Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследование самоотношения жителей Интернета с помощью проективного метода

Применялись следующие проективные методики.

Методика исследования самооценки Дембо— Рубинштейн. Данная методика основана на непосредственном оценивании испытуемым ряда качеств его индивидуальности. В нашем случае были использованы та­кие качества как здоровье, характер, ум, счастье, судьба. Обследуемым предлагалось отметить уровень развития у них этих качеств на данный ]момент времени (Я-реальное), уровень развития этих качеств, при ко­тором они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя (Я-идеальное), уровень развитие у себя этих качеств в Интернете (Я-виртуальное), а также развитие этих качеств в прошлом (Я-прежний) и в будущем (Я-будущий).

Проективная методика «Цветовой тест отношений» Эткинда пред­ставляет собой невербальный компактный диагностический прием, от­ражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уро­вень отношений человека. Теоретическую основу методики составля­ет концепция отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г.Ананьева об об­разной природе психических структур любого уровня и представления А. Н.Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований лично­сти. Методической основой ЦТО является цветоассоциативный экспе­римент, базирующийся на предположении о том, что существенные ха­рактеристики невербальных компонентов отношений к значимым дру­гим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветовая


сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментальных психологиче­ских исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов. В нашем исследовании объектами оценивания для испытуемо­го выступали концепты «Я сам», «Интернет-собеседник» и «моя судьба».

Методика визуальных универсалий Е. Ю.Артемьевой [10]. В рабо­тах по изучению структур субъективного опыта Е. Ю.Артемьевой уда­лось обнаружить визуальные формы, которые одинаково интерпретиру­ются испытуемыми с точки зрения семантики. Описания, даваемые са­мыми разными испытуемыми, оказываются удивительно схожими по от­ношению к фигурам, только одна из которых имеет определенное гео­метрическое название — круг, все остальные фигуры являются неопи-сываюшимися геометрическими терминами. Результаты проведенных исследований позволили Е. Ю. Артемьевой сформулировать представ­ление о том, что эти восемь фигур представляют собой невербальный семантический код, поскольку они обладают стабильной семантикой. При исследовании представлений человека о самом себе и своей жизни остро ощущается дефицит описательных методик, таких методик, ко­торые бы позволяли нашим испытуемым давать описание собственной жизни не с точки зрения удачная/неудачная, хорошая/плохая, а на не­котором содержательном уровне. Поэтому в данной работе, на ряду с другими методиками, была предпринята попытка применить фигу­ры, соответствуюшие невербальным универсалиям, в качестве средств глобального описания жизни испытуемых. Таким образом, выбор испы­туемым той или иной фигуры рассматривался нами как свернутая семан­тическая процедура, то есть такая процедура, которая позволяет через соотнесение самого себя, своей судьбы и Интернет-собеседника с невер­бальными универсалиями дать семантическое описание этих концептов.



Испытуемые — активные посетители чатов, признающие себя жи­телями Интернета. Возраст 18-25 лет.

Проективные методики дали результаты, сходные по смыслу с по­лученными с помощью опросниковых методик. Полученные результаты свидетельствуют о том, что наши испытуемые имеют позитивное отноше­ние к себе — отсутствует ассоциация самого себя с отвергаемыми цветами и с фигурами, имеющими негативную семантику. Данные по методике самооценки Дембо—Рубинштейн также демонстрируют отсутствие тен­денции к занижению самооценки: «Я-реальное» находится в интервале 2/3-4/5 шкалы.

Анализ содержательных характеристик фигур и цветов, с которым испытуемые ассоциировали самих себя, подтверждает преобладание при­нимающей позиции в отношениях с собственным я. Для описания самого себя испытуемые используют фигуру № 2, которая имеет следующие ха­рактеристики: приятное, чистое, холодное, твердое, смелое, горькое. 60 % испытуемых в своих ассоциациях используют основные цвета (по 20% — Красный и синий, по 10 % — зеленый и желтый), а 30 % ассоциируют себя с фиолетовым цветом.


164 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития


4.2. Самосознание жителей Интернета 165


 


Большинство испытуемых не ассоциирует в ЦТО свою судьбу с от­вергаемыми цветами (85%) и фигурами (100%).

