Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ СССР XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.





Период XVIII — первой половины XIX в. характерен боль­шими изменениями в истории нашей страны. В это время оформ­ляется капиталистический уклад в экономике страны, с которым неразрывно связан процесс разложения феодально-крепостниче­ской системы хозяйства, завершившийся кризисом в 30—50-х го­дах XIX в. Вместе с тем этот период характеризуется заметным укреплением могущества абсолютистского государства, резким проявлением его дворянской политики с ярко выраженной кре­постнической сущностью. Это время наиболее активного нараста­ния классового антагонизма, завершившегося крахом крепост­ного права. Именно в эту эпоху пробуждается и развивается антикрепостническая общественная мысль и революционно-демо­кратическое движение.

Указанные аспекты развития исторического процесса повлияли и на характер эволюции исторических источников. Развитие бю­рократического аппарата абсолютистского государства, постепен­ное усложнение и упорядочение системы органов государствен­ного и местного управления приводят к появлению новых форм делопроизводства. Вместо столбцового делопроизводства к сере­дине XVIII в. четко выкристаллизовывается система журналов и протоколов, фиксация входящей и исходящей документации, ут­верждение формы доношений. Бюрократическое делопроизводство абсолютизма создает описания, где помимо фискальных моментов («ревизий») решаются и более широкие задачи научного изуче­ния производственных ресурсов страны. Так, появляются «Эконо­мические примечания к Генеральному межеванию», многочислен­ные статистические описания первой половины XIX в. Государст­венное управление посредством коллегии, а потом министерств создало огромные фонды делопроизводственной переписки и от­четного материала. Абсолютизм развил систему обнародования государственных актов в области законодательства и государст­венного управления. Превращение России в великую европейскую державу, активизация взаимоотношений с европейскими государ­ствами, приобщение массы дворян к государственному управле­нию — все это благоприятствовало развитию дворянской куль­туры. Зарождаются и превращаются в целую систему периоди­ческие издания, появляются массовые переводы иностранной литературы. Резкое увеличение дворянской и разночинной интел­лигенции способствовало активизации и бурному развитию общественно-политической мысли, что привело к расцвету жанра поли­тических сочинений и публицистики. Быстро развивается мемуа­ристика в ее различных жанрах, переписка. Важными историче­скими источниками становятся научные сочинения и литературные произведения. Вместе с тем эпоха разложения и кризиса фео­дально-крепостнической системы хозяйства создает источники, донесшие до нас дух расчетливой эксплуатации и угнетения кре­стьянских масс. Этот период породил так называемое вотчинное делопроизводство, изобилующее помещичьими циркулярами и инструкциями, перепиской феодалов с приказчиками, подробней­шими описями крестьянских дворов, многочисленной документа­цией по нормам оброчного обложения и размерам барщинных работ, документацией, фиксирующей недоимки, и т. п. Источники XVIII — первой половины XIX в. передают классовую борьбу угнетенного крестьянства. Это тексты крестьянских жалоб и на­казов, материалы карательных экспедиций, манифесты Е. И. Пу­гачева и его соратников, материалы политических процессов.





 

Глава 11

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

Основные разновидности законодательных актов.В XVIII в. в структуре и функциях центральных и местных органов власти и управления России произошли серьезные изменения. В стране сложился абсолютизм в форме самодержавия. Определяя его сущность, В. И. Ленин писал: «Самодержавие (абсолютизм, не­ограниченная монархия) есть такая форма правления, при кото­рой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (не­ограниченно) царю. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением. Самодержавие есть поэтому самовластие чиновников и полиции и бесправие на­рода».



В этот же период сложился централизованный чиновничье-бюрократический аппарат власти, управления, суда, полицейского надзора и сыска. Церковь утрачивает роль независимой от свет­ской власти политической силы и превращается в часть чиновничье-бюрократического аппарата. Все это определило сущест­венные изменения в характере, содержании и форме законода­тельных материалов.

В XVIII в. и еще более последовательно в первой половине XIX в. в законодательстве осуществлялся принцип — право изда­ния новых законов принадлежит только царю. Что касается Се­ната, Синода, коллегий и других правительственных учреждений, то они имели лишь право обращаться к нему с докладами, пред­ложениями.

