) нет — 0.
С учетом всех формальных и неформальных факторов эксперты считают, что в первую десятку самых независимых центральных банков входят банки стран Германии, Швейцарии, Австрии, Дании, США, Канады, Ирландии, Нидерландов, Австралии, Исландии (ранжированы в порядке убывания).
В начале 90-х годов самые высокие индексы имели банки Германии (0,60 — 0,70), Швейцарии (0,65 — 0,68) и Австрии (0,58 — 0,62) при среднегодовой инфляции, составляющей 3 — 4%.
Прочие депозитарные учреждения (корпорации), к которым относятся:
1) депозитные банки — это банки, принимающие любые обязательства в форме депозитов, которые могут быть свободно, без дополнительной платы переведены при предъявлении в наличность или использованы в качестве средства платежа. Таким образом, к этому подсектору относятся институциональные единицы, чьи основные обязательства имеют форму переводных депозитов, выплачиваемых по требованию и переводимых по чекам или иным образом используемых для осуществления платежей. В некоторых странах со счетами органов денежных властей (например, казначейства) работают только центральные (национальные) банки, в других — такие операции могут осуществляться и через иные субъекты банковского подсектора;
2) другие банковские учреждения, включающие:
а) финансовые учреждения, принимающие депозиты. К ним относятся сберегательные банки, сберегательные и кредитные общества; ссудо- -сберегательные ассоциации, строительные общества, кредитные союзы и ипотечные банки, финансовые дома, учетные дома, торговые банки, паевые инвестиционные фонды (ПИФ). Эти финансовые учреждения имеют право принимать вклады, а также предоставлять коммерческие ссуды. Иногда их называют «банками с ограниченными услугами»;
б) институциональные эмитенты облигаций;
в) банки развития;
г) оффшорные банковские подразделения.
Небанковские финансовые учреждения. Эти институциональные единицы финансового сектора имеют право осуществлять некоторые банковские операции. Их доля в предоставлении банковских услуг растет во всем мире, и в последние 7—10 лет они являются основными конкурентами коммерческих банков. К небанковским финансовым учреждениям относятся:
а) страховые компании, которые осуществляют выплаты денежных пособий клиентам в случае, отраженном в договоре о страховании. Многие коммерческие институциональные единицы, банки и небанковские финансовые учреждения, организуют независимые дочерние страховые компании с целью обеспечения собственного страхования, которое является одним из основных способов управления всеми видами рисков. Такие компании называют подчиненными. Они получают страховые премии от головных компаний, а затем проводят операции по инвестированию своих активов для накопления резервов с целью осуществления будущих страховых выплат и получения прибыли, а также операции по перестрахованию, т.е. по перераспределению (диверсификации, распылению) рисков;
б) перестраховочные компании, специализирующиеся на страховании активов других страховых компаний. Они берут на себя обеспечение части полисов, выданных другими страховыми компаниями, в обмен на часть премий, вносимых по этим полисам. Таким образом, происходит перераспределение риска и выполнение установленных инструкцией норм достаточности капитала относительно общего объема полисов, которые разрешено держать на балансе. Перестрахование является одним из основных видов деятельности институциональных единиц этого подсектора, и практически все компании осуществляют перестрахование определенной части своей деятельности;
в) пенсионные фонды, которые представляют собой самостоятельные институциональные единицы, принимающие на хранение инвестирующие средства вкладчиков с целью получения средств для последующей выплаты пенсий. Они охватывают четко определенные группы физических лиц и чаще всего организуются в независимые институциональные единицы. Необходимо помнить, что фонды социального страхования относятся к сектору государственного управления. Участие в пенсионных программах может быть как добровольным, так и обязательным. Фонды могут быть организованы в индивидуальном порядке или на базе двустороннего соглашения между работниками и работодателями, при этом они могут финансироваться за счет резервов («обеспеченные резервами») или за счет текущих поступлений («необеспеченные резервами»);
г) лизинговые фирмы, или фирмы финансового лизинга, предоставляющие заемщику средства на приобретение определенного актива. Чаще всего — это дорогостоящее оборудование (корабли, самолеты и т.д.). Несмотря на то, что лизинговая компания является официальным владельцем товара (актива), условно считается, что произведена продажа арендатору, поскольку он получает все выгоды от использования актива. Таким образом, передаются и все виды рисков, связанных с использованием этих активов;
д) трастовые (доверительные) организации (счета) — это специализированные учреждения, которые принимают на себя доверительное управление имуществом, ценными бумагами, предприятиями, фирмами и др., т.е. это институт доверительной собственности. Траст-компании чаще всего являются акционерными обществами. Их капитал состоит из собственного капитала и капитала, принятого в доверительное управление (гарантированные фонды);
е) инвестиционные фонды (пулы), которые классифицируются как учреждения для проведения коллективных инвестиций в достаточно ликвидные ценные бумаги. Через инвестиционные пулы проходят значительные финансовые потоки. Обычно инвестиционные фонды классифицируются в зависимости от типа финансового инструмента, который занимает основную долю в его портфеле. Портфели инвестиционных компаний формируются так, чтобы оптимально отвечать интересам конкретного клиента. Многие инвестиционные фонды вкладывают свои средства в достаточно надежные краткосрочные инструменты, и поэтому для них на первом месте по значимости выступает портфельный риск наряду с кредитным и всеми видами внешних рисков. Другие фонды, отдавая должное предпочтениям своих клиентов, вкладывают средства в долгосрочные финансовые инструменты, которые имеют более высокий уровень доходности, и, таким образом, для них важнейшей становится динамика инвестиционного, процентного и кредитного рисков. Значение всех видов внешних рисков также повышается.
