|
ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ СССР XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Период XVIII — первой половины XIX в. характерен большими изменениями в истории нашей страны. В это время оформляется капиталистический уклад в экономике страны, с которым неразрывно связан процесс разложения феодально-крепостнической системы хозяйства, завершившийся кризисом в 30—50-х годах XIX в. Вместе с тем этот период характеризуется заметным укреплением могущества абсолютистского государства, резким проявлением его дворянской политики с ярко выраженной крепостнической сущностью. Это время наиболее активного нарастания классового антагонизма, завершившегося крахом крепостного права. Именно в эту эпоху пробуждается и развивается антикрепостническая общественная мысль и революционно-демократическое движение.
Указанные аспекты развития исторического процесса повлияли и на характер эволюции исторических источников. Развитие бюрократического аппарата абсолютистского государства, постепенное усложнение и упорядочение системы органов государственного и местного управления приводят к появлению новых форм делопроизводства. Вместо столбцового делопроизводства к середине XVIII в. четко выкристаллизовывается система журналов и протоколов, фиксация входящей и исходящей документации, утверждение формы доношений. Бюрократическое делопроизводство абсолютизма создает описания, где помимо фискальных моментов («ревизий») решаются и более широкие задачи научного изучения производственных ресурсов страны. Так, появляются «Экономические примечания к Генеральному межеванию», многочисленные статистические описания первой половины XIX в. Государственное управление посредством коллегии, а потом министерств создало огромные фонды делопроизводственной переписки и отчетного материала. Абсолютизм развил систему обнародования государственных актов в области законодательства и государственного управления. Превращение России в великую европейскую державу, активизация взаимоотношений с европейскими государствами, приобщение массы дворян к государственному управлению — все это благоприятствовало развитию дворянской культуры. Зарождаются и превращаются в целую систему периодические издания, появляются массовые переводы иностранной литературы. Резкое увеличение дворянской и разночинной интеллигенции способствовало активизации и бурному развитию общественно-политической мысли, что привело к расцвету жанра политических сочинений и публицистики. Быстро развивается мемуаристика в ее различных жанрах, переписка. Важными историческими источниками становятся научные сочинения и литературные произведения. Вместе с тем эпоха разложения и кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства создает источники, донесшие до нас дух расчетливой эксплуатации и угнетения крестьянских масс. Этот период породил так называемое вотчинное делопроизводство, изобилующее помещичьими циркулярами и инструкциями, перепиской феодалов с приказчиками, подробнейшими описями крестьянских дворов, многочисленной документацией по нормам оброчного обложения и размерам барщинных работ, документацией, фиксирующей недоимки, и т. п. Источники XVIII — первой половины XIX в. передают классовую борьбу угнетенного крестьянства. Это тексты крестьянских жалоб и наказов, материалы карательных экспедиций, манифесты Е. И. Пугачева и его соратников, материалы политических процессов.
Глава 11
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
Основные разновидности законодательных актов.В XVIII в. в структуре и функциях центральных и местных органов власти и управления России произошли серьезные изменения. В стране сложился абсолютизм в форме самодержавия. Определяя его сущность, В. И. Ленин писал: «Самодержавие (абсолютизм, неограниченная монархия) есть такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением. Самодержавие есть поэтому самовластие чиновников и полиции и бесправие народа».
В этот же период сложился централизованный чиновничье-бюрократический аппарат власти, управления, суда, полицейского надзора и сыска. Церковь утрачивает роль независимой от светской власти политической силы и превращается в часть чиновничье-бюрократического аппарата. Все это определило существенные изменения в характере, содержании и форме законодательных материалов.
В XVIII в. и еще более последовательно в первой половине XIX в. в законодательстве осуществлялся принцип — право издания новых законов принадлежит только царю. Что касается Сената, Синода, коллегий и других правительственных учреждений, то они имели лишь право обращаться к нему с докладами, предложениями.
Политической теории абсолютизма свойственна глубокая убежденность во всесилии государства и государственного управления, в том, что путем издания законов можно достигнуть процветания общества, развить экономику, воспитать народ и т. д. Эта отличительная черта абсолютистского законодательства сочеталась вместе с тем с социальной демагогией и политическим лицемерием. Иллюзия всесилия государства породила в XVIII в. поток указов, регламентов, наставлений, охватывающий разнообразные стороны экономики, политики, общественной жизни и пр.
