|
Источники по истории Закавказья и Средней Азии
Для истории Кавказа и прилегающих территорий большое значение имеют исторические труды армянских и грузинских историков, древнейшие из которых восходят к V в. н. э.
Ранние произведения армянских авторов представлены церковно-богословскими сочинениями. Однако в них можно найти ряд сведений по истории Армении. Так, в сочинении Корюна (V в.) «Житие Маштоца» содержится материал об армянском просветителе Месропе Маштоце, с именем которого связывается возникновение армянского алфавита. Корюн приводит сведения о борьбе церкви с ересями и язычеством.
«История Армении» Фавстоса Бузанда (V в.) сохранилась в четырех последних частях (из шести написанных), где излагаются события от царствования Хосрова Котака до раздела страны в 384 г. «Историю Армении» можно считать первой попыткой дать сравнительно целостную историю страны, основанную на агиографической литературе. Наиболее ценные известия связаны с материалами эпоса и народной поэзии.
Во второй половине V в. появилось несколько трудов, имеющих значение как для установления отдельных исторических фактов, так и для понимания историографических проблем. Среди них — «История Вардана и войны армянской» Егише и «История Армении» Лазара Парбеци. Авторы этих трудов —современники важных событий, в том числе восстаний армянского народа против иранского владычества. Егише рассказывает о восстании 450—451 гг. под руководством Вардана Мамиконяна, о его предпосылках и ходе, приводит ряд известий о других государствах Закавказья. Парбеци кроме событий 450—451 гг. описывает восстание 481—484 гг. Так же как и Егише, его волнует судьба Армении, Грузии, Албании Кавказской. По сути дела «История» Парбеци может рассматриваться как продолжение труда Фавстоса Бузанда в той части, которая посвящена событиям от раздела Армении до 440 г.
Наиболее крупный исторический труд «История армян» принадлежит Мовсесу Хоренаци (Моисей Хоренский). Он как бы подводит итог предшествующему изучению Армении. По поводу «Истории армян» в исторической литературе высказывались мнения о более позднем ее происхождении (в VII или даже в IX в.). Основания для того искали в тех частях труда, которые явно позднего происхождения. Источниковедческий анализ свидетельствует, что «История армян», как и многие другие сочинения, не избежала интерполяции, что требует серьезного текстологического изучения. В то же время изучение биографических данных о Мовсесе Хоренаци, точность в сведениях о событиях конца IV — середины V в. и ряд других наблюдений позволили отнести сочинения Хоренаци к V в.
Труд возник в условиях возрождения определенной политической самостоятельности Армении во второй половине V в., когда задача создания истории армянского народа была очень острой. Первая книга — «Родословие Великой Армении» отличается легендарным характером приводимых сведений. Вторая книга «Средняя история наших предков» повествует о времени от Александра Македонского до признания христианства официальной религией в Армении (начало IV в.). В значительной степени и в этой части приводимые сведения носят легендарный характер. Третья часть представляет «конец истории нашего отечества». Эта часть доведена до 440 г., где дается эпилог «Плач» в связи с прекращением династии Аршакуни.
В основу сочинения Мовсеса Хоренаци был положен широкий круг источников. Помимо сказаний, мифов, эпических песен он использовал сочинения своих предшественников, армянских авторов, а также труды греческих и сирийских писателей.
Важным источником по истории Армении, а также Византии, Ирана, Месопотамии является «История» Себеоса, которая посвящена в основном периоду царствования византийского императора Ираклия (610—641 гг.). В «Истории» рассказывается о войнах между Византией и Ираном, а также об арабских завоеваниях в Армении. Ряд историков предполагают, что начальные части «Истории» Себеоса, известные под названием «Начальная история Анонима», со сведениями по древнейшему (легендарному) периоду Армении и истории I—V вв. не принадлежат Себеосу.
История арабских завоеваний на Кавказе нашла отражение в труде армянского историка VIII в. Гевонда «История халифов». Она охватывает период с 640 по 788 г. При этом события последнего периода даются как свидетельства очевидца. Обращают на себя внимание широта, разнообразие и подробность описания. Очень важны сведения о народных восстаниях 703, 748, 762, 774— 775 гг. против ига Арабского халифата. Гевонд свидетельствует не только о выступлениях против иноземных завоевателей, но и о накале антифеодального движения, которое при этом проявлялось среди народа. Он осуждает людей, выступающих против арабов и против местной феодальной знати, называя их «сынами преступления, не знающими страха божия, ни страха перед ишханами, ни почтения к старцам». Классовая, феодальная позиция автора явственно выступает в этих словах.