Вспомогательные финансовые учреждения, которые приобретают финансовые активы за свой счет и берут на себя финансовые обязательства (таким образом, они берут на себя и риски) на рынке, принимают депозиты до востребования, срочные и сберегательные вклады, а иногда выполняют и некоторые функции денежно-кредитного регулирования.
Финансовые посредники — хозяйствующие субъекты, которые предоставляют специализированные услуги, тесно связанные с посредничеством, но сами не привлекают средства и не выдают кредиты за свой счет. Иными словами, финансовые посредники осуществляют операции в качестве агента по поручению других физических и/или юридических лиц, т.е. без права распоряжения полученными и выплачиваемыми суммами. Основные финансовые посредники, услугами которых пользуются банки в других странах, — брокеры, триллеры, представители производителей, агенты-импортеры, компрадоры, дистрибъютеры, дилеры, джобберы и мелкие торговцы. Необходимо отметить, что порядок перечисления финансовых посредников не случаен — он ранжирован по частоте, с которой финансовые учреждения пользуются их услугами.
Иными словами, финансовое посредничество может быть охарактеризовано как производственная деятельность, в которой институциональная единица несет обязательства за собственный счет в целях приобретения финансовых активов посредством проведения финансовых операций на рынке. Роль финансовых посредников состоит в том, чтобы направлять в оптимальное русло средства кредиторов. Финансовые посредники принимают депозиты, выдают векселя, облигации и другие ценные бумаги. Они выступают не только как агенты конкретных институциональных единиц, но и берут на себя риск, принимая обязательства за свой собственный счет.
Рассмотренная выше классификация финансовых институциональных единиц называется классификацией первого уровня.
Финансовые корпорации и квазикорпорации могут также подразделяться на:
• государственные финансовые корпорации;
• акционерные, частные или совместные финансовые корпорации;
• финансовые корпорации, контролируемые из-за рубежа
Основныеe функции коммерческих банков можно объединить в три группы:
♦ банке играют ключевую роль в коммерческом обороте товаров и услуг. Они предоставляют участникам хозяйственной деятельности возможность осуществлять расчеты по заключаемым контрактам и договорам, используя инфраструктуру банковской системы и платежные инструменты;
♦ банки являются финансовыми посредниками, обеспечивающими в экономике процесс «сбережение — инвестиции», т.е., с одной стороны, они являются местом, где хранится основная масса временно свободных средств предприятий и населения, а с другой — служат источником
«средств для удовлетворения инвестиционных потребностей субъектов хозяйствования и граждан;
♦ коммерческие банки являются главным источником ликвидности экономики, позволяя покупателям и продавцам товаров и услуг осуществлять свою деятельность на постоянной, непрерывной основе. Без эффективной банковской системы возможности стабильного функционирования национальной экономики крайне ограничены.
Ресурсы банка складываются из собственных средств банка, т.е. его капитала, и привлеченных, т.е. заемных, средств, представляющих собой обязательства банка перед другими кредитными организациями, предприятиями и гражданами, разместившими свои средства в банке в качестве остатков на корреспондентских, расчетных и текущих счетах, депозитов, вложений в долговые ценные бумаги банка.
Операции, связанные с пополнением или расходованием капитала банка, т.е. по привлечению и возврату средств, принято называть пассивными. Это объясняется тем, что в балансе собственные средства и обязательства банка отражаются в пассиве (правой части баланса) Собственные вложения банка отражаются в активе баланса и соответственно называются активами, а операции—активными операциями.
Третий уровень кредитной системы представляют специализированные кредитно-финансовые учреждения. К специализированным кредитно-финансовым институтам (в Великобритании их еще называют околобанковскими институтами) относятся инвестиционные банки и компании, доверительные компании, ипотечные банки, пенсионные фонды, всевозможные взаимные и паевые фонды, кредитные союзы и ассоциации, компании по финансированию продаж товаров в рассрочку, факторинговые, форфейтинговые, лизинговые компании и т.д. Исторически некоторые из перечисленных учреждений возникали там, где образовывались ниши в удовлетворении" спроса на отдельные виды финансового обслуживания. Особенное распространение они получили в таких сферах, как привлечение мелких сбережений, кредит под залог земли и недвижимости, потребительский кредит, кредит сельскохозяйственным производителям, операции по финансированию и расчетам во внешней торговле, инвестирование капитала и размещение ценных бумаг промышленных компаний.
Одна из важнейших тенденций последних лет в развитии кредитных систем развитых зарубежных стран — стирание различий между отдельными видами банков, между банками и небанковскими кредитными организациями. Глобальная тенденция к универсализации деятельности крупных банков успешно сочетается с сохранением специализации целого ряда кредитных институтов на отдельных видах банковских операций.
Таким образом, кредитная система, представляющая собой совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения, включает в себя три уровня: центральный банк, коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения
Функционирование кредитной системы тесно связано не только с финансовой системой (в сумме они образуют финансово-кредитную систему), но и с денежной и валютной системами. Взаимосвязь очевидна, так как деньги (валюта) являются объектом кредита, а денежные отношения — необходимым условием возникновения кредитных и финансовых отношений. Поскольку финансовые отношения, как, впрочем, и кредитные, являются частью денежных отношений, то соответственно финансово-кредитная система может быть отнесена к определенной части денежной системы.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ ОСНОВЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|