|
Публицистические памятники XV—XVI вв.
Памятники политической литературы, появившиеся в конце XV — начале XVI в. и связанные с образованием и укреплением Российского государства, объединены общей идеей исконности и незыблемости этого государства. Наибольшее распространение получили «Повесть о белом клобуке» и «Сказание о князьях Владимирских».
В «Повести о белом клобуке» говорится о том, как знаки высокого священнического сана — белый клобук и кресчатые ризы, пожалованные императором римским Константином папе Сильвестру, были после, разделения христианских церквей чудом перенесены в Царьград, а, оттуда переданы патриархом Филофеем на Русь новгородскому архиепископу Василию. «Повесть о белом клобуке» имеет более 250 списков. Из пяти редакций, которые выявляются с помощью текстологического сопоставления отдельных списков, наиболее резко отличаются по своей идейной направленности две: одна из двух пространных и одна из двух Кратких. Обе они возникли в Новгороде. Первая датируется концом XV — началом XVI в., а вторая, составленная на ее основе, — серединой XVI в. В Пространной редакции, оттеняющей мысль о духовном и политическом наследстве, перешедшем от Рима и Византии к России, к единому государству с большим будущим, воплощена общерусская идея «Москва — третий Рим». В Краткой редакции отразилась сложность межобластных отношений в процессе формирования централизованного государства. В ней сказалось усиление сепаратизма новгородского боярства, что проявилось в затушевывании общерусских политических идей и акцентировании значения Новгорода.
Еще большее богатство политических идей раскрывается в «Сказании о князьях Владимирских», созданном по заказу Василия III в начале XVI в. для обоснования родословия великих русских князей. Обращая внимание на преемственность русского самодержавия от императорского Рима и тем самым подчеркивая безусловную законность первого, «Сказание» вместе с тем показывает неразрывность исторических связей между Киевом, Владимиром и Москвой. В обстановке объединения русских земель вокруг Москвы этот акцент служил идеологическим обоснованием прав московских государей. Идеи «Сказания о князьях Владимирских» нашли отражение в «Степенной книге», Воскресенской летописи, макарьевских «Четь-ях-Минеях», в «Государеве родословце». Несмотря на то что «Сказание» носило легендарный характер, его использовали в политической практике правительства Василия III и Ивана IV. Иван Грозный, рассматривая «Сказание» в качестве официального источника, делал на него ссылки в своей духовной грамоте 1572 г.
В посланиях Ивана Грозного «Сказание» послужило целям идеологического обоснования прав на неограниченную самодержавную власть. Свои послания, обращенные к определенным лицам, Иван IV предназначал для широкого круга московских людей, для «всего Российского царства». Для выявления эпистолярного наследия Ивана IV (как и любого другого исторического лица) источниковеды, наряду с анализом самого содержания, большое внимание Уделяют исследованию литературного стиля и языка его произведений. В посланиях Ивана Грозного сочетаются элементы церковнославянского языка и деловой письменности, живая разговорная речь. Это определяет своеобразие словарного состава и литературного стиля посланий Ивана IV. Такой анализ помогает установить авторство Ивана Грозного, но он недостаточен для определения его автографов. В дополнение к нему требуется провести палеографическое исследование посланий в сохранившихся списках XVI в.
Среди посланий Ивана Грозного выделяется его переписка с князем «крестопреступником» Андреем Курбским. Она отражает социально-политические взгляды носителя и идеолога самодержавия с одной стороны, и представителя боярской оппозиции — с другой.' Грозный, отстаивая свое право на неограниченное самодержавие, заявляет, что он наследник византийских императоров и великих киевских князей, что власть досталась ему по закону «божиим изволением и родителей своих благословенем». Полемизируя с Курбским, Иван IV обосновывает необходимость для России борьбы с Ливонией за бывшие русские территории, за выход к Балтийскому морю, считая войну с Крымом второстепенной задачей своей внешней политики. Большое место отводится Иваном Грозным изобличению политических интриг и козней бояр в дни его малолетства и юности.
Едкое саркастическое послание царя белозерскому игумену Козьме направлено против сосланных в Кириллов монастырь и нарушающих монастырские порядки бояр Шереметьева и Хабарова. Иваном IV проявляются опасения, что монастыри благодаря крупным земельным вкладам бояр превращаются в их вотчины.
Послания к Василию Грязному и Симеону Бекбулатовичу представляют редкие источники, дающие возможность выяснить точку зрения Ивана Грозного на роль и значение опричнины. В этих посланиях сформулированы основные принципы внешней и внутренней политики правительства Ивана IV.
