|
Понятие и структура кредитной системы.
В качестве основного элемента институциональной структуры кредитной системы выступают банковские и небанковские кредитные организации (КО). Осуществляемая ими операционная банковская деятельность обеспечивает функционирование рынков ликвидности и капитала и взаимодействие субъектов реального и финансового секторов экономики между собой, а также с сектором домохозяйств. Лингвистически и этимологически понятие «банк» восходит к старофранцузскому или итальянскому обозначению «стол менялы», что согласуется с историческими данными о развитии банковских операций.
Банки в современном понимании возникают на таком этапе развития финансово-кредитных отношений, для которого характерна концентрация базисных банковских операций в одном центре, включающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты), их размещение на условиях возвратности, платности и срочности, открытия и ведения счетов клиентов[5]. Банк является основным структурным элементом банковской системы.
В настоящее время в подавляющем большинстве стран, где существует и развивается рыночная экономика, созданы двухуровневые банковские системы, организационно-структурные особенности которых во многом определяют состояние финансового сектора и экономики в целом. Двухуровневый характер банковской системы проявляется в том, что кредитные организации (банковские и небанковские) отделены от Центрального банка (ЦБ) и юридически ему не подчинены. ЦБ не является для них вышестоящей инстанцией. Вертикальный, иерархический характер взаимосвязей между уровнями системы наиболее наглядно проявляется в странах, в которых ЦБ непосредственно осуществляет надзор за деятельностью других банков и, в ряде случаев, небанковских кредитных организаций. Такая модель организации надзора наиболее распространена в странах, где созданы двухуровневые банковские системы, т. к. она позволяет обеспечить относительную простоту и эффективность исполнения функций надзора. В то же время для большинства государств с развитой рыночной экономикой, а также многих стран, относимых к новым и развивающимся рынкам, характерна тенденция к отделению надзорной деятельности, осуществляемой обычно отдельным небанковским государственным органом или многофункциональным институтом, регулирующим также другие финансовые рынки от основных функций традиционно относимых к компетенции центрального банка (проведение монетарной политики; кредитора последней инстанции, монопольного эмитента банкнот). Такая тенденция обусловлена стремлением предотвратить конфликт между этими функциями. Иногда эти особые институты и специальные органы делят надзорные полномочия с центральным банком своей страны, осуществляют их совместно с ним или делегируют ему функции агента в данной сфере.
В соответствии с положениями национального законодательства отдельных стран, нормами и обычаями финансового и банковского права КО рассматриваются в качестве субъектов банковских правоотношений. Участниками же банковских правоотношений (клиентами) могут быть другие юридические, а также физические лица, государственные органы, органы местного управления и самоуправления.. Т.е. участники банковских правоотношений не занимаются банковской деятельностью, они участвуют в этих отношениях только вместе с субъектами банковских правоотношений. Взаимоотношения между участниками без посредничества субъектов не являются банковскими правоотношениями, и, как правило, не регулируются соответствующими нормативными актами. В соответствии с общим подходом, наиболее последовательно реализованном в законодательстве государств европейской континентальной правовой семьи, никто, кроме банка, не вправе осуществлять вышеуказанные базисные операции в совокупности. Отдельные базисные операции могут осуществлять и другие организации. Если же банк осуществляет различные банковские операции, не совершая в совокупности указанные три базисных, то это обычно не влечет потери статуса банка. Также банк вправе осуществлять иные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.
Двухуровневая структура банковской системы определяется не только властным характером отношений между ЦБ и другими (банковскими и небанковскими) КО, представленными на втором уровне, но и равноправием последних, предполагающим горизонтальные отношения между ними.
ЦБ занимает первый (или верхний) уровень банковской системы. В банковских правоотношениях ЦБ выступает как орган государственного управления и как банк, осуществляющий банковские операции
Обеспечение функционирования кредитной системы предполагает создание определенной инфраструктуры (валютных и фондовых бирж, национальных, глобальных и локальных, банковских, корпоративных и др. систем расчетов и платежей, отличающихся по организационной структуре, инструментариям и степени централизации, системы гарантирования депозитов, бюро кредитных историй, различные технические средства и т.д.).
Банковские операции составляют исключительную правоспособность банков и НКФО. Именно эти операции, как правило, подлежат лицензированию соответствующими органами в случаях, определяемых законодательством (систематичность их осуществления и профильный характер деятельности организации). Иные финансовые и связанные с ними операции, такие как, операции с ценными бумагами, драгоценными металлами и камнями, поручительства – в отличие от гарантийных банковских операций, лизинг, консалтинг, составляют специальную правоспособность, зачастую осуществляются лицами, не являющимися субъектами банковских правоотношений, и обычно не подлежат лицензированию. Кроме того, банки и НКФО, как и другие лица, могут осуществлять торгово-хозяйственную деятельность для собственных нужд, составляющую их общую правоспособность.
Основными общими принципами банковской деятельности являются: обязательность получения КО лицензии на осуществление банковских операций; независимость КО, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими законодательными актами; разграничение ответственности между банками, НКФО и государством; обязательность соблюдения установленных пруденциальных норм; обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора КБ, НКФО; обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов; обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.
В случае, когда права и обязанности сторон прямо не урегулированы их соглашением или нормативными актами и невозможно использование аналогии закона, регулирующего сходные отношения, они могут определяться исходя из данных принципов.