Политической теории абсолютизма свойственна глубокая убеж­денность во всесилии государства и государственного управления, в том, что путем издания законов можно достигнуть процветания общества, развить экономику, воспитать народ и т. д. Эта отли­чительная черта абсолютистского законодательства сочеталась вместе с тем с социальной демагогией и политическим лицеме­рием. Иллюзия всесилия государства породила в XVIII в. поток указов, регламентов, наставлений, охватывающий разнообразные стороны экономики, политики, общественной жизни и пр.

Классификация законодательных актов сопряжена с больши­ми трудностями. Они издавались под названиями манифестов, указов, регламентов, учреждений, наставлений, инструкций, поло­жений, наказов, жалованных грамот. При этом название не всегда соответствовало содержанию акта и его значению: под одним названием издавались акты, устанавливающие новые правовые нормы (нормативные акты), и акты, связанные с применением предшествующих, с их распространением на новые категории на­селения, на новые территории. Свои распоряжения и приказания чисто исполнительного характера Сенат, коллегии, губернские, провинциальные и уездные канцелярии в XVIII в. именовали указами.

Среди десятков тысяч законодательных актов этого времени значительное место принадлежит манифестам, которые издава­лись в связи с важнейшими событиями в политической жизни стра­ны: объявление состояния войны или мира, восшествие на трон нового монарха, изменения в структуре органов власти и управле­ния, подавление мощных антифеодальных и противоправительст­венных выступлений. Манифесты начинались с «большого импе­раторского титула», состоявшего из ретроспективного перечисле­ния титулов властителей всех земель, входивших в состав Рос­сийской империи. Их стиль отличался напыщенностью и витие­ватостью. Манифесты печатались массовым для того времени тиражом, в XIX в. публиковались в газетах, объявлялись населе­нию после торжественных богослужений в соборах и церквах и рассматривались самодержавием как одно из важнейших средств идеологического воздействия на народные массы. Необходимо иметь в виду, что в манифестах наиболее ярко выступает стрем­ление самодержавия представить себя в качестве надклассовой силы, заботящейся о «всенародном благе», стремление изобразить манифест как акт, идущий навстречу интересам народа, как оче­редное проявление «милосердия» монарха.

В манифестах, изданных в связи с восшествием на престол или победоносным завершением войны, обычно содержались по­жалования всем подданным или отдельным сословиям. Так, в ма­нифесте о восшествии Екатерины II на престол как об особой милости извещалось о снижении цены пуда соли на 10 копеек. Работая над текстом подобных манифестов, можно выяснить действительные причины пожалований, их место в политике сохра­нения и укрепления существующего строя и влияние на последую­щее развитие страны.

Для манифестов, связанных с антифеодальными и революци­онными выступлениями и восстаниями, характерна следующая схема: темнотой и невежеством простого народа ради своей ко­рысти пользуются «злонамеренные люди». Поэтому расправа вла­сти с «ворами и разбойниками», «врагами установленного богом закона и порядка» изображается как забота об общенародных, общенациональных интересах. В таких манифестах (например,, о восстании декабристов) ни слова не говорится о подлинных целях восставших, об их требованиях, действительных причинах их выступлений.

Другую, более многочисленную группу законодательных актов составляют указы. Указы делились на три категории: именные, указы, объявленные из Сената, и сенатские. Именные указы явля­лись распоряжением, приказом императора, направляемым Се­нату для исполнения. Указ, объявленный из Сената, был также распоряжением императора, на основании которого Сенат состав­лял текст указа, предназначенного для обнародования. Наконец, сенатский указ представлял собой постановление Сената по обще­му или конкретному вопросу, оформленное в форме указа от имени Сената.

По своему содержанию и значению указы весьма различны. Одни из них имеют нормативный характер, т. е. устанавливают какие-то новые юридические нормы, приобретающие силу закона, или отменяют старые нормы права. В этом случае они по своему значению не уступают манифестам, а иногда имеют даже большее значение, так как законодательно оформляют важные изменения в политике правительства по коренным вопросам жизни страны. Так, предоставление помещикам права ссылать крепостных кре­стьян в ссылку и на каторгу (1760, 1765 гг.), объявление всякой жалобы крестьян на своих помещиков государственным преступ­лением (1767 г.) были оформлены как указы.

