|
Задача оценки альтернатив
Согласно парадигме «рациональных решений» осознанный выбор решения должен производиться только на основе сравнения по предпочтительности результатов, которые обеспечивает в операции та или иная из альтернатив. В связи с этим весьма важными оказываются взаимосвязанные задачи оценки альтернатив и моделирования предпочтений ЛПР. Понятно также, что предпочтения ЛПР в отношении ценности альтернатив должны выявляться не абстрактно, а только для конкретных значений соответствующих им результатов в рассматриваемой операции. При этом задача получения результатов для оценки альтернатив имеет как бы первостепенное значение.
Итак, задача оценки альтернатив имеет главной целью получение для каждой альтернативы значений связанных с ней результатов, характеризующих интенсивность существенных свойств исходов операции. Эту задачу, в принципе, нецелесообразно и не следует решать в отрыве от задачи формирования исходного множества альтернатив. В то же время из методических соображений задачу оценки альтернатив целесообразно рассматривать как самостоятельную, поскольку только так можно выявить ее особенности.
Сформулируем задачу оценки альтернатив следующим образом.
Риск-менеджмент
Дано: Множество А альтернатив ЛПР, характеризующих порядок использования имеющихся ресурсов для достижения цели операции; множество S факторов, задающих условия проведения операции по достижению цели, и их количественные и качественные характеристики; тип «механизма ситуации».
Требуется: Оценить значение результата y(a,s) (в общем случае векторного) для каждой из альтернатив множества А в условиях S.
В зависимости от типа «механизма ситуации» результат y(a,s) применения альтернативы а е А в условиях s e S будем понимать по-разному.
Если механизм детерминистский, то результат у(а) зависит от альтернативы а е Лоднозначно, условия s e S фиксированы и определяют лишь вид отображения А -> К
Для стохастического механизма ситуации в общем случае каждой альтернативе ставится в соответствие вероятностное распределение Fa(y) векторного результата, условия s фиксированы и определяют вид распределения вероятностей. Для других типов механизма ситуации будем искать множество возможных значений векторного результата y(a,s).
Разумеется, информацию о значениях (оценках) результата y(a,s) для любых из перечисленных типов механизма ситуации можно получить из тех же источников, о которых говорилось в п. 1.3.2. Однако основным средством получения новой информации для принятия решений в отношении крупномасштабных проблем все же следует считать моделирование.
Часто представители старой школы управленцев, а также люди, не слишком искушенные в вопросах моделирования, под словами «модель», «моделирование» склонны понимать лишь математические модели и процесс их создания. На самом деле, при рассмотрении этих понятий в непосредственной связи с основными задачами управления легко понять, что это далеко не так. Важно сразу получить правильные ответы на два наиболее часто поступающих и весьма характерных вопроса типа: «Для чего управленцу нужна модель?», а также — «Какие и для исполнения каких функций управления следует использовать модели?»
Обобщенные ответы на первый из двух приведенных гипотетических вопросов (о целях моделирования, основных характеристиках моделей и способах моделирования) сведены в табл. 2.3
Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях
Таблица 2.3 Обобщенные данные о целях моделирования и основных характеристиках моделей
Основные возможные
цели моделирования
(использования моделей)
| Наименования
рекомендуемых типов
моделей
| Рекомендуемый способ моделирования
|
|
|
| Узнать (или познать) что-либо о реальной действительности
| Концептуальные и когнитивные модели
| Натурные макеты, графические (когнитивные) диаграммы, деловые игры, имитационные модели
| Передать кому-то знания, опыт, научить чему-либо
| Дидактические (обучающие) и развивающие модели
| Вербальные и графические модели, аудиовизуальные формы (фильмы), игровые модели
| Произвести расчеты чего-либо по заданной схеме
| Расчетные модели
| Математические модели, графические диаграммы
| Разъяснить кому-либо достоинства и недостатки чего-то, прояснить какой-то вопрос, раскрыть содержание замысла
| Демонстрационные модели
| Вербальные и графические модели, аудиовизуальные формы (фильмы), игровые модели
| Оптимизировать предварительный вариант решения
| Оптимизационные модели
| Натурные макеты и эксперименты, математические модели
| Отыскать информацию, «подсказать» как, где, что, когда ит.п.
| Информационно-справочные системы
| Традиционные вербальные и графические (текстовые) формы, базы данных, базы знаний, модели искусственного интеллекта
| Отработать навыки в выполнении стандартных приемов или работ, проверить гипотезы о значениях основных параметров работ
| Тренажеры
| Макеты, игровые модели, модели с виртуальной реальностью
|
Риск-менеджмент
При этом ясно, что для выбора способа моделирования необходимо сразу определить не только объект моделирования, но и его предмет.