Как историко-географический источник важна «География» Анания Ширакаци (VII в.), одно время приписываемая Мовсесу Хоренаци. Труд дает материалы о географических представлениях, имевшихся в Армении, и делит мир на семь областей (климатов) с их внутренним административным делением. Особенно» подробно в «Географии» дается описание Армении. Страна делится на 15 областей, указываются их границы, области подразделяются на районы (гавары), подробно сообщается о природе, полезных ископаемых и т. д. Отличительной особенностью труда является стремление его автора опереться на наиболее достоверный материал.
Ранние грузинские исторические труды, как и армянские, носили религиозно-церковный характер и написаны в форме «житий» святых. Древнейшее из них — «Мученичество Шушаники» (70-е годы V в.), автор которого Яков Цуртавели (духовник Шу-шаиики) рассказывает о страданиях знатной женщины, жены правителя Нижней Картлии, за приверженность к христианству. Яков Цуртавели рисует социальную структуру современного ему грузинского общества, дает представление о быте, нравах, культуре тога времени.
В конце VI в. возникло анонимное произведение «Мученичество Евстафия Мцхетели», повествующее о злоключениях некоего персидского христианина Евстафия, бежавшего в Восточную Грузию» и казненного по приказанию персидского наместника. Значительный интерес представляют те страницы «Мученичества», где автор приводит материалы о политической, социальной и бытовой жизни Грузии, особенно точно описывая положение ремесленников, в среде которых жил Евстафий.
Большой материал по социально-политической истории Восточной Грузии и сопредельных с ней стран в период арабского владычества имеется в «Мученичестве Або Тбилели», созданном в 786—790 гг. Иоанэ Сабанисдзе по поручению картлийского католикоса. Жизнь мусульманина Або, принявшего христианство и казненного за это, послужила сюжетом для создания идейно-политического сочинения, автор которого много внимания уделяет вопросу о месте Картли среди других стран, возбуждению ненависти к поработителям, подъему и укреплению самосознания народа. Эта особенность выделяет сочинение Иоанэ Сабанисдзе из числа других «Мученичеств», так как оно создало предпосылку для написания подобных произведений: «Жития Константина Ка-хи» (IX в.) и «Мученичества Горбона» (X в.).
Следует иметь в виду, что житийная литература, зародившись как форма церковно-религиозных сочинений, со временем все больше наполняется светским содержанием, хотя многие труды по-прежнему носят название «жития».
Древнейшим светским памятником письменности Грузии является «Летопись обращения Грузии (Картли)», составленная неизвестным автором в IX в. Летопись состоит из двух частей. В первой части события излагаются от легендарного похода Александра Македонского, а затем дается список грузинских царей и католикосов до IX в. Вторая часть посвящена распространению христианства в Восточной Грузии, которое связывается с именем Нины Каппадокийской, «просветительницы» Грузии. Светский памятник сохранил в себе элементы житийной литературы, хотя в этих, «житиях» наряду с явно недостоверным, легендарным материалом имеется много интересных фактов по истории Восточной Грузии. Переплетение реальных и вымышленных событий заставляет исследователей осторожно относиться к материалам «Летописи». Автор несомненно использовал исторические труды по истории Кавказа, которые принадлежат грузинским, армянским, сирийским, персидским, греческим писателям.
Материалы со сведениями по политической и церковной истории Закавказья, в особенности Азербайджана (Албании Кавказской), имеются в «Истории агван», написанной на армянском языке в X в. Вопрос об авторстве этого сочинения представляет особый интерес, так как долгое время им считался Мовсес (Моисей) Каганкатваци, а время составления труда относили к VII в. Новейшие исследования позволили установить, что автором ее являлся Мовсес Дасхуранци. Возможно, что Дасхуранци был компилятором, использовавшим многочисленные труды своих предшественников. «История агван» состоит из трех частей. Первая основана на сочинениях Егише, Мовсеса Хоренаци, «житиях», легендах, а вторая и третья части используют ряд документов VI—VII вв.
