|
Литературные и публицистические произведения XYII в.
Литературно-публицистические произведения в XVII в. получают дальнейшее распространение.
Многочисленную их группу образуют литературные памятники, связанные с польско-шведской интервенцией и классовой борьбой в России начала XVII в. Их авторами были, как правило, представители социальных верхов. Поэтому оценки событий, особенно имеющих отношение к народным движениям, в этих произведениях отличаются большой тенденциозностью.
По богатству фактического материала и яркой публицистичности выделяется «Сказание Авраамия Палицына», келаря Троице-Сергиева монастыря. Являясь очевидцем «смуты», он описывал ход событий постепенно, отдельными частями. Впоследствии Палицын собрал эти части в единую книгу, окончательно завершив работу,, как он сам пишет, в 1620 г. «Сказание Авраамия Палицына» известно по двум редакциям. Краткая редакция охватывает время с царствования Федора Иоанновича. до Василия Шуйского включительно. В полной редакции изложение событий начато с царствования Ивана IV и доведено до 1618 г. Особое место в ней отведено описанию осады Троицкого монастыря польскими войсками в 1609 г. «Сказание Авраамия Палицына» не отличается точностью в освещении исторических фактов, в нем встречаются противоречивые данные и оценки, характерно чрезмерное преувеличение заслуг Троице-Сергиева монастыря и своих собственных в борьбе с иностранной интервенцией. В своем сочинении Авраамий Палицын пытается найти причины потрясений в России в начале XVII в. Выступая с позиций церковно-феодальных верхов, он видит корень зла в грехах своих соотечественников, а также в том, что «всяк от своего чину выше начашя восходити: раби убо господие хотяще быти, и неволнии к свободе прескачюще».
В некоторых сборниках за «Сказанием Авраамия Палицына» следует другое сочинение, о котором говорится: «Той же первой истории последует вторым сказанием, ижи в первой скращено, зде же приполнено, и где в первой полно, зде же скратно писано. Иного творения». Приняв во внимание этот заголовок, издатель памятника И. Д. Беляев назвал его «Иным сказанием». В результате всестороннего источниковедческого исследования «Иного сказания» С. Ф. Платонов пришел к выводу, что оно состоит из шести самостоятельных частей, включающих повести, летописные заметки, акты и грамоты, которые отражают события 1591 —• 1645 гг. Особую ценность из них представляет «Повесть 1606 г.», богатая интересными подробностями времени правления Бориса Годунова и Лжедмитрия I. События поданы автором с точки зрения той части московского общества, которая поддержала правительство Шуйского-Имя автора «Повести» известно. Но судя по косвенным упоминаниям в тексте «Повести 1606 г.», он принадлежал к числу монахов Троице-Сергиева монастыря. Из других частей «Иного сказания» интересен рассказ о восстании Болотникова. Хотя сообщение очень краткое и крестьянская война представлена только как эпизод среди других выступлений против Шуйского, этот рассказ важен самим фактом своего существования, так как в большинстве других памятников сведения о восстании Болотникова вообще отсутствуют.
Другим памятником, содержащим повествование о Крестьянской войне под руководством Болотникова, является «Казанское сказание» из сборника Уваровского собрания Государственного исторического музея. Текстологический анализ сборника М. Н. Тихомиров вым показал, что эта рукопись представляет собой компиляцию литературных и документальных материалов середины XVII в. Рассказ о восстании Болотникова в сборнике разъединен. Однако сопоставление последовательности в повествовании о событиях первой четверти XVII в., единство стиля и лексического состава двух отрывков текста позволили М. Н. Тихомирову объединить их в целое произведение под названием «Казанское сказание» (по предполагаемому месту составления сборника). Исходя из того что б «Казанском сказании» упоминается взятие поляками Смоленска (июнь 1611 г.), но ничего не сказано ни о приходе к Москве первого ополчения, ни о смерти Гермогена (1612 г.), М. Н. Тихомиров датирует это произведение 1611 годом. От других публицистических памятников начала XVII в. «Казанское сказание» отличают большая полнота и стройность изложения хода восстания Болотникова, а также уникальные факты и цифры, характеризующие это народное движение. Составитель «Казанского сказания» принадлежал к господствующему классу. Народное движение он считал наказанием за грехи, а о восставших говорил с ненавистью.
Такая же оценка выступлений крестьян и холопов дана в повести, написанной около 1619 г. и известной под названием «Временник Ивана Тимофеева». «Временник Ивана Тимофеева» представляет собой сборник очерков и характеристик отдельных политических деятелей конца XVI — начала XVII в. Его отличает большая достоверность фактов и четкая публицистическая окраска. Сочинение Ивана Тимофеева интересно тем, что, выступая как', идеолог и защитник класса феодалов, он открыто выражает свои симпатии и антипатии к отдельным политическим деятелям. Ивана Грозного он осуждает за введение опричнины и политическую жестокость, Бориса Годунова — за незаконный захват русского престола, Василия Шуйского — за «самопоставление и скоропомазание». Только царь Федор удостаивается его одобрения и похвалы. Безусловному проклятию подвергается «розстригино беззаконное царство».