В ряд произведений, связанных с образованием и укреплением единого Российского государства, следует поставить и такой памятник XVI в., как «Домострой». Основное место в этой книге отведено советам по устройству хозяйства и быта семьи, но в ней рассматриваются и более общие, социальные вопросы. Главы «Домостроя» носят наставительный характер. Среди них имеется особая глава, в которой говорится о необходимости преданного отношения к царю и «властителям». «Царя бойся и служи ему верно, — учит «Домострой», — истину отвещай ему, яко самому богу». Такое возвышение личности самодержца служило той же цели укрепления центральной государственной власти.
Среди литературных памятников конца XV — первой половины XVI в. значительную группу образуют произведения церковно-политической мысли, отразившие взаимоотношения между различными классами и социальными слоями русского общества и ту острую идеологическую борьбу, которая им сопутствовала. Прежде всего следует обратить внимание на сочинения игумена Волоколамского монастыря Иосифа Санина (1440—1515 гг.). Его «Просветитель» (сборник обличительных слов), послания и монастырский «Устав» представляют, по существу, политические трактаты, рассчитанные на широкие круги светских феодалов и образованных горожан. Иосиф Волоцкий обрушивается на рационалистическую критику основных догматов православной церкви, с которой выступали новгородские еретики, и требует расправы с ними. В новгородской ереси он видит угрозу как существованию церкви, так и основам феодальной власти.
Помимо» пространной редакции «Устава» начала XVI в. существует более ранняя, краткая редакция того же произведения, возникшая в конца XV в. Сравнение этих двух редакций обнаруживает некоторую эволюцию взглядов Иосифа Волоцкого. В краткой редакции «Устава» Иосиф Волоцкий непременными условиями монашеской жизни при сохранении общего монастырского имущества ставил полное отсутствие личной собственности и обязательность труда для каждого из монахов. В поздней, пространной редакции «Устава» последовательно проводится принцип накопления монастырских богатств и делается упор на строгое соблюдение общежитийных монастырских правил. В «Уставе» и посланиях Иосиф Волоцкий отстаивает необходимость церковного землевладения, существование крупных богатых монастырей, которые, по его мнению, должны быть опорой великокняжеской власти и центрами подготовки высшего духовенства из среды феодалов.
Церковно-политические взгляды Иосифа Волоцкого получили развитие в произведениях его последователей — иосифлян, или стяжателей: в словах и посланиях митрополита Даниила, сочинениях Нила Полева, митрополита Макария, в произведении Зиновия Отенского «Истины показание». Взгляды иосифлян заняли господствующее положение в официальной идеологии России XVI в.
В это же время в России развилось другое направление церковно-политической мысли, сторонники которого получили название нестяжателей. Главой его был основатель заволжского (на р. Соре) монастыря Нил Сорский (1433 — 1507 гг.), происходивший из крупного боярского рода Майковых. Сочинения Нила Сорского (монастырский «Устав», «Предание учеником», послания) и его последователей отражали взгляды боярских кругов, недовольных ростом монастырского землевладения. Нил Сорский призывал монахов обратиться прежде всего к духовному совершенствованию, трудиться только ради пропитания и не заботиться о приобретении материальных богатств. Его ученики пришли к абсолютному отрицанию монастырских земельных владений. Этот же принцип развивал Васиан Косой (в миру — боярин Василий Патрикеев) в своих посланиях и в редактируемой им «Кормчей книге», откуда он исключил все разделы о монастырских владениях.
К нестяжателям по своим взглядам был близок крупный писатель, переводчик и церковно-политический деятель первой половины XVI в. Максим Грек, В своих «посланиях», «словах» и «сказаниях» Максим Грек разоблачал стяжательские стремления монахов и распущенность духовенства, писал о жестокой эксплуатации крестьян монастырями, о непосильных поборах с населения. В аллегорической форме он осмеливался даже говорить о «нестроениях и безчиниях царей и властей». Острота поднимаемых Максимом Греком социально-политических проблем делает его произведения одним из ярких источников по истории развития общественно-политической мысли феодальной Руси.
Своеобразным литературно-публицистическим памятником является «Судное дело Максима Грека». Исследование самого раннего списка «Судного дела» (открыт в 1968 г. в составе Сибирского сборника, датируемого 90-ми годами XVI в.) показал^, что в нем смешаны сведения о разных процессах, имеются недопустимые в «судоговорении» пропуски, сделаны тенденциозные вставки повествовательного характера (например, во введении дано осуждение «еретических» взглядов Максима Грека). Следовательно, «Судное дело Максима Грека» — это не список подлинных судебных протоколов соборов 1525 и 1531 гг., осудивших Максима Грека, а их литературно-публицистическая переделка. Оно было составлено в 40-е годы XVI в. в процессе подготовки суда над бывшим сотрудником Максима Грека — Исааком Собакой. Значение «Судного дела Максима Грека» как исторического источника трудно переоценить, так как оно построено на основе не дошедших до нас протоколов и переписки участников церковно-политических процессов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|