Большая группа указов была связана с реализацией политики царизма в отношении национальных окраин и с распространением на них общерусского законодательства, учреждений и чинов. При­мером подобных актов могут служить указ 1722 г. о создании Малороссийской коллегии, указ 1764 г. об уничтожении на Украи­не гетманства, указ 1783 г. о распространении крепостного права на Левобережную и Слободскую Украину.

Работа над законодательными актами часто требует привле­чения массы указов, имеющих, казалось бы, сугубо частный ха­рактер. Возьмем, например, многочисленные указы о пожалова­нии помещикам земли и крестьян, которых за последние 40 лег XVIII в. было пожаловано 1 млн. 200 тыс. душ мужского пола, указы о приписке государственных крестьян Урала и Приуралья» Карелии и Западной Сибири к металлургическим заводам.

Без совокупности законодательных актов, оформивших неогра­ниченную власть помещика над имуществом и личностью кре­стьянина во второй половине XVIII в., невозможно понять при­чины и действительную роль указа 1797г. «О трехдневной бар­щине», указа 1803 г. «О вольных хлебопашцах», указов 1804, 1816—1819 гг. об «освобождении» крестьян Прибалтики, о введе­нии инвентарей для крестьян Украины и Белоруссии в 1847 г., значение реформ П. Д. Киселева в отношении государственных крестьян в 1837—1841 гг. и т. д.

В 1722 г. издается «Табель о рангах», знаменовавшая собой окончательную победу принципа государственной службы и чина, полученного на службе, над принципом родовитости, господство­вавшим в XVI—XVII вв. Теперь служба всех дворян должна была начинаться с младшего офицерского чина. В сухопутной армии, во флоте и в гражданской (статской, штатской) службе устанав­ливалась иерархия из 14 чинов. Шесть нижних объединялись названием обер-офицерских, четыре следующих, начиная с чина майора, назывались штаб-офицерскими и четыре высших, начиная с генерал-майора,— генеральскими. Названия отдельных чинов, особенно в нижней части табели, не раз менялись, но «Табель о рангах» в целом и ее роль в бюрократической структуре государ­ственного аппарата оставалась неизменной вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. Получение обер-офицерского чина на военной и штаб-офицерского чина на граждан­ской службе давало недворянину потомственное дворянство и все сословные дворянские права и привилегии. Однако множест­во указов XVIII в. в итоге затрудняло получение офицерских чи­нов недворянами и создавало сверхльготные условия их получе­ния дворянами.

Остановимся еще на некоторых важных особенностях этой разновидности законодательных актов. Указы, предназначенные для обнародования, печатались значительным тиражом и снаб­жались оттиском государственной печати. Одной из главных при­чин этого была борьба с подложными указами и манифестами, особенно распространенными во второй половине XVIII в. Неко­торые из них сопровождались текстом доклада Сената или спе­циальной комиссии, на основании которого был издан указ. Неред­ко указ состоял из доклада и царской резолюции «Быть по сему».

Очень важны документы, связанные с подготовкой того или иного указа: проекты, записки, замечания, мнения отдельных лиц и учреждений и другие материалы, хранящиеся в архивах Сената, коллегий и других государственных учреждений. Они, естественно, не публиковались, но содержали первостепенной важности материалы для анализа законодательных актов, поли­тики правительства, позиций отдельных учреждений, группировок господствующего класса, отдельных государственных деятелей.

Манифесты и указы нередко сопровождались приложениями, большей частью не публиковавшимися. Они были предназначены Для лиц и учреждений, которые должны были проводить мероприятия, предусмотренные манифестом. Если одна их часть име­ла непосредственное отношение к документам делопроизводства то вторая содержала важные нормативные положения, раскры­вавшие действительный характер и цели осуществляемых меро­приятий и пожалований.

Одной из важных разновидностей законодательных актов этого периода являлись регламенты. Эти весьма обстоятельные за­конодательные акты определяют структуру, функции, штаты, за­дачи, методы и формы деятельности различных органов власти и управления, их место и роль среди других учреждений, их соот­ношение и соподчиненность, права и обязанности должностных лиц учреждения, порядок делопроизводства в них, их финансиро­вание и ряд других вопросов. «Генеральный регламент», утверж­денный Петром I в 1720 г., подчеркивает преимущество коллегий перед приказами и обосновывает необходимость коллегиальной системы. Но четкое разделение функций между всеми государст­венными учреждениями в нем отсутствует. Особенностью «Гене­рального регламента», как и других законодательных актов пет­ровского времени, является обилие иностранных слов, определе­ний, терминов.

