|
Политические сочинения XVIII в.
На различных этапах исторического процесса России роль и место политических сочинений и публицистики среди других источников были весьма различными. В древней и средневековой Руси число их было сравнительно невелико. В XVIII, а тем более в XIX в. их число значительно увеличивается, резко возрастает их значение в общественно-политической жизни и идейной борьбе. Одновременно с этим они постепенно теряют роль самостоятельного вида источников и превращаются в одну из разновидностей Документов, связанных с деятельностью политических организаций, а затем и партий, с прессой того времени.
Не всегда возможно провести грань между публицистическими и политическими сочинениями, поскольку и в тех и в других рассматриваются актуальные вопросы социально-экономической, общественно-политической и идейной жизни страны, пути и направление ее развития, оцениваются внутренняя и внешняя политика и отдельные мероприятия правительства. Можно сказать, что публицистические произведения отличаются большей злободневностью, что они рассчитаны на более широкий круг читателей. Политические сочинения ориентируются на специалистов в данной области, на подготовленного читателя и характеризуются солидной и развернутой аргументацией.
Особенностью источников этого вида является их политическая заостренность, направленность либо на обоснование существующего строя, либо на его критику.
На публицистических произведениях с особой силой сказались время, степень накала политической и идейной борьбы, аудитория, на которую они были рассчитаны, цели, которые ставил перед собой автор, позиции того класса, сословия, социальной или сословной категории, интересы которой он представлял. Так, политические сочинения первой четверти XVIII в. были порождены острой политической борьбой, которая развернулась вокруг реформ и проводимой Петром I внешней и внутренней политики. Новгородский архиепископ, один из руководителей Синода Феофан Прокопович был автором проповедей, в которых он доказывал, что успехи России на полях сражений, в развитии торговли и промышленности являются результатом укрепления самодержавной власти царя и проведенных им преобразований. Эти положения и утверждения Прокоповича и обоснование им права царя самому назначать себе наследника составляют содержание написанной им «Правды воли монаршей» и являются одним из выражений процесса завершения оформления абсолютизма, его теоретическим обоснованием. Показательно, что в изменившихся условиях Прокопович использует в качестве аргументов не только религиозные догмы, но и доводы рационалистов, теории естественного права, договорного происхождения государства, теории «общего блага». Однако эти прогрессивные теории в трактовке Прокоповича лишаются своей антифеодальной направленности и сочетаются со средневековой схоластикой.
В написанном с участием Петра I вице-канцлером П. П. Шафировым «Рассуждении, какие законные причины его величество Петр Великий... к началу войны против короля Карла XII шведского 1700 г. имел» не только раскрывается значение Северной войны и активной внешней политики России, но подчеркивается значение петровских преобразований, в том числе создание регулярных армии и флота.
С позиций другого сословия подходит к этим же вопросам И. Т. Посошков, автор наиболее серьезного и интересного произведения первой четверти XVIII в.— «Книги о скудости и богатстве». Выражая интересы купечества, Посошков видит главное средство обогащения страны в развитии ремеслаи торговли, улучшении положения ремесленников и в создании мануфактур. В соответствии с этим он требует осуществления принципов меркантилизма и протекционистской политики, развития свободной торговли. «А торг дело великое! Купечеством всякое государство Сюгатитца, а без купечества и малое государство быть не может, и того ради под великим охранением блюсти их надлежит и от обид их оберегати». В то же время Посошков предлагает сохранить и укрепить сословное монопольное право купечества и посадских ремесленников на торговлю, ремесло, на заведение промышленных предприятий, запретить в стране торговлю и ремесло не только иностранных купцов и ремесленников, но и всем русским не входящим в состав посада.
К этим идеям Посошкова примыкает и содержание его главы о крестьянстве. В ней ярко показано тяжелое положение крестьянства, неудовлетворительное состояние сельского хозяйства, резко критикуется «помещичье насилие» и отягощение крестьян «излишними работами». Вместе с тем главную причину отсталости сельского хозяйства и бедности крестьян он видит «токмо в их лености», выдвигает на первый план фискальные интересы казны, лишь упоминает о желательности какой-то регламентации крестьянских повинностей, но не помышляет не только о ликвидации, но и об ограничении крепостного права. Противоречивость содержания книги и предложений Посошкова отражала противоречивость положения русского купечества того времени, еще далекого от превращения в класс буржуазии.