Классификация законодательных актов сопряжена с большими трудностями. Они издавались под названиями манифестов, указов, регламентов, учреждений, наставлений, инструкций, положений, наказов, жалованных грамот. При этом название не всегда соответствовало содержанию акта и его значению: под одним названием издавались акты, устанавливающие новые правовые нормы (нормативные акты), и акты, связанные с применением предшествующих, с их распространением на новые категории населения, на новые территории. Свои распоряжения и приказания чисто исполнительного характера Сенат, коллегии, губернские, провинциальные и уездные канцелярии в XVIII в. именовали указами.
Среди десятков тысяч законодательных актов этого времени значительное место принадлежит манифестам, которые издавались в связи с важнейшими событиями в политической жизни страны: объявление состояния войны или мира, восшествие на трон нового монарха, изменения в структуре органов власти и управления, подавление мощных антифеодальных и противоправительственных выступлений. Манифесты начинались с «большого императорского титула», состоявшего из ретроспективного перечисления титулов властителей всех земель, входивших в состав Российской империи. Их стиль отличался напыщенностью и витиеватостью. Манифесты печатались массовым для того времени тиражом, в XIX в. публиковались в газетах, объявлялись населению после торжественных богослужений в соборах и церквах и рассматривались самодержавием как одно из важнейших средств идеологического воздействия на народные массы. Необходимо иметь в виду, что в манифестах наиболее ярко выступает стремление самодержавия представить себя в качестве надклассовой силы, заботящейся о «всенародном благе», стремление изобразить манифест как акт, идущий навстречу интересам народа, как очередное проявление «милосердия» монарха.
В манифестах, изданных в связи с восшествием на престол или победоносным завершением войны, обычно содержались пожалования всем подданным или отдельным сословиям. Так, в манифесте о восшествии Екатерины II на престол как об особой милости извещалось о снижении цены пуда соли на 10 копеек. Работая над текстом подобных манифестов, можно выяснить действительные причины пожалований, их место в политике сохранения и укрепления существующего строя и влияние на последующее развитие страны.
Для манифестов, связанных с антифеодальными и революционными выступлениями и восстаниями, характерна следующая схема: темнотой и невежеством простого народа ради своей корысти пользуются «злонамеренные люди». Поэтому расправа власти с «ворами и разбойниками», «врагами установленного богом закона и порядка» изображается как забота об общенародных, общенациональных интересах. В таких манифестах (например,, о восстании декабристов) ни слова не говорится о подлинных целях восставших, об их требованиях, действительных причинах их выступлений.
Другую, более многочисленную группу законодательных актов составляют указы. Указы делились на три категории: именные, указы, объявленные из Сената, и сенатские. Именные указы являлись распоряжением, приказом императора, направляемым Сенату для исполнения. Указ, объявленный из Сената, был также распоряжением императора, на основании которого Сенат составлял текст указа, предназначенного для обнародования. Наконец, сенатский указ представлял собой постановление Сената по общему или конкретному вопросу, оформленное в форме указа от имени Сената.
По своему содержанию и значению указы весьма различны. Одни из них имеют нормативный характер, т. е. устанавливают какие-то новые юридические нормы, приобретающие силу закона, или отменяют старые нормы права. В этом случае они по своему значению не уступают манифестам, а иногда имеют даже большее значение, так как законодательно оформляют важные изменения в политике правительства по коренным вопросам жизни страны. Так, предоставление помещикам права ссылать крепостных крестьян в ссылку и на каторгу (1760, 1765 гг.), объявление всякой жалобы крестьян на своих помещиков государственным преступлением (1767 г.) были оформлены как указы.
Большая группа указов была связана с реализацией политики царизма в отношении национальных окраин и с распространением на них общерусского законодательства, учреждений и чинов. Примером подобных актов могут служить указ 1722 г. о создании Малороссийской коллегии, указ 1764 г. об уничтожении на Украине гетманства, указ 1783 г. о распространении крепостного права на Левобережную и Слободскую Украину.