Вслед за «Генеральным регламентом» были изданы регламен­ты отдельных коллегий, в которых раскрывались специфика и функции каждой из них. Показателен написанный Феофаном Прокоповичем, отредактированный Петром I и изданный в качестве законодательного акта в 1721 г. регламент духовной коллегии — «Духовный регламент». Он устанавливал место Синода, заменив­шего патриарха и ставшего частью чиновничье-бюрократического аппарата, в системе других правительственных учреждений. Рег­ламент определял функции Синода, его состав, распорядок рабо­ты, формы и методы руководства церковью. Основные положения «Духовного регламента» действовали вплоть до Октябрьской ре­волюции.

Отражением возросшей роли города и изменения политики правительства в отношении посадского населения и управления городом является изданный в 1721 г. «Регламент Главного маги­страта».

В ряде случаев вопросы, составлявшие предмет и содержание регламентов, получали оформление через указы. Таковы указ 1711 г. о создании Сената как высшего законодательного, испол­нительного и судебного органа страны, которому подчинялись все местные и центральные государственные учреждения, указ 1722 г. об учреждении должности главы Сената, его генерал-прокурора, подчиненного непосредственно императору и выполняющего функ­ции «ока государева». Разделенный указом 1764 г. на 6 депар­таментов, 2 из которых перемещаются в Москву, Сенат лишался былой роли и превращался в бюрократическую канцелярию с весьма ограниченными функциями. А указы 1802 г. «О должности Сената» и 1810 г. об учреждении Государственного Совета низ­вели Сенат на роль высшей судебной апелляционной инстанции.

Во второй половине XVIII в. цели и назначение ряда местных органов власти были сформулированы в таких разновидностях законодательных актов, как учреждения и уставы. Важ­нейшим законодательным актом, определившим структуру, функ­ции, задачи органов власти, управления и суда в губернии и уезде, принципы определения их территории и границ по одина­ковой для всех численности населения, было «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. Основные положения «Учреждения» действовали вплоть до буржуазных ре­форм 60—70-х годов XIX в. «Учреждение» передавало всю пол­ноту власти в уезде в руки сословных организаций дворянства и устанавливало сословный принцип судоустройства и судопроиз­водства. «Учреждение» является одним из важнейших документов, регламентировавшим функционирование сословно-крепостнического строя в России.

В этом законодательном акте определены состав, функции, штаты, чины, права и обязанности всех губернских и уездных учреждений и должностных лиц, начиная с губернатора и кончая заседателем уездного суда.

Почти половина глав «Учреждения» посвящена созданию гро­моздкой судебной системы и осуществлению судопроизводства. Для каждого сословия создавался свой особый суд. Но во всех этих судах судьи, прокуроры, асессоры, стряпчие назначались пра­вительством из дворян. Что касается помещичьих крестьян, то «Учреждение» не предусматривало создания каких-либо судебных учреждений для них. Тем самым за помещиками юридически за­креплялась вся полнота права их суда и наказания.

Ряд положений «Учреждения» развивал и продолжал «Устав благочиния», изданный в 1782 г. Во всех городах учреждалась Управа благочиния, возглавляемая в уездном городе городничим, а в губернском — полицмейстером. Устав предусматривал деле­ние города на части и кварталы во главе с частными приставами и квартальными надзирателями. Он возлагал на управу и всех его чинов задачу пресечения «всякой новизны, узаконению про­тивной», охраны «мира и тишины» церкви, недопущения не раз­решенных законами обществ, товариществ, братств, собраний, «незаконных сходбищ или скопищ людей». Аналогичные функции в уезде возлагались на капитана-исправника и уездного стряп­чего.

Своеобразными разновидностями законодательных актов были воинские уставы, возникшие в условиях создания регуляр­ных армии и флота. В «Воинском уставе» 1716 г. и «Морском уставе» Петра I рассматриваются обязанности и права всех воин­ских чинов, устройство армии и флота, вопросы воинской дисцип­лины. Центральное место в них занимает обобщение боевого опы­та русской армии и западноевропейских армий, разработка про­грессивных принципов строевой и тактической подготовки, боевых Действий, организации войсковой разведки, принципов передового военного искусства.