Работая с политическими и публицистическими произведениями, необходимо помнить, что их содержание, форма, аргументация, формулировка выводов, направление критики во многом предопределялись назначением произведения. Одно дело, если автор писал его для себя или для узкого круга читателей. Другое, если это произведение должно было пройти цензуру или же предназначалось для бесцензурной печати. Возьмем, например, политические и публицистические произведения самого яркого представителя охранительного направления, идеолога старой дворянской аристократии князя М. М. Щербатова. В своих «рассуждениях» и «размышлениях» он требовал не только сохранения, но и значительного расширения сословных прав дворянства, распространения крепостничества на новые территории, категории населения. С этих позиций им резко критиковалась политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Поскольку свои «рассуждения» Щербатов не предназначал для печати, он и не стеснялся в резких выражениях по адресу Екатерины и ее политики. С особым раздражением он нарисовал екатерининский двор, самодержавный произвол, разгул казнокрадства в учреждениях, взяточничество, быт и нравы разврата и роскоши дворянства в блестящем сочинении «О повреждении нравов в России», где показал лицемерность политики Екатерины II.
«Строгий разбор дворцового разврата», как выразился _И. Герцен, впервые опубликовавший это произведение в Вольной типографии в Лондоне, может при некритическом отношении к источнику, написанному без оглядки на цензуру, создать совершенно неправильное впечатление о позициях и целях автора. Один из историков объявил, например, Щербатова «русским Мирабо». Однако, если не вырывать из всего комплекса политических и публицистических произведений и выступлений Щербатова его отдельные положения, то станет очевидно, что критика екатерининской политики ведется им с реакционных позиций во имя утверждения еще более крепостнических порядков и институтов, во имя своекорыстных интересов старой дворянской аристократии, недовольной тем, что ее оттеснили на второй план.
Много сложных вопросов, на часть из которых и до настоящего времени не дано исчерпывающего ответа, порождает интерпретация политических и публицистических произведений русских просветителей XVIII в. Так, например, большинство из них отличается самой острой критикой крепостного произвола помещиков, их паразитизма, невежества, пренебрежения национальными интересами, презрения к национальной культуре, показом того, что крепостное «рабство и нищета» крестьян ведут страну к гибели. В то же время их практические предложения отличаются крайней умеренностью, половинчатостью и осуществление их связывается с преобразованиями, которые должен сделать монарх, принявший концепции просветителей и ставший «мудрецом на троне». Показательны в этом отношении произведения А. Я. Поленова и С. Е. Десницкого.
Это обстоятельство необходимо учитывать и при использовании политических сочинений М. В. Ломоносова, Н. И. Новикова и других просветителей XVIII в. Так, Ломоносов, с деятельностью и творчеством которого связано начало формирования русского просветительства, развитие русской передовой науки и культуры, почти ничего не говорит о крепостном праве, крепостнических порядках и учреждениях, превозносит личность и политику не только Петра I, но и его ничтожных преемников. Одновременно с этим он отстаивал материалистические идеи, противопоставлял научный принцип познания мира и его явлений религиозным догмам,, требовал запрещения вмешательства церкви в дела науки и просвещения.
Идеализируя Петра I и его реформы, Ломоносов выдвигал программу продолжения преобразований, последовательного изучения и использования природных ресурсов, активного содействия развитию торговли и промышленности, распространению просвещения и «драгих наук в любезном отечестве». Он отстаивал буржуазный принцип бессословной средней и высшей школы и добился его практического осуществления в созданном по его инициативе Московском университете. Выступая сторонником просвещенного абсолютизма, Ломоносов исходил из общенародных, общенациональных интересов, считал, что главной задачей монарха является обеспечение экономического и культурного развития страны, забота о благосостоянии всех подданных, а не только дворянства.
Работая с политическими произведениями XVIII в., следует учитывать широко распространенное в то время использование чужого текста, положений, аргументов без ссылок на источник. Так, например, большая и важная статья Н. И. Новикова «О торговле» является, в сущности, компилятивным переводом глав из книги французского просветителя Рейналя «История обеих Индий». Ряд положений почти дословно взял из этой книги и Д. Н. Радищев.
Естественно, что вопрос о том, что данным автором взято у других, укого и почему взято, в каких целях, имеет немаловажное значение при привлечении политического сочинения в качестве источника. Еще важнее установить, в каких целях используются заимствования и как они интерпретируются. Нередко те или иные положения, формулировки вырываются из контекста, им умышленно придается иной смысл и используются они в прямо противоположных целях.