Исключительное место в истории русской публицистики XVII в. занимают произведения, сложенные сторонниками простого народа. Это ряд псковских повестей и сказаний, возникших в среде посадских людей, которые так же, как стрельцы и крестьяне, принадлежали к «меньшим людям», т. е. к угнетаемой части городского населения. Из этих сочинений в первую очередь следует отметить «Повесть о разорении Пскова», вошедшую в состав псковских летописей и отличающуюся своей демократической направленностью. Автор подробно повествует, как в Пскове разгорелась борьба городских низов с «лучшими людьми» — боярами, купцами и духовенством, как «меньшие люди» захватили в городе власть, называет имя одного из вождей народного выступления — крестьянина Кудекуши Трепеца. В конце «Повести» автор скорбит о горькой судьбе «меньших людей», подвергшихся жестоким пыткам после разгрома восстания. «Повесть о разорении Пскова» представляет собой редкий памятник публицистики, отразивший взгляды угнетенного большинства России первой половины XVII в.
В ряду исторических источников литературно-публицистического характера XVII в. необходимо отметить «Сочинение о России в царствование Алексея Михайловича» Григория Котошихина. Будучи подьячим Посольского приказа, он участвовал во многих дипломатических переговорах, бывал в Швеции и Польше. В 1664 г. Кото-шихин бежал за границу, скитался по Польше и Пруссии, перебрался в Швецию, где вскоре был казнен. Рукопись с русским текстом «Сочинения о России» Котошихина хранится в университетской библиотеке г. Упсалы. Сравнение почерков этой рукописи с известными образцами письма Григория Котошихина показало, что упсальский список является автографом и, следовательно, относится к 60-м годам XVII в. Свое произведение Котошихин написал по заказу шведского правительства. Желание угодить заказчику сделало труд Котошихина тенденциозным в оценке многих явлений русской жизни.
Котошихин подробно описал обиход русских царей и цариц, чины и разряды московских служилых людей, посольские приемы и образцы дипломатических титулов. Всесторонне охарактеризованы им московские приказы, их организация и работа, обязанности дьяков, подьячих, писцов. Значительное место в сочинении -отведено описанию русских городов с воеводским управлением. Отдельные главы посвящены крестьянам и торговым людям, при этом приведены интересные факты и цифры по землевладению и торговле. Весь этот обширный материал изложен в форме живого описания с элементами оригинального юмора, точным и образным языком. Сочинение Котошихина воссоздает запоминающуюся колоритную картину жизни России накануне петровских преобразований.
«Житие протопопа Аввакума», появившееся в 70-х годах XVII в. в связи с событиями церковного раскола и известное во многих списках, можно сопоставить с традиционными русскими житиями только по заглавию, отдельным изречениям из книг христианской канонической литературы да элементам церковной фантастики, вкрапленной в текст. По содержанию это автобиография или, если принять во внимание широту охвата Аввакумом современных ему событий и многоплановость их описаний, первые русские мемуары. Фанатичный поборник старообрядчества, Аввакум в своих воспоминаниях много рассказывает о перипетиях церковного раскола, о преследовании старообрядцев официальной церковью и государственной властью. Пишет он и о тяжелом положении простого люда, голоде, тюрьмах, жестоких воинских начальниках. В «Житии» есть любопытные бытовые зарисовки, например эпизод прихода в село скоморохов, у которых были «плясовые медведи с домрами и бубнами». Значительное место занимают описания природы и населения Сибири. «Житие Аввакума» представляет один из самых выразительных памятников оппозиции официальной идеологии XVII в.
Источником, характеризующим оппозиционные настроения демократических слоев русского общества XVII в., в первую очередь посадских людей, являются сатирические повести «Азбука о голом и небогатом человеке», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку», «Калязинская челобитная». Пародируя формы делопроизводственных документов и церковной письменности, эти сочинения обличают пороки господствующих классов и официальной церкви.
Итак, рассмотренные литературные и публицистические памятники XI — XVII вв. показывают, насколько богатый исторический материал имеется в этих источниках. Не всегда отличаясь документальной точностью, они тем не менее необходимы для исторических исследований. Именно эти памятники позволяют нарисовать полнокровную живую картину эпохи, так как благодаря своей художественной форме передают колорит времени. Публицистические и литературные произведения служат основными источниками по истории идеологии, отражая взгляды современников на важнейшие процессы и события жизни их общества. Им свойственны политическая тенденциозность и авторский субъективизм. При работе с этими источниками следует принимать во внимание, что они, как правило, отличаются сравнительно узким хронологическим диапазоном изображаемых событий. Для них характерно присутствие элементов художественной фантазии, а для многих из них сильная церковная окраска. Методика источниковедческого анализа этих различных по содержанию, форме и хронологии памятников не может быть стандартной. Она варьируется в зависимости от особенностей каждой небольшой группы источников.
Глава 10
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|