|
Византийские, западноевропейские и восточные источники
По истории СССР
Расширение круга письменных исторических источников по истории народов СССР отмечается примерно с VI в.
Византийская империя в VI в. входит в тесные контакты со славянами, активно заселяющими Балканский полуостров. В связи с этим в трудах византийских писателей появляются наиболее Сточные сведения о славянах, а также о народах Причерноморья, Кавказа, отчасти Средней Азии.
От VI в. сохранились исторические труды Прокопия Кесарийского (род. между 490 и 507 гг. — ум. после 562 г.), среди которых выделяется восьмитомная «История войны с готами». Значение источника определяется личными наблюдениями Прокопия; который был советником и секретарем византийского полководца Велизария и вместе с ним участвовал в походах против персов, вандалов, остготов. Кроме того, Прокопий пользовался различными письменными источниками, в том числе не дошедшими до нас ранними сочинениями об Армении. Прокопий одним из первых подметил то общее, что связывало «бесчисленные племена антов>, живших к северу от Черного моря, со «склавинами». Он говорит, что «у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы... У тех и других один и тот же язык... И по внешнему виду «ни не отличаются друг от друга... и некогда даже имя у славян я антов было одно и то же». Примечательны наблюдения Прокопия об общественном строе славян: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим».
Труд Прокопия имеет материал о природных условиях, населении и поселениях, торговых путях Армении и Лазского царства в Западной; Грузии.
На рубеже VI—VII вв. возникло важное для изучения ранней истории славян анонимное сочинение — «Стратегикон». Так как «Стратегикон» посвящен прежде всего военным вопросам, то в «ем большое внимание уделено методам борьбы с наступающими на Византию народами, среди которых выделяются славяне. «Стратегикон» сообщает, что в ту пору многочисленные славянские племена были еще разрознены и враждовали между собой. В связи с этим даются рекомендации по привлечению части славян «на свою сторону речами и подарками», чтобы они не могли объединиться: и «не стали бы под власть одного вождя».
К IX—X вв. относится ряд произведений византийских авторов, в которых имеются известия о Киевской Руси. Большинство их касается внешнеполитических событий, в частности походов русов на Византию. Наиболее ранние известия такого характера приводятся в беседах и посланиях константинопольского патриарха Фотия (IX в.) и в житиях византийских святых.
В сочинениях Фотия сохранилось описание похода Руси на Византию в 860 г., вскрываются его причины, которые он видит в расторжении греками договоров с Русью и в «бесчеловечных», «бешеных и озорных» действиях византийцев по отношению к русам. В окружном послании Фотия 867 г. рассказывается о крещении русов и об установлении русской епархии.
О начальной истории Киевской Руси свидетельствует произведение неизвестного автора IX в. «Житие Георгия Амастридского», повествующее о нападении русов (ок. 840—842 гг.) на южное Черноморское побережье и о крещении вождя русов.
Византийскому императору Константину Багрянородному (905—959 гг.) приписывается несколько сочинений, среди которых труд «Об управлении империей». В нем приводится огромный материал как о Византии, так и о соседних с ней странах. Первостепенное значение для историков имеют сведения о Киевском государстве, печенегах, болгарах, хазарах, о Грузии, Армении. Следует иметь в виду, что даже сравнительно небольшие известия Константина Багрянородного дают материалы для решения отдельных вопросов истории. Так, например, Константин Багрянородный рассказывает о построении хазарами на Дону крепости Саркел, в строительстве которой принимали участие византийские специалисты.
В другом сочинении Константина Багрянородного — «О церемониях византийского двора» отмечены поездка киевской княгини Ольги в Константинополь в 957 г. для укрепления торговых и политических отношений и ее прием при византийском дворе.
Некоторые сведения по истории Армении имеются в третьем сочинении Константина Багрянородного — «О фемах», которое содержит описание отдельных частей Византийской империи.
Исследователи сочинений Константина Багрянородного отмечают сложности в использовании их материалов. Трудно определить, что написано самим Константином, а что сделано по его приказу; ряд названий, имеющихся в сочинениях, не поддается расшифровке и не может быть объяснен; отдельные известия, восходящие к трудам предшественников, воспринимались некритично, а иногда искажались.
Перу византийского хрониста Льва Диакона принадлежит написанная около 990 г. «История в десяти книгах», охватывающая 959—976 гг. Первая часть труда — пересказ не дошедшего до нас сочинения современника («Истории Фок»), вторая составлена на основе личных наблюдений и свидетельств очевидцев.
