|
Результаты расчета доходности функционирования юридической консультации
| Число п работающих юристов-консультантов
|
|
|
|
|
|
|
| Вероятность/^ «простоя» юридической консультации
|
| 0,364
| 0,234
| 0,193
| 0,180
| 0,175
| 0,174
| Вероятность загрузки всех К каналов
|
| 0,636
| 0,358
| 0,173
| 0,070
| 0,024
| 0,007
| Абсолютная пропускная способность
смо
|
| 1,818
| 3,212
| 4,137
| 4,649
| 4,880
| 4,965
| Доход от обслуженных заявок
|
| 238,18
| 420,73
| 541,93
| 609,01
| 639,29
| 650,45
|
Глава 3. Управление стохастическими рисками
Продолжение табл. 3.7
| Число л работающих юристов-консультантов
|
|
|
|
|
|
|
| Расходы на содержание каналов
|
| 53,5
| 107,0
| 160,5
| 214,0
| 267,5
| 321,0
| Доход от эксплуатации «-канальной
смо
|
| 184,68
| 313,73
| 381,43
| 395,01
| 371,79
| 329,45
| На основании данных, представленных в табл. 3.7 и отображенных в виде графика на рис. 3.10, следует, что оптимальным по максимуму получаемого юридической консультацией дохода при тех же параметрах служебного помещения следует считать увеличение штата юристов до четырех человек. При таком составе специалистов-консультантов доход этой организации составит более 395 руб./час против 313,73 руб./час, которые юридическая консультация получает в положении status quo, когда в ней трудятся только два консультанта.
Число каналов обслуживания
| Рис. 3.10. Зависимость величины дохода юридической консультации от числа работающих в ней юристов-консультантов
| Торговля садово-огородным инвентарем, инструментами и строительными материалами. Торговля подобными товарами в крупных центрах самообслуживания является не только прогрессивной, но и удобной формой обслуживания покупателей. Она также хороша и тем, что позволяет легко организовать автоматизированную систему сбора данных об интенсивностях потоков посетителей, о доле тех из них, кто по разным причинам ушел без покупки, и т.п. Этому способствует наличие у подоб-
Риск-менеджмент
ных торговых центров систем автоматизированного допуска посетителей к местам расположения товара и автоматизированного учета и списания купленного товара после его оплаты в кассе.
Большую часть товара в центрах торговли садово-огородным инвентарем, инструментами и строительными материалами посетители отбирают сами, непосредственно подержав размещенный на стеллажах и подиумах товар в руках. Однако некоторая часть товара, представляющего сложную технику или дорогой инструмент, покупатель, как правило, выбирает после консультаций с менеджером в торговом зале. Время консультации при этом оказывается случайным, но распределение этого времени, как правило, — показательное. Поток посетителей, обращающихся к менеджеру за консультацией, также случаен. Поэтому менеджер может то стоять без дела (к нему никто не обращается за разъяснениями), то к нему может выстроиться очередь за консультацией. Но ведь не каждый из потенциальных покупателей сложной техники или дорогого инструмента готов долго ожидать своей очереди и задать менеджеру вопрос.
Некоторые, особенно нетерпеливые клиенты, могут просто уйти без покупки. Поэтому для снижения риска ухода посетителя без покупки из-за того, что этот нетерпеливый клиент не желает или не в состоянии ждать, пока менеджер освободится, таких консультантов должно быть возле места расположения указанного товара несколько. Но сколько? Разумеется, оптимальное число консультантов зависит и от интенсивности потока покупателей, и от доли тех, кто заинтересован в покупке именно дорогой или сложной техники и инструмента, и от величины среднего времени консультации, и от ряда других, менее значимых факторов.
Предположим, что после консультации с менеджером в зале посетитель выбрал интересующий его инструмент и, отстояв очередь в кассе, оплатил товар. Закончились ли на этом его взаимоотношения с торговым центром? Нет, не закончились. Есть еще одна специфическая особенность заключения сделки купли-продажи подобных товаров, а именно: обязательная проверка работоспособности изделия и оформление гарантийных обязательств на купленный товар. В итоге операция по покупке сложной садово-огородной техники, инструмента или инвентаря превращается в трехстадийный процесс: выбор товара, его
Глава 3. Управление стохастическими рисками
оплата в кассе, проверка работоспособности и оформление гарантийного талона на приобретенный товар.
