|
Источники по истории Закавказья, Средней Азии, Прибалтики и монголо-татарских завоеваний в XI—XIII вв.
Среди источников по истории Армении выделяется «Судебник» Мхитара Гоша (примерно 30-е годы XII в. — 1213 г.) — руководство для судей, в основу которого были положены Моисеевы законы в изложении их по Библии, постановления вселенских соборов,, статьи Василия Великого, заимствованные из Номоканона (сборник церковных и гражданских законов, относящихся к церкви), а также нормы обычного права. Исследователи отмечают, что из 130 статей «Судебника» 56 основаны на обычном праве. «Судебник» дает довольно четкую картину противоречивых социально-экономических взаимоотношений в Армении XII — XIII вв.
В конце X — первой половине XI в. Степанос Таронаци (Асо-хик) написал «Всемирную историю». В трех книгах излагается библейская история (от Авраама до 286 г. н. э.), история армян до 885 г., история 885— 1004 гг. Для первых двух книг Асохик использовал сочинения Мовсеса Хоренаци и Гевонда. Наибольший интерес представляет третья книга, которая составлялась автором по более точным свидетельствам и как современником событий.
Как бы продолжением третьей части труда Асохика является сочинение армянского историка XI в. Аристакеса Ластивертци «История Армении» за 1001 — 1072 гг. Ценность этого труда заключается в значительной достоверности приводимых фактов, так как некоторые события описываются очевидцем, о чем автор уведомляет: «Знаю достоверно и видел своими глазами». Ластивертци приводит материалы о восстании тондракийцев, которому посвящены две главы «Истории», о падении Багратидского царства в Армении, .нашествиях сельджуков, опустошении страны, разрушении крупных торговых городов Ани, Арцн и др.
В XIII в. армянским ученым-монахом Варданом (умер в 1271 г.) была составлена «Всеобщая история» с древнейших времен до 1267 г. Помимо общих сведений о Закавказье Вардан сообщает о тяжелых последствиях набегов и владычества монголо-татар, когда «сосуд горького уксуса и осадок гнева божия был излит на народ».
По истории монголо-татарского нашествия и владычества большой материал дает «История Армении» Киракоса Гандзакеци (1200—1271 гг.). Первая часть рассматривает события с начала IV в. до 1197 г., вторая — с 1197 по 1265 г. Во второй, наиболее ценной части много сообщений, сделанных очевидцем, бывшим в плену у монгол: «Есть что сам видел своими глазами, есть что сам слушал своими ушами». В ней рассказывается о появлении монголо-татар на Кавказе в 1220— 1221 гг., их жестокости, разрушении городов, дается словарь татарских слов с переводом на армянский язык. Гандзакеци неоднократно выходит за рамки описания Армении, приводя материалы о Грузии и других странах, вводит читателя в обстановку сложных политических взаимоотношений на Кавказе.
Для изучения истории Закавказья обширный материал дают грузинские исторические труды и грамоты. Наиболее существенные исторические факты сохранились в сборнике грузинских летописей, возникшем в XII в. и неоднократно пополнявшемся вплоть до XIX в., — «Картлис Цховреба» («Житие Картли»).
Сохранившиеся списки «Картлис Цховреба» представляют собой сборники летописей, которые в силу их особенностей сложения, редактирования, пополнения можно разделить на две группы. В первую входят летописи до XIV в., составившие так называемую «Древнюю Картлис Цховреба». Вторая представлена сборниками XVIII в., куда вошли отредактированные материалы Древней Картлис Цховреба и изложение истории Грузии за XIV — XVIII вв. Особое значение имеют списки летописей первой группы. В их составе находятся: «Жизнеописание первых грузинских отцов и парей» Леонтия Мровели (XI в.), доведенное до V в.; «История царя Вахтанга Горгасали» Джуаншера (XI в.) с событиями V — VIII вв.; «Мученичество царя Арчила» Леонтия Мровели; «Летопись Картли» анонимного автора XI в., охватывающая время VIII — XI вв.; «История царского рода Багратиони» Сумбата Давитисдзе (XI в.); «История царя царей Давида» неизвестного автора XII в.; две «Истории царицы Тамары» (XIII в.); «История царей Дэметрэ, Георгия, Тамары, Лаша Георгия» и «Хронография» с событиями истории Грузии XIII — XIV вв. Составленная из произведений разных авторов летопись не производит впечатления цельного исторического труда. Многие сообщения, в частности Мровелн и Джуаншера,. носят сказочно-легендарный характер, что сближает их, как отмечают исследователи, со средневековыми хрониками. Значительно1 больший конкретно-исторический материал имеет «Хронография» анонимного автора XIV в., рассматривающая историю Грузии от царствования Георгия Лаши (1213— 1222 гг.) до воцарения Георгия Блистательного (1341 г.). Автор рисует картину разорения, страны в XIII в. вначале хорезмшахом Джелал-ад-дином, а затем монголо-татарами, отмечает их губительные последствия: голод, истребление населения, разрушение городов, тяжесть налогов и т. д. Для историка очень важны сообщения о государственном строе, управлении, церковной жизни, быте и других сторонах жизни Грузии этого периода, которых мы не находим в других исторических источниках.