По древней истории Средней Азии сохранилось сравнительно-мало местных письменных источников, что в значительной степени объясняется арабским завоеванием в VII—VIII вв. и фанатизмом, мусульманского духовенства, уничтожавшего письменные памятники на местных языках. Поэтому особое значение имеет изучение-сохранившихся документов, найденных во время раскопок в 30— 40-х годах XX в. замка на горе Муг в верховьях Зеравшана. Остатки некогда большого архива представляют собой письма к согдийскому царю Диваштичу и от Диваштича к владельцу замка, а также деловые записи, отчеты на пергамене, бумаге и дереве в основном на согдийском языке.
Наиболее важные исторические факты сохранились в трудах: ат-Табари и ан-Наршахи, написанных на арабском языке.
«История пророков и царей», составленная Табари (839— 923 гг.) на основе многих исторических источников, не дошедших до нас, сохранилась в сокращенной редакции. Это сочинение была переведено (а точнее, изложено) и на таджикский язык (в 963 г.). Сохранившиеся списки этого произведения отличаются друг от друга, что ставит перед историками задачу их глубокого источниковедческого изучения.
«История Бухары» (или «История Наршахи») была составлена в 943—944 гг. (или в 948—949 гг.) среднеазиатским историком, ан-Наршахи (899—959 гг.) с целью сообщить «о состоянии Бухары, ее достоинствах, прелестях, о всем, что есть в Бухаре и ее окрестностях из удобств жизни и что вообще до нее относится». «История Бухары» в первоначальном виде до нас не дошла. Она дважды подвергалась сокращению: первый раз в 1128 г., когда была переведена на таджикский язык, и второй раз в 1178 г. Эта последняя редакция с дополнениями неизвестного автора и может являться предметом источниковедческого исследования. Даже в сокращенном варианте сочинение Наршахи дает исключительно важные сведения по истории и топографии Бухары, об ирригационной системе, поселениях вокруг города, об обычаях бухарских правителей, дворцах, ткацких мастерских и т. д. Кроме того, определенную ценность имеют материалы, связанные с историей завоевания Средней Азии арабами, о восстаниях Абруя в Бухаре в VI в. и Муканны в 70—80-х годах VIII в., о распространении ислама.
Глава 4
ЛЕТОПИСИ
Летописи — корпус важнейших источников по истории Древней" Руси, объединяемых спецификой изложения материала в виде погодных записей событий. На протяжении нескольких столетий только летописи доносят до нас сведения об историческом процессе в его непрерывности и многообразии.
Летописью обычно называют реально сохранившийся летописный памятник, представленный, одним или несколькими Наименования существующих летописей случайны и условны. Лаврентьевская летопись ведет название от имени писца, списавшего уцелевший список летописи в 1377 г. Ипатьевская летопись называется по имени монастыря, где она была найдена. Некоторые историки предлагали переименовать все сохранившиеся летописи, связав их названия с историей летописания. Однако это означало бы, что уточнение происхождения летописей было бы невозможно. В равной мере это затруднило бы наименование вновь открываемых летописей и создавало бы неурядицу, что подтверждает практика. Так, А. А. Шахматов назвал свод 90-х годов XI в. Начальным сводом, а потом обнаружил, что есть еще Древнейший свод 30-х годов XI в. В условных названиях летописей встречаются и цифровые обозначения: Новгородская первая, вторая, третья и т. д. Цифры не определяют порядок _происхождения.
Летописи — произведения со сложной структурой и во многих своих частях с неясной историей. Выработка принципов критики (анализа) летописей является одной из наиболее сложных и важных проблем исторического источниковедения.
Многочисленными исследованиями и прежде всего работами _А. А. Шахматова установлено, что реально сохранившиеся летописи являются летописными сводами, соединившими в себе, целый ряд предшествующих летописей. Работа сводчика летописей:— компиляция, основное правило которой — цитирование старых_текстов при минимуме их переработки. В силу этого бывает, что древний памятник целиком сохраняется в рамках позднейшей летописи. Так, до нас дошла во многих летописных сводах Повесть временных лет, которая в свою очерёдь, являлась сводом ещё древних летописей. Вместе с тем в летописных сводах древний памятник мог перерабатываться очень основательно. Так, в составе Рогожского летописца и летописи Авраамки Повесть временных лет сохранилась настолько приблизительно, что фактически исчезла. Летописный свод часто завершается какой-либо местной летописью. Например, Вологодско-Пермская летопись представляет собой большей частью Московский летописный свод конца XV в.