Классическим примером подобного использования чужих текстов является известный екатерининский «Наказ Комиссии для сочинения Нового уложения». Более 80% его текста представляют заимствования из произведений Монтескье, Беккария и других западноевропейских просветителей. Эта компиляция дополнена пышными декларациями относительно заботы о всеобщем благе, вольности, борьбе с невежеством, чрезмерным «отягощением» крестьян и т. д. Однако в екатерининской компиляции положения просветителей не только лишаются какой бы то ни было антифеодальной направленности, отрицания деспотизма и самодержавного произвола, но используются для обоснования того, что самодержавие является лучшей и единственно возможной в России формой правления, для доказательства необходимости сохранения и расширения прав дворян, которых крестьяне должны любить и почитать.
При работе с политическими и публицистическими сочинениями как историческими источниками важно уяснить, что нового вносит данный автор и его произведение в общественно-политическую мысль того времени, какое значение для последующего развития идейной и политической жизни и борьбы имеют выдвинутые им идеи, требования, практические предложения, выводы. Раскроем это положение на примере произведений А. Н. Радищева. Радищев дал наиболее яркое изображение жизни и обличение крепостных порядков в стране. Более того, в своих статьях «О самодержавстве», «Письмо другу, жительствующему в Тобольске», «Беседа о том, что есть сын отечества» он показал, что крепостное право и положение крепостных крестьян обусловлено существованием самодержавия. Радищев утверждал, что самодержавие является «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием», что не было и не будет монархов, которые добровольно откажутся от власти, что подлинным патриотом является лишь тот, кто борется за освобождение народа от крепостничества и самодержавного произвола. В каждой из глав своего «Путешествия из Петербурга в Москву» он показывает одну из Страшных сторон крепостного строя. Как метко выразился Герцен, издавший запрещенную книгу в Лондонской типографии, автор «едет по большой дороге, он сочувствует страданиям масс, он говорит с ямщиками, дворовыми, рекрутами и во всяком слове его мы находим с ненавистью к насилию — громкий протест против крепостного состояния».
Радищев первым в России выдвинул требование полной ликвидации крепостного права. Он включил в «Путешествие» строфы из своей оды «Вольность», в которой славил грядущую революцию, день, когда восставший народ «на плаху возведет царя», когда восторжествует вольность и в стране будет установлен республиканский строй. Но, учитывая реальное соотношение социальных сил в стране, Радищев не исключал и пути реформ и в одной из глав «Путешествия» поместил план постепенного осуществления мероприятий, которые должны были завершиться! «совершенным уничтожением рабства». Однако он мало верил, а то, что помещики, эти «звери алчные, пиявицы ненасытные», согласятся на такие реформы, что их осуществит монарх. Он грозил помещикам, что доведенные до отчаяния крестьяне «разобьют железом главы» ненавистных господ. Это прекрасно поняла Екатерина II, отметив, что он освобождения ждет «от тягости угнетения» и «надежду возлагает на бунт мужиков».
До сих пор остаются спорными вопросы, связанные с историей работы Радищева над «Путешествием»: все ли положения, выводы, предложения, проекты, имеющиеся в его книге, отражают позицию автора. Один из центральных пунктов спора — вопрос о том, являются ли проекты реформ одним из путей, которые допускал Радищев, или же они помещены в «Путешествии» для показа их несостоятельности. Нет однозначного ответа на вопрос о том, почему не были включены в печатное издание тексты, сохранившиеся в трех рукописных редакциях «Путешествия». Связано ли это с изменением позиций автора либо продиктовано условиями, цензурными причинами или тем, что отсутствующие в печатном издании тексты написаны уже после его возвращения из сибирской ссылки? Все эти вопросы имеют важное значение для определения великой исторической роли Радищева в процессе перехода от просветительской критики крепостного строя к разработке теоретической базы для сознательной революционной борьбы за уничтожение самодержавно-крепостнического строя.
Наконец, следует обратить внимание на вопрос распространения политических сочинений. Целый ряд политических сочинений (произведения Щербатова, Посошкова) был опубликован лишь во второй половине XIX в. Это резко ограничило их влияние на развитие общественно-политической мысли. В то же время распространявшиеся в списках радищевские «Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность» и некоторые другие политические, произведения оказали огромное влияние на современников и последующее развитие идейно-политической и революционной борьбы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|