Работа над законодательными актами часто требует привлечения массы указов, имеющих, казалось бы, сугубо частный характер. Возьмем, например, многочисленные указы о пожаловании помещикам земли и крестьян, которых за последние 40 лег XVIII в. было пожаловано 1 млн. 200 тыс. душ мужского пола, указы о приписке государственных крестьян Урала и Приуралья» Карелии и Западной Сибири к металлургическим заводам.
Без совокупности законодательных актов, оформивших неограниченную власть помещика над имуществом и личностью крестьянина во второй половине XVIII в., невозможно понять причины и действительную роль указа 1797г. «О трехдневной барщине», указа 1803 г. «О вольных хлебопашцах», указов 1804, 1816—1819 гг. об «освобождении» крестьян Прибалтики, о введении инвентарей для крестьян Украины и Белоруссии в 1847 г., значение реформ П. Д. Киселева в отношении государственных крестьян в 1837—1841 гг. и т. д.
В 1722 г. издается «Табель о рангах», знаменовавшая собой окончательную победу принципа государственной службы и чина, полученного на службе, над принципом родовитости, господствовавшим в XVI—XVII вв. Теперь служба всех дворян должна была начинаться с младшего офицерского чина. В сухопутной армии, во флоте и в гражданской (статской, штатской) службе устанавливалась иерархия из 14 чинов. Шесть нижних объединялись названием обер-офицерских, четыре следующих, начиная с чина майора, назывались штаб-офицерскими и четыре высших, начиная с генерал-майора,— генеральскими. Названия отдельных чинов, особенно в нижней части табели, не раз менялись, но «Табель о рангах» в целом и ее роль в бюрократической структуре государственного аппарата оставалась неизменной вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. Получение обер-офицерского чина на военной и штаб-офицерского чина на гражданской службе давало недворянину потомственное дворянство и все сословные дворянские права и привилегии. Однако множество указов XVIII в. в итоге затрудняло получение офицерских чинов недворянами и создавало сверхльготные условия их получения дворянами.
Остановимся еще на некоторых важных особенностях этой разновидности законодательных актов. Указы, предназначенные для обнародования, печатались значительным тиражом и снабжались оттиском государственной печати. Одной из главных причин этого была борьба с подложными указами и манифестами, особенно распространенными во второй половине XVIII в. Некоторые из них сопровождались текстом доклада Сената или специальной комиссии, на основании которого был издан указ. Нередко указ состоял из доклада и царской резолюции «Быть по сему».
Очень важны документы, связанные с подготовкой того или иного указа: проекты, записки, замечания, мнения отдельных лиц и учреждений и другие материалы, хранящиеся в архивах Сената, коллегий и других государственных учреждений. Они, естественно, не публиковались, но содержали первостепенной важности материалы для анализа законодательных актов, политики правительства, позиций отдельных учреждений, группировок господствующего класса, отдельных государственных деятелей.
Манифесты и указы нередко сопровождались приложениями, большей частью не публиковавшимися. Они были предназначены Для лиц и учреждений, которые должны были проводить мероприятия, предусмотренные манифестом. Если одна их часть имела непосредственное отношение к документам делопроизводства то вторая содержала важные нормативные положения, раскрывавшие действительный характер и цели осуществляемых мероприятий и пожалований.
Одной из важных разновидностей законодательных актов этого периода являлись регламенты. Эти весьма обстоятельные законодательные акты определяют структуру, функции, штаты, задачи, методы и формы деятельности различных органов власти и управления, их место и роль среди других учреждений, их соотношение и соподчиненность, права и обязанности должностных лиц учреждения, порядок делопроизводства в них, их финансирование и ряд других вопросов. «Генеральный регламент», утвержденный Петром I в 1720 г., подчеркивает преимущество коллегий перед приказами и обосновывает необходимость коллегиальной системы. Но четкое разделение функций между всеми государственными учреждениями в нем отсутствует. Особенностью «Генерального регламента», как и других законодательных актов петровского времени, является обилие иностранных слов, определений, терминов.
