|
Исследование самоотношения жителей Интернета с помощью проективного метода
Применялись следующие проективные методики.
Методика исследования самооценки Дембо— Рубинштейн. Данная методика основана на непосредственном оценивании испытуемым ряда качеств его индивидуальности. В нашем случае были использованы такие качества как здоровье, характер, ум, счастье, судьба. Обследуемым предлагалось отметить уровень развития у них этих качеств на данный ]момент времени (Я-реальное), уровень развития этих качеств, при котором они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя (Я-идеальное), уровень развитие у себя этих качеств в Интернете (Я-виртуальное), а также развитие этих качеств в прошлом (Я-прежний) и в будущем (Я-будущий).
Проективная методика «Цветовой тест отношений» Эткинда представляет собой невербальный компактный диагностический прием, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека. Теоретическую основу методики составляет концепция отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г.Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А. Н.Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности. Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветовая
сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментальных психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов. В нашем исследовании объектами оценивания для испытуемого выступали концепты «Я сам», «Интернет-собеседник» и «моя судьба».
Методика визуальных универсалий Е. Ю.Артемьевой [10]. В работах по изучению структур субъективного опыта Е. Ю.Артемьевой удалось обнаружить визуальные формы, которые одинаково интерпретируются испытуемыми с точки зрения семантики. Описания, даваемые самыми разными испытуемыми, оказываются удивительно схожими по отношению к фигурам, только одна из которых имеет определенное геометрическое название — круг, все остальные фигуры являются неопи-сываюшимися геометрическими терминами. Результаты проведенных исследований позволили Е. Ю. Артемьевой сформулировать представление о том, что эти восемь фигур представляют собой невербальный семантический код, поскольку они обладают стабильной семантикой. При исследовании представлений человека о самом себе и своей жизни остро ощущается дефицит описательных методик, таких методик, которые бы позволяли нашим испытуемым давать описание собственной жизни не с точки зрения удачная/неудачная, хорошая/плохая, а на некотором содержательном уровне. Поэтому в данной работе, на ряду с другими методиками, была предпринята попытка применить фигуры, соответствуюшие невербальным универсалиям, в качестве средств глобального описания жизни испытуемых. Таким образом, выбор испытуемым той или иной фигуры рассматривался нами как свернутая семантическая процедура, то есть такая процедура, которая позволяет через соотнесение самого себя, своей судьбы и Интернет-собеседника с невербальными универсалиями дать семантическое описание этих концептов.
Испытуемые — активные посетители чатов, признающие себя жителями Интернета. Возраст 18-25 лет.
Проективные методики дали результаты, сходные по смыслу с полученными с помощью опросниковых методик. Полученные результаты свидетельствуют о том, что наши испытуемые имеют позитивное отношение к себе — отсутствует ассоциация самого себя с отвергаемыми цветами и с фигурами, имеющими негативную семантику. Данные по методике самооценки Дембо—Рубинштейн также демонстрируют отсутствие тенденции к занижению самооценки: «Я-реальное» находится в интервале 2/3-4/5 шкалы.
Анализ содержательных характеристик фигур и цветов, с которым испытуемые ассоциировали самих себя, подтверждает преобладание принимающей позиции в отношениях с собственным я. Для описания самого себя испытуемые используют фигуру № 2, которая имеет следующие характеристики: приятное, чистое, холодное, твердое, смелое, горькое. 60 % испытуемых в своих ассоциациях используют основные цвета (по 20% — Красный и синий, по 10 % — зеленый и желтый), а 30 % ассоциируют себя с фиолетовым цветом.
164 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития
4.2. Самосознание жителей Интернета 165
Большинство испытуемых не ассоциирует в ЦТО свою судьбу с отвергаемыми цветами (85%) и фигурами (100%).
Для описания собственной судьбы в методике визуальных универсалий большинство испытуемых используют вторую или первую фигуру: № 2 — приятное, чистое, холодное, твердое, смелое, горькое; № 1 — легкое, доброе, чистое, холодное, молодое, умное, тихое, приятное, активное, сладкое, смелое.
