|
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Материалы общего делопроизводства государственных
Учреждений
В XVIII — первой половине XIX в. в делопроизводстве окончательно складывается «канцелярский» стиль, характерный для" всех документов, создававшихся в недрах чиновничье-бюрократического аппарата: нанизывание придаточных предложений, употребление особых оборотов, выражений, терминов. Для замечаний, Предложений, исправлений, резолюций на документе оставлялись широкие поля. Исковые заявления, просьбы, документы частных лиц могли писаться только на гербовой бумаге определенной стоимости, являющейся своеобразной формой взимания налога или пошлины. Размер этой пошлины обозначался особым знаком, оттиснутым в верхнем правом углу бумаги, на котором был изображен государственный герб и обозначена стоимость листа бумаги.
В ходе работы государственных учреждений разных рангов материалы делопроизводства формировались в делах самых разных размеров и содержания. Значительная часть документов объединялась по хронологическому принципу. Другим принципом комплектования дел было сосредоточение в них документов по какой-то отрасли управления, комплексу вопросов. Наконец,, огромное число материалов делопроизводства собрано в делах, посвященных рассмотрению конкретных вопросов.
Разновидности делопроизводственных документов. Так как по статуту многие учреждения были коллегиальными, то одной из. главных разновидностей делопроизводственных документов являлись протоколы, журналы заседаний или дневные записки. В журналах отмечались дата, время заседания и состав его участников, перечень обсуждавшихся вопросов и решение по каждому из них. Изложение вопроса и ход обсуждения фиксировались большей частью в протоколах суммарно. Мнения отдельных членов коллегии вносились в протокол в том случае, если они расходились с мнением большинства.
Изучая конкретное дело, совершенно необходимо ознакомиться не только с протоколом, но и со всеми сопроводительными: материалами по обсуждаемому вопросу. Ими могли быть представление или доклад нижестоящего учреждения, специальной комиссии, одного из членов коллегии, замечания и проекты других учреждений, отдельных лиц, справки и выписки из предшествующего законодательства, донесения местных органов власти и управления о состоянии дел по обсуждаемому вопросу. Кроме того, к докладу обычно прилагался особый экстракт или справка, кратко и далеко не всегда объективно излагавшая суть дела и имеющихся в нем документов.
«Всеподданнейшие доклады» были особой разновидностью официальной документации, подаваемой на имя императора представителями высшей администрации.
Представления, предложения, которыми обменивались равные по рангу учреждения, носили название промеморий. Пришедшие на смену «памятей» XVI—XVII вв., промеморий сохраняли место и во внутренней делопроизводственной документации учреждений. В XIX в. на смену им пришла форма отношения.
Нижестоящие учреждения обращались к вышестоящим с рапортами о получении указов, ходе их выполнения, состояния того или иного дела исдоношениями (в XIX в.— донесениями) и представлениями, в которых они сообщали о рассмотрении какого-то вопроса, излагали предложения, мнения, просьбы по данному вопросу.
Формально к этой же категории относились отчеты. Их значение как источника очень велико, так как в большинстве случаев они содержали характеристику общего состояния определенной отрасли государственного управления или отрасли хозяйства. С конца XVIII в. представление ежегодных отчетов губернаторов о состоянии вверенных им губерний становится системой.
После учреждения в начале XIX в. министерств известную регулярность приобретает практика представления ими ежегодных отчетов. Круг вопросов, рассматривавшихся в отчетах, определялся функциями и задачами данного министерства. Важное значение имели годовые отчеты, представлявшиеся царю III Отделением и Министерством внутренних дел. В них содержались обзор политического положения в стране, характеристика вопросов, которые привлекали особое внимание общества, рассматривались наиболее опасные направления в обсуждении этих вопросов в прессе, слухи и толки, распространявшиеся среди разных социальных слоев и групп населения, масштабы, формы, места крестьянского и солдатского движения, сообщалось о «противоправительственной деятельности» отдельных лиц и т. д.
По своему содержанию к отчетам близки и материалы сенатских ревизий, содержащих самые разнообразные сведения о состоянии отдельных губерний, деятельности губернских и уездных учреждений.