Вслед за «Генеральным регламентом» были изданы регламенты отдельных коллегий, в которых раскрывались специфика и функции каждой из них. Показателен написанный Феофаном Прокоповичем, отредактированный Петром I и изданный в качестве законодательного акта в 1721 г. регламент духовной коллегии — «Духовный регламент». Он устанавливал место Синода, заменившего патриарха и ставшего частью чиновничье-бюрократического аппарата, в системе других правительственных учреждений. Регламент определял функции Синода, его состав, распорядок работы, формы и методы руководства церковью. Основные положения «Духовного регламента» действовали вплоть до Октябрьской революции.
Отражением возросшей роли города и изменения политики правительства в отношении посадского населения и управления городом является изданный в 1721 г. «Регламент Главного магистрата».
В ряде случаев вопросы, составлявшие предмет и содержание регламентов, получали оформление через указы. Таковы указ 1711 г. о создании Сената как высшего законодательного, исполнительного и судебного органа страны, которому подчинялись все местные и центральные государственные учреждения, указ 1722 г. об учреждении должности главы Сената, его генерал-прокурора, подчиненного непосредственно императору и выполняющего функции «ока государева». Разделенный указом 1764 г. на 6 департаментов, 2 из которых перемещаются в Москву, Сенат лишался былой роли и превращался в бюрократическую канцелярию с весьма ограниченными функциями. А указы 1802 г. «О должности Сената» и 1810 г. об учреждении Государственного Совета низвели Сенат на роль высшей судебной апелляционной инстанции.
Во второй половине XVIII в. цели и назначение ряда местных органов власти были сформулированы в таких разновидностях законодательных актов, как учреждения и уставы. Важнейшим законодательным актом, определившим структуру, функции, задачи органов власти, управления и суда в губернии и уезде, принципы определения их территории и границ по одинаковой для всех численности населения, было «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. Основные положения «Учреждения» действовали вплоть до буржуазных реформ 60—70-х годов XIX в. «Учреждение» передавало всю полноту власти в уезде в руки сословных организаций дворянства и устанавливало сословный принцип судоустройства и судопроизводства. «Учреждение» является одним из важнейших документов, регламентировавшим функционирование сословно-крепостнического строя в России.
В этом законодательном акте определены состав, функции, штаты, чины, права и обязанности всех губернских и уездных учреждений и должностных лиц, начиная с губернатора и кончая заседателем уездного суда.
Почти половина глав «Учреждения» посвящена созданию громоздкой судебной системы и осуществлению судопроизводства. Для каждого сословия создавался свой особый суд. Но во всех этих судах судьи, прокуроры, асессоры, стряпчие назначались правительством из дворян. Что касается помещичьих крестьян, то «Учреждение» не предусматривало создания каких-либо судебных учреждений для них. Тем самым за помещиками юридически закреплялась вся полнота права их суда и наказания.
Ряд положений «Учреждения» развивал и продолжал «Устав благочиния», изданный в 1782 г. Во всех городах учреждалась Управа благочиния, возглавляемая в уездном городе городничим, а в губернском — полицмейстером. Устав предусматривал деление города на части и кварталы во главе с частными приставами и квартальными надзирателями. Он возлагал на управу и всех его чинов задачу пресечения «всякой новизны, узаконению противной», охраны «мира и тишины» церкви, недопущения не разрешенных законами обществ, товариществ, братств, собраний, «незаконных сходбищ или скопищ людей». Аналогичные функции в уезде возлагались на капитана-исправника и уездного стряпчего.
Своеобразными разновидностями законодательных актов были воинские уставы, возникшие в условиях создания регулярных армии и флота. В «Воинском уставе» 1716 г. и «Морском уставе» Петра I рассматриваются обязанности и права всех воинских чинов, устройство армии и флота, вопросы воинской дисциплины. Центральное место в них занимает обобщение боевого опыта русской армии и западноевропейских армий, разработка прогрессивных принципов строевой и тактической подготовки, боевых Действий, организации войсковой разведки, принципов передового военного искусства.