Большое значение приобретает источниковедческое изучение дошедших до нас немногих актовых материалов, представляющих собой грамоты иммунитетного характера. Они в основном устанавливают привилегии феодалов.
В копии сохранилась древнейшая грамота, оригинал которой относят к X в. В оригинале, на пергаментном свитке дошла грамота — «гуджар» — 1058 г., данная царем Багратом Шио-Мгвимскому онастырю. В ней говорится о пожаловании «отца Шио и святым отцам мгвимским» земель в ущелий «во всех его границах с поем, равниною, водою, лесом, мельницею и совсем потребным и непотребным» (т. е. со всеми годными и негодными землями), с освобождением монастыря от всех повинностей в пользу государства.
От начала XII в. (1123 г.) дошла жалованная грамота Шио-Мгвимскому монастырю Давида Строителя, которой определяются повинности монастырских крестьян и монастырю передаются функции суда и расправы над крестьянами. 1193 годом датируют грамоту царицы Тамары, которая была дана монастырю в Гелати. Хотя грамота дошла до нас в испорченном виде, ее текст восстанавливается по позднему списку, сделанному, видимо, с оригинала. Обращает на себя внимание, что и эта грамота составлена по установившемуся формуляру пожалования. В ней перечисляются земли, отходящие к монастырю, «с горой и равниной, лесом, полями, водой, мельницей и со всеми [своими] справедливыми границами и причитающимися ему [землями], годными и негодными».
Жалованные иммунитетные грамоты отражают социальную структуру общества, роль и место духовенства, податную систему, судебные иммунитетные права церкви, положение отдельных групп крестьян.
Письменные источники по истории Средней Азии сложны по составу материалов и характеру изложения. Особенностью их является хроникальное описание событий, которое дается с точки зрения идеологии господствующего феодального класса.
Наибольшую известность получили сочинения ал-Бируни, Гардизи, Бейхаки и Казвини.
Ахмед-ал-Бируни (973—1048 гг.) написал историко-астрономи-ческий трактат «Памятники минувших поколений», который содержит материалы по хронологии и праздникам известных ему народов. Они даются вместе с замечаниями об исторических событиях.
Учеником Бируни считают Гардизи, который между 1049— 1053 гг. написал сочинение «Украшение летописей», где собрал большой материал по истории Хорасана. Помимо этого Гардизи изложил историю древнеиранских царей и халифов, использовав материалы источников, не дошедших до нашего времени.
Современник Гардизи, Абу-ль-Фазль Бейхаки написал тридцатитомный труд «История Бейхаки», сохранившийся в небольшой части, относящейся к правлению Масуда (1030—1041 гг.). В какой-то степени «Историю Бейхаки» можно считать мемуарами, автор которых около двадцати лет служил в канцелярии Масуда Газневи и был свидетелем многих событий. Сообщаемые в «Истории» сведения раскрывают характер дипломатических отношений, политику Газневидов, дают представление о феодальном быте, положении народа, налогах и др.
К 1340 г. относятся «Избранная история» и «Услада сердец» Хамдаллаха Казвини, которые помимо сведений о монгольских ильханах и местных династиях Ирана сообщают интересные факты о Средней Азии и Азербайджане. Особенно важны географические материалы и данные о налоговой политике.
Материалы по истории монгольских завоеваний в Средней Азии и на Кавказе имеются в ряде других исторических трудов на арабском и персидском языках.
Персидский историк и государственный деятель Джувейни, поступивший на службу к монгольским ханам, около 1260 г. написал трехтомную «Историю миропокорителя», где излагалась история монгольских походов и завоеваний Чингисхана, история хозерм-шахов и монгольских наместников в Иране. Использовав многие устные рассказы и письменные источники, Джувейни не скрывает промонгольской направленности своего труда, хотя и говорит об •отрицательных сторонах монгольского владычества.