Для оценки экономической выгоды процесса работы торгового центра его руководству крайне необходима информация об эффективности процессов на каждой из стадий. Такую информацию можно получить, если будут известны следующие характеристики процессов обслуживания в торговом центре покупателей сложной техники (инструмента):
A, Q, Роп — абсолютная и относительная пропускные способности и вероятность отказа в обслуживании соответственно;
г,, г2, гъ — среднее число клиентов в очереди на первой, второй и третьей стадиях обслуживания соответственно;
Z\, Z-i, z3 —среднее число клиентов, связанных с первой, второй и третьей стадиями обслуживания соответственно;
*11 ■> 1т}> Сч* —среднее время ожидания клиента в очереди на первой, второй и третьей стадиях обслуживания соответственно;
*Шт> ILL* {а1т —среднее время пребывания покупателя в первой, второй и третьей стадиях процесса обслуживания соответственно;
г — общее среднее число покупателей во всех очередях;
z - общее среднее число покупателей сложной техники (инструмента), совершающих покупку в магазине;
t04 — общее среднее время, проводимое покупателем сложной техники во всех очередях;
tсжт — общее среднее время, затрачиваемое покупателем на приобретение сложной техники в торговом центре.
Адекватным модельным аналогом рассматриваемого нами процесса торговли может служить модель функционирования многофазной СМО с очередью. В подобной системе входящий поток каждой последующей фазы является выходным потоком предыдущей и в общем случае имеет последействие. Однако, если на вход СМО с неограниченной очередью поступает простейший поток заявок, а время обслуживания показательное, то выходной поток этой СМО - простейший с той же интенсивностью, что и входящий. Поэтому многофазовую СМО с неограниченной очередью перед каждой очередной фазой, с простейшим входящим потоком заявок и показательным временем обслуживания на каждой фазе можно анализировать как простую последовательность простейших СМО. Если же очередь к какой-либо фазе ограничена, то выходной поток в этой фазе перестает быть
Риск-менеджмент
простейшим и вышеуказанный прием можно применять только в качестве приближенного.
Учитывая эти замечания, применим для анализа экономической эффективности работы рассматриваемого нами торгового центра математический аппарат, описывающий работу простейшей многофазной СМО с очередью. Будем рассматривать три последовательные стадии процесса работы с покупателем торгового центра как три отдельные СМО со своими характеристиками. Исходные данные для моделирования и оценки эффективности многостадийного процесса работы с покупателями сложной техники в торговом центре представлены в табл. 3.8.
Та бл и ца 3.8 Исходные данные для моделирования многостадийного процесса работы с покупателями торгового центра
Стадии
процесса
обслуживания
посетителей
торгового
центра
| Характеристики стадий процесса обслуживания посетителей торгового центра
|
Число п каналов обслуживания
| Интенсивность^ входного потока (чел/час)
| Доляа
посетителей,
которые не
выбрали
товар
| Среднее время t ofkj обслуживания на стадии (мин)
| Среднее
время
«терпеливого»
ожидания в
очереди
(мин)
| Консультации и выбор товара (многоканальная СМО «нетерпеливыми» заявками)
|
| 3,0
| 0,15
|
|
| Оплата товара (одноканаль-ная СМО с неограниченной очередью)
|
| по итогам
работы
первой
стадии
процесса
|
| 3,2
|
| Контроль и оформление гарантии (многоканальная СМО с неограниченной очередью)
|
| по итогам
работы
первой
стадии
процесса
|
|
|
|
Глава 3. Управление стохастическими рисками
На первой стадии процесса происходят консультации покупателей с менеджером в зале и выбор товара. Поток посетителей простейший с интенсивностью 30 чел/час. У стендов с интересующим нас товаром работают два менеджера-консультанта. Среднее время обслуживания на этой стадии 6 мин. Не каждый из потенциальных покупателей сложной техники или инструмента готов долго ожидать своей очереди задать менеджеру вопрос. В итоге часть клиентов торгового центра, не дождавшись возможности задать свои вопросы менеджеру, отказываются от покупки именно этой техники и переходят к самостоятельному выбору иных товаров в торговом центре. Следовательно, подобных клиентов торгового центра можно моделировать «нетерпеливыми» заявками, покидающими СМО через случайное время ожидания, подчиненное показательному закону распределения. Среднее время «терпеливого» ожидания в очереди для подобных клиентов в табл. 13.8 определено в 15 мин.