Прямую противоположность представляет «Войсковой устав полевой пехотной службе», изданный Павлом I в 1796 г. Армия рассматривается в нем как машина, а солдат — как «механизм артикулом предусмотренный». Основное внимание в уставе сосредоточено на парадной стороне обучения, на жесточайшей палочной дисциплине. Хотя направленность этого устава находилась в кричащем противоречии с передовыми военными традициями русской армии, она соответствовала крепостническому строю и сословно-крепостническим принципам комплектования армии. Эта тенденция не только сохранялась, но и распространялась во время аракчеевщины и царствования Николая I.
Весьма важными разновидностями законодательных актов являлись инструкции, наставления и наказы. Следует иметь в виду, что эти законодательные акты существенно различаются между собой. Одни из них связаны с событиями или правительственными мероприятиями большого значения, другие не выходят за рамки служебной инструкции по какому-то конкретному второстепенному вопросу. Одни из них объявлялись для всеобщего сведения, другие предназначались для непосредственных исполнителей, третьи были секретными и адресовались немногим или одному доверенному лицу, на которого возлагалось руководство особо важным мероприятием, учреждением, комиссией. Это обусловливало их форму и степень раскрытия действительных целей поручения, методов, которыми его следует выполнять.
Примером законодательного акта, вносящего существенное изменение в структуру органов власти, является «Наставление губернаторам» 1764 г. Оно не только четко определяло права и обязанности губернатора, но и превращало его в полноправного «главу и хозяина всей врученной в смотрение его губернии», в особо доверенную особу императора..
Важнейшими законодательными актами являлись инструкции генералу А. А. Вяземскому, направленному в 1763 г. на подавление волнений приписных крестьян Урала и Приуралья, и П. А. Румянцеву при назначении его генерал-губернатором Малороссии. В этих документах четко определены цели, формы и способы их действий, указано, как целесообразно сочетать обещания, уступки, льготы с экономическими и административными репрессиями, карательными мерами, с применением военной силы, на какие социальные и сословные категории и группы целесообразнее опираться. Реализация задач первого документа способствовала приведению в полное повиновение и безоговорочное выполнение приписными крестьянами заводских работ, суровому наказанию «зачинщиков и возмутителей». Второй документ играл важную роль в завершении процесса сближения сословной и социальной структуры, законодательства, порядков, учреждений и государственных повинностей в Левобережной и Слободской Украине.
Среди законодательных актов XVIII — первой половины XIXв. можно назвать жалованные грамоты. «Жалованная грамота дворянству» 1785 г. явилась завершением оформления и закрепления прав и привилегий дворянства в условиях разложения крепостного строя. Перечисляя и подтверждая сословные права и привилегии дворян, она закрепляла создание дворянских сословных организаций в уезде и губернии, их роль в формировании уездных органов управления и суда, открывала значительные возможности для влияния на деятельность государственных губернских учреждений. Не удовлетворяла она лишь единственное требование дворян, точнее сказать, его аристократической верхушки, о создании общерусской сословной организации дворян, поскольку такая организация могла стать определенным противовесом неограниченной власти монарха.
«Жалованная грамота городам» по построению и форме соответствовала грамоте дворянству. Это должно было показать одинаковую заботу самодержавия о благосостоянии всех сословий, Но за одинаковой формой стояло диаметрально противоположное содержание, поскольку грамота закрепляла неполноправие горожан и сословно-крепостническую структуру управления городом. (Городская дума собиралась лишь для выбора городского головы. Функции шестигласной думы ограничивались раскладкой и сбором податей, наблюдением за выполнением государственных повинностей да довольно узким кругом вопросов, связанных с благоустройством. Реальная же власть над городом была у городничего и управы благочиния.
Особую группу по своей проблематике составляют законодательные акты по внешнеполитическим вопросам. Трактаты, конвенции и договоры России с другими государствами в XVIII и первой половине XIX в. сильно отличаются от соответствующих документов предшествующего времени как по форме, так и по содержанию. В них обстоятельно изложены и аргументированы условия, обязательства обеих сторон. Как правило, эти акты сопровождаются ссылками на более ранние документы. Им сопутствуют всякого рода приложения — карты, протоколы, дополнительные соглашения, инструкции о порядке осуществления договора и соглашений и т. п. В ряде случаев в них содержатся обязательства в отношении других государств, а также секретные статьи. Так, в Георгиевском трактате 1783 г. секретные статьи предусматривали поддержку действий Ираклия II по объединению всех грузинских земель, помощь русской армии в предотвращении турецкой и иранской агрессии. Тильзитский договор 1807 г. с наполеоновской Францией содержал секретные статьи о присоединении России к континентальной блокаде Англии.