До 1231 г. довел свою «Полную историю» арабский историк Ибн аль-Асир (1160—1234 гг.). Первая часть его труда — это сокращенное изложение «Истории» ат-Табари (до 923 г.), далее следует изложение, основанное на использовании имевшихся письменных источников, устных рассказов и личных наблюдений. У Ибн-Асира есть рассказ о битве русских с монголо-татарами на р. Калке в 1223 г.
Наиболее важным источником по истории монгольских завоеваний является труд Рашид-ад-дина (1247—1318 гг.), служившего визиром у монгольских ханов в Иране, — «Сборник летописей», две части которого (из трех) дошли до нашего времени. В первой части излагается история монголов, Чингисхана и созданных монголами государств (до 1304 г.), во второй — всеобщая история. С источниковедческой стороны обе части вызывают особый интерес, так как автор пользовался документами архива монгольских ханов, написанными на монгольском языке, и монгольским письмом, которые ранее никому не давали для прочтения. Рашид-ад-дин сделал смелую попытку создать «Всеобщую историю» известных тогда стран и народов, использовав с этой целью свидетельства разных ученых. В труде много материалов, имеющих первостепенное значение для истории Средней Азии, а также Закавказья (особенно Азербайджана) в эпоху монгольских завоеваний.
Об истории монголо-татар повествуют в своих сочинениях западноевропейские авторы Плано Карпини, Рубрук, Марко Поло.
Монах-францисканец Плано Карпини, будучи послом папы Иннокентия IV, совершил в 1246—1247 гг. через Киев, Хорезм, Семиречье, Тарбагатай поездку в Монголию (Каракорум). В отчете о поездке подробно описывается пройденный путь, приводятся сведения о Монгольском государстве и народах, ему подвластных.
В 1253—1255гг. во главе посольства Людовика IX Монголию посетил монах Биллем Рубрук (Рубруквис). Труд Рубрука, известный под названием «Путешествие в восточные страны», содержит сведения о Каракоруме, об областях, через которые проходило посольство (Константинополь, Крым, Донские степи, Средняя Азия, Сарай, Астрахань, Дербент, Грузия, Армения, Малая Азия). Исторические, географические известия отличаются большой достоверностью. Однако следует учитывать, что посольство Рубрука имело определенные политические и религиозные цели (союз против тюрок-сельджуков и Никейской империи и принятие католичества монголами), которые не были достигнуты, что наложило отпечаток на оценку отдельных событий.
Интересные данные по истории Азии сохранились в «Книге» итальянского путешественника Марко Поло (1254—1324 гг.), который вместе с отцом и дядей (винецианскими купцами) совершил далекое путешествие в Китай. Около семнадцати лет Марко Поло был на службе у монгольского хана Хубилая, а затем вернулся на родину.
Описание путешествия было записано на старофранцузском языке пизанцем Рустичано, с которым Марко Поло, захваченный генуэзцами во время войны с Венецией, находился в тюрьме. Сообщения Марко Поло долгое время воспринимались как фантастический рассказ, хотя на самом деле они отличались большой достоверностью. Особое значение имеют известия, относящиеся к истории Китая, Средней Азии и Кавказа.
Среди письменных источников по истории Прибалтики выделяется «Хроника Ливонии», составленная в 1224—1227 гг., как предполагают, католическим священником одного из латышских приходов Генрихом Латвийским. Идеолог немецких крестоносцев и участник походов в латышские и эстонские земли, автор составил «Хронику» в трех книгах по числу ливонских эпископов (примерно с 1180 по 1227 г.): Мейнарда, Бертольда и Альберта. «Хроника» особенно подробно излагает события в третьей книге, которая разделена по годам эпископства Альберта («второй год епископства Альберта», «третий год...» и так с 1198 по 1226 г.). В книге рассказывается о появлении в Ливонии Альберта, захвате крестоносцами земгальской гавани на Двине и основании Риги |1201 г.), организации ордена немецких рыцарей (меченосцев), разбойничьих походах этих «христовых рыцарей» на ливов и эстов. В «Хронике» имеется подробный рассказ об осаде и взятии ливонцами города Юрьева, который защищали эсты и русские во главе с князем Вячко, и истреблении его защитников и населения (1224 г.). В этом источнике сохранились некоторые материалы актового характера. В частности, сообщается о договоре 1222 г. Мстислава Давыдовича Смоленского (от имени Полоцка и Витебска) с Ригой.
При всей тенденциозности «Хроники» исследователь получает большой конкретный материал по истории народов Прибалтики и их славянских соседей конца XII—XIII вв.
В конце XIII в. возникла так называемая «Рифмованная хроника», автор которой — немецкий рыцарь — поставил перед собой задачу прославить Ливонский орден.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|