Вспомним, что объект— это то, что противостоит субъекту в его познавательной, преобразующей или другой деятельности, а предмет— то, на чем конкретно сосредоточены эти усилия в деятельности субъекта.
Факторы, определяющие эффективность решений: объективные («качество», «условия», «способы») и субъективные («рассудительность», «инициатива», «характер», «опыт»). Предметы моделирования при разработке решений также не слишком многочисленны, если учесть особенности целей управления. Так как главной задачей управления все же является управление людьми, то ЛПР постоянно приходится что-то этим людям объяснять, чему-то их учить, как-то формировать их умения и навыки и т.п. В ходе постановок задач исполнителям, обучения подчиненных, при осуществлении контрольных функций ЛПР очень часто приходится в упрощенном виде объяснять, воспроизводить, имитировать или форму какого-то объекта или явления, или — содержание. В зависимости от конкретной ситуации, а также для придания своим действиям большей выразительности ЛПР может образы формы и содержания объекта представлять как в статике, так и в динамике.
Для имитации формы объекта хорошо подходят механические образы (копии, макеты и т.п.), графические («видеомодели»), вербальные и звуковые образы («аудиомодели»). А чтобы адекватно воспроизвести содержание объекта, помимо уже перечисленных средств ЛПР может прибегнуть или к специально построенным «мыслительным технологиям» (например, прибегнуть к фантазиям и эвристикам в ходе «мозгового штурма»), или использовать математические символы и операции над ними, то есть построить математическую модель. Если же существо управляемого или изучаемого процесса, явления определяется тем, какие конкретно действия предпримут какие-то определенные субъекты операции, то ЛПР целесообразно назначить специальных людей выполнять в упрощенном виде главные из реальных функций тех субъектов, существенно упростить исследуемую ситуацию с сохранением ее главных черт и воспроизвести моделирование в специальной динамической форме,
Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях
так называемой игровой модели. Понятно, что динамические модели предмета более информативны, даже если это касается воспроизведения его формы. Например, анимация местности с изменяющимся масштабом изображения от «птичьего полета» до «взгляда с высоты муравья» дает более выразительный образ местности, чем ее статический макет. Рекомендуемые для использования типы моделей представлены в последней колонке табл. 2.4.
При разработке моделей, в ходе процесса моделирования очень важно учесть, на каком уровне иерархии управления действует пользователь. Это очень важно, если учесть, что на каждом из таких уровней свои функции, задачи, традиции, представления о «входной» и «выходной» информации. Обязательно нужно учитывать управленческий статус пользователя. Но сколько уровней рассматривать? Оказывается, вполне достаточно рассматривать всего лишь четыре концептуальных уровня иерархии управления. В табл. 2.4 отображены основные типы моделей, которые целесообразно рекомендовать управленцам различного концептуального статуса. Реально на практике уровню «исполнителя» соответствует управленец категории до мелкой фирмы, уровню «администратор» — до среднего и крупного предприятия (фирмы), «руководитель основного звена отрасли» — концептуально моделирует управленца до уровня отделов и управлений министерства, а «высшее руководство» — это уровень министерства и выше.
Техническая разработка модели проводится по общей схеме разработки решения на операцию. Начинается все с определения цели и задач моделирования. Разумеется, что это — прерогатива Л ПР. Цель определяет назначения модели, задает общий характер входной и выходной информации. При этом понятно, что выходная информация по характеристикам точности, надежности и достоверности не может быть лучше входной. Что касается других показателей качества выходной информации, например полноты, содержательности, выразительности и др., то здесь связь не столь однозначна. После этого цель декомпозируют, превращая ее в набор обозримых и понятных задач моделирования. Каждая из этих задач отражает определенный элемент достижения цели с привязкой к временным и ресурсным фрагментам ее достижения, к объектам приложения усилий и исполнителям.
Риск -менеджмент
Таблица 2.4
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|