Особенностью значительной части внешнеполитических законодательных актов конца XVIII — первой половины XIX в. является обоснование действий договаривающихся сторон о необходимости защиты феодально-абсолютистских порядков. Так, третий раздел Польши монархи Австрии, России и Пруссии обосновывали необходимостью «обуздания мятежа и восстания, обнаружившихся в Польше». Аналогичные цели лежат в основе заключительного акта Венского конгресса и Акта Священного союза 1815 г., перекроивших карту Европы, реставрировавших монархию в ряде стран и объединивших силы реакции для борьбы против нарастания революционного и национально-освободительного движения народов Европы.
Очень важны договоры, трактаты, конвенции, оформляющие завершение войн, в которых участвовала Россия, и определяющие ее новые границы. Первым в их ряду стоит Ништадтский мирный договор 1721 г., завершивший Северную войну и закрепивший включение в состав России Эстляндии, Лифляндии, Ингрии и Выборга. Целая серия мирных договоров с Турцией (Кючук-Кай-нарджийский—1774 г., Ясский—1791 г., Бухарестский—1812г.) оформила вхождение в состав России Крыма и территории Причерноморья от Прута до Кубани.
Особую группу внешнеполитических актов составляют акты, посвященные разработке принципов международной политики и международного права. Наиболее ярким примером является Декларация о вооруженном нейтралитете 1780 г., провозгласившая право нейтральных стран вести морскую торговлю с любыми странами, в том числе и с теми из них, которые ведут войну между собой, право нейтральных стран вооруженным путем защищать свои корабли, участвующие в этой торговле.
Законодательные акты могут быть классифицированы не только по формальным признакам, на основе особенностей отдельных разновидностей, но также проблемно-тематически. Такая задача возникает в процессе решения конкретной исторической проблемы. При такой группировке актов особенно ощутима необходимость учета всего многообразного комплекса многочисленных законодательных актов. Число сюжетов, по которым могут быть систематизированы законодательные акты, очень велико. Рассмотрим некоторые из них.
Среди законодательных актов видное место занимают акты, посвященные правам и привилегиям господствующих классов. Первым в их ряду стоит «Указ о единонаследии» 1714 г., оформивший превращение всех дворянских поместий в вотчины. За ним следует «Манифест о вольности дворянства» 1762 г., сохранивший за дворянством все имущественные и личные привилегии, но освободивший их от обязательной службы.
«Манифест о секуляризации церковных имений» 1764 г. не просто превратил в государственных крестьян более миллиона душ мужского пола монастырских крестьян и отобрал у церкви огромные земельные владения, он завершил процесс оформления монопольного права дворян на владение землей и крестьянами «Манифест о генеральном межевании земель» 1765 г. устанавливал порядок размежевания земель, ограничивал число земельных споров и тяжб, закреплял за дворянами земли, захваченные ими у государственных, монастырских, приписных крестьян и однодворцев, передавал помещикам значительный земельный фонд в районе прежних засечных черт. Прямым продолжением тенденции названных законодательных актов являлись указы 1782 г. о распространении права собственности дворян на воды, леса и недра земель их вотчин, а также указы 1760, 1763, 1765, 1767 гг., предоставившие помещику право неограниченной собственности в отношении его крепостных, их имущества, право суда над ними и наказания.
Число законодательных актов, относящихся к области науки, культуры и просвещения, невелико. Их можно отнести к двум группам. Первую из них составляют акты, связанные с созданием научных и учебных учреждений. Наиболее важными из них являются указы 1724 и 1725 г. об учреждении и открытии Петербургской Академии наук, Сухопутного шляхетского корпуса 1731 г., Московского университета 1755 г., Академии художеств 1758 г., Медицинской коллегии 1763 г. и Института благородных девиц 1764 г. Особенностью их является создание особо привилегированных условий деятельности и финансирования сословных учебных заведений для дворянства. Большинство из этих актов сопровождалось изданием уставов или инструкций для каждого из учебных заведений, определяющих их задачи, число учащихся, штаты преподавателей, длительность обучения, условия приема, состав изучаемых предметов.
