Сделай Сам Свою Работу на 5

Задача оценки альтернатив

Согласно парадигме «рациональных решений» осознанный выбор решения должен производиться только на основе сравне­ния по предпочтительности результатов, которые обеспечивает в операции та или иная из альтернатив. В связи с этим весьма важ­ными оказываются взаимосвязанные задачи оценки альтернатив и моделирования предпочтений ЛПР. Понятно также, что пред­почтения ЛПР в отношении ценности альтернатив должны вы­являться не абстрактно, а только для конкретных значений соот­ветствующих им результатов в рассматриваемой операции. При этом задача получения результатов для оценки альтернатив име­ет как бы первостепенное значение.

Итак, задача оценки альтернатив имеет главной целью полу­чение для каждой альтернативы значений связанных с ней результатов, характеризующих интенсивность существенных свойств исходов операции. Эту задачу, в принципе, нецелесооб­разно и не следует решать в отрыве от задачи формирования ис­ходного множества альтернатив. В то же время из методических соображений задачу оценки альтернатив целесообразно рас­сматривать как самостоятельную, поскольку только так можно выявить ее особенности.

Сформулируем задачу оценки альтернатив следующим обра­зом.


Риск-менеджмент

Дано: Множество А альтернатив ЛПР, характеризующих по­рядок использования имеющихся ресурсов для достижения цели операции; множество S факторов, задающих условия проведе­ния операции по достижению цели, и их количественные и ка­чественные характеристики; тип «механизма ситуации».

Требуется: Оценить значение результата y(a,s) (в общем слу­чае векторного) для каждой из альтернатив множества А в усло­виях S.

В зависимости от типа «механизма ситуации» результат y(a,s) применения альтернативы а е А в условиях s e S будем понимать по-разному.

Если механизм детерминистский, то результат у(а) зависит от альтернативы а е Лоднозначно, условия s e S фиксированы и определяют лишь вид отображения А -> К

Для стохастического механизма ситуации в общем случае ка­ждой альтернативе ставится в соответствие вероятностное рас­пределение Fa(y) векторного результата, условия s фиксированы и определяют вид распределения вероятностей. Для других ти­пов механизма ситуации будем искать множество возможных значений векторного результата y(a,s).



Разумеется, информацию о значениях (оценках) результата y(a,s) для любых из перечисленных типов механизма ситуации можно получить из тех же источников, о которых говорилось в п. 1.3.2. Однако основным средством получения новой инфор­мации для принятия решений в отношении крупномасштабных проблем все же следует считать моделирование.

Часто представители старой школы управленцев, а также лю­ди, не слишком искушенные в вопросах моделирования, под словами «модель», «моделирование» склонны понимать лишь математические модели и процесс их создания. На самом деле, при рассмотрении этих понятий в непосредственной связи с ос­новными задачами управления легко понять, что это далеко не так. Важно сразу получить правильные ответы на два наиболее часто поступающих и весьма характерных вопроса типа: «Для че­го управленцу нужна модель?», а также — «Какие и для исполне­ния каких функций управления следует использовать модели?»

Обобщенные ответы на первый из двух приведенных гипоте­тических вопросов (о целях моделирования, основных характери­стиках моделей и способах моделирования) сведены в табл. 2.3


Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях

Таблица 2.3 Обобщенные данные о целях моделирования и основных характеристиках моделей

 

Основные возможные цели моделирования (использования моделей) Наименования рекомендуемых типов моделей Рекомендуемый способ моделирования
Узнать (или познать) что-либо о реальной действительности Концептуальные и ког­нитивные модели Натурные макеты, гра­фические (когнитивные) диаграммы, деловые иг­ры, имитационные мо­дели
Передать кому-то зна­ния, опыт, научить че­му-либо Дидактические (обучаю­щие) и развивающие мо­дели Вербальные и графиче­ские модели, аудиовизу­альные формы (филь­мы), игровые модели
Произвести расчеты че­го-либо по заданной схеме Расчетные модели Математические модели, графические диаграммы
Разъяснить кому-либо достоинства и недостат­ки чего-то, прояснить какой-то вопрос, рас­крыть содержание за­мысла Демонстрационные мо­дели Вербальные и графиче­ские модели, аудиовизу­альные формы (филь­мы), игровые модели
Оптимизировать предва­рительный вариант ре­шения Оптимизационные моде­ли Натурные макеты и экс­перименты, математиче­ские модели
Отыскать информацию, «подсказать» как, где, что, когда ит.п. Информационно-спра­вочные системы Традиционные вербаль­ные и графические (тек­стовые) формы, базы данных, базы знаний, модели искусственного интеллекта
Отработать навыки в вы­полнении стандартных приемов или работ, про­верить гипотезы о значе­ниях основных парамет­ров работ Тренажеры Макеты, игровые моде­ли, модели с виртуаль­ной реальностью

Риск-менеджмент

При этом ясно, что для выбора способа моделирования не­обходимо сразу определить не только объект моделирования, но и его предмет.

