|
Задача моделирования предпочтений. Основные модели предпочтений
Пусть теперь результаты y(a,s) для каждой из альтернатив получены. Тогда для выбора наилучшей альтернативы а" необходимо вначале измерить с помощью функции выбора и (y(a,s)) степень предпочтительности результатов, а затем — решить задачу оптимизации полезности. Теоретически предпочтения можно выявлять и измерять не только на результатах операции. Это можно делать на множестве элементов произвольной природы.
Для того чтобы абстрагироваться от качества объектов, на множестве которых выявляют предпочтения ЛПР, и сосредоточиться на сущности самой задачи моделирования предпочтений, вводят понятие некоего абстрактного множества сравниваемых объектов. Поскольку элементы множества будут предъявляться ЛПР для сравнения по предпочтению, этому множеству присвоено специальное название — множество предъявления.
Вербальная постановка задачи моделирования предпочтений задается следующими высказываниями.
Дано: Описание цели операции, условий ее проведения, сведения о значениях основных факторов, определяющих предпочтения ЛПР, об особенностях личности ЛПР и т.п., «множество предъявления»
Требуется: Найти функцию выбора, упорядочивающую элементы «множества предъявления» в соответствии с предпочтениями ЛПР.
Проанализируем задачу. Прежде всего заметим, что существительное «предпочтение» происходит от глагола «предпочесть»,
Риск-менеджмент
то есть признать преимущество перед кем-нибудь или чем-нибудь, признать одно лучшим по сравнению с другим. Предпочтение— это выражение субъективного отношения кого-то к представленным ему на выбор объектам. Например, известно, что братья Сергей Михайлович и Павел Михайлович Третьяковы (первый — на посту градоначальника, а второй — в период основания известной картинной галереи в Москве) своим девизом считали слова: «Выгода — превыше всего, но честь — дороже выгоды!» [1]. В то же время указанная «определенность» отношения индивида к выбору среди альтернатив диктуется не только тем, что его выражает определенное лицо. Здесь, как мы заметим, также имеются в виду и вполне определенная цель, которую преследует в своих действиях это лицо, и определенные условия достижения цели. Такое толкование показывает, что «принятие решения» и «предпочтение» — понятия родственные не только семантически, но и «технологически». Другими словами, мы вновь убеждаемся, что принять решение— это и есть сделать обоснованный выбор среди имеющихся альтернатив. Предпочтение — это вполне субъективное мнение конкретного человека, выраженное для вполне определенной цели и во вполне объективных условиях. Нет предпочтений без субъекта. Нет предпочтений вообще, безотносительно к целям. Нет предпочтений без конкретизации условий достижения цели. Нет субъектов или объектов хороших или плохих в каком-то абсолютном смысле слова. В связи с этим становится понятным смысл еще одной из аксиом Т П Р : «Не бывает наилучших решений вообще. Каждое решение может считаться наилучшим только для конкретной задачи, только в конкретных условиях и только для конкретного ЛПР». Итак, теперь уже становится понятно, что для решения поставленной задачи, для того чтобы построить функцию выбора, следует вначале выявить и измерить предпочтения ЛПР. С этой целью ЛПР предлагают сравнить элементы множества предъявления и делают это по определенным правилам. В результате от ЛПР можно получить не только так называемые «элементарные суждения», но и более сложные, завязанные в систему суждения. Это так называемая система предпочтений ЛПР,то есть система его личных внутренних психологических установок, заставляющих его в ситуациях выбора совершать тот или иной определен-
Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях
ный поступок. Таких поступков для ситуации выбора ТПРпредполагает только два:
> уверенный выбор только одного из объектов среди мно жества предъявления, так как ЛПР считает именно этот объект лучше по сравнению со всеми другими;
> уверенный выбор нескольких объектов среди представ ленных, причем все выбранные объекты ЛПРсчитает «одинаковыми», то есть не обладающими преимущества ми друг перед другом и одновременно — лучшими по сравнению со всеми остальными, невыбранными объек тами.
Предпочтения как первопричина поступков — это результат сложной психической деятельности ума человека. При формировании предпочтения сознание человека ориентируется на объективные и субъективные факторы, как эмоциональные, так ирациональные их компоненты. Причем, как установлено, эти компоненты далеко неравнозначны по своему вкладу в поступки человека. Остановимся подробнее на субъективных факторах, определяющих предпочтения ЛПР. На рис. 2.8 графически отражена структура и значимость вкладов отдельных элементов психической деятельности ЛПР в его поступки.
Рациональная,«открытая» компонента системы предпочтений
формируется в процессе жизни индивида в ходе разработки условных рефлексов. На нее влияют образование, служба и выполнение других «формальных» обязанностей.