Вторую группу составляют акты, определяющие систему организации просвещения в стране и принципы управления ею. К ней относятся уставы Московского университета 1755 и 1804 г., Главных и Малых народных училищ 1786 г., положивших начало системе общеобразовательных училищ в России, «Предварительные правила народного образования» 1803 г., учреждавшие гимназии и новую структуру учебных заведений от начальных школ до высших учебных заведений, проникнутую принципами сословности.
Ряд указов отличался крайне реакционной направленностью в вопросах просвещения. Так, указ 1817 г. создавал Министерство духовных дел и народного просвещения, что сопровождалось значительным усилением влияния церкви на состав и направление изучения различных предметов в учебных заведениях. Указ 1827 г. запрещал прием во все виды школ лиц «несвободного состояния». Школьный устав 1828 г. ликвидировал преемственность между низшей, средней и высшей школой, устанавливал строго сословный принцип образования, вводил телесные наказания во всех видах школ. Главной задачей школ всех типов отныне считалось внушение учащимся их обязанностей «к богу, к себе, ближним и поставленным над ними властям». Университетский устав 1835 г. ликвидировал автономию университетов, запрещал преподавание философии, политической экономии и естественного права. В законодательных актах 20—50-х годов XIX в. реакционный характер политики самодержавия в вопросах просвещения и культуры выступал с особой силой.
Публикации законодательных актов. Многочисленность законодательных актов нередко порождала противоречивость их друг другу. Это создавало невообразимую путаницу и открывало неограниченные возможности для волокиты, взяточничества, административного и судебного произвола.
Последний общерусский свод законов «Соборное уложение» 1649 г. уже абсолютно не соответствовал политическому строю социально-экономическому и культурному развитию страны, ее социальной и сословной структуре, правам и привилегиям сословий.
Неоднократные попытки составления нового уложения, предпринимавшиеся в XVIIIв., не увенчались успехом. В XIX в. при Николае I было решено ограничиться новой систематической публикацией и кодификацией законодательства. Специальная комиссия во главе с М. М. Сперанским подготовила и издала в 1830 г. «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах (I Собрание). Это издание и сейчас остается наиболее полной публикацией законодательных актов с 1649 по 1825 г. Однако в это издание не вошел целый ряд законодательных актов, в том числе и важных. Одни из них не были известны Сперанскому, другие он считал не заслуживающими внимания, третьи отбрасывал из политических соображений. Аналогичные недостатки характерны и для именного и предметного указателей, которые со-„ провождают это издание.
Законодательные акты, изданные в 1825—1880 гг., составили II Собрание. В его томах также имеются пропуски, продиктованные секретностью и политическими соображениями. Следует отметить, что и в I и во II собраниях ряд документов опубликован с неоговоренными сокращениями, с ошибками и заголовками, которые не соответствуют их содержанию.
Комиссия Сперанского подготовила и издала в 1832 г. 15-томный «Свод законов Российской империи», в который вошли важнейшие действующие законодательные акты XVIII — первой четверти XIX в. Если в ПСЗ акты издавались в хронологической последовательности, то в «Своде законов» были приняты тематический принцип публикации и систематизированное обобщенное изложение текстов ряда актов, относящихся к одному вопросу.
Значительное число законодательных актов XVIII — первой половины XIX в., не вошедших в ПСЗ, опубликовано в ряде периодических изданий — в «Русском архиве», «Русской старине», «Чтениях в обществе истории и древностей российских», в «Сборниках Русского исторического общества».
Наиболее полным дореволюционным изданием актов, относящихся к внешней политике, является многотомное издание Ф. Ф. Мартенса «Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами». Оно дополняется осуществляемым в настоящее время изданием документов по внешней политике России начиная с 1800 г.
Глава 12
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|