|
Интернет как новая культура
Число работ, посвященных Сети, ее влиянию на психику человека и на общество в целом, огромно, тем не менее остается открытым вопрос о месте, которое может занять Интернет в культуре.
«Попытка понять смысл Интернета изолированно, вне пространства культуры, ограничивает понимание его потенциальных возможностей» [193]. «Существование виртуальной реальности предполагает формирование принципиально новой для европейской культуры парадигмы мышления, позволяющей схватывать сложность устройства мира» [177]. И даже представление о том, что человечество стоит на пороге возникновения новой цивилизации, которая в перспективе станет преемником современного миропорядка (например, [312,523,536]).
Развитие сетевой культуры
В развитии киберкультуры J. Macek [392] выделяет две эпохи — ранняя и современная, — различаемые по тому, в каком отношении кибер-культура находится к лидирующим тенденциям социальной и культурной жизни глобального общества. С 1960-х, момента своего возникновения, и до начала 1990-х, киберкультура находилась в оппозиции; автор описывает четыре этапа эволюции ранней киберкультуры. Со второй половины 1990-х она сама становится лидирующим явлением собственно культуры. К 2005 г., по мнению J. Macek, отношение между «культурой вообще» и «киберкультурой» преобразовались, но адаптироваться пришлось не первой, а второй. Ценности и ожидания, связываемые с киберкультурой и развитием высоких технологий, были приспособлены к мнению большинства и стали частью повседневной политической и экономической идеологии, играя в современном мире организующую роль в построении новой мировой иерархии [392].
Интернет как семиосфера
К концу 1990-х годов проявились те свойства самого Интернета и специфики его функционирования в нашем обществе, которые позволяют определять его культурный статус как семиосферу. По Ю. М.Лотману [130] семиосфера — это синхронное семиотическое пространство, заполняющее границы культуры и работающее как целостный механизм. Семиосфера описывается рядом параметров. Охарактеризуем Интернет по каждому из них.
Глава 3. Интернет как новая культура
3.1. Развитие сетевой культуры 121
Семиосфера должна обладать отчетливо выраженной границей так, чтобы все структуры и объекты, принадлежащие ей находились внутри сферы, а сама граница работала как мембрана, пропуская «своих» и отсеивая «чужих». Граница Интернета хорошо артикулирована в техническом плане и доступ осуществляется при помощи логина и пароля. Эти формальные признаки, позволяющие «держать границу на замке», имеют и ярко выраженную хотя и весьма неоднозначную семантическую окраску. Интернет — пространство существования людей не хронически бедных, обладающих определенными знаниями и некоторыми социальными запросами. Доступ к Интернету позволяет человеку чувствовать себя «современным», т.е. человеком обладающим независимостью, активностью, интеллектом и открытостью. Существование пароля вносит дополнительные ассоциации: тайная организация и заговорщики, государственная тайна и спецслужбы, военная тайна и часовой на посту... К тому же пароль часто представляет собой индивидуальный номерной знак, что отсылает к идее деперсонализации полицейско-административного толка. В то же время, постоянный участник Интернет-тусовок обычно обзаводится новым именем — ником, что маркирует его статус «посвященного», т.е. приобщенного к новой идее и получившего новую — «истинную» — жизнь. Итак, на границе возникают образы двух миров: один — замкнутый, навязывающий собственные правила и деперсонализирующий, а другой — открытый, свободный и дающий человеку возможность личностного развития. Какая часть мира оказывается для человека окрашенной в светлые тона — обыденная реальность или Интернет-реальность — определяется тем, которую из них он называет «своей». На границе двух миров живут и особые разбойники — те, кто может осуществлять насильственный и тайный «вынос» из одного мира в другой. Поэтому многие владельцы сайтов и гос.службы стремятся обзавестись «своим хакером», подобно тому как в Киевской Руси прикармливали приграничных кочевников («свои поганые»).
Второй параметр, по которому описывается семиосфера — это неоднородность языков, заполняющих семиотическое пространство. Языки Интернета — естественные языки, включая русский, английский, жаргон, язык мимических жестов — смайликов, язык дизайна и т. д. — все эти языки в большей или меньшей степени взаимопереводимы и имеют как разное время обращения и обновления кодов, так и различную выразительную силу и широту применения. Принципиально важным для существования Интернета как явления культуры представляется наличие двух типов языков — символьного и образного. До тех пор, пока компьютерная среда позволяла оперировать только «словами», она оставалась лишь средой профессиональных навыков (программистских или пользовательских) [170]. С появлением иконических текстов, по определению не полностью переводимых в словесные тексты, возникла конституирующая для семиосферы способность компьютерной среды к смыслопорождению.
