|
Публицистика и политические сочинения первой половины XIX в.
Жесточайший цензурный режим, невозможность выступать непосредственно по политическим и социальным проблемам привели к тому, что большая часть публицистических произведений дореформенной России носила характер литературно-критических, философских, научных статей, в которых широко использовались приемы эзоповского языка. Авторы публицистических произведений ссылаются на примеры из далекого прошлого, из жизни других стран и народов, но имеют в виду осуждение «своих внутренних турок». Эти особенности характерны для большинства подцензурных статей В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова, для публичных лекций Т. Н. Грановского.
К публицистике первой половины XIX в. примыкали и отдельные научные и философские труды. К ним можно отнести «Опыт о просвещении» И. Пнина (1804 г.), в котором автор выступает с острой критикой крепостного права, помещичьего произвола, самодержавия, выдвигает требование служения каждого гражданина «своей родине и народу; «Право естественное» профессора Царскосельского лицея А. П. Куницына (1818—1820 г.), в котором осуждается самодержавие и крепостной строй; научные работы К. Ф. Рулье — профессора Московского университета и крупнейшего представителя эволюционной биологии до Дарвина, убежденного материалиста.
В условиях отсутствия бесцензурной печати и невозможности выступления в прессе по важнейшим вопросам общественной жизни широкое распространение получают в I половине XIX в. ходившие по рукам списки вольнолюбивых, антикрепостнических литературных и публицистических произведений. Наиболее ярким примером является знаменитое письмо Белинского к Гоголю, которое В. И. Ленин считал «одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати»1. Хотя Белинский по вполне понятным соображениям не писал о революции и уничтожении самодержавия, но все его письмо звучало призывом к революционной борьбе против самодержавия и крепостничества, уничтожение которых он относил к числу «самых живых, современных национальных вопросов в России». Оно было проникнуто гневным протестом против попыток увести Россию на ложный путь решения жгучих социальных и политических проблем, на путь религии, мистицизма, нравственного самоусовершенствования.
Однако в условиях крепостничества, сурового цензурного режима и полицейского произвола передовое, освободительное и революционное направление в политических и публицистических сочинениях не было и не могло быть не только единственным, но и преобладающим. Многие произведения отчетливо показывают, каким сложным и мучительным был процесс становления революционной идеологии, поисков путей и методов борьбы против самодержавия и крепостничества.
Свидетельством этого является «Философическое письмо» П. Я. .Чаадаева. Оно было проникнуто страстной ненавистью к крепостничеству, к самодержавно-полицейскому произволу в стране, содержало уничтожающую критику официозных утверждений о всеобщем благополучии. В этом оно прямо сходилось с идеями декабристов и передовой публицистикой 30-х годов. Но Чаадаев писал «Философическое письмо» после поражения восстания декабристов, в условиях, когда он не видел реальных сил и возможностей для коренного изменения положения в стране. В результате оно оказалось проникнуто безысходным пессимизмом и отчаянием, крайне отрицательными и несправедливыми оценками прошлого, настоящего и будущего России. Это сочеталось с перенесением острых социальных и политических вопросов в религиозно-нравственную плоскость, с апологией идеализма и католичества.
Запрещение журнала, в котором было опубликовано «Письмо» Чаадаева, репрессии в отношении редактора журнала и автора сказались на том, что семь последующих «Писем» Чаадаева, его «Апология сумасшедшего» и прокламация, написанная в связи с революцией 1848 г., были обнаружены и изданы только в советское время. А в них имеется ряд существенных моментов, свидетельствующих о значительной близости Чаадаева по ряду вопросов с передовой публицистикой 30—40-х годов XIX в.
В политических сочинениях и публицистике славянофилов резко критиковались крепостничество и самодержавный произвол. В 30—40-х годах XIX в. славянофилы выступали как одно из оппозиционных направлений, имеющих ряд точек соприкосновения с формирующейся революционной демократией. В то же время залог спасения России и ее будущее они видели в сохранении ее «самобытности», в объединении всех славян под властью православного русского царя, в сохранении патриархальной крестьянской общины и господствующей роли дворянства. На первый план они выдвигали идеалистическую философию, пронизанную догмами православия. Уделяя большое внимание изучению быта, творчества народа и его «духа», славянофилы считали, что главной чертой русского народа является его «самобытность» и особое место среди других народов, его верность православию и самодержавию, неприятие им идей революции и революционной борьбы. Подобные представления пронизывали сочинения И. С. Аксакова, «Девятнадцатый век» И. В. Киреевского, «О старом и новом», «Записки о всемирной истории» А. С. Хомякова, «Об основных началах русской истории» К. С. Аксакова. В канун и в период революционной ситуации и крестьянской реформы славянофилы стремительно эволюционировали в направлении официально-монархического лагеря и вели яростную борьбу с революционно-демократическими идеями, изданиями, организациями.
Среди политических сочинений либералов первой половины XIX в. видное место занимают сочинения, авторы которых исходили из необходимости осуществления ряда изменений в социально-экономическом и сословном строе страны, в его приспособлении к условиям кризиса крепостничества.
Работая с подобными произведениями, необходимо иметь в виду, какие черты и стороны самодержавно-крепостнического строя критикуют авторы, с каких позиций и в каких целях ведется эта критика, какие позитивные предложения они предлагают, к каким результатам могло привести осуществление их предложений. Для этого полезно сравнивать произведения разных авторов.
Так, сопоставление «Записки о правах Сената» Н. С. Мордвинова с «Запиской об устройстве судебных и правительственных учреждений» М. М. Сперанского позволяет выявить общие черты, характерные для либеральных политических сочинений, и одновременно увидеть, в чем Сперанский идет дальше и в чем сохраняется типичная для либералов непоследовательность и ограниченность их позитивной программы. Критика существующего законодательства и системы органов власти управления и суда у Сперанского более глубока и практические предложения более радикальны. Произведения Мордвинова и Сперанского вызвали острое недовольство дворянства и особенно служилой аристократии, а с другой стороны, породили у деятелей первого этапа революционного движения иллюзии о том, что Мордвинов и Сперанский являются наиболее подходящими кандидатами в состав правительства.
Насколько иллюзорны были эти представления, свидетельствует тот факт, что Сперанский и Мордвинов оказались в числе тех, кто судил декабристов. Недаром от составления проектов государственного устройства и новых принципов законодательства Сперанский перешел к кодификации существующего самодержавно-крепостнического законодательства.
Эти черты и особенности произведений либерального направления особенно ярко выступают в сопоставлении с публицистикой сугубо охранительного направления, типичным образцом которой является «Записка о древней и новой России» писателя и историка Н. М. Карамзина, поданная им Александру I в 1811 г. и прямо противостоящая проекту Сперанского.
Главным условием развития будущего России и ее славы Карамзин объявлял незыблемость самодержавия. Он утверждал, что «излишняя любовь Алсександра I к государственным преобразованиям», потрясающим основу империи, является единственной причиной недовольства русского народа. Решительно выступая против всяких намерений ограничить как-то или тем более «отнять у господ всю власть над крестьянами», Карамзин уверял, что «для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу». Он прямо угрожал Александру I, что тот «будет ответствовать богу, совести и потомству» за все зло, которое произойдет, если будет ограничена власть Дворян над крестьянами и изменено положение последних. Карамзин поднимал на щит роль дворянства на всех этапах истории и жизни страны, утверждал, что и сейчас дворянство остается «главным необходимым орудием, двигающим состав государственный», поэтому важнейшей задачей является «возвышение сана дворянства, коего блеск можно назвать отливом царского сияния».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|