Сделай Сам Свою Работу на 5

Интернет как новая культура





Число работ, посвященных Сети, ее влиянию на психику человека и на общество в целом, огромно, тем не менее остается открытым вопрос о месте, которое может занять Интернет в культуре.

«Попытка понять смысл Интернета изолированно, вне простран­ства культуры, ограничивает понимание его потенциальных возможно­стей» [193]. «Существование виртуальной реальности предполагает фор­мирование принципиально новой для европейской культуры парадигмы мышления, позволяющей схватывать сложность устройства мира» [177]. И даже представление о том, что человечество стоит на пороге возник­новения новой цивилизации, которая в перспективе станет преемником современного миропорядка (например, [312,523,536]).

Развитие сетевой культуры

В развитии киберкультуры J. Macek [392] выделяет две эпохи — ран­няя и современная, — различаемые по тому, в каком отношении кибер-культура находится к лидирующим тенденциям социальной и культурной жизни глобального общества. С 1960-х, момента своего возникновения, и до начала 1990-х, киберкультура находилась в оппозиции; автор описы­вает четыре этапа эволюции ранней киберкультуры. Со второй половины 1990-х она сама становится лидирующим явлением собственно культу­ры. К 2005 г., по мнению J. Macek, отношение между «культурой во­обще» и «киберкультурой» преобразовались, но адаптироваться пришлось не первой, а второй. Ценности и ожидания, связываемые с киберкультурой и развитием высоких технологий, были приспособлены к мнению боль­шинства и стали частью повседневной политической и экономической идеологии, играя в современном мире организующую роль в построении новой мировой иерархии [392].



Интернет как семиосфера

К концу 1990-х годов проявились те свойства самого Интернета и спе­цифики его функционирования в нашем обществе, которые позволяют определять его культурный статус как семиосферу. По Ю. М.Лотману [130] семиосфера — это синхронное семиотическое пространство, заполняющее границы культуры и ра­ботающее как целостный механизм. Семиосфера опи­сывается рядом параметров. Охарактеризуем Интер­нет по каждому из них.



Глава 3. Интернет как новая культура


3.1. Развитие сетевой культуры 121




 


Семиосфера должна обладать отчетливо выраженной границей так, чтобы все структуры и объекты, принадлежащие ей находились внутри сферы, а сама граница работала как мембрана, пропуская «своих» и от­сеивая «чужих». Граница Интернета хорошо артикулирована в техниче­ском плане и доступ осуществляется при помощи логина и пароля. Эти формальные признаки, позволяющие «держать границу на замке», имеют и ярко выраженную хотя и весьма неоднозначную семантическую окраску. Интернет — пространство существования людей не хронически бедных, обладающих определенными знаниями и некоторыми социальными за­просами. Доступ к Интернету позволяет человеку чувствовать себя «совре­менным», т.е. человеком обладающим независимостью, активностью, ин­теллектом и открытостью. Существование пароля вносит дополнительные ассоциации: тайная организация и заговорщики, государственная тайна и спецслужбы, военная тайна и часовой на посту... К тому же пароль часто представляет собой индивидуальный номерной знак, что отсылает к идее деперсонализации полицейско-административного толка. В то же время, постоянный участник Интернет-тусовок обычно обзаводится новым име­нем — ником, что маркирует его статус «посвященного», т.е. приобщен­ного к новой идее и получившего новую — «истинную» — жизнь. Итак, на границе возникают образы двух миров: один — замкнутый, навязываю­щий собственные правила и деперсонализирующий, а другой — открытый, свободный и дающий человеку возможность личностного развития. Какая часть мира оказывается для человека окрашенной в светлые тона — обы­денная реальность или Интернет-реальность — определяется тем, которую из них он называет «своей». На границе двух миров живут и особые раз­бойники — те, кто может осуществлять насильственный и тайный «вынос» из одного мира в другой. Поэтому многие владельцы сайтов и гос.службы стремятся обзавестись «своим хакером», подобно тому как в Киевской Руси прикармливали приграничных кочевников («свои поганые»).



Второй параметр, по которому описывается семиосфера — это не­однородность языков, заполняющих семиотическое пространство. Языки Интернета — естественные языки, включая русский, английский, жаргон, язык мимических жестов — смайликов, язык дизайна и т. д. — все эти языки в большей или меньшей степени взаимопереводимы и имеют как разное время обращения и обновления кодов, так и различную вырази­тельную силу и широту применения. Принципиально важным для суще­ствования Интернета как явления культуры представляется наличие двух типов языков — символьного и образного. До тех пор, пока компьютер­ная среда позволяла оперировать только «словами», она оставалась лишь средой профессиональных навыков (программистских или пользователь­ских) [170]. С появлением иконических текстов, по определению не пол­ностью переводимых в словесные тексты, возникла конституирующая для семиосферы способность компьютерной среды к смыслопорождению.

