|
Областное летописание XII—XV вв.
Общей чертой областного летописания XII—XV вв. является «ужение политического горизонта летописцев, их сосредоточенность на нуждах и интересах «своего» княжества, а не всей Русской земли. Одновременно летописание каждого феодального центра приобретает специфические качества, присущие только ему и отличающие его от летописания других областей.
Летописание Великого Новгорода.Новгородское летописание по древности мало в чем уступает киевскому. А. А. Шахматов, например, полагал, что одним из источников Начального свода 90-х годов XI в. был новгородский летописный свод 1050 г. (с дополнениями до 1079 г.), созданный в связи с сооружением Софийского собора. Б. А. Рыбаков датировал этот свод 1054 годом и связал с новгородским посадником Остромиром Константиновичем, дедом Яна Вышатича.
Новгородское летописание XII—XV вв. в основном дошло до нас в текстах Новгородской первой летописи старшего извода (доведен до 1352 г.) и младшего извода (последнее известие — в 1442 г.). Анализ их текстов показывает, что в XII в. в новгородском летописании в целом прослеживаются два центра — архиепископская кафедра и церковь св. Иакова в Неревском конце. Начало архиепископского («владычного») летописания, по-видимому, нужно связывать с 1136 г., когда в Новгороде произошел политический переворот, завершивший длительный процесс становления боярской республики с архиепископом во главе. В это время местная княжеская летопись была, видимо, коренным образом переработана по указанию архиепископа Нифонта. В основу ее был положен киевский Начальный свод 90-х годов XI в. В начале XIII в., возможно, был составлен новый владычный свод, доводивший изложение до 1204 г. и завершавшийся рассказом о взятии Константинополя крестоносцами. Летописцы церкви св. Иакова, ведя собственные записи, неоднократно обращались к архиепископскому летописанию и использовали его, поскольку уличанская церковь была достаточно тесно связана с софийским двором. О летописной деятельности священника церкви св. Иакова Германа Вояты свидетельствуют записи в Синодальном списке Новгородской первой летописи. Под 1114 г. читается авторская запись: «В то же лето постави мя попомь архепископ святый Нифонт». А под 1188 г. уже другой летописец сообщает: «Томь же лете приставися раб божий Герман, иереи святого Иякова, зове-мый Воята, служивъшю ему у святого Иякова полъпятадьсят лет...» Сопоставление этих записей позволяет установить, что Герман Воята и был тот священник, который был поставлен попом в церкви св. Иакова в 1144 г.
Одним из преемников Германа Вояты стал пономарь Тимофей,, который обмолвился о себе под 1230 г. Поскольку в Синодальном списке читаются имена обоих известных летописцев церкви Иакова и в дальнейшем манера изложения и социальная позиция летописца существенно не меняются, можно думать, что весь Синодальный список (а это старейший из сохранившихся списков русских летописей, написанный на пергаменте почерками XIII и XIV вв.) относится к летописанию уличанской церкви.
Прочно встав на ноги в XII в., новгородское летописание продолжало развиваться, пережив существование самой новгородской государственности. Ряд летописных сводов был создан в Новгороде в начале и в первой половине XV в. Активизацию летописной работы в Новгороде связывают с именем архиепископа Евфимия II Брадатого (1429—1459 гг.), яростного борца за независимость боярской республики; его инициативе приписывают составление в 30—40-х годах двух новгородско-софийских сводов,, тексты которых, доходившие до 1418 г., сохранились в Новгородской IV, Софийской I летописях и в некоторых других. Активную роль в летописании играл уставщик Софийского собора Матвей. Михайлов (Кусов), ряд семейных записей которого читается в. Новгородской IV летопиои. Из поздних новгородских летописей особенно интересна относящаяся к концу XVII в. Новгородская. III летопись, богатая сведениями по архитектуре и искусству. В ней находятся, в частности, известия о выдающемся зодчем Петре (ХП в.) и великом художнике Феофане Греке (XIV в.).
Подобно летописанию других феодальных центров XII—XV вв., местное летописание замкнуто в основном внутри новгородской «околицы». Много внимания уделяли летописцы военной теме, отражению немецко-шведской, а затем литовско-польской экспансии. По-новгородски лаконичные, но в то же время обстоятельные и точные, полные скрытого пафоса повествования о сражениях с врагами Руси, описания, например, Невской битвы 1240 г., Ледового побоища 1242 г., кровопролитнейшего Раковорского боя 1268 г. принадлежат к самым ярким страницам местных летописей. Летописание ни одного другого феодального центра (кроме, пожалуй, Пскова) не рисует такой впечатляющей картины повседневной жизни крупного средневекового города и его округи, фиксируемой почти без перерывов на протяжении многих столетий. Ничто не ускользает от внимательного взгляда летописца: ни строительство храмов и оборонительных сооружений, ни бурные порой вечевые сходки, ни кровавые стычки на волховском мосту во время борьбы боярских группировок или столкновений «меньших» и «вятших» людей, ни пожары и стихийные бедствия, опустошавшие город. Особенно чуток летописец к разнообразным проявлением неласковой северной природы, постоянно отмечая благоприятные или неблагоприятные условия для земледельческой страды, урожайные и голодные годы, цены и т. д. Новгородские летописцы часто находятся в гуще общественной жизни, знают в лицо многих из будущих персонажей своей летописи, не только тех, кто принадлежал к социальной верхушке, но и простолюдинов Домажира— иконного писца, Микифора-щитника, ушкуйника Прокопия Киева. Поэтому не случайно новгородские летописцы более других чутки и к вспышкам классовой борьбы, восстаниям, причем иногда им ближе позиция «меньших» людей.
