|
Московское летописание XIV—XV вв.
Древнейшие московские летописи.В начале XIV в. на политической арене появляется Москва. В 1328 г. московские князья отобрали у тверских великое княжение Владимирское. Именно в это время зарождается и московское летописание, ориентированное на княжеский двор и митрополичью кафедру. Первые записи о московских событиях, которые содержат точную дату и могут быть признаны местными по происхождению, относятся к 1317 г. (рождение у Ивана Калиты сына Семена 7 сентября) и 1326 г. (рождение у Калиты сына Ивана 30 марта и закладка Успенского собора митрополитом Петром 4 августа). Эти и ряд других записей сохранили московские летописи XV в., в том числе древнейшая Троицкая летопись 1408 г., не дошедшая до нашего времени, но реконструированная и дающая возможность при сопоставлении с другими летописями представить основные этапы московского летописания хотя бы гипотетически. С 1326 г., т.е. после переезда митрополита Петра в Москву из Владимира, цепочка московских известий становится непрерывной, что позволяет с уверенностью говорить о начале регулярной летописной работы в Москве.
Первым известным памятником московского летописания был «Летописец Великий Русский». Об этом летописном своде мы узнаем из Троицкой летописи. Под Т392 г., разражаясь филиппикой против непокорных московскому князю новгородцев и припоминая проявления их упрямства и своеволия в прошлом, летописец советует читателю: «И аще хощеши распытовати, разгни книгу Летописец великий русьский и прочти от великаго Ярослава и до сего князя нынешняго». «Нынешним» был московский князь Василий Дмитриевич, начавший княжить в 1389 г. Таким образом, «Летописец Великий Русский» мог возникнуть между 1389 и 1392 гг. К сожалению, о составе и содержании не дошедшего до нас «Летописца Великого Русского» судить очень трудно, о нем высказывались и высказываются самые различные мнения. Можно лишь думать, что это был московский великокняжеский свод общерусского охвата, отражавший основные политические концепции потомков Калиты.
Московские общерусские летописные своды в XV в.Летописание XV в. в значительной степени реконструируется на основе не дошедшей до нас Троицкой летописи и других, более поздних летописных сводов. Ряд интересных наблюдений над характером и временем возникновения сводов до сих пор представляется гипотезами, требующими дальнейшего изучения и подтверждения. Реальным является лишь летописный свод, дошедший до нас в списке первой половины XVI в. и условно названный Московским летописным сводом конца XV в.
Считают, что «Летописец Великий Русский» являлся одним из источников митрополичьего свода, составленного около 1408 г. и отразившегося в Троицкой летописи. Это был, видимо, отнюдь не единственный памятник московского летописания этого времени. К началу XV в. местная летописная традиция становится уже достаточно разветвленной. Так, в Рогожском летописце отразилась московская летопись, близкая к Троицкой, но значительно превосходящая ее по объему известий за XIV в. С именем митрополита Киприана (1390—1407 гг.) есть основания связывать создание ранней редакции степенной книги — «Владимирского полихрона», в котором со времени А. А. Шахматова обычно видят митрополичий свод Фотия 1418—1423 гг. Что касается свода 1408 г., то после утраты в 1812 г. Троицкой летописи судить о нем сложно.
Нам неизвестен во всех подробностях состав Троицкой летописи. Еще А. А. Шахматов обратил внимание, что Симеоновская летопись в части с 1177 по 1390 г. дает точные совпадения с многочисленными выдержками Н. М. Карамзина в «Истории Государства Российского» из Троицкой летописи, изученной им до пожара 1812 г. Этот факт и был положен в основу реконструкции М. Д. Приселковым текста Троицкой летописи. Кроме того, текст Троицкой летописи до 1409 г. (точнее, выписки Н. М. Карамзина) сходен с Московским сводом 1479 г. Дальнейшее уточнение состава свода 1408 г.— дело будущего. Свод 1408 г. был общерусской летописью, возможно использовавшей Ростовские, Суздальско-Нижегородские, Новгородские, Псковские, Тверские, Смоленские и другие летописи. Политическая направленность свода тесно связана с преобладанием московских известий и благожелательной позицией летописца к московскому княжескому дому и московским митрополитам.
