|
Характеристики способов получения информации
Наименование способов
| Частные характеристики способов получения информации
|
Точность
| Надежность
| Достоверность
| Полнота
| Оперативность
| Цена
|
|
|
|
|
|
|
| ПОИ: поиск в традиционных носителях информации
|
| *
| *
| *
| низкая
| средняя
| ПОИ: поиск в базах и банках данных изнаний
| *
| •
| *
| высокая
| высокая
| высокая
| ДНИ: проведение натурного эксперимента
| очень высокая
| высокая
| высокая
| средняя
| очень низкая
| очень высокая
| ДНИ: математическое моделирование на ЭВМ
| *
| *
| *
| *
| низкая
| высокая
| ЛПР
| определяются индивидуальными особенностями личности
| Индивидуальная экспертиза
| очень низкая
| низкая
| *
| *
| высокая
| средняя
| Метод экспертного оценивания
| средняя
| средняя
| средняя
| *
| очень низкая
| очень высокая
| Таким образом, можно считать, что надежность, достоверность и полнота информации — это такие ее качества, которые порождают у ЛПР полную уверенность в успехе процесса разработки решения, не оставляют у него никаких сомнений в том, что сообщенное ему является «истиной» и существенно снижает неопределенность выбора наилучшего решения.
Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях
При анализе табл. 2.2 важно иметь в виду следующее. В некоторых ячейках таблицы помещен специальный символ «*». Это означает, что уровень качества сведений, который может обеспечить тот или иной способ, оказывается не выше исходного уровня качества самого рассматриваемого источника информации.
Планирование процесса сбора информации удобно осуществлять с помощью причинно-следственной диаграммы. Такая диаграмма представлена на рис. 2.7.
Диаграмма моделирует, как из основных факторов «механизма ситуации», которые и есть «причины», вытекает результат, то есть «следствие».
Рис. 2.7. Причинно-следственная диаграмма
| Причинно-следственная диаграмма составляется следующим образом. На листе бумаги, посередине проводим горизонтальную стрелку и в ее острие помещаем «следствие» (имя результата, изучаемого вопроса). К линии стрелки сводим стрелки четырех указателей, обозначающих основные факторы. Указатель — это прямоугольник, из которого идет стрелка к линии центральной стрелки, приводящей, в свою очередь, к следствию. Таким построением мы графически моделируем наличие какого-то вклада рассматриваемого фактора в следствие. При этом само обозначение на листе бумаги поля указателя все время подталкивает исследователя к мысли о том, что в это поле нужно внести какую-то информацию, что-то вписать. А это означает, что указатели на диаграмме играют роль специального психологического раздражителя, заставляющего исследователя искать («до полного изнеможения») и находить факторы рассматриваемой
Риск -менеджмент
категории. После того как все указатели обозначены на листе диаграммы, следует в произвольном порядке (лишь бы не забыть, не упустить что-то существенное) заполнять соответствующие поля.
Еще раз подчеркнем, что порядок заполнения полей никакого значения не имеет, он произвольный. Главное — это сформировать как можно более полный список основных «причин», породивших «следствие». С этой целью в поля указателя для фактора «Качество» вписываем значимые, на наш взгляд, для рассматриваемого исхода, результата или вопроса характеристики уровня профессионализма исполнителей и качества средств, материалов и оборудования. Фактор «Условия» раскрываем через характеристики степени благоприятности условий обстановки (обстоятельства времени, места, возможных влияний других субъектов и др.), а фактор «Способы» описываем через категории, характеризующие совершенство способа действий, такие, как применяемые методы, последовательности выполнения тех или иных трудовых или творческих приемов. В результате удается довольно быстро сформировать список представительных («значимых») факторов, которые, по мнению ЛПР, следует принять во внимание.
Работу по формированию списка факторов нужно проводить в условиях полного раскрепощения фантазии. Это значит, что на этапе синтеза списка не допускается никакая критика, никакое сомнение в том, включать или не включать претендента в список факторов. Иными словами, на этапе заполнения полей указателей главная цель — как можно больше факторов ЗАПИСАТЬ на бумаге. Именно записать, поскольку это высвобождает мозг исследователя для творческой работы, освобождает от необходимости ЗАПОМИНАТЬ сгенерированную информацию. Этот этап работы с причинно-следственной диаграммой можно назвать этапом генерации причин (этап синтеза причин).
После того как фантазия иссякла и генерация причин завершена, можно приступать к этапу анализа вкладов факторов. Вначале анализ ведется вербально, в качественных шкалах, а на завершающей стадии — в более совершенных количественно-качественных и количественных. Подобный рациональный порядок использования шкал оценок позволяет значительно быстрее получить окончательный ответ на главные вопросы, интересующие ЛПР на этапе планирования процесса сбора инфор-98
Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях
мации. При этом весьма просто устанавливают не только требуемые номинации и качество важной информации (то есть о чем нужна информация, с какой точностью, достоверностью, полнотой), но и к какому сроку и из какого источника следует эту информацию получать.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|