|
З. «Повесть временных лет» и древнейшее русское летописание.
Центральным памятником древнего русского летописания является Повесть временных лет. Она легла в основу подавляющего большинства русских летописей. Читатели и писатели Древней Руси видели в ней авторитетный труд о начале Русской земли и древнейшей поре отечественной истории.
Три редакции Повести временных лет.Сравнительный текстологический анализ сохранившихся в различных летописях списков Повести временных лет показывает, что эти списки представляют две летописные традиции. Одна сохранилась в Лаврентьевской летописи, написанной в 1377 г. монахом Лаврентием для суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Ту жё традицию Повести содержат Троицкая летопись начала XV в., Московско-Академический список Суздальской летописи конца XV в., лицевая Радзивилловская, а также большинство летописей XVI и XVII вв.
Другая традиция дошла до нас в _Ипатьевской летописи, названной по списку XV в., сохранившемуся в Ипатьевском монастыре в Костроме. К этой же традиции относятся также Хлебниковский список XVI в., Погодинский XVII в., Ермолаевский конца XVII— начала XVIII в.
Текст Повести временных лет в Лаврентьевской редакции доходит до 1110 г., после чего (под 1116 г.) следует приписка игумена киевского Выдубицкого монастыря Сильвестр.а о написании им этой летописи. Однако в начале Повести по Ипатьевской летописи сообщается, что она была составлена монахом Киево-Печерского монастыря. Неоднократные подтверждения принадлежности летописца к этому монастырю можно встретить в тексте Повести. Хлебниковская летопись называет имя летописца-печерянина. Это Нестор, известный еще как автор двух агиографических произведений — «Чтения о Борисе и Глебе» и «Жития Феодосия Печерского». «Блаженный Нестор, иже написа летописец», упоминается в XIII в. иноком Поликарпом в Киево-Печерском патерике. И хотя вокруг вопроса о Несторе как составителе Повести временных лет не прекращается полемика, вызванная рядом фактических несоответствий между принадлежащими Нестору житиями Бориса и Глеба и Феодосия, с одной стороны, и соответствующими рассказами Повести •— с другой, отрицать участие Нестора в создании Повести нет достаточных оснований. Таким образом летопись, положенная в основу Лаврентьевской и Ипатьевской летописей, принадлежала Нестору, который в хронологической выкладке, данной под 852 г., определил предел повествования годом смерти Свято-полка, т. е. 1113 годом. Поэтому исследователи считают, что первоначальная, несторовская редакция Повести временных лет может датироваться условно 1110—1113 годами.
Выдубицкий игумен Сильвестр около 1116 г. переработал Повесть. Следы его вмешательства в летопись видны в последней части, особенно в тех местах, где говорится о взаимоотношениях Святополка Изяславича и Владимира Мономаха. Святополк предстает в летописи как правитель неумный и легкомысленный. Мудрые же советы он постоянно получает от Владимира Мономаха. Здесь трудно не увидеть редакторскую руку Сильвестра — летописца промономаховской ориентации.
В Ипатьевской летописи текст Повести идет дальше статьи 1110 г. Непрерывное изложение событий, связанных главным образом с деятельностью Мономаха и его сыновей, продолжается вплоть до 1118 г., после чего в течение нескольких лет записи носят лапидарный и отрывочный характер. Статьей 1118 г. завершается текст последней, третьей редакции Повести временных лет.
Составление третьей редакции Повести связывают со старшим сыном Владимира Мономаха новгородским князем Мстиславом Владимировичем. С этим согласуется и пребывание в течение какого-то времени на новгородском севере летописца, засвидетельствованное им самим, и отражение в третьей редакции северных преданий (так, если по Лаврентьевской Рюрик княжит в Новгороде, то по Ипатьевской — сначала в Ладоге).
Таким образом, можно считать, что первая — Нестерова — редакция Повести временных лет (1110—1113 гг.) вскоре после своего создания была использована при составлении летописей, представляющих как вторую, так и третью редакции Повести (1116 и 1118 гг.). Следует, однако, иметь в виду, что тексты второй и третьей редакций Повести отразились в летописях Лаврентьевской и Ипатьевской традиции не в «чистом виде», поскольку ко времени создания старейших из известных нам списков Повесть временных лет насчитывала уже несколько веков бытования в разнообразной социальной и культурной среде.