Некоторые известия митрополичьего свода 1408 г., восходящие к летописям Твери, могли попасть в него из-за особого внимания митрополита Киприана (1390—1407 гг.), являвшегося в то время духовным главой и Тверского княжества.
Политическими симпатиями Киприана, бывшего около трех лет митрополитом в Великом княжестве Литовском, объясняется интерес летописи к Литве, в частности похвалы литовским князьям, особенно Ольгерду, который ставится в пример русским князьям.
О следующем гипотетически восстанавливаемом митрополичьем своде 1418—1423 гг. можно судить по его переработкам, попавшим в Софийскую I и Новгородскую IV летописи. Связанные с интересами Киприана известия из этого свода удаляются или перерабатываются. Усиливается его общерусский характер. Еще один общерусский свод предположительно был составлен в 1448 г.
В XV в. продолжается ведение летописного дела при великокняжеском дворе, начатое составлением «Летописца Великого Русского». Методом текстологического анализа устанавливается существование свода 1472 г. Он выявляется путем сопоставления более поздних Никаноровской и Вологодско-Пермской летописей, общий источник которых завершается 1472 годом. Свод 1472 г. продолжил изложение предшествовавшей великокняжеской летописи, доведя его до знаменательного события — победы московских войск на Ше-лони, после которой с самостоятельностью Новгорода было покончено. В связи с этим подверглись переработке и известия о взаимоотношениях Новгорода с князьями и в более раннее время, включенные в московскую летопись из новгородских. Характер такой переработки обнаруживается, например, при сопоставлении известий 1187 г. по Новгородской I и по Никаноровской летописям. Если в первой из них читаем: «В то же лето выгнаша новгородци князя Мъстислава Давидовица», то во второй внесено изменение: «Выеде князь Мстислав Давыдович из Новгорода».
О том, что метод сравнительно-исторического, текстологического исследования летописания очень плодотворен, свидетельствует открытие А. А. Шахматовым Московского свода 1479 г., что является одной из самых замечательных страниц в истории изучения русского летописания. Ученый заметил, что в основе Ростовской и Воскресенской летописей лежит общий протограф — свод 1479 г. Это предположение он блестяще подтвердил несколько позже, открыв список реконструированного им свода, относящийся к XVIII в. В 1928 г. М. Н. Тихомиров обнаружил в Уваровском собрании Государственного исторического музея в Москве список того же свода, но в рукописи первой половины XVI в. Этот список летописи, имеющий продолжение до 1492 г., получил название Московского летописного свода конца XV в. В этом своде подробно и обстоятельно изложены известия, связанные с княжением Ивана III. Дьяки, привлеченные к летописной работе, оснащали свод выписками из различных государственных документов, в том числе исходящих из посольской канцелярии. В летопись включались извлечения из великокняжеских дорожных дневников. В то же время в своде усиленно развивался наметившийся в предшествующем московском летописании интерес к истории Киевской Руси. Имевшиеся еще в Троицкой летописи сведения по ней теперь кажутся недостаточными, и для их пополнения был привлечен киевский источник, близкий к Ипатьевской летописи. Указанные дополнения касались главным образом событий, происходивших в Южной Руси. В конце XV в., когда перед Русским государством во всей своей реальности встала задача борьбы с Великим княжеством Литовским за киевское наследие, такого рода работа летописцев звучала весьма актуально.
Летописание XV в. многолико. Это не только обширные общерусские своды, составлявшиеся при дворе великих князей, митрополичьей и епископской кафедрах, но и краткие монастырские летописчики, не только произведения, отражающие официальную точку зрения, но и оппозиционные ей, «независимые». Вторая половина XV в. — время расцвета летописного дела.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|