Летописи и летописные своды — памятники большого временного (обычно от «начала» Русской земли) и пространственного (общерусского или областного) охвата и соответственно внушительного объема. От них отличают летописцы — произведения более локального характера, посвященные истории отдельного княжества, города, монастыря, княжеского рода. За время своего существования в различной социальной и культурной среде, в процессе переписывания и соединения с другим, и летописными и нелетописными памятниками летописный свод мог неоднократно подвергаться изменениям, переработке как механического, так и целенаправленного характера. В результате возникали изводы или редакции летописей и летописных сводов. Летописный текст, послуживший источником дошедшего до нас списка или группы списков, называют протографом.
Летописцы и летописание
Для выработки методики анализа летописных текстов надо знать, как создавались летописи и какого рода информация в них сообщается; необходимо познакомиться с приемами работы летописцев. В науке долгое время господствовал взгляд на лето писца как на бесстрастного и объективного наблюдателя, неторопливо и равнодушно фиксировавшего события. После работ А. А. Шахматова была доказана несостоятельность подобной точки зрениям. Советские исследователи видят в составителе летописи писателя, отражающего классовые интересы, активного защитника взглядов той или иной феодальной группы или лица, политической исторической концепции. Правящие верхи феодального общества были заказчиками и заинтересованными читателями летописных сводов, активно вмешивались в процесс лето писания, а порой являлись и нeпoсредствeнными сocтaвитeлями летописей..
Политическая, классовая пристрастность, порой яркая публицистичность — важнейшие характеристики летописания.
Политические симпатии и антипатии летописца обусловливают характер летописи, интерпретацию и отбор фактов. Велика в этом отношении и роль его мировоззрения. Летописец — провиденциалист. Отечественная и мировая история для него — продолжение «священной» библейской истории. Провиденциализм для летописца — это и способ видения мира, и философия истории, и инструмент раскрытия глубинных связей явлений.
Поэтому столь часто и охотно летописец говорит о различного рода «знамениях», цитирует Евангелие, Псалтырь и другие церковные книги, сравнивает своих героев с различными библейскими персонажами.
История для летописца — понятие событийное. Не в состоянии осмыслить долговременные общественные процессы как нечто изменяющееся, он фиксирует лишь объект, понимает факт лишь как событие. «Делают» историю руководители государства — князья, высшие духовные иерархи. Народ с его повседневными житейскими нуждами « заботами попадает на страницы летописи очень редко. Исключение представляют новгородские и псковские летописи, более демократичные по своему характеру и сосредоточенные на внутренней жизни города.
Большей частью переработка летописных материалов производилась с максимальным сохранением старого текста, что обнаруживает в поздних летописных памятниках относительно нетронутые древние пласты. Вместе с тем, составляя сводный текст на основе нескольких летописных источников, летописец расслаивал эти источники на отдельные годовые статьи, создавал новые текстовые комбинации.
Помимо летописей сводчик использовал близкие к ним по жанру хронографические компиляции византийского и южнославянского происхождения, произведения русской и византийской агиографии, светские повести, актовые и законодательные материалы. В древнейшем летописании относительно большую роль играли устные легенды и предания, связанные с народной, а отчасти и с феодальной средой, цитирования речей-грамот и т. д. О многих событиях или их подробностях летописец узнавал из чьих-либо рассказов, часть их описывал как очевидец, по собственным впечатлениям.
В творчестве летописца могут быть выделены две жанровые разновидности: более или менее краткие («протокольные») погодные записи, воспроизводящие главным образом фактическую сторону событий, и рассказы и даже повести, содержащие оценочные суждения. При этом летописец фиксировал далеко не все происходящее даже в тех областях русского исторического процесса, которые находились в сфере его внимания. Целый ряд безусловно важных исторических событий не нашел отражения в летописях вообще, иные отмечены в летописях одних княжеств и опущены в других. В этой избирательности проявляется оценка, определенное отношение к истории и современности.
Процесс создания летописных сводов отражает всю многосложную историю летописания и судьбы различных летописных памятников. Текст того или иного локального памятника — «летописца» — мог быть привлечен к оформлению нового летописного свода, а этот, в свою очередь, следующего и т. д. Такими многослойными структурными образованиями являются все крупнейшие и известнейшие из дошедших до нас летописей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|