Прямую противоположность представляет «Войсковой устав полевой пехотной службе», изданный Павлом I в 1796 г. Армия рассматривается в нем как машина, а солдат — как «механизм артикулом предусмотренный». Основное внимание в уставе со­средоточено на парадной стороне обучения, на жесточайшей па­лочной дисциплине. Хотя направленность этого устава находилась в кричащем противоречии с передовыми военными традициями русской армии, она соответствовала крепостническому строю и сословно-крепостническим принципам комплектования армии. Эта тенденция не только сохранялась, но и распространялась во время аракчеевщины и царствования Николая I.

Весьма важными разновидностями законодательных актов яв­лялись инструкции, наставления и наказы. Следует иметь в виду, что эти законодательные акты существенно разли­чаются между собой. Одни из них связаны с событиями или пра­вительственными мероприятиями большого значения, другие не выходят за рамки служебной инструкции по какому-то конкрет­ному второстепенному вопросу. Одни из них объявлялись для всеобщего сведения, другие предназначались для непосредствен­ных исполнителей, третьи были секретными и адресовались не­многим или одному доверенному лицу, на которого возлагалось руководство особо важным мероприятием, учреждением, комис­сией. Это обусловливало их форму и степень раскрытия действи­тельных целей поручения, методов, которыми его следует выпол­нять.

Примером законодательного акта, вносящего существенное из­менение в структуру органов власти, является «Наставление гу­бернаторам» 1764 г. Оно не только четко определяло права и обязанности губернатора, но и превращало его в полноправного «главу и хозяина всей врученной в смотрение его губернии», в особо доверенную особу императора..

Важнейшими законодательными актами являлись инструкции генералу А. А. Вяземскому, направленному в 1763 г. на подавле­ние волнений приписных крестьян Урала и Приуралья, и П. А. Румянцеву при назначении его генерал-губернатором Ма­лороссии. В этих документах четко определены цели, формы и способы их действий, указано, как целесообразно сочетать обе­щания, уступки, льготы с экономическими и административными репрессиями, карательными мерами, с применением военной силы, на какие социальные и сословные категории и группы целесо­образнее опираться. Реализация задач первого документа способ­ствовала приведению в полное повиновение и безоговорочное вы­полнение приписными крестьянами заводских работ, суровому на­казанию «зачинщиков и возмутителей». Второй документ играл важную роль в завершении процесса сближения сословной и со­циальной структуры, законодательства, порядков, учреждений и государственных повинностей в Левобережной и Слободской Украине.

Среди законодательных актов XVIII — первой половины XIXв. можно назвать жалованные грамоты. «Жалованная гра­мота дворянству» 1785 г. явилась завершением оформления и за­крепления прав и привилегий дворянства в условиях разложения крепостного строя. Перечисляя и подтверждая сословные права и привилегии дворян, она закрепляла создание дворянских со­словных организаций в уезде и губернии, их роль в формирова­нии уездных органов управления и суда, открывала значительные возможности для влияния на деятельность государственных губернских учреждений. Не удовлетворяла она лишь единственное требование дворян, точнее сказать, его аристократической верхушки, о создании общерусской сословной организации дворян, поскольку такая организация могла стать определенным противовесом неограниченной власти монарха.

«Жалованная грамота городам» по построению и форме соответствовала грамоте дворянству. Это должно было показать одинаковую заботу самодержавия о благосостоянии всех сословий, Но за одинаковой формой стояло диаметрально противоположное содержание, поскольку грамота закрепляла неполноправие горожан и сословно-крепостническую структуру управления городом. (Городская дума собиралась лишь для выбора городского головы. Функции шестигласной думы ограничивались раскладкой и сбо­ром податей, наблюдением за выполнением государственных по­винностей да довольно узким кругом вопросов, связанных с бла­гоустройством. Реальная же власть над городом была у городни­чего и управы благочиния.

Особую группу по своей проблематике составляют законода­тельные акты по внешнеполитическим вопросам. Трактаты, конвенции и договоры России с другими государствами в XVIII и первой половине XIX в. сильно отличаются от соответ­ствующих документов предшествующего времени как по форме, так и по содержанию. В них обстоятельно изложены и аргумен­тированы условия, обязательства обеих сторон. Как правило, эти акты сопровождаются ссылками на более ранние документы. Им сопутствуют всякого рода приложения — карты, протоколы, допол­нительные соглашения, инструкции о порядке осуществления до­говора и соглашений и т. п. В ряде случаев в них содержатся обязательства в отношении других государств, а также секретные статьи. Так, в Георгиевском трактате 1783 г. секретные статьи пре­дусматривали поддержку действий Ираклия II по объединению всех грузинских земель, помощь русской армии в предотвраще­нии турецкой и иранской агрессии. Тильзитский договор 1807 г. с наполеоновской Францией содержал секретные статьи о присое­динении России к континентальной блокаде Англии.