Следующий параметр — это взаимодополнительная работа двух типов времени и, соответственно, двух типов сюжетов в рамках единого
семиотического пространства. Мифологический сюжет, лежащий в основе семиосферы и базирующийся на циклическом времени, выделяет элементы, стабильно закрепленные в семиотическом пространстве и героя, обладающего большими степенями свободы. Выделяемая Ю. М. Лотманом элементарная последовательность событий в мифе — вхождение в закрытое пространство и выхождение из него — это в Интернете «хождение по сайтам»: попадание в закрытое пространство расценивается мифом как временная смерть с последующим воскресением, но уже в новом облике, с новыми знаниями и возможностями, а погружение в Интернет-реальность устойчиво регистрируется на уровне индивидуального сознания как «выпадение из реальности», «отключение» с последующим «возвращени-
м к реальности» с «вытащенной с сайта» информацией.
Что же позволяет Интернет-среде обеспечивать актуализацию мифологического уровня мироощущения? На наш взгляд это обусловлено некоторым структурным сходством мифа и Интернета. Как подчеркивают все исследователи мифа [135,201,223] роли в мифе взаимно дополняют "руг друга, составляя нерасторжимое целое: охотник и жертва, победитель и побежденный, поедающий и поедаемый оказываются тождественны друг
ругу. То же самое мы наблюдаем в Интернет-среде. Интернет обеспечивает возможность человеку почувствовать себя и наблюдателем, и участником событий, причем исполнять эти роли не последовательно, а одновременно. Начало этому было положено еще компьютерными играми и симуляторами, которые покончили с разделением людей на выигравших и проигравших, учителей и учеников, игроков и болельщиков. Интернет соединил читателя и писателя, творца и потребителя. К этому добавляется возможность наблюдать события в реальном масштабе времени. Таким образом, благодаря Интернету человек становится со-участником и возвращается к ощущению собственного универсализма и переживанию партиципации.
В Интернет-перемещениях существует, однако, и линейное время и связанные с ним сюжеты. Если циклические мифологические тексты фиксируют все то, что является постоянным и закономерно повторяющимся, т. е. описывают нормы и структуры в картине мира, то линейные сюжеты описывают всевозможные аномалии, отклонения от нормы, случайности и новости, т.е. то, что принадлежит не вечности, а настоящему моменту. С точки зрения содержания текстов Интернет, с его идей постоянного пополнения и обновления сайтов, представляет собой периферию культуры, где существует только «кумулятивная цепочка, организуемая простым присоединением структурно самостоятельных единиц» [130]. Функция периферии — собирать архив эксцессов и дополнять упорядоченную картину мира, наделяющую все происходящее характером закономерности и предсказуемости, представлением о случайности и возможности маловероятных событий. Очевидная дезогранизованность содержаний Интернета, его принципиальная неполнота поддерживают «чудесную» картину мира.
Глава 3. Интернет как новая культура
3.1. Развитие сетевой культуры 123
Четвертый параметр семиосферы — это символический характер пространства. Особой символической и эмоциональной значимостью обладает название или имя собственное объекта культуры. В русском языке слово «сеть» может рассматриваться в нескольких ассоциативных рядах: 1. «рыбачья сеть» — «рыбак Петр» — «ловец душ человеческих» — «рождение в истинную жизнь»; 2. «рыбачья сеть» — «Золотая рыбка» — «исполнение желаний»; 3. «ловчья сеть» — «запутаться в сетях»; 4. «паучья сеть» — «биться в паутине» — «высосет все соки». Таким образом, Сеть олицетворяет собой либо новую жизнь, с новым смыслом и расширением возможностей, либо мучительные попытки вырваться из того, что опутывает и медленно убивает. Итак, первое свойство символического пространства Интернета — амбивалентность. Второе — неограниченный размер, поскольку граница существует как бы только с одной стороны, с той, где находится вся остальная жизнь. Третье свойство — мгновенность перемещений, так как формула t = s/v дает 0, поскольку между локусами этого пространства расстояние отсутствует. Эти три особенности позволяют интерпретировать пространство Интернета как пространство фантазии или даже как пространство бессознательного, как это предложено (на иных основаниях) в работе [124].
Итак, можно выделить следующие особенности Интернет-культуры:
• Интернет делит мир на «свое» и «чужое» пространство, причем существуют объективные предпосылки для восприятия мира Интернета и как характеризующегося открытостью, независимостью субъекта и простором для личностного роста, и как навязывающего свои правила, затягивающего, «высасывающего жизненные соки»;
• пространство Интернета дает возможность для реализации мифологической составляющей образа Я: идентификации с культурным героем Интернета — хакером, осуществления действия «перемещения», «преодоления границ», партиципации как результата тождества ролей в рамках одной деятельности и соучастия в режиме «реального времени»;
• Интернет стимулирует формирование «чудесной» картины мира, выполняя по отношению ко всей современной культуре функцию периферии, где копится информация о случайном, новом, ненормативном, не вписывающемся в жесткие рамки устоявшихся представлений;
• семиотическое пространство Интернета, содержащее языки двух типов — символьного и иконического — является средой порождения новых текстов и новых смыслов (о связи смысла, «живого» знания с принципиальной неполнотой перевода см. у В. П.Зинченко [92]).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|