Структура современного сектора финансовых учреждений и корпораций включает следующие институциональные звенья, или подсекторы:
I. Центральный банк (система Федрезерва, Европейский центральный банк).
II. Прочие банки и другие учреждения (корпорации), принимающие депозиты -- коммерческие банки[6], сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные торговые банки, банкирские дома и т.д.
III. Страховой подсектор -- страховые компании и пенсионные фонды, размещающие на финансовых рынках аккумулируемые временно свободные денежные средства страховых, резервных фондов и т.д..
IV.Специализированные небанковские кредитные организации и специализированные инвестиционно-финансовые институты --инвестиционные компании закрытого типа, в т.ч. фонды денежного рынка и взаимные фонды[7], финансовые компании, благотворительные фонды, трастовые (доверительные) организации, ссудо-сберегательные ассоциации, почтово-сберегательные учреждения, стройсберкассы, кредитные союзы, лизинговые фирмы, прочие.
V. Вспомогательные финансово-кредитные организации, приобретающие за свой счет финансовые активы, принимающие обязательства и т.д. Иногда им вменяются также отдельные функции денежно-кредитного регулирования.
VI. Специализированные финансовые посредники, которые самостоятельно не привлекают средства и не кредитуют клиентов за свой счет (использование брокерского кредита и т.д.) -- брокеры, дилеры, джобберы и т.п., минимейкеры, независимые депозитарии, агенты-импортеры, дистрибъютеры и т.д.
Такая схема является типичной для большинства промышленно развитых стран.
Противоречия между хозяйственно- и публично- правовыми аспектами статуса субъекта кредитной системы как института особенно ярко проявляются при рассмотрении основных уставных целей операционной деятельности ЦБ, банков развития, муниципальных и коммунальных банков и т.д., к которым не относятся получение или максимизация прибыли, а также увеличение рыночной капитализации. В связи с этим в практике ряда стран, таких, как ФРГ, Италия и др., применительно к ним, вне зависимости от формы и структуры собственности, а также вида собственников, используется особая правовая конструкция – «юридические лица публичного права», что предполагает сочетание характеристик юридического лица, проводящего соответствующие сделки гражданско-правового (коммерческого) характера, и публичного (государственного и т.п.) органа, выполняющего присущие ему функции, которые, в свою очередь, обеспечиваются необходимыми полномочиями. Если деятельность осуществляется в традиционной форме хозяйственных обществ, то они рассматриваются в качестве т.н. квазикорпораций, что отражает специфику политических мотивов их деятельности, а также порядка и процедур принятия решений органами корпоративного управления, самостоятельность которых может подвергаться определенным внешним ограничениям в соответствии с нормами публичного финансового (банковского) права. Статусные особенности, связанные с характером их ответственности, присущи также ссудно-сберегательным ассоциациям, организациям системы строительных сбережений, кредитных союзов и кооперативов, финансируемых и не финансируемых частных (корпоративных) пенсионных фондов и т.д., что в той или иной мере отражается в их локальных правовых актах, национальном законодательстве отдельных стран и др..
Структурные отличия национальных банковских систем, связанные с дифференциацией функций разных институтов, не оказывают принципиального влияния на двухуровневый характер банковских систем с точки зрения взаимодействия центрального банка с другими субъектами финансового сектора национальной экономики[8] в процессе регулирования денежной массы (см. далее, а также темы 5 и 6). Особую роль в современной мировой валютной системе, как уже говорилось, играют международные официальные финансовые организации (МВФ, группа Мирового банка и др.).
Государственное регулирование банковской системы связано, в первую очередь, с регулированием деятельности КО, которое осуществляется посредством государственной регистрации КБ и НКФО; лицензирования банковских операций; установления запретов и ограничений для КО; установления экономических нормативов для КО; надзора за деятельностью КО, выявления нарушений банковского законодательства и применения мер воздействия, установленных национальным деликтным правом и международными соглашениями; выявления случаев осуществления банковских операций без получения соответствующей лицензии и применения мер ответственности к лицам, осуществляющим такие операции. Отношения, складывающиеся по поводу государственного регулирования деятельности КО, носят в основном административно-правовой (публично-правовой) характер. Это проявляется в наличии властных полномочий у субъектов, осуществляющих государственное регулирование. КО не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам КО, за исключением случаев, когда оно само приняло на себя такие обязательства либо иное предусмотрено законодательством. В ряде случаев на банки, могут быть возложены контрольные и другие функции. Так, банки могут выполнять функции агентов финансового, налогового и валютного контроля, не являясь контролирующими органами. КО наделяются административными полномочиями в отношении своих клиентов, что в общем не соответствует характеру их деятельности, ограничивает сферу применения требований, вытекающих из необходимости соблюдения принципа банковской тайны. Банкам, с учетом их роли в осуществлении посреднических операций, в ряде случаев вменяется обязанность и ответственность, связанная с реализацией контроля за проведением клиентами безналичных расчетов, платежей и кассовых операций, а также принятием предусмотренных национальным законодательством (в соответствии с требованиями FATV и т.д.) мер по предотвращению «отмывания денег», их криминального использования, а также легализации доходов, полученных незаконным путем, чему придается большое значение в контексте координации усилий в борьбе с организованной и «беловоротничковой» преступностью, терроризмом и т.д..
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|