Особенностью значительной части внешнеполитических зако­нодательных актов конца XVIII — первой половины XIX в. явля­ется обоснование действий договаривающихся сторон о необходи­мости защиты феодально-абсолютистских порядков. Так, третий раздел Польши монархи Австрии, России и Пруссии обосновывали необходимостью «обуздания мятежа и восстания, обнару­жившихся в Польше». Аналогичные цели лежат в основе заклю­чительного акта Венского конгресса и Акта Священного союза 1815 г., перекроивших карту Европы, реставрировавших монар­хию в ряде стран и объединивших силы реакции для борьбы против нарастания революционного и национально-освободитель­ного движения народов Европы.

Очень важны договоры, трактаты, конвенции, оформляющие завершение войн, в которых участвовала Россия, и определяющие ее новые границы. Первым в их ряду стоит Ништадтский мирный договор 1721 г., завершивший Северную войну и закрепивший включение в состав России Эстляндии, Лифляндии, Ингрии и Вы­борга. Целая серия мирных договоров с Турцией (Кючук-Кай-нарджийский—1774 г., Ясский—1791 г., Бухарестский—1812г.) оформила вхождение в состав России Крыма и территории При­черноморья от Прута до Кубани.

Особую группу внешнеполитических актов составляют акты, посвященные разработке принципов международной политики и международного права. Наиболее ярким примером является Дек­ларация о вооруженном нейтралитете 1780 г., провозгласившая право нейтральных стран вести морскую торговлю с любыми странами, в том числе и с теми из них, которые ведут войну между собой, право нейтральных стран вооруженным путем за­щищать свои корабли, участвующие в этой торговле.

Законодательные акты могут быть классифицированы не толь­ко по формальным признакам, на основе особенностей отдельных разновидностей, но также проблемно-тематически. Такая задача возникает в процессе решения конкретной исторической пробле­мы. При такой группировке актов особенно ощутима необходи­мость учета всего многообразного комплекса многочисленных за­конодательных актов. Число сюжетов, по которым могут быть систематизированы законодательные акты, очень велико. Рассмот­рим некоторые из них.

Среди законодательных актов видное место занимают акты, посвященные правам и привилегиям господствующих классов. Первым в их ряду стоит «Указ о единонаследии» 1714 г., офор­мивший превращение всех дворянских поместий в вотчины. За ним следует «Манифест о вольности дворянства» 1762 г., сохра­нивший за дворянством все имущественные и личные привилегии, но освободивший их от обязательной службы.

«Манифест о секуляризации церковных имений» 1764 г. не просто превратил в государственных крестьян более миллиона душ мужского пола монастырских крестьян и отобрал у церкви огромные земельные владения, он завершил процесс оформления монопольного права дворян на владение землей и крестьянами «Манифест о генеральном межевании земель» 1765 г. устанавли­вал порядок размежевания земель, ограничивал число земельных споров и тяжб, закреплял за дворянами земли, захваченные ими у государственных, монастырских, приписных крестьян и однодворцев, передавал помещикам значительный земельный фонд в районе прежних засечных черт. Прямым продолжением тенден­ции названных законодательных актов являлись указы 1782 г. о распространении права собственности дворян на воды, леса и недра земель их вотчин, а также указы 1760, 1763, 1765, 1767 гг., предоставившие помещику право неограниченной собственности в отношении его крепостных, их имущества, право суда над ними и наказания.

Число законодательных актов, относящихся к области науки, культуры и просвещения, невелико. Их можно отнести к двум группам. Первую из них составляют акты, связанные с созданием научных и учебных учреждений. Наиболее важными из них яв­ляются указы 1724 и 1725 г. об учреждении и открытии Петер­бургской Академии наук, Сухопутного шляхетского корпуса 1731 г., Московского университета 1755 г., Академии художеств 1758 г., Медицинской коллегии 1763 г. и Института благородных девиц 1764 г. Особенностью их является создание особо привиле­гированных условий деятельности и финансирования сословных учебных заведений для дворянства. Большинство из этих актов сопровождалось изданием уставов или инструкций для каждого из учебных заведений, определяющих их задачи, число учащихся, штаты преподавателей, длительность обучения, условия приема, состав изучаемых предметов.