Составной частью отчетов и аналогичных материалов являлись ведомости: о государственных доходах и расходах, поступлении податей, таможенных сборах, недоимках, промышленных предприятиях, наборе рекрутов, численности армии и флота, штатах различных учреждений, о числе и размерах крестьянских волнений и многие другие.
Видное место в делопроизводстве занимали инструкции. Они вырабатывались учреждениями различных рангов по конкретным поводам: в связи с расследованием какого-то дела, ведением дипломатических переговоров, подавлением волнения, в связи с полицейской слежкой за определенными организациями и лицами и т. п. При составлении докладов, отчетов, рапортов, инструкций составлялся проект документа, в который руководитель учреждения вносил необходимые исправления и дополнения. Сохранявшаяся в делах данного учреждения копия с отосланного документа носила название отпуска.
Особую группу документов составляют материалы учреждений, созданных для подготовки новых сводов законов. Наиболее важными из них являются «Комиссия по составлению Нового уложения» 1767—1768 гг. и «Второе отделение собственной е.и.в. канцелярии», созданное в 1826 г. Материалы Уложенной комиссии составляют уникальный для XVIII в. комплекс источников. В него вошли полторы тысячи одновременно составленных наказов дворян, горожан, казаков, разных категорий государственных крестьян с изложением жалоб, нужд, просьб и требований этих сословий, материалы обсуждения этих наказов, существующего законодательства по ряду вопросов, а также составленных Комиссией проектов прав сословий. Особенно важны наказы государственных крестьян (помещичьи, как известно, не были представлены в комиссии). Они позволяют выяснить, какие действия крепостнической администрации вызывали наибольшее число жалоб, чем отличались положение, жалобы, просьбы различных категорий крестьян разных районов, в каких формах осуществлялось усиление крепостного гнета, как и какие черты крестьянской идеологии отражаются в наказах, в какой степени совпадают жалобы и просьбы наказов с жалобами и просьбами крестьянских челобитных и с материалами правительственных ревизий, комиссий, карательных экспедиций.
Материалы делопроизводства часто содержат не менее важные сведения, чем сами законодательные акты, хранящиеся в архивных фондах центральных и местных органов власти и управления. Историк должен помнить, что одними и теми же вопросами занимался ряд государственных учреждений, поэтому интересующие его материалы могут находиться в архивах самых различных учреждений и ведомств.
Материалы делопроизводства лучше, чем какие-либо другие источники, позволяют увидеть весь механизм работы чиновничье-бюрократического аппарата Российской империи во всех его звеньях, в самых различных сферах и направлениях. При наличии общих черт материалы центральных и местных государственных учреждений имеют и существенные различия.
Каждое из центральных учреждений власти и управления ведало определенной отраслью или сферой политической, экономической, культурной жизни страны. Поэтому материалы этих учреждений содержат сведения общего характера, дают возможность проследить, как обстояло дело в той или другой отрасли управления на всей территории Российской империи, какими методами осуществлялось то или иное мероприятие царизма, с какими трудностями сталкивалось его проведение, к каким результатам оно приводило. В этом несомненное достоинство делопроизводственной документации центральных учреждений. Одновременно эти достоинства порождают и определенные недостатки. Документы центральных учреждений иногда оказываются слишком обобщенными. Кроме того, для большинства из них характерно стремление дать картину полного благополучия в стране и порядка в работе государственного аппарата. Особенно это типично для материалов, выходивших из центральных органов власти для представления императору.
Материалы делопроизводства губернских и уездных учреждений локальны по своему характеру, поэтому часто не дают необходимых сведений для обобщений. К этому необходимо добавить, что в большинстве случаев состояние и сохранность документации местных учреждений несравнимо хуже, чем в центральных учреждениях. Наконец, если публикации делопроизводственных материалов центральных учреждений крайне редки, то публикации аналогичных документов местных учреждений практически отсутствуют.
Но при всем этом документация местных учреждений имеет: и ряд достоинств. Она является первичным источником, в котором содержится огромное количество фактов и деталей, не находящих отражения в материалах центральных учреждений. Другими словами, именно материалы делопроизводства местных учреждений позволяют проникнуть в «кухню» государственного аппарата и лучше увидеть самую действительность.
Научное и объективное исследование интересующего вопроса требует сочетания документов центральных и местных учреждений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|