Летописание, предшествовавшее Повести временных лет.Предшественником Повести был, вероятно, так называемый Начальный свод, датируемый 1093—1095 годами и фрагментарно сохранившийся в составе Новгородской первой летописи младшего извода. Эта летопись в своей древнейшей части (с начала X в. до 1016 г. и с середины XI в. до 90-х годов XI в.) отражает свод южнорусского происхождения, близкий к Повести временных лет и вместе с тем от нее отличающийся. Сравнительный анализ фрагментов Новгородской первой летописи и Повести временных лет приводит к выводу о первичности летописного текста, дошедшего в составе Новгородской летописи.
Начальный свод отразил, в свою очередь, более раннее летописание. В тексте Повести неоднократно встречаются записи о каком-либо лице или событии, которые не могли принадлежать одному и тому же летописцу. Летописные записи велись и до создания Повести временных лет, и до появления Начального свода, и в более ранний период. Обращает внимание такое обстоятельство — с 1061 г. в летописи появляются точные даты светских событий, что может свидетельствовать о составлении какой-то летописи именно в это время. Подтверждение этому находят в топографическом описании Киева под 945 г. и его сравнение с топографией Киева, современного летописцу. Упоминание города, который при княгине Ольге находился «идеже ныне есть двор Гордятин и Никифоров», и княжеского дворца, «идеже ныне есть двор Воротиславль и Чюдин», относит составление этой летописи к 70-м годам XI в. Если же мы вспомним, что одними из составителей Правды Ярославичей были Никифор и Чюдин, а последняя, как показали исследования М. Н. Тихомирова, была составлена не позже 1073 г., то понятно, почему этот свод датируется исследователями 1073 годом. А. А. Шахматов считал автором этого свода печерского монаха, впоследствии игумена, Никона. Семь лет Никон провел в Тмутаракани, и оказывается, что как раз за это время (между 2 февраля 1061 г. и 3 марта 1067 г.) нет в летописи точно датированных киевских известий и вообще почти нет киевских записей. Зато внесены известия тмутараканские. По мнению Д. С. Лихачева, Никон первым ввел в летописание погодную сетку, т. е. придал летописи ту форму, которая стала для нее традиционной.
Сведения о более раннем летописании не позволяют сколько-нибудь уверенно говорить о создававшихся в это время сводах. Существует предположение о составлении в конце X в. летописного свода при Десятинной церкви. Высказано мнение, что начало русского летописания следует относить к 1007 г., когда в связи с перенесением в Десятинную церковь мощей княгини Ольги — основательницы русского христианства — было создано сказание о русских князьях, составившее историческую основу летописания. Источники Повести временных лет многочисленны и разнообразны. По происхождению их можно разделить на отечественные и иностранные (византийские, инославянские и т. д.), по способу передачи информации — на письменные и устные. Из иностранных источников наиболее широко привлекались византийские. В первую очередь это компиляции по всемирной истории, такие, как Хроника Георгия Амартола (доведенная до 842 г., с продолжением до 948 г.), Хроника Иоанна Малалы (доводящая изложение до 563 г.). По Амартолу летописец начинает изложение с рассказа о разделении земли между сыновьями Ноя, по нему же он дает описание обычаев разных народов, у его продолжателя заимствует сведения о походе Руси на Царьград в 866 г. Для хронологических выкладок (под 852 г.), связывающих библейскую историю с отечественной, использовался «Летописец вскоре» патриарха Никифора или близкий ему текст. Под 898 г. вПовести временных лет помещено сочинение, условно называемое «Сказанием о преложении книг на славянский язык» и основанное на источниках западнославянского (чешско-моравского) происхождения. Это свидетельство пристального внимания летописца к истории славянских народов, к их культуре « письменности. Из отечественных письменных источников Повести необходимо отметить прежде всего договоры Руси с греками, жития Владимира и Ольги, Бориса и Глеба, светские повести, например Повесть об ослеплении Василька Теребовльского.
Очень многое составители Повести временных лет почерпнули из устных источников. Известны некоторые информаторы летописца — представитель старой родовой киевской знати Ян Вы-шатич и новгородец Гюрята Рогович. Устные предания и легенды особенно широко используются летописцем в начальной части Повести, при рассказе о событиях «давно минувших дней», не освещенных письменными источниками. Летописец передает поэтические легенды о Кие, Щеке и Хориве и об основании Киева, о вещем Олеге, о богатыре-Кожемяке и т. д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|