В XV в. четко видны тенденции к возвеличиванию Новгорода. Новгородские летописи лишаются локального характера и стремятся превратиться в общерусские своды. Это проявляется в использовании Ростово-Суздальских и Московских летописных сводов. Общерусский материал четко виден в Новгородской IV и Софийской I летописях. В позднем новгородском летописании отразилась борьба сторонников и противников Москвы.
Язык новгородских летописей колоритен и ярок, лаконичен и точен, самобытен и исполнен внутренней силы, источник которой — живой разговорный народный язык. Например, оценивая значение Торжка в системе обороны новгородской земли, летописец поэтично скажет: «А то оплечье есть Новугороду».
Во многом близко к новгородскому по своим основным характеристикам псковское летописание. Оно дошло до нас в составе трех групп списков: первые две доведены до конца XV в., а третья — до 60-х годов XVI в. Они получили в литературе название Псковских I, II и III летописей. Все три группы псковских летописей восходят к единому источнику, отражающему официальное псковское летописание.
Летописание Владимиро-Суздальской Русисохранилось в составе Лаврентьевской, Радзивилловской, Троицкой летописей, Летописца Переяславля Суздальского, а также частично в Ипатьевской и ряде более поздних летописных источников. Северо-восточные, главным образом владимирские, известия систематически появляются в летописи с 1157 г., со времени вокняжения во Владимире Андрея Боголюбского. Однако первые записи об отдельных событиях в этом крае появляются в летописных сводах еще в начале XII в. С конца 50-х годов XII в. роль основного центра летописания переходит от Суздаля и Ростова к новой столице — Владимиру, где оно ведется при Успенском соборе. В основу владимирской летопиаи легло летописание Киева и Переяславля Русского, издавна связанного с Суздалыциной политическими и церковными связями.
Первый Владимирский летописный свод датируется 1177— 1178 годами. Составленный сразу после драматических событий 1175 г., когда был убит Андрей Боголюбский, лихолетья «междукняжия» и острой схватки, он в последних своих статьях очень эмоционален. Победу владимирцев над враждебным ростово-суздальским боярством, дружиной и союзными им полками Ростиславичей прославляет составитель первого Владимирского свода, создававшегося в кратковременное правление Михаила Юрьевича, но законченного, очевидно, уже при Всеволоде Большое Гнездо. Определить рубеж завершения свода помогает анализ южнорусских известий в своде. Эти систематические известия четко делятся на светские и церковные. Причем церковные сведения обрываются на 1175 г. Ученые установили, что здесь кончалась епископская летопись Переяславля Южного, использовавшаяся во Владимирском своде. Ее конец и есть рубеж в составлении свода во Владимире. Среди источников первого Владимирского летописного свода помимо южнорусского летописания были «старый летописец ростовский», княжеский летописец Андрея Боголюбского, прославлявший: его подвиги на киевском юге, «Сказание о чудесах пресвятыя богородица Володимерьской иконы», проложная статья 1164 г. об установлении праздника Спасу 1 августа. В Повести об убийстве Андрея Боголюбского летопись подробно рассказывает о драматических событиях 1175 г.
Основной тенденцией последующих сводов 1189 и 1212 гг. становится демонстрация политической консолидации на северо-востоке Руси и возросшего авторитета Владимирского княжества, поддержка завоевательных походов Всеволода Большое Гнездо. При этом неоднократно подчеркивается, что за великим князем стоят «люди», союз которых с княжеской властью и составляет основу могущества земли. Установлению рубежа 1185—1189 гг. как времени составления второго Владимирского свода также помогает нить южнорусских известий, но взятая уже из княжеской летописи Владимира Глебовича. Кроме того, в статье 1185 г. о епископе Луке говорится как о живом (умер в 1189 г.); до 1186 г.владимирский князь Всеволод Юрьевич именуется князем, а с1186 г. — великим князем, что подтверждает дату завершения свода.
Свод 1212 г. был, вероятно, лицевым и явился протографом Радзивилловской летописи. Рубеж составления этого свода определяется сопоставлением текстов сохранившихся ныне таких весьма близких, а во многом и совпадающих друг с другом летописей, как Лаврентьевская (доведенная до 1305 г.), Радзивилловская (до 1206 г.), Московско-академический список Суздальской летописи (копия с протографа Радзивилловской) и Летописец Переяславля Суздальского (1138—1214 гг.), основанный на своде 1212г.
В начале второго десятилетия XIII в. заметно оживает политическая и общественная жизнь других центров северо-востока Руси. Помимо Владимира летопись снова начинают вести в Ростове и, возможно, в Суздале, что отражало соперничество сыновей Всеволода Большое Гнездо в борьбе за старейшинство. Возникает летописание в Переяславле-Залесском (свод Ярослава Всеволодовича 1215—1216 гг., известен по Летописцу Переяславля Суздальского).
Великокняжеское летописание во Владимире, связанное в XIII в. с Рождественским монастырем, занимавшим первенствующее положение в древнерусской монастырской иерархии, продолжалось и после татаро-монгольского завоевания. Своды составлялись в княжение Ярослава Всеволодовича (1239 г.), его брата Святослава (1247—1249 гг.), Александра Невского (1252 г.).
С точки зрения содержания и идейной направленности во владимирском великокняжеском летописании в большей степени, чем в летописании какого-либо другого русского центра этого времени, проявились общерусские тенденции. Владимирские летописные своды легли в основу летописания будущих «собирателей Руси» — тверских и московских князей.
Однако материал, на котором строилась владимирская великокняжеская летопись после монгольского нашествия, был уже более ростовским, чем владимирским. Ведение погодных записей в разгромленной столице постепенно прекращается, в то время как в.Ростове, напротив, летописная традиция в XIII в. набирает силу, особенно с середины столетия. В XIV и XV вв. традиции северо-восточного летописания поддерживаются главным образом ростовской епископской кафедрой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|