Отношение наших испытуемых к своей судьбе по данным ЦТО может быть описано следующим образом. Большинство испытуемых не ассоциирует свою судьбу с отвергаемыми цветами (85%) и фигурами (100%). Многие испытуемые (35 %) ассоциируют судьбу с красным цветом, что свидетельствует о переживании чувства успеха и конструктивной активности как ведущего аффективного тона «образа судьбы». Некоторое количество испытуемых ассоциируют свою судьбу с синим и черным цветами (по 15%). Следовательно, среди жителей Интернета тех, для кого образ судьбы — это образ гармоничной, внутренне бесконфликтной жизни, не меньше, чем тех, кто, как говорит М.Люшер, «восстает против судьбы, или, по крайней мере, против своей собственной судьбы» и «склонен действовать опрометчиво и безрассудно».
Результаты, полученные с помощью методики Дембо—Рубинштейн, говорят о том, что у людей, опосредующих свое общение Интернет-ресурсами, представление о Я-идеальном нереалистично и недифференци-ровано: на большинстве шкал Я-идеальное помещается в верхнюю точку шкалы, что может быть проинтерпретировано как утверждение «Я могу стать самым умным, здоровым и т. п. на свете». Такая нечувствительность к собственным особенностям может повлечь завышенные требования к себе и к окружающим. Так же наблюдается большой разрыв между Я-реаль-ным и Я-идеальным, что также негативно сказывается на регулирующей функции самооценки.
Значительная представленность фиолетового цвета в ассоциативных описаниях жителями Интернета своего я (у 30% испытуемых) также свидетельствует о слабости процессов дифференциации в их самосознании, склонности к магическим отношениям с собственным я.
Некоторые выводы
Итак, основная проблема самосознания жителей Интернета — это неструктурированность представлений о себе. Их отношение к себе — принимающее и дружественное — не основывается на позитивной оценке собственных достижений или удовлетворенностью данным моментом или гордостью за свои хорошо продуманные планы. Самоотношение этих людей строится как без-условное принятие, как материнское, безоценочное. Зрелое, неинфантильное Я нуждается и в условном, «отцовском» принятии, обеспечивающем возможность внешней, «объективной» оценки достижений человека. Интернет-среда является подходящим местом для тренинга оценочного механизма — одновременно и вовне, в сетевом
общении, допускающем экспериментирование с образом Я-в-настоящем, протекающем на базе операций анонимной интимности и анонимной публичности, и в автокоммуникации, обеспечивающей благодаря автоматической фиксации «следов» сетевой активности доступность для наблюдения — а не конструирования памятью, — образа Я-в-прошлом.
Полученные данные об особенностях самоотношения жителей Интернета могут быть проинтерпретированы не только как показатель неблагополучия тех, кто стремится в Интернет-среду и вредоносности самой этой среды. Можно рассматривать Интернет как культуру, в рамках которой появились новые средства для личностного развития тех, кому по каким-либо причинам трудно формировать свой образ Я с опорой на свои природные данные или социальные достижения. Появление Интернета не только поставило точку в индустриальном этапе развития общества, но и изменило психологические свойства современной культуры. Для активного участника Интернет-жизни проблема отчуждения в том виде, в котором ее обсуждал Э. Фромм, уже не стоит: «он не участвует ни в планировании трудового процесса, ни в его результатах, он почти никогда не соприкасается с произведенным продуктом в целом [203, с. 194]. Вряд ли человек, имеющий свой сайт (личный или корпоративный) или поддерживающий своим присутствием сетевое сообщество, отнесет эти слова к себе. Да и отмечаемая Ю. М. Лотманом оборотная сторона ориентированной на сообщения культуры XX века — „резкое разделение на передающих и принимающих, возникновение психологической установки на получение истины в качестве готового сообщения о чужом умственном усилии..."» [130, с. 44-45], — уже не характерна для ориентированной на автокоммуникацию культуры Интернета.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|