Для историка важны материалы Льва Диакона, относящиеся ко времени правления киевского князя Святослава. Краткость, неясность и противоречивость других письменных источников, касающихся похода Святослава в Болгарию, его войны с Византией, заключения мира, делают сообщения Льва Диакона особенно значимыми, тем более что в отдельных случаях ощущается сходство повествования между «Историей» и Повестью временных лет. Так, подробно описывая битву под Доростолом на Дунае, Лев Диакон приводит слова Святослава на военном совещании в осажденном городе: «У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершивши знаменитые подвиги, умереть со славою». (В Повести временных лет: «Не посрамим земли русской, поляжем костьми, мертвые срама не имут».)
Как непосредственный свидетель войн Византии с Русью Лев Диакон рассказывает о заключении мира и о встрече византийского императора Цимисхия и Святослава на берегу Дуная.
Определенный интерес как источник представляет так называемая «Записка греческого топарха» — путевые заметки чиновника, путешествовавшего с отрядом воинов в конце X в. вдоль Днепра, рассказывающие об опасности переправы через Днепр, трудностях зимнего путешествия в Крым, о сношениях Византии с Русью в период походов Святослава в Болгарию.
Из западноевропейских источников по истории Восточной Европы раннего периода важнейшим является сочинение готского историка VI в. Иордана «О происхождении и деяниях гетов». В основе этого труда лежит «Хроника», составленная в V — начале VI в. придворным историком готских королей Кассиодором. Иордан, видимо, не следовал «Хронике» буквально, так как признается, что имел возможность пользоваться ею только три дня. Иордан ставил перед собой задачу показать историю готов от их переселения из Скандинавии до войны остготов с Византией, практически доведя изложение материалов до 551 г.
В сочинении Иордана имеются историко-географические описания, которые делятся на три части: краткие и недостаточно достоверные сведения о древней эпохе, более подробные географические описания IV—V вв. и современные автору сведения (VI в.). Кроме того, приводится описание племен и народов, подвластных или соседствовавших с готами в период наибольшего возвышения готского племенного союза в IV в. при Гермонарихе. О славянах (склавинах) сообщается, что они занимали земли от Дуная до Карпат и Бескидов, за которыми начинались земли венедов, тянувшихся на восток до Днестра, далее жили анты, т. е. практически Иордан выделяет три основные славянские группы.
Следует отметить, что отдельные географические названия в сочинении Иордана устанавливаются с большим трудом, так как передача их на латинском языке приводила к большим искажениям, а многие сведения просто недостоверны. В связи с этим важно сопоставление материалов сочинения Иордана с писавшим одновременно с ним византийцем Прокопием Кесарийским.
Титмар Мерзебургский (976—1018 гг.) написал сочинение под названием «8 книг хроник». Особый интерес представляют «Хроники» конца X — начала XI в., где автор выступает как современник и очевидец происходивших событий. Хотя центральным событием этого времени была борьба немецких феодалов с Польшей, большое место в «Хронике» занимают поход польского короля Болеслава Храброго в Киевскую Русь, крещение Руси, описание Киева, который представлялся немецким наемникам, входившим в состав войск Болеслава, большим городом с многочисленным населением, множеством церквей и рынков. Так как Титмар Мерзебургский единственный из западных историков, зафиксировавший эти события, то его «Хроника» — важный источник для изу* чения истории Киевской Руси времени Владимира Святославича, хотя оценки им отдельных событий тенденциозны.
О времени Владимира Святославича сохранились известия в письме архиепископа Бруно германскому императору Генриху 11 в 1008 г. Бруно совершил поездку через Киев в печенежские степи, причем до границы, лежавшей в двух днях пути от Киева и представлявшей собой укрепления из валов и засек, его сопровождал сам Владимир.
Некоторые сведения о славянских странах, прилегающих к Балтийскому морю, имеются в сочинениях северогерманского хрониста XI в. Адама Бременского, написавшего «Деяние гамбургских епископов». Интерес представляют и так называемые «Бер-тинские анналы» IX в., где под 839 г. помещено сообщение о народе рос, послы которого прибыли к византийскому императору Феофилу. Это свидетельство может рассматриваться как одно из самых ранних упоминаний о Руси в Западной Европе, наряду с сообщением епископа кремонского Лиутпрандта, который в отчете о посольствах в Византию (в 949 и 968 гг.) также говорит о русах.