Для описания собственной судьбы в методике визуальных универ­салий большинство испытуемых используют вторую или первую фигуру: № 2 — приятное, чистое, холодное, твердое, смелое, горькое; № 1 — лег­кое, доброе, чистое, холодное, молодое, умное, тихое, приятное, активное, сладкое, смелое.

Отношение наших испытуемых к своей судьбе по данным ЦТО может быть описано следующим образом. Большинство испытуемых не ассоци­ирует свою судьбу с отвергаемыми цветами (85%) и фигурами (100%). Многие испытуемые (35 %) ассоциируют судьбу с красным цветом, что свидетельствует о переживании чувства успеха и конструктивной актив­ности как ведущего аффективного тона «образа судьбы». Некоторое коли­чество испытуемых ассоциируют свою судьбу с синим и черным цветами (по 15%). Следовательно, среди жителей Интернета тех, для кого об­раз судьбы — это образ гармоничной, внутренне бесконфликтной жизни, не меньше, чем тех, кто, как говорит М.Люшер, «восстает против судь­бы, или, по крайней мере, против своей собственной судьбы» и «склонен действовать опрометчиво и безрассудно».

Результаты, полученные с помощью методики Дембо—Рубинштейн, говорят о том, что у людей, опосредующих свое общение Интернет-ре­сурсами, представление о Я-идеальном нереалистично и недифференци-ровано: на большинстве шкал Я-идеальное помещается в верхнюю точку шкалы, что может быть проинтерпретировано как утверждение «Я могу стать самым умным, здоровым и т. п. на свете». Такая нечувствительность к собственным особенностям может повлечь завышенные требования к се­бе и к окружающим. Так же наблюдается большой разрыв между Я-реаль-ным и Я-идеальным, что также негативно сказывается на регулирующей функции самооценки.

Значительная представленность фиолетового цвета в ассоциативных описаниях жителями Интернета своего я (у 30% испытуемых) также сви­детельствует о слабости процессов дифференциации в их самосознании, склонности к магическим отношениям с собственным я.

Некоторые выводы

Итак, основная проблема самосознания жителей Интернета — это неструктурированность представлений о себе. Их отношение к себе — принимающее и дружественное — не основывается на позитивной оцен­ке собственных достижений или удовлетворенностью данным моментом или гордостью за свои хорошо продуманные планы. Самоотношение этих людей строится как без-условное принятие, как материнское, безоценоч­ное. Зрелое, неинфантильное Я нуждается и в условном, «отцовском» принятии, обеспечивающем возможность внешней, «объективной» оцен­ки достижений человека. Интернет-среда является подходящим местом для тренинга оценочного механизма — одновременно и вовне, в сетевом


общении, допускающем экспериментирование с образом Я-в-настоящем, протекающем на базе операций анонимной интимности и анонимной публичности, и в автокоммуникации, обеспечивающей благодаря автома­тической фиксации «следов» сетевой активности доступность для наблю­дения — а не конструирования памятью, — образа Я-в-прошлом.

Полученные данные об особенностях самоотношения жителей Ин­тернета могут быть проинтерпретированы не только как показатель не­благополучия тех, кто стремится в Интернет-среду и вредоносности са­мой этой среды. Можно рассматривать Интернет как культуру, в рамках которой появились новые средства для личностного развития тех, кому по каким-либо причинам трудно формировать свой образ Я с опорой на свои природные данные или социальные достижения. Появление Ин­тернета не только поставило точку в индустриальном этапе развития об­щества, но и изменило психологические свойства современной культуры. Для активного участника Интернет-жизни проблема отчуждения в том виде, в котором ее обсуждал Э. Фромм, уже не стоит: «он не участвует ни в планировании трудового процесса, ни в его результатах, он почти ни­когда не соприкасается с произведенным продуктом в целом [203, с. 194]. Вряд ли человек, имеющий свой сайт (личный или корпоративный) или поддерживающий своим присутствием сетевое сообщество, отнесет эти слова к себе. Да и отмечаемая Ю. М. Лотманом оборотная сторона ориен­тированной на сообщения культуры XX века — „резкое разделение на пе­редающих и принимающих, возникновение психологической установки на получение истины в качестве готового сообщения о чужом умственном усилии..."» [130, с. 44-45], — уже не характерна для ориентированной на автокоммуникацию культуры Интернета.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.