Вторую группу составляют акты, определяющие систему орга­низации просвещения в стране и принципы управления ею. К ней относятся уставы Московского университета 1755 и 1804 г., Глав­ных и Малых народных училищ 1786 г., положивших начало си­стеме общеобразовательных училищ в России, «Предварительные правила народного образования» 1803 г., учреждавшие гимназии и новую структуру учебных заведений от начальных школ до высших учебных заведений, проникнутую принципами сослов­ности.

Ряд указов отличался крайне реакционной направленностью в вопросах просвещения. Так, указ 1817 г. создавал Министерство духовных дел и народного просвещения, что сопровождалось зна­чительным усилением влияния церкви на состав и направление изучения различных предметов в учебных заведениях. Указ 1827 г. запрещал прием во все виды школ лиц «несвободного со­стояния». Школьный устав 1828 г. ликвидировал преемственность между низшей, средней и высшей школой, устанавливал строго сословный принцип образования, вводил телесные наказания во всех видах школ. Главной задачей школ всех типов отныне счи­талось внушение учащимся их обязанностей «к богу, к себе, ближним и поставленным над ними властям». Университетский устав 1835 г. ликвидировал автономию университетов, запрещал преподавание философии, политической экономии и естественного права. В законодательных актах 20—50-х годов XIX в. реакцион­ный характер политики самодержавия в вопросах просвещения и культуры выступал с особой силой.

Публикации законодательных актов. Многочисленность зако­нодательных актов нередко порождала противоречивость их друг другу. Это создавало невообразимую путаницу и открывало не­ограниченные возможности для волокиты, взяточничества, адми­нистративного и судебного произвола.

Последний общерусский свод законов «Соборное уложение» 1649 г. уже абсолютно не соответствовал политическому строю социально-экономическому и культурному развитию страны, ее социальной и сословной структуре, правам и привилегиям сосло­вий.

Неоднократные попытки составления нового уложения, пред­принимавшиеся в XVIIIв., не увенчались успехом. В XIX в. при Николае I было решено ограничиться новой систематической пуб­ликацией и кодификацией законодательства. Специальная комис­сия во главе с М. М. Сперанским подготовила и издала в 1830 г. «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах (I Собрание). Это издание и сейчас остается наиболее полной публикацией законодательных актов с 1649 по 1825 г. Однако в это издание не вошел целый ряд законодательных актов, в том числе и важных. Одни из них не были известны Сперанскому, другие он считал не заслуживающими внимания, третьи отбрасы­вал из политических соображений. Аналогичные недостатки ха­рактерны и для именного и предметного указателей, которые со-„ провождают это издание.

Законодательные акты, изданные в 1825—1880 гг., составили II Собрание. В его томах также имеются пропуски, продиктован­ные секретностью и политическими соображениями. Следует от­метить, что и в I и во II собраниях ряд документов опубликован с неоговоренными сокращениями, с ошибками и заголовками, ко­торые не соответствуют их содержанию.

Комиссия Сперанского подготовила и издала в 1832 г. 15-том­ный «Свод законов Российской империи», в который вошли важ­нейшие действующие законодательные акты XVIII — первой четверти XIX в. Если в ПСЗ акты издавались в хронологической последовательности, то в «Своде законов» были приняты темати­ческий принцип публикации и систематизированное обобщенное изложение текстов ряда актов, относящихся к одному вопросу.

Значительное число законодательных актов XVIII — первой половины XIX в., не вошедших в ПСЗ, опубликовано в ряде пе­риодических изданий — в «Русском архиве», «Русской старине», «Чтениях в обществе истории и древностей российских», в «Сбор­никах Русского исторического общества».

Наиболее полным дореволюционным изданием актов, относя­щихся к внешней политике, является многотомное издание Ф. Ф. Мартенса «Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами». Оно дополняется осуществ­ляемым в настоящее время изданием документов по внешней по­литике России начиная с 1800 г.


Глава 12

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.