Рис. 2.8. Структура вкладов в поступок ЛПР отдельных элементов его психической деятельности
| Эта составляющая предпочтений исторически более «молодая», быстро меняющаяся под влиянием воздействий окружающей среды. Поэтому она более индивидуальна и специфична для людей каждого конкретного социального статуса. Этих фрагмен-
Риск -менеджмент
тов психической деятельности совсем немного, и обычно индивид открыто признает их для себя и для окружающих, подчеркивая тем самым свою индивидуальность (поэтому их и принято называть «открытые»). Но, как оказывается, влияние таких, открыто признаваемых элементов психической деятельности, ничтожно мало. Однако именно они и придают решениям индивида своеобразие в силу особенностей, присущих конкретной личности.
Эмоциональная компонента системы предпочтенийболее «старая». Она сформировалась как результат работы правого полушария и подкорки головного мозга человека. Архаичные, родовые, генетические (наследственные) факторы, являющиеся элементами «бессознательной» деятельности мозга человека, уходят корнями в бесчисленные нравственные, моральные, религиозные, этические традиции, чувства и потребности того народа, той расы, к которой принадлежит индивид. Поэтому они оказываются наиболее устойчивыми и «влиятельными» [46, 63, 75j.Эти элементы бессознательного образуют, так сказать, душу расы, объясняют сходство индивидов одного народа и вносят решающий вклад в поступки ЛПР. Это те самые «традиции сотен предшествующих поколений, которые, — по образному выражению Маркса, — тяготеют как кошмар над умами всех живущих на Земле». Эти фрагменты психической деятельности хранятся глубоко в подсознании индивида и недоступны, неизвестны ему самому. Они всплывают из подсознания человека самопроизвольно, в момент принятия очень важных решений. Индивид не в силах управлять этими «бессознательными» механизмами психической деятельности ума. Это самые мощные, но и самые незаметные (даже для самого индивида) факторы предпочтений. Вот почему люди одной расы практически сходны в своих поступках при принятии решений.
Второй по значимости вклад в поступки индивида вносят те элементы его психической деятельности, которые базируются на осознаваемых им, но скрываемых от других («тайных») фрагмен тах деятельности его ума. Этот вклад в поступки ЛПР при осу ществлении выбора несравненно меньший, чем вносят «бессоз нательные» фрагменты его психики.
Таким образом, становится понятно, что именно «тайные» и «открытые» фрагменты сознательного в деятельности ума индивида объясняют отличия этого индивида от других индивидов
Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях
того же народа, той же расы. Эти особенности являются отпечатком социальной среды, в которой достаточно длительное время пребывает этот индивид. Если «бессознательные» элементы психики уподобить мощному, но почти незаметному течению большой реки, то «тайные», а тем более «открытые» фрагменты психической деятельности — это отдельные завихрения на ее поверхности или рябь от ветра. Иногда из-за ряби на поверхности воды, ряби, которая движется против течения реки, может показаться, что река течет вспять, но это — не более чем иллюзия. Не эти элементы диктуют выбор ЛПР.
В дальнейшем будем полагать, что ЛПР может сравнить между собой любые два элемента </,-и dj из множества предъявления D, и при сравнении двух указанных произвольных элементов для ЛПР имеет место всегда один из трех альтернативных вариантов суждения [44]:
а) элемент dt предпочтительнее элемента d/,
б) оба предъявленных элемента одинаково предпочтительны;
в) элемент dj предпочтительнее элемента dt.
Случаи а) и в) означают, что если многократно предъявлять эти элементы ЛПР, то его выбор среди них будет всегда однозначен (только первый - в случае а и только второй - в случае в). При многократном предъявлении элементов в случае б) ЛПР всегда отвечает, что выбор одного из этих элементов ему безразличен. Других вариантов суждения (например, «я не могу ничего сказать» или «я не знаю») не должно быть.
Если это так, то говорят, что предпочтения ЛПР обладают свойством полноты. Кроме того, идеальные предпочтения ЛПР на предъявленном множестве элементов должны обладать свойством направленности (транзитивности). Это означает, что если ЛПР последовательно сравнивает три каких-то элемента попарно, то есть первый и второй, а затем второй и третий и при этом, например, считает, что первый предпочтительнее второго, а второй — третьего, то при предъявлении ему первого и третьего элемента его вывод должен быть однозначен — «первый предпочтительнее третьего».
О том, какие из известных способов выявления предпочтений целесообразно использовать в тех или иных ситуациях разработки решений, о технологических особенностях процедур проведения опроса лиц, чью систему предпочтений стремятся смоделировать, можно прочитать, например, в [48, 66]. Мы же
Риск -менеджмент
дадим краткую характеристику некоторых наиболее распространенных приемов. К ним относят сортировку, попарное сравнение, ранжирование и частично — балльное оценивание, а также попарные сравнения с градациями. Каждый из перечисленных способов обладает определенными, свойственными ему характеристиками качества, в частности, такими, как точность, надежность, оперативность, сложность получения и др. Сразу оговоримся, что здесь мы перечислили эти технологические приемы в порядке возрастания точности измерения предпочтений и сложности получения результата.
Сортировка. ЛПР должно разделить элементы множества предъявления на некоторые предложенные классы. Например, множество возможных сценариев развития некоего конфликта отнести к классам «благоприятные» (конфликт быстро угаснет) и «неблагоприятные» (перманентный конфликт). Сортировка требует от ЛПР незначительной сосредоточенности, но высокой профессиональной подготовленности, так как объекты сравниваются по целой совокупности свойств. Поэтому оценки могут оказаться не вполне надежными. Сортировка дает результаты в номинальной (классификационной) шкале.
Попарное сравнение — сравнительно простой способ выявления элементарных предпочтений. Чаще всего при попарном сравнении ограничиваются простой констатацией того, что один из элементов предпочтительнее другого или объекты равноценны. В этом случае попарное сравнение есть измерение в номинальной шкале. Это удобно и просто. Чаще всего выбирают шкалу со следующими значениями: «1» — отражает факт предпочтительности первого элемента над вторым (соответственно « О » — не предпочтительности), а «0,5» — факт равноценности этих элементов по предпочтительности. В общем случае попарное сравнение не дает полного упорядочения элементов, поэтому иногда, когда можно выявить степень предпочтения, используют порядковые или близкие к интервальным шкалы.
Ранжирование — это способ выражения предпочтений, заключающийся в расположении предъявленных элементов в порядке возрастания (так называемое прямое ранжирование) или убывания (обратное ранжирование) их предпочтительности. При ранжировании каждому элементу в упорядоченном ряду приписывают натуральное число, называемое рангом элемента. Таким образом, при прямом ранжировании более предпочти-
Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях
тельному элементу будет приписано меньшее натуральное число, а при обратном — большее. Для упрощения процедуры иногда допускают нестрогое ранжирование. При нестрогом ранжировании несколько элементов могут занимать одинаковое место в ранжировке по предпочтительности, и им будет приписан одинаковый ранг. Ранжирование — это измерение в порядковой шкале.
При большом количестве элементов ранжирование удобно проводить способом «медианного сравнения», который требует лишь попарного сравнения. Вначале берут два любых элемента из множества и упорядочивают их. Затем берут третий элемент и сравнивают его с лучшим из первых двух, уже упорядоченных. Если новый элемент лучше, чем лучший из уже упорядоченных, то его «размещают» в упорядоченном ряду на первом месте; если он хуже лучшего, то его сравнивают с худшим и таким образом определяют его место. Затем берут следующий (четвертый) элемент и сравнивают его в паре с медианным (средним в ряду уже упорядоченных) элементом из трех первых элементов, определяя «левый» или «правый» полуряды для дальнейшего уточнения места четвертого элемента, и так далее.
Элементарные суждения в виде результатов попарного сравнения, сортировки и ранжирования выражаются всегда в качественных шкалах.
Балльное оценивание. Оно заключается в том, что каждому элементу из множества предъявленных, ставят в соответствие число (балл), характеризующее меру его предпочтительности перед другими. Указанные числа — балльные оценки — выбирают из специальной балльной шкалы. Оценивание в балльной шкале рекомендуется проводить тогда, когда предпочтительность элемента устанавливается по строгим правилам, не допускающим неоднозначного толкования. При этом обязательно следует иметь в виду, что чем правила назначения баллов проще, размы-тее, тем ближе шкала балльных оценок (по своим свойствам и допустимым преобразованиям над их значениями) к ранговой. И наоборот, чем правила начисления баллов строже, точнее, детальнее, тем оценки в балльной шкале ближе по своим свойствам к интервальным, количественным.
Для выражения предпочтений в случае неоднозначного механизма ситуации часто используют так называемые субъективные вероятности. В этом случае от опрашиваемого лица необхо-119
Риск -менеджмент
димо получить оценки степени возможности появления тех или иных альтернатив, проявления именно тех или иных условий и т.п. Эти оценки выражают в виде неотрицательных чисел, сумма которых равна единице, причем каждое их них отражает степень уверенности ЛПР в том, что при проведении операции может реализоваться та или иная из предъявленных ему для сравнения ситуаций.
Разумеется, такое «прямое» оценивание нельзя считать точным. Поэтому процедуру оценки субъективных вероятностей ситуаций часто совмещают с более надежными методами выявления элементарных суждений, такими, как сортировка и ранжирование или попарное сравнение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|