Значительную группу источников по истории народов СССР древнего периода, особенно Кавказа, Закавказья, Средней Азии и Поволжья, представляют сочинения восточных авторов, различающиеся как по объему так и по достоверности сообщаемого материала. Большинство их — компиляции из сведений, полученных, как правило, через многие руки, сильно измененных и осмысленных. Специфика восточных рукописей, особенно языковая, затрудняет расшифровку собственных имен, географических названий, некоторых терминов.
Среди этих источников выделяются своей значимостью географические сочинения, которые явились результатом большого внимания к вопросам географии и истории среди арабских ученых.
Труд географа, иранца по происхождению, Ибн-Хордадбеха (ок. 820 — ок. 912/913 гг.) «Книга путей и государств» написан около 846 г. Ибн-Хордадбех был начальником почты в одной из провинций на северо-западе Ирана. В его обязанности входило наблюдение за деятельностью правителя области, составление карт маршрутов на случай войны. «Книга путей и государств» — первое географическое сочинение на арабском языке, дошедшее до нас. В ней дается историко-географическое описание как самого Халифата, так и сопредельных стран, приводятся названия провинций, городов, расписаны дорожные маршруты с указанием расстояний и почтовых станций, даются сведения о налоговых поступлениях из областей и округов, о торговле. Особенностью этих в общем кратких материалов является их официальное происхождение. Большое значение имеют те разделы «Книги», которые касаются Кавказа и Средней Азии. В сочинении имеются краткие упоминания о славянах и русах («Русы суть племя из славян»).
Около 891 г. было составлено географическое сочинение ал-Якуби «Книга стран», из которого сохранились частично описания Ирака, Ирана, Афганистана и Средней Азии. В «Книге» даются сведения о городах, их жителях, указываются расстояния между городами, приводятся некоторые исторические факты.
Важное значение источника по истории народов Поволжья и славян имеет сочинение Ибн-Фадлана, который в 920—921 гг. как посол халифа Мухтадира из Багдада через Среднюю Азию и башкирские земли совершил путешествие в Волжско-Камскую Болгарию. Ибн-Фадлан сделал записи о туркменах и их занятии кочевым скотоводством, о башкирах, казахах, подробно рассказал о своем пребывании в столице Болгарии. Ему принадлежит одно из самых интересных описаний русов, с которыми он встретился на Волге, их внешнего вида, одежды, оружия, украшений женщин, верований, торговых обычаев и т. д.
Некоторые известия по истории СССР имеются в сочинениях арабского географа, историка и путешественника ал-Масуди (конец IX в. — 956 или 957 гг.). Его путешествия в Иран, Индию, на Цейлон, в Северную Африку, Азербайджан, Армению, Среднюю Азию привели к созданию 7 историко-географических трудов, из которых наиболее обширные — «Известия времени» и «Средняя книга» — не сохранились. Материалы этих книг в переработанном виде дошли до нас в сочинении «Промывальни золота и рудники самоцветов», а также в кратком изложении всех трудов ал-Масуди — в «Книге предупреждения и пересмотра».
«Промывальни золота» — историко-географическая энциклопедия, в которой даются описания стран, расселение народов, сведения об их общественном строе, нравах и быте. Предполагают, что ал-Масуди посетил Поволжье и славянские земли, что дало ему возможность описать некоторые из них. В сочинении есть описание похода 913—914 гг. русов в Азербайджан по Каспийскому морю, где они появились на 500 судах по 100 человек в каждом, приводятся сведения об аланском племенном союзе, о башкирах и их кочевьях, о волжско-камских болгарах, о туркменах и их занятиях. Исторические экскурсы ал-Масуди интересны с точки зрения их сопоставления с данными других источников. Он, в частности, рассказывает о восточнославянском политическом объединении, существовавшем в Прикарпатье, о дулебах и т. д.
К историко-географическим сочинениям относится написанный в X в. труд арабского географа Ибн-Русте (Ибн-Дасте) «Книга драгоценных ожерелий», в котором есть описания Черного и Каспийского морей, Армении, Азербайджана, некоторых районов Средней Азии. Ибн-Русте рассказывает о хозарах, буртасах, славянах, о Волжско-Камской Болгарии. В последней он был сам, и тем значительнее его наблюдения о распространении ислама у болгар, их занятиях земледелием, о торговле с Русью и другими соседями. Многочисленные противоречия в описаниях Ибн-Русте требуют критического использования его сообщений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|