Следующий параметр — это взаимодополнительная работа двух ти­пов времени и, соответственно, двух типов сюжетов в рамках единого


семиотического пространства. Мифологический сюжет, лежащий в осно­ве семиосферы и базирующийся на циклическом времени, выделяет эле­менты, стабильно закрепленные в семиотическом пространстве и героя, обладающего большими степенями свободы. Выделяемая Ю. М. Лотманом элементарная последовательность событий в мифе — вхождение в закры­тое пространство и выхождение из него — это в Интернете «хождение по сайтам»: попадание в закрытое пространство расценивается мифом как временная смерть с последующим воскресением, но уже в новом облике, с новыми знаниями и возможностями, а погружение в Интернет-реаль­ность устойчиво регистрируется на уровне индивидуального сознания как «выпадение из реальности», «отключение» с последующим «возвращени-

м к реальности» с «вытащенной с сайта» информацией.

Что же позволяет Интернет-среде обеспечивать актуализацию ми­фологического уровня мироощущения? На наш взгляд это обусловлено некоторым структурным сходством мифа и Интернета. Как подчеркивают все исследователи мифа [135,201,223] роли в мифе взаимно дополняют "руг друга, составляя нерасторжимое целое: охотник и жертва, победитель и побежденный, поедающий и поедаемый оказываются тождественны друг

ругу. То же самое мы наблюдаем в Интернет-среде. Интернет обеспечи­вает возможность человеку почувствовать себя и наблюдателем, и участ­ником событий, причем исполнять эти роли не последовательно, а од­новременно. Начало этому было положено еще компьютерными играми и симуляторами, которые покончили с разделением людей на выигравших и проигравших, учителей и учеников, игроков и болельщиков. Интернет соединил читателя и писателя, творца и потребителя. К этому добав­ляется возможность наблюдать события в реальном масштабе времени. Таким образом, благодаря Интернету человек становится со-участником и возвращается к ощущению собственного универсализма и переживанию партиципации.

В Интернет-перемещениях существует, однако, и линейное время и связанные с ним сюжеты. Если циклические мифологические тексты фиксируют все то, что является постоянным и закономерно повторяю­щимся, т. е. описывают нормы и структуры в картине мира, то линей­ные сюжеты описывают всевозможные аномалии, отклонения от нормы, случайности и новости, т.е. то, что принадлежит не вечности, а настоя­щему моменту. С точки зрения содержания текстов Интернет, с его идей постоянного пополнения и обновления сайтов, представляет собой пе­риферию культуры, где существует только «кумулятивная цепочка, ор­ганизуемая простым присоединением структурно самостоятельных еди­ниц» [130]. Функция периферии — собирать архив эксцессов и дополнять упорядоченную картину мира, наделяющую все происходящее характе­ром закономерности и предсказуемости, представлением о случайности и возможности маловероятных событий. Очевидная дезогранизованность содержаний Интернета, его принципиальная неполнота поддерживают «чудесную» картину мира.



Глава 3. Интернет как новая культура


3.1. Развитие сетевой культуры 123


 


Четвертый параметр семиосферы — это символический характер про­странства. Особой символической и эмоциональной значимостью обла­дает название или имя собственное объекта культуры. В русском языке слово «сеть» может рассматриваться в нескольких ассоциативных рядах: 1. «рыбачья сеть» — «рыбак Петр» — «ловец душ человеческих» — «рождение в истинную жизнь»; 2. «рыбачья сеть» — «Золотая рыбка» — «исполне­ние желаний»; 3. «ловчья сеть» — «запутаться в сетях»; 4. «паучья сеть» — «биться в паутине» — «высосет все соки». Таким образом, Сеть олице­творяет собой либо новую жизнь, с новым смыслом и расширением воз­можностей, либо мучительные попытки вырваться из того, что опутывает и медленно убивает. Итак, первое свойство символического пространства Интернета — амбивалентность. Второе — неограниченный размер, по­скольку граница существует как бы только с одной стороны, с той, где находится вся остальная жизнь. Третье свойство — мгновенность переме­щений, так как формула t = s/v дает 0, поскольку между локусами этого пространства расстояние отсутствует. Эти три особенности позволяют ин­терпретировать пространство Интернета как пространство фантазии или даже как пространство бессознательного, как это предложено (на иных основаниях) в работе [124].

Итак, можно выделить следующие особенности Интернет-культуры:

• Интернет делит мир на «свое» и «чужое» пространство, причем суще­ствуют объективные предпосылки для восприятия мира Интернета и как характеризующегося открытостью, независимостью субъекта и простором для личностного роста, и как навязывающего свои пра­вила, затягивающего, «высасывающего жизненные соки»;

• пространство Интернета дает возможность для реализации мифо­логической составляющей образа Я: идентификации с культурным героем Интернета — хакером, осуществления действия «перемеще­ния», «преодоления границ», партиципации как результата тождества ролей в рамках одной деятельности и соучастия в режиме «реального времени»;

 

• Интернет стимулирует формирование «чудесной» картины мира, вы­полняя по отношению ко всей современной культуре функцию пе­риферии, где копится информация о случайном, новом, ненорматив­ном, не вписывающемся в жесткие рамки устоявшихся представлений;

• семиотическое пространство Интернета, содержащее языки двух ти­пов — символьного и иконического — является средой порождения новых текстов и новых смыслов (о связи смысла, «живого» знания с принципиальной неполнотой перевода см. у В. П.Зинченко [92]).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.