Вспомним, что объект— это то, что противостоит субъекту в его познавательной, преобразующей или другой деятельности, а предмет— то, на чем конкретно сосредоточены эти усилия в дея­тельности субъекта.

Факторы, определяющие эффективность решений: объек­тивные («качество», «условия», «способы») и субъективные («рассудительность», «инициатива», «характер», «опыт»). Пред­меты моделирования при разработке решений также не слиш­ком многочисленны, если учесть особенности целей управле­ния. Так как главной задачей управления все же является управ­ление людьми, то ЛПР постоянно приходится что-то этим людям объяснять, чему-то их учить, как-то формировать их уме­ния и навыки и т.п. В ходе постановок задач исполнителям, обу­чения подчиненных, при осуществлении контрольных функций ЛПР очень часто приходится в упрощенном виде объяснять, воспроизводить, имитировать или форму какого-то объекта или явления, или — содержание. В зависимости от конкретной си­туации, а также для придания своим действиям большей вырази­тельности ЛПР может образы формы и содержания объекта представлять как в статике, так и в динамике.

Для имитации формы объекта хорошо подходят механиче­ские образы (копии, макеты и т.п.), графические («видеомоде­ли»), вербальные и звуковые образы («аудиомодели»). А чтобы адекватно воспроизвести содержание объекта, помимо уже пе­речисленных средств ЛПР может прибегнуть или к специально построенным «мыслительным технологиям» (например, при­бегнуть к фантазиям и эвристикам в ходе «мозгового штурма»), или использовать математические символы и операции над ни­ми, то есть построить математическую модель. Если же сущест­во управляемого или изучаемого процесса, явления определя­ется тем, какие конкретно действия предпримут какие-то опре­деленные субъекты операции, то ЛПР целесообразно назначить специальных людей выполнять в упрощенном виде главные из реальных функций тех субъектов, существенно упростить ис­следуемую ситуацию с сохранением ее главных черт и воспро­извести моделирование в специальной динамической форме,


Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях

так называемой игровой модели. Понятно, что динамические модели предмета более информативны, даже если это касается воспроизведения его формы. Например, анимация местности с изменяющимся масштабом изображения от «птичьего полета» до «взгляда с высоты муравья» дает более выразительный образ местности, чем ее статический макет. Рекомендуемые для ис­пользования типы моделей представлены в последней колонке табл. 2.4.

При разработке моделей, в ходе процесса моделирования очень важно учесть, на каком уровне иерархии управления дей­ствует пользователь. Это очень важно, если учесть, что на каж­дом из таких уровней свои функции, задачи, традиции, пред­ставления о «входной» и «выходной» информации. Обязательно нужно учитывать управленческий статус пользователя. Но сколько уровней рассматривать? Оказывается, вполне достаточ­но рассматривать всего лишь четыре концептуальных уровня ие­рархии управления. В табл. 2.4 отображены основные типы мо­делей, которые целесообразно рекомендовать управленцам раз­личного концептуального статуса. Реально на практике уровню «исполнителя» соответствует управленец категории до мелкой фирмы, уровню «администратор» — до среднего и крупного предприятия (фирмы), «руководитель основного звена отрас­ли» — концептуально моделирует управленца до уровня отделов и управлений министерства, а «высшее руководство» — это уро­вень министерства и выше.

Техническая разработка модели проводится по общей схеме разработки решения на операцию. Начинается все с определе­ния цели и задач моделирования. Разумеется, что это — прерога­тива Л ПР. Цель определяет назначения модели, задает общий характер входной и выходной информации. При этом понятно, что выходная информация по характеристикам точности, надеж­ности и достоверности не может быть лучше входной. Что каса­ется других показателей качества выходной информации, на­пример полноты, содержательности, выразительности и др., то здесь связь не столь однозначна. После этого цель декомпозиру­ют, превращая ее в набор обозримых и понятных задач модели­рования. Каждая из этих задач отражает определенный элемент достижения цели с привязкой к временным и ресурсным фраг­ментам ее достижения, к объектам приложения усилий и испол­нителям.


Риск -менеджмент

Таблица 2.4



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.