Таким образом, все случайные времена событий на первой стадии процесса имеют показательный закон распределения. В итоге процесс обслуживания клиентов торгового центра на стадии консультации и выбора товара можно смоделировать посредством процесса функционирования простейшей двухка-нальной СМО «нетерпеливыми» заявками и неограниченной очередью. Учтем, что интенсивность входного потока заявок в общем случае уменьшается из-за того, что некоторая доля потенциальных покупателей вообще ничего себе не подберет и уйдет из торгового центра без покупки. Доля а посетителей, которые не выбрали товар, определена в 15%.
Основные соотношения для моделирования простейшей многоканальной СМО «нетерпеливыми» заявками и неограниченной очередью являются:
>- финальные вероятности состояний СМО
где р
—, Р = v —
и V
интенсивность потока уходов, приходя-
щаяся на одну заявку, стоящую в очереди; указанные финальные вероятности всегда существуют, если только р > 0;
>- суммарная средняя интенсивность потока уходов, приходящаяся на все заявки, стоящие в очереди, равна vr; значит, интенсивность входного потока заявок уменьшается на эту величину, и абсолютная пропускная способность СМО А и составляет: А =^-уг;именно такая величина будет определять величину интенсивности потока заявок для последующих стадий процесса; эту же характеристику можно определить из соотношения интенсивности обслуживания и среднего числа занятых каналов: А = к • ц; >- с учетом того, что не все посетители, а только их доля (1-а) найдет себе товар для покупки, абсолютная пропускная способность СМО будет равна величине А = (1 - а)Х - vr; именно такими, то есть по итогам работы первой стадии процесса, будут интенсивности входных потоков заявок для второй и третьей стадий;
>• относительная пропускная способность составит Q = —;
л,
>■ среднее число к занятых каналов следует подчитать напрямую как математическое ожидание случайной величины числа занятых каналов с возможными значениями 0, 1,2, ..., п и соответствующими вероятностямиPo-.pi.p2, ' ••■> Pn-h 1'~(/'<Я"7>]~*~р• • •+ Pn-l)\\ это выражение имеет вид:
к = lpi+2p2+..+ (п - \)рп-1+п[\ ~(Po+Pi+P2+ •••+ P„-i)Y,
Глава 3. Управление стохастическими рисками
| >- среднее число заявок в очереди вычисляем по формуле
| >- среднее число заявок в СМО z — г + к;
>- средние времена пребывания заявки в очереди и в системе равны, как обычно, величинам t№, =r / Хи /сист = z I'k соответственно.
На второй стадии покупатели, выбравшие товар, должны оплатить покупку. Пунктов расчета, как правило, в подобных торговых центрах несколько. Однако необходимо учитывать специфику их расположения и особенности продаваемого товара. Дело в том, что обычно подходы к пунктам расчета за покупку разграничены турникетами. Товар, представляющий собой садово-огородный инвентарь, оборудование дачных участков, строительные материалы и т.п., достаточно громоздкий, и покупатели перемещаются по торговым залам, транспортируя его на достаточно крупных тележках. С такой тележкой в узком проходе между турникетами особенно не развернешься.
Все это приводит к тому, что даже при нескольких пунктах расчета за покупку покупатель должен стоять в одну очередь, а именно в ту, в какую он попал по собственной воле или по воле случая. Выбраться из такой очереди и перейти в другую - весьма проблематично, учитывая психологический настрой сзади стоящих покупателей, также перегруженных покупками. В результате работу расчетного пункта и весь процесс на второй стадии приобретения товара в торговом центре приходится моделировать как работу одноканальной СМО с неограниченной очередью и средним временем расчета с покупателем, равным 5 мин.
Основные математические соотношения для моделирования простейшей одноканальной СМО с неограниченной очередью являются:
> р0=1 -р;рк=рк(1-р), для к=1, 2, 3, ...; причем финальные вероятности существуют только для случая, когда
Х 1;
характеристики эффективности определяются выражениями вида:
A=KQ=lfm = bk=P;r=1^-;z=T*-;iaKt =f;/„=-
1-р 1-р X X
Риск-менеджмент
Третья, последняя стадия процесса, — это контроль и оформление гарантии на приобретенный товар. Входной поток имеет такую же интенсивность, как и для второй стадии. На контроле работают четыре специалиста. Среднее время обслуживания на этой стадии 3 мин. Адекватной моделью процесса контроля качества и оформление гарантии на приобретенный товар является многоканальная СМО с неограниченной очередью. Работа подобной СМО описывается следующими характеристиками:
>- финальные вероятности
(, р р2 рл р"+| 1 ''
1! 2! п\ п п\ 1 -т|
Рк =тт</>0;...ДДЯ ' Zk*n'>P>»r =J7------- ;■/»„;... для г>1; они
к: п -я!
существуют только для случая, когда г\ - — - — < I; А - А^ 0 = 1;
Р0ТК =0;
>- средняя длина очереди
>- среднее число занятых каналов (или вероятность того, что канал занят) к = — = р;
>- среднее число заявок в системе z =r+ к =г+ р >- средние временные характеристики процесса:
На основании представленных в тексте и табл. 3.8 исходных данных по всем приведенным нами формулам были проведены модельные расчеты, результаты которых сведены в табл. 3.9.
Глава 3. Управление стохастическими рисками
Т а б л и ца 3.9 Результаты модельных расчетов для трех стадий процесса обслуживания посетителей торгового центра
Стадии процесса обслуживания
| Характеристики эффективности процессов на стадиях работы с посетителями торгового центра
|
Л, чел/час
| Q
| Л,чел
| г,чел
| z, чел
| мин
| еиет '
МИН
| Консультации и выбор товара
| 14,2
(30 • 0,850-
4е2,81)
| 0,625
| 1,9
| 2,8
| 4,7
| 5,6
| 9,4
| Оплата товара
| 14,2
| 1,0
| 0,8
| 2,4
| 3,1
|
| 13,2
| Контроль и оформление гарантии
| 14,2
| 1,0
| 2,8
| 1,1
| 3,9
| 4,6
| 16,6
| Из полученных результатов моделирования следует, что средние времена пребывания покупателя сложной техники и инструмента в очередях и в торговом центре составляют величины /<«=/^)+/,«"f ^>й:20, 2 м и н и/,жт = ^+/™™ + ^1)т;39мин соответственно. Анализ относительных величин для этих данных позволяет сделать вывод о том, что около 43% общего времени пребывания в магазине занимают контроль и оформление гарантии на приобретенный товар. При этом имеющееся количество специалистов на этой стадии процесса (четыре специалиста) можно считать избыточным, поскольку в среднем заняты только 2,8 чел. А вот в очереди на контроль пребывает в среднем всего 1,1 чел. В то же время на первой стадии консультации и выбора товара в очереди на консультацию стоят в среднем 2,8 чел, и, учитывая, что среди посетителей торгового центра есть «нетерпеливые», то для улучшения обслуживания покупателей целесообразно одного специалиста из отдела контроля снять и поставить его консультантом в торговом зале. Следовательно, таким простым структурным изменением можно, во-первых, уменьшить время ожидания клиентом консультации, а, во-вторых, снизить вероятность того, что «нетерпеливые» клиенты уйдут, не приобретя дорогого товара. Для получения более точной, количественной оценки выгодности подобных структурных изменений потребуется провести все расчеты по изложенной методике при новых исходных данных.
Риск-менеджмент
Выпуск лотерейных билетов. Лотерейный бизнес широко распространен во всем мире. Основу процветания всевозможных лотерей составляют устойчивое желание весьма большого числа людей мгновенно обогатиться. Учитывая случайность механизма разыгрывания лотереи, а также массовый характер участия в ней игроков, для оценки рисков и обоснования показателей затрат и доходности в лотерейном бизнесе широко применяют вероятностные модели.
Предположим, что устроители лотереи для привлечения максимального числа участников гарантируют, что «в каждом лотерейном билете — автомобиль!» Лотерейный билет оформлен в виде карточки, на которой размещена таблица 4 на 5 (матрица), клетки которой закрыты фольгой. В клетки матрицы внесены какие-то буквы, но среди них обязательно есть десять букв, из которых можно составить слово «автомобиль».
Если игроку удается из двадцати имеющихся клеток открыть ровно 10 клеток (стереть с них фольгу) и в них окажутся буквы, составляющие слово «АВТОМОБИЛЬ», то такой участник лотереи получает приз — автомобиль. Одна из возможных случайных комбинаций букв в ячейках матрицы представлена в табл